Решение суда о взыскании в солидарном порядке компенсации морального вреда № 2-4110/2017 ~ М-3665/2017

№2-4110/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 октября 2017 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Багрянской В.Ю.,

при секретаре Шестаковой М.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Половенко Сергея Викторовича к ФСИН России и УФСИН России по Воронежской области о признании незаконным отказа в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, о возложении обязанности принять на учет и о взыскании в солидарном порядке компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском, указывая, что во время прохождения службы в УФСИН России по Камчатскому краю, обратился ДД.ММ.ГГГГ в территориальную подкомиссию УФСИН России по Камчатскому краю с заявлением и соответствующими документами о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья. Его документы были рассмотрены, и согласно выписки из протокола заседания территориальной подкомиссии УФСИН России по Камчатскому краю, ДД.ММ.ГГГГ принято решение о направлении заявления истца и его учетного дела в адрес ФСИН России для принятия решения о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья. Решением комиссии ФСИН России отДД.ММ.ГГГГ, истцу было отказано в принятии его на учет. Полагая действия комиссии незаконными, истец просит признать решение ФСИН незаконным и обязать принять его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с даты первичного обращения составом семьи четыре человека. Кроме того, полагает, что действиями ответчиков ему причинен моральный вред, который также просит компенсировать в размере 10000 руб., в обоснование данных требований ссылается на многочисленные нарушения, допущенные ответчиками при рассмотрении его заявления и направлении ему решения об отказе в принятии на учет (л.д. 2-17).

В судебном заседании истец свои исковые требования поддержал, пояснил изложенное.

Представитель ФСИН России по доверенности Бабаян С. Ю. с иском не согласился, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях.

Представитель УФСИН России по Воронежской области по доверенности Бондаренко И.Н. также возражала против удовлетворения требований истца, полагая, что УФСИН России по Воронежской области прав истца не нарушало.

Суд, выслушав истца, представителей ответчиков, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

Из представленных суду документов и пояснений сторон, судом установлено, что истец проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы с ДД.ММ.ГГГГ года в различных подразделениях и должностях. В период прохождения службы в УФСИН России по Камчатскому краю, обратился ДД.ММ.ГГГГ в территориальную подкомиссию УФСИН России по Камчатскому краю с заявлением и соответствующими документами о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья. Его документы были рассмотрены, и согласно выписки из протокола заседания территориальной подкомиссии УФСИН России по Камчатскому краю, ДД.ММ.ГГГГ принято решение о направлении заявления истца и его учетного дела в адрес ФСИН России для принятия решения о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья. Также территориальной подкомиссией Камчатского края было сформировано учетное дело истца №, подготовлен расчет размера единовременной выплаты. Все указанные документы были направлены в адрес комиссии ФСИН России (л.д. 75-82).

Решением комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ года, истцу было отказано в принятии его на учет (л.д.83-85).

Согласно выписки из протокола заседания комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, основанием для отказа истцу в принятии его на учет составом семьи 4 человека, послужило непредставление заявителем документов, предусмотренных п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года №369, а именно, выписок из ЕГРП, содержащих информацию о ранее имевшихся жилых помещениях, что не позволило комиссии установить факт ухудшения жилищных условий заявителя и членов его семьи. Указанная выписка из протокола заседания комиссии была направлена в адрес истца ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 86).

В силу ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ (ред. от 05.12.2016, с изм. от 19.12.2016) "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата). Порядок исчисления общей продолжительности службы в учреждениях и органах для предоставления единовременной социальной выплаты и периоды службы, подлежащие включению в общую продолжительность службы в учреждениях и органах, определяются Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Судом установлено, что истец обратился с заявлением о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья ДД.ММ.ГГГГ. На момент подачи заявления истцом, порядок и условия предоставления социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, регламентировались Постановлением Правительства №369 от 24 апреля 2013 года "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации"(вместе с "Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации") и Приказом ФСИН России от 29 августа 2013 года №496 "Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения" (далее Порядок).

В силу п. 16 Порядка, документы для получения единовременной выплаты должны быть рассмотрены комиссией в течение 3 месяцев с даты приема (получения) указанных документов, отраженной в Книге учета заявлений. Согласно представленной копии из книги учета заявлений, Половенко С.В. обратился с заявлением ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 177-178). Соответственно, его заявление подлежало рассмотрению в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение указанных требований, решение комиссии ФСИН России об отказе в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья принято только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. спустя более двух лет. При этом, в материалы дела ФСИН России не представлено документов в оправдание столь длительных сроков рассмотрения заявления сотрудника ФСИН России.

Кроме того, само решение об отказе в принятии на учет принято комиссией с нарушением требований действующего законодательства.

В качестве оснований к отказу послужило непредставление заявителем документов, предусмотренных п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ №, а именно выписок из ЕГРП, содержащих информацию о ранее имевшихся у заявителя жилых помещениях. Между тем, п. 5 Правил устанавливает исчерпывающий перечень документов, которые должен представить заявитель, и в их числе выписки из ЕГРП не указаны. Пп. «и» п. 5 Правил установлено, что заявитель должен представить документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений. Судом установлено, что такие документы Половенко С.В. были представлены, что подтверждается копией учетного дела Половенко С.В. № (листы учетного дела 90-96, л.д. гражданского 168-175).

В силу п. 7 Правил, на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения. В нарушение установленных требований, Половенко С.В. был уведомлен о принятом комиссией решении только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. спустя 7 месяцев с момента принятия решения.

В силу п. 8.1.1. Порядка (в редакции приказа ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ 3496, который действовал на дату обращения Половенко С.В. с заявлением), Комиссия ФСИН России была обязана осуществить проверку представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвратить документы заявителю с указанием в письменном виде причин возврата.

Из приведенных нормативных положений следует, что отсутствие в учетном деле каких-либо документов, являлось основанием для возвращения истцу его документов и разъяснения ему причин возврата, но не основанием для отказа в принятии на учет для последующей социальной выплаты.

Также судом установлено, что Приказом директора ФСИН России №-лс от ДД.ММ.ГГГГ, истец назначен на должность заместителя начальника УФСИН России по Воронежской области. Приказом № –лс от ДД.ММ.ГГГГ истец уволен с должности заместителя начальника УФСИН России по Воронежской области в связи с достижением предельного возраста, установленного ст. 59 Положения о службе в органах внутренних дел РФ.

Как уже указывалось судом выше, вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники, учреждения и органы), входят в предмет регулирования Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, что следует из ч. 1 ст. 1 данного закона.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).

Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).

Данные правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ случаях членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (п. 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

Согласно п. 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В п. 5 названных правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. 31 и 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.

На основании заявления и документов, поименованных в указанном п. 5, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п. 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

В соответствии с п. 14 Правил предоставления единовременной социальной выплаты право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в п. 19 этих правил, имевшегося у них на день увольнения.

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения у сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы возникает при наличии обязательных условий, предусмотренных чч. 1 и 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В целях реализации этого права сотрудники принимаются на учет для получения единовременной социальной выплаты, и такое право за ними сохраняется при увольнении со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы с правом на пенсию.

Действия ответчика ФСИН России, который нарушил сроки рассмотрения заявления истца о принятии его на учет и направления ответа заявителю, привели к тому, что истец узнал об отказе в постановке на учет уже после своего увольнения из органов ФСИН России. Таким образом, в настоящее время истец утратил возможность повторного обращения с заявлением о принятии его на учет по вине ответчика ФСИН России.

Основания отказа истцу в принятии его на учет также, по мнению суда, не соответствовали закону, поскольку, материалы учетного дела истца и представленные им документы, соответствовали п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты. Выписки из ЕГРП за прошлое время, которые по мнению комиссии ФСИН России, не были представлены истцом, в данном пункте Правил не указаны.

Доводы представителя ФСИН России об отсутствии в учетном деле иных документов, суд не может принять во внимание, поскольку, их отсутствие в учетном деле истца, не указано в качестве основания для отказа в принятии истца на учет.

Доводы ответчика о том, что комиссия не имела возможности установить факт намеренного ухудшения истцом своих жилищных условий в течение последних пяти лет, предшествовавших обращению с заявлением, суд также полагает безосновательными.

Истец, как уже указывалось судом, обратился с заявлением о постановке его на учет ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, проверке подлежал период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Истцом при подаче заявления были представлены документы, из которых со всей определенностью следует, что жилищные условия истца не изменялись, тем более, не имело место намеренное ухудшение жилищных условий со стороны истца либо членов его семьи.

Так судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ истец, его супруга и двое несовершеннолетних детей были постоянно зарегистрированы по адресу: <адрес>. При этом, супруга истца и дети являлись и являются до настоящего времени собственниками указанного жилого помещения в равных долях (по 1/3 доле). Квартира имеет общую площадь 46,4 кв.м. Таким образом, на каждого проживающего приходится менее 15 кв.м.

С октября ДД.ММ.ГГГГ года истец проходил службу в <адрес>. Ему была предоставлена служебная квартира по адресу: <адрес>, в которой он проживал один и имел там временную регистрацию, согласно выписки из лицевого счета.

С ДД.ММ.ГГГГ, истец проходил службу в <адрес>. Истец, его супруга и двое детей проживали по договору найма служебного жилого помещения по адресу: <адрес>, где были зарегистрированы по месту пребывания, согласно представленных договора найма, поквартирной карточки, свидетельств о регистрации по месту пребывания, выписки из лицевого счета.

Из установленных судом обстоятельств следует, что последние пять лет, до обращения истца с заявлением о постановке его на учет, он занимал служебные жилые помещения, находящиеся в собственности РФ и в оперативном управлении территориальных органов ФСИН России. Жилищные условия истца и членов его семьи на протяжении этих пяти лет не менялись. Из представленных суду документов следует, что в настоящее время истец и члены его семьи также постоянно зарегистрированы по прежнему адресу <адрес>. Указанное жилое помещение также, как и ранее, принадлежит супруге и детям истца на праве общей долевой собственности.

С учетом изложенного, отказ ответчика носит формальный характер, ответчиком не была соблюдена процедура принятия оспариваемого решения.

Кроме того, ответчиком ФСИН России нарушены требования, предъявляемые к оформлению протокола заседания комиссии и учетного дела истца. В выписке из протокола заседания комиссии не указан ее состав, данные о присутствующих на заседании комиссии членах комиссии, о наличии кворума для принятия решений, о результатах голосования членов комиссии, о месте и времени проведения заседании комиссии, что в целом ставит под сомнение легитимность указанного решения. В нарушение п. 7.2.3. Порядка, в учетном деле № отсутствует выписка из протокола заседания комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, с учетом требований действующего на момент возникновения спорных правоотношений сторон законодательства, у ответчика не имелось правовых оснований для отказа истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной по указанному им основанию, поскольку, все условия для постановки на учет были соблюдены.

Для восстановления нарушенного права истца необходимо признать решение комиссии ФСИН России незаконным и возложить на ФСИН России обязанность принять истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с даты первичного обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Требования истца о компенсации морального вреда, суд полагает незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В силу части первой статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно пункту 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, моральный вред, связанный с нарушением имущественных прав граждан, подлежит компенсации только при наличии специального указания об этом в законе, однако действующее законодательство не содержит норм, которые предусматривали бы возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав гражданина в сфере жилищных отношений либо социальных гарантий, связанных с прохождением службы в органах ФСИН.

Каких-либо доказательств, подтверждающих нарушение ответчиками личных неимущественных прав, истцом не представлено.

Предъявление требований ко второму ответчику УФСИН России по Воронежской области также лишено правовых оснований. Исходя из исследованных судом обстоятельств дела, данный ответчик каких-либо прав истца не нарушал. Несвоевременность направления истцу решения об отказе в принятии на учет, была следствием неправомерных действий ФСИН России. УФСИН России по Воронежской области при получении данного решения из ФСИН России в ДД.ММ.ГГГГ года, незамедлительно направило копию указанного решения истцу (л.д. 108-109).

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Признать незаконным решение комиссии ФСИН России об отказе Половенко Сергею Викторовичу в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, оформленное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ФСИН России принять решение о постановке Половенко Сергея Викторовича на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья составом семьи четыре человека с даты обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части требований истцу отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья: Багрянская В.Ю.

Решение принято в окончательной форме 20 октября 2017 года.


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда о взыскании в солидарном порядке с ответчиков убытков

Истец обратилась с настоящим иском к ответчикам указывая, что является матерью ФИО1, погибшего при исполнении служебных обязанностей. Ввиду незаконных действий ВКВО ей не была своевременно назначена пенсия по потере кормильца, что лишило ее права ...

Решение суда о признании права на увеличение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1; перерасчете и выплате пенсии по случаю потери кормильца, как вдове ветерана боевых действий, с увеличением на 32 % расч

Туркова О.Н. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что онаявляется вдовой ветерана боевых действий в ФИО1., умершего дд.мм.гггг; с дд.мм.гггг по настоящее время истец получает пенсию по случаю потери кормильца, однако в нарушение тре...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru