Решение суда о признании права на замену удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС № 2-8094/2017 ~ М-7692/2017

Дело № 2-8094/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Уфа                       14 ноября 2017 года

Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан

в составе: председательствующего судьи Индан И. Я.,

при секретаре Нуртдиновой Э. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гулиева Арифа Юнис оглы к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании права на замену удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС,

УСТАНОВИЛ:

Гулиев А. Ю. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании права на замену удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, мотивируя свои требования тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил срочную военную службу в войсковой части <данные изъяты>. В октябре 1986 года был командирован в <адрес> Полесского района п.г.т. Новая Радча для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, что подтверждается удостоверением ликвидатора ЧАЭС 1986-1987 г.г. союзного образца серии А №, выданным ДД.ММ.ГГГГ ОВК <адрес>. В апреле 2017 года истец обратился к ответчику по вопросу замены удостоверения союзного образца на удостоверение образца Российской Федерации, в чем ему было отказано.

Определением судьи Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 04 октября 2017 года постановлено: привлечь по делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Главное Управление МЧС России по Республики Башкортостан (4500005, г. Уфа, 8 Марта, 12/1); Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (109012, Москва, Театральный пр., д. 3).

Исследовав материалы дела, выслушав истца Гулиева А. Ю., просившего иск удовлетворить, представителей Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан - Гирфанову А. И., Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Главное Управление МЧС России по Республики Башкортостан - ФИО6, просивших в иске отказать, ссылаясь на доводы отзывов; проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

Пунктом 3 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, наряду с другими категориями отнесены граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.

Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в ст. 7 определяет, что территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Границы зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет. В соответствии со ст. 8 настоящего Закона зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 - 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года - зоной отселения) - территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N 1582 утвержден Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено, что гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 этого Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки; эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные данным Законом, с момента их предъявления; порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации (части четвертая и пятая статьи 15).

Согласно подпункту "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 818 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска" такими органами являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.

Реализуя предоставленные полномочия, указанные федеральные органы исполнительной власти совместным Приказом от 8 декабря 2006 года утвердили Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В соответствии с п. 4 названного Порядка для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям N 1 или N 2 к настоящему Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются: паспорт гражданина Российской Федерации; удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения, а также при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем представляется кроме вышеперечисленных один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка.В п. 6 Порядка перечислены документы, представление которых может подтвердить участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.

Из анализа указанных выше нормативных актов следует, что необходимым условием отнесения военнослужащих к категории граждан, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, является выполнение ими в 1986 - 1990 годы работ в пределах зоны отчуждения независимо от того, где дислоцировалась их войсковая часть и какие работы в зоне отчуждения ими выполнялись.

Список работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с 26 апреля 1986 года по 31 декабря 1990 года в зоне отчуждения Российской Федерации, утвержден Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 августа 1993 года N 5625-1.

Установлено, согласно протокола заседания комиссии Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по рассмотрению заявлений и документов для оформления и выдачи удостоверения гражданину, подвергшемуся радиации. От 04 мая 2017 года постановлено: отказать Гулиеву А. Ю. в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ Филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации Гулиев А. Ю. проходил срочную военную службу в войсковой части <данные изъяты>) с ДД.ММ.ГГГГ (приказ №) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ №) в воинском звании «рядовой-военный строитель». Уволен в запас по окончании срока службы. В приказе командира войсковой части 69703 № от ДД.ММ.ГГГГ значится: «...§3. Полагать убывшими: 1. Нижепоименованных офицеров, прапорщиков, военных строителей з командировку в п.н.т. Новая Радча, в/ч 47049 для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС:.. .12. В/стр. ряд. Гулиев А.Ю. (инициалы не раскрыты, сокращение так в документе)...». В приказе командира войсковой части 69703 № от ДД.ММ.ГГГГ значится: «§ 1. Полагать прибывшими: 1. Нижепоименованных военнослужащих из служебной командировки <адрес> Полесского района п.г.т. Новая Радча:.. .33. В/стр. ряд. Гулиев А.Ю. (инициалы не раскрыты, сокращение так в документе)...».

В исторической справке войсковой части 697ДД.ММ.ГГГГ-1992 гг. имеются сведения, что с 23 сентября по ДД.ММ.ГГГГ личный состав части, согласно распоряжения ЗКВ СКВО, принимали участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС (поименных списков нет).

Действительно, указанная часть № включена в Перечень воинских частей, учреждений, предприятий и организаций Вооруженных Сил СССР и КГБ СССР, личный состав которых принимал участие в работах (выполнял служебные обязанности) по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986 - 1990 года (утв. Приказом Минобороны России от 27 марта 2003 г. N 88 (п. 147 Приложения N 1 к Приказу).

Вместе с тем, выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения (предусмотренная п. 6 Порядка) в отношении Гулиева А. Ю. отсутствует.

Оценивая представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК Российской Федерации суд приходит к выводу о том, что стороной истца не представлено документов, предусмотренных пунктом 6 Порядка, как не представлено и иных доказательств, содержащих сведения относительно выполнения им работ в зоне отчуждения.

Сам по себе факт прохождения службы Гулиевым А. Ю. в составе войсковой части № не подтверждает статус истца как участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зоне отчуждения на основании п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 13 базового Закона.

Включение воинской части № в указанный Перечень воинских частей, учреждений, предприятий и организаций Вооруженных Сил СССР и КГБ СССР, личный состав которых принимал участие в работах (выполнял служебные обязанности) по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986 - 1990 года (утв. Приказом Минобороны России от 27 марта 2003 г. N 88 (п. 147 Приложения N 1 к Приказу) участие Гулиева А. Ю. в зоне отчуждения также не подтверждает, в отличие от войсковых частей, включенных в Перечень воинский частей внутренних войск, участвовавших в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в зоне отчуждении, являющийся приложением к указанному выше приказу.

Согласно правовой позиции, выраженной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2010 года N ГКПИ09-1510 (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 08 апреля 2010 года N КАС10-147) пункты 4, 5 и 6 Порядка в части, требующей предоставления для оформления и получения удостоверений документов, подтверждающих выполнение военнослужащими работ в зоне отчуждения, основаны на положениях ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Документы, перечисленные в названных пунктах Порядка, предназначены для подтверждения факта выполнения работ в зоне отчуждения, содержание данных пунктов соответствует федеральному закону.

В соответствии с ч. 1 ст. 55 ГПК Российской Федерации, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Однако, в соответствии со ст. 60 ГПК Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Вопреки доводам истца, перечень документов, указанных в п. 6 Порядка, является исчерпывающим и не позволяет учесть архивную справку № от ДД.ММ.ГГГГ Филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации для подтверждения участия истца в зоне отчуждения ЧАЭС. Сам факт работы истца на ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, участие в такой деятельности войсковой части № и ее военнослужащих не свидетельствует о работе именно истца непосредственно в зоне отчуждения.

Указание в архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ Филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, что истец прибыл в п.г.т. Новая Радча, не свидетельствует о работе истца непосредственно в зоне отчуждения, поскольку согласно перечню населённых пунктов, отнесенных к зоне радиоактивного загрязнения вследствие Чернобыльской катастрофы, Новая Радча Народицкого района отнесено к зоне гарантированного добровольного отселения.

Таким образом, доказательства представленные истцом суду, не подтверждают факта того, что участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС производилось Гулиевым А. Ю. в составе указанной войсковой части № в зоне отчуждения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании права на замену удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

в удовлетворении иска Гулиева Арифа Юнис оглы к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании права на замену удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Уфа Республики Башкортостан.

Председательствующий: И. Я. Индан


 

Решения судов:

Решение суда о присвоении звания «Ветеран труда»

Ишбулатов Н. Ш. обратился в суд с иском к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Ишбулатова Наиля Шамилевича к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о присвоении звания «В...

Решение суда об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда»

Мадиярова Т. А. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании решения Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан об отказе в...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru