Решение суда о признании незаконным решения избирательной комиссии города Ярославля №43/9 от 21.07.2017 г. «об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума города Ярославля» № 2а-4366/2017 ~ М-3924/2017

Дело № 2а-4366/17

Изготовлено 16.10.2017г.

РЕШЕНИЕ

И М Е Н Е М РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ярославль 11 октября 2017 года

    Кировский районный суд г. Ярославля в составе

председательствующего судьи Нуваховой О.А.

при секретаре Бондаревой Е.Ю.

с участием прокурора Похлеба Т.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Виноградова Олега Игоревича к Избирательной комиссии города Ярославля о признании незаконным решения избирательной комиссии города Ярославля №43/9 от 21.07.2017 г. «об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума города Ярославля»,

УСТАНОВИЛ:

Виноградов О.И. обратился в суд с исковым заявлением к Избирательной комиссии города Ярославля, в котором просил признать незаконным решение Избирательной комиссии города Ярославля №43/9 от 21.07.2017г. «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума города Ярославля», обязать ответчика зарегистрировать инициативную группу по проведению местного референдума города Ярославля.

В обоснование исковых требований административный истец указал, что решением Избирательной комиссии города Ярославля было отказано в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума с вопросом: «Вы за то, чтобы Глава городского округа город Ярославль (мэр города Ярославля) избирался на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и возглавлял местную администрацию?», посчитав, что данный вопрос не относится к вопросам местного значения. Истец полагает данный отказ незаконным, противоречащим Конституции РФ, поскольку предложенный вопрос относится к вопросам местного значения, и соответствует требованиям законодательства, в том числе статьям 131 и 132 Конституции Российской Федерации. Оспариваемое решение избирательной комиссии города Ярославля нарушает право истца на проведение референдума по вопросу местного значения: избрание мэра города Ярославля на муниципальных выборах.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены мэрия города Ярославля, муниципалитет города Ярославля.

Административный истец Виноградов О.И. заявленные исковые требования поддержал по доводам искового заявления, дополнительно пояснил, что оспариваемое решение избирательной комиссии препятствует населению города Ярославля реализовать конституционное право самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления.

Представитель административного ответчика Избирательной комиссии города Ярославля в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании представитель Избирательной комиссии города Ярославля по доверенности Сабанов О.В. исковые требования не признал, пояснил, что решение об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума города Ярославля принято на основании решения муниципалитета города Ярославля, которым предлагаемый для вынесения на местный референдум вопрос признан не отвечающим требованиям ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», вопросы порядка наделения полномочиями глав муниципальных образования Ярославской области не относятся к вопросам местного значения, согласно Закону Ярославской области от 16.10.2014 г. №59-з «О сроках полномочий, порядке формирования, иных вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» глава городского округа избирается представительным органом этого муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.

Представитель заинтересованного лица мэрии города Ярославля по доверенности Семенова Ю.Р. административный иск не признала по доводам письменного отзыва на иск, дополнительно пояснила, что на местный референдум могут быть вынесены вопросы только местного значения, предлагаемый инициативной группой вопрос для вынесения на местный референдум не относится к вопросам местного значения, оспариваемое решение избирательной комиссии является законным, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Представитель заинтересованного лица Муниципалитета города Ярославля по доверенности Воробьев А.М. административные исковые требования не признал, пояснил, что предлагаемый инициативной группой вопрос для вынесения на местный референдум не отвечает требованиям ст. 12 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не относится к вопросам местного значения, оспариваемое решение принято в пределах полномочий, предоставленных Избирательной комиссии города Ярославля, в соответствии с действующим законодательством.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, заключение прокурора, полагавшей, что заявленные административные исковые требования не подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу, что исковые требования Виноградова О.И. удовлетворению не подлежат ввиду следующего.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.

По делу установлено, что 03 июля 2017 года в избирательную комиссию города Ярославля от уполномоченного представителя инициативной группы Виноградова О.И. поступило ходатайство о регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы и сбора подписей в поддержку проведения референдума города Ярославля со следующей формулировкой вопроса: «Вы за то, чтобы Глава городского округа город Ярославль (мэр города Ярославля) избирался на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и возглавлял местную администрацию?»

Согласно ст. 36 Федерального закона от 12.06.02 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации и не менее 10 человек - для выдвижения инициативы проведения местного референдума (п. 1)

Согласно п. 2 указанной статьи, инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы.

Согласно п. 5 указанной нормы, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение: в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования - о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума; в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

Пунктом 6 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ обязанность проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 данного федерального закона (вопросы референдума), возлагается на представительный орган муниципального образования.

Таким образом, законодатель предусмотрел перечень полномочий территориальной избирательной комиссии, в которые не входит проверка соответствия закону вопросов, предлагаемых инициативной группой для вынесения на местный референдум. Решению вопроса о регистрации инициативной группы по проведению референдума предшествует процедура рассмотрения представительным органом муниципального образования ходатайства и приложенных к нему документов на предмет соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.

В связи с чем, Избирательная комиссия города Ярославля 17 июля 2017 года направила в муниципалитет города Ярославля ходатайство о регистрации инициативной группы по выдвижению инициативы и сбора подписей в поддержку проведения референдума города Ярославля и приложенные к нему документы.

Муниципалитетом города Ярославля от 19.07.2017 года принято решение №881, которым вопрос, предлагаемый инициативной группой для вынесения на местный референдум: «Вы за то чтобы Глава городского округа город Ярославль (мэр города Ярославля) избирался на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и возглавлял местную администрацию?» признан не соответствующим требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

На основании решения муниципалитета города Ярославля от 19.07.2017 года №881 Избирательная комиссия приняла решение №43/9 от 21.07.2017 г. об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума города Ярославля.

В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определяются Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В силу пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.

Исходя из положений п. 6 данной статьи вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон №131-ФЗ) под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Статьей 16 указанного Федерального закона определены вопросы местного значения городского округа, перечень которых является исчерпывающим.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона N 131-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления отнесено, в частности, правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены указанным федеральным законом.

Частями 1 и 3 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ глава муниципального образования может быть избран одним из трех способов: на муниципальных выборах; представительным органом муниципального образования из своего состава; представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

При этом порядок избрания главы муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Вопрос о порядке избрания главы муниципального образования урегулирован Федеральным законом N 131-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 4 Закона Ярославской области от 16 октября 2014 года N 59-З "О сроках полномочий и порядке формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" глава городского округа, являющегося административным центром Ярославской области, избирается представительным органом этого муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.

То есть порядок избрания главы муниципального образования уже установлен Законом Ярославской области от 16 октября 2014 года N 59-З, следовательно, предложенный инициативной группой вопрос противоречит закону Ярославской области.

При этом суд считает, что оспариваемое решение избирательной комиссии не нарушает права граждан на определение структуры органов местного самоуправления, предусмотренного ст. 131 Конституции РФ.

В соответствии с ч. 1 статьи 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В соответствии с ч. 2 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции РФ установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу положений частей 1, 3 ст. 34 Федерального закона N 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Исходя из положений части 7 статьи 34 данного Федерального закона, изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.

Одновременно пункт 1 части 10 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит вопрос о внесении изменений в устав муниципального образования к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования

Таким образом, решение вопроса о внесении изменений в Устав муниципального образования относительно структуры органов местного самоуправления и порядка назначения Главы города относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Как указывалось выше, решением муниципалитета города Ярославля №881 от 19.07.2017 предлагаемый для вынесения на местный референдум вопрос: «Вы за то, чтобы Глава городского округа город Ярославль (мэр города Ярославля) избирался на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и возглавлял местную администрацию?» был признан не отвечающим требованиям ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Законность и обоснованность решения муниципалитета города Ярославля №881 от 19.07.2017 в установленном порядке не обжаловались.

В соответствии с п. 11 ст. статьи 36 Федерального закона N 67-ФЗ N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» если представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, комиссия референдума отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации.

Таким образом, поскольку муниципалитет города Ярославля признал выносимый на референдум вопрос не отвечающим требованиям ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, избирательная комиссия обоснованно отказала в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума города Ярославля.

Исковые требования административного истца фактически сводятся к несогласию с решением муниципалитета города Ярославля от 19.07.2017г., которое не оспаривается.

Решение Избирательной комиссии города Ярославля №43/9 от 21.07.2017г. «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума города Ярославля», вынесено в пределах компетенции, в соответствии с нормами действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов истца.

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения незаконным.

Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу не установлено.

В связи с чем, административные исковые требования Виноградова О.И. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении административных исковых требований Виноградова Олега Игоревича к Избирательной комиссии города Ярославля о признании незаконным решения избирательной комиссии города Ярославля №43/9 от 21.07.2017 г. «об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума города Ярославля», отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Ярославля

Судья

О.А.Нувахова


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО СПОРАМ ВЫТЕКАЮЩИМ ИЗ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА:

Решение суда о признании незаконным решения избирательной комиссии

Шутов А.В. обратился в суд с административным иском к территориальной избирательной комиссии Красноперекопского района г. Ярославля о признании незаконным Решения Территориальной избирательной комиссии Красноперекопского района г. Ярославля от 10....

Решение суда об отказе в регистрации кандидатом в депутаты, обязании регистрации кандидатом в депутаты

Кузнецов В.Н. обратился в суд с административным иском к территориальной избирательной комиссии Заволжского района г. Ярославля. В обоснование сослался на то, что с 17.07.2017г. является выдвинутым путем самовыдвижения кандидатом в депутаты муници...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru