Решение суда об изъятии объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд, прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности № 2-5235/2017 ~ М-2940/2017

Дело № 2-5235/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2017 года                                                              г. Красноярск

Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи – Куликовой А.С.,

при секретаре – Манукян М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального образования город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г.Красноярска к Землянскому Игорю ФИО6 об изъятии объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд, прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности,

УСТАНОВИЛ:

МО город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска обратилось в суд с указанным иском.

Требования мотивированы тем, что ответчик является собственником нежилого помещения (здания), расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке. В связи с муниципальными нуждами в целях строительства подъездного пути к Ледовому дворцу в микрорайоне «Тихие Зори» <адрес>, распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-арх, земельный участок с кадастровым №, на котором расположено здание ответчика, попадает в границы сноса и подлежит изъятию для муниципальных нужд. Выкупная цена включает в себя рыночную стоимость изымаемого нежилого помещения в размере 5 133 000 рублей, земельного участка в размере 1 882 000 рублей, а также убытки в размере 965 000 рублей, связанные с предстоящим изъятием объекта недвижимости. Поскольку с ответчиком не удалось достигнуть соглашения о размере выкупной цены изымаемых объектов, сроков и других условий выкупа, истец вынужден был обратиться в суд.

Просит принять решение об изъятии для муниципальных нужд у ответчика нежилого помещения по адресу: <адрес>, определив размер возмещения в сумме 7 980 000 рублей, прекратить право собственности ответчика на указанное нежилое помещение, прекратить договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, признать право собственности за муниципальным образованием <адрес> на нежилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 574,7 кв.м.

В судебном заявлении представитель истца Муниципального образования город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмет спора МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства» - Мачина А.П. (доверенность от 12.01.2017 г.) исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.

Ответчик Землянский И.И., его представитель Ионкин Г.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований, в части предложенного истцом размера возмещения, возражали, пояснив, что рыночная стоимость изымаемых объектов недвижимости существенно превышает предложенную Администрацией г. Красноярска сумму, с суммой, установленной заключением судебной экспертизы согласились.

Третье лицо- ДМИЗО администрации г. Красноярска в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

Выслушав участников процесса, изучив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как предусмотрено статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом по его усмотрению.

В соответствии со ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239).

В соответствии со ст. 239.2 ГК РФ отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений или машино-мест, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно.

Отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ч. 1 ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

В статье 56.6 ЗК РФ указано, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.

Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия.

Согласно ст. 56.10. ЗК РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией подавшей такое ходатайство.

Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.

В статье 56.8 ЗК РФ указано, что при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством. В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению. В случае, если в результате изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества у правообладателей изымаемой недвижимости возникают убытки в связи с невозможностью исполнения ими обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, правообладатели изымаемой недвижимости обязаны представить лицу, выполняющему работы по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, документы, подтверждающие возникновение у правообладателей изымаемой недвижимости убытков в связи с невозможностью исполнения указанных обязательств. Размер возмещения за принадлежащий нескольким лицам на праве общей собственности изымаемый земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества определяется пропорционально долям в праве общей собственности на такое имущество.

Статьей 282 ГК РФ установлено, что если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительно изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.

Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от 07.07.1999 г. Землянский И.И. является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. (лит. В,В1).

Земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ №, находится в пользовании Землянского И.И., предоставлен ответчику на основании распоряжения администрации города для эксплуатации ответчиком нежилого здания, расположенного на нем. Срок договора аренды – по ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, Землянский И.И. в установленном законом порядке приобрел права в отношении спорного имущества, подлежащего изъятию для муниципальных нужд.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией г.Красноярска издано распоряжение №-арх об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в микрорайоне Тихие Зори, которым постановлено: изъять путем выкупа для муниципальных нужд в целях строительства подъездного пути к <адрес> <адрес> земельные участки и нежилые объекты недвижимости, в соответствии с перечнем согласно приложениям (л.д.3-4).

Во исполнение указанного распоряжения администрацией г.Красноярска подготовлено соглашение об изъятии объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд от 31.07.2017г., которое направлено в адрес ответчика и получено им. (л.д.6).

Размер возмещения ответчику за изымаемые объекты недвижимости определен истцом на основании отчета и составил 7 980 000 руб. (л.д. 6).

01.08.2017 года ответчик Землянский И.И. подписал отказ от заключения соглашения об изъятии объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд на предложенных истцом условиях, поскольку предложенная выкупная стоимость не соответствует действительности и нарушает права и интересы ответчика (л.д.7).

В связи с несогласием стороны ответчика с выкупной стоимостью спорных объектов недвижимости, по его ходатайству определением суда от 17.08.2017 г. назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, производство которой поручено ООО «Центр оценки стоимости имущества».

Согласно экспертному заключению ООО «Центр оценки стоимости имущества» от 05.09.2017 г. рыночная стоимость спорного имущества, принадлежащего ответчику, расположенного по адресу: <адрес>, а также права пользования земельным участком составляют 23 733 900 руб.; размер убытков, причиненных собственнику в связи с изъятием объектов недвижимости и земельного участка для муниципальных нужд составляет 1 922 630 руб.

Оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленное истцом в обоснование заявленных требований заключение Государственного предприятия Красноярского края «Красноярский технический центр» от 12.07.2017 года, а также заключение судебной экспертизы, проведенной ООО «Центр оценки стоимости имущества» от 05.09.2017 г., суд в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего размер возмещения, принимает заключение судебной экспертизы.

При этом суд исходит из того, что заключение экспертов ООО «Оценочный Центр» от 30.08.2017г., выполнено на основании определения суда о назначении экспертизы экспертами, предупрежденными об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, имеющими соответствующее образование, квалификацию и стаж работы. Заключения экспертов даны в письменной форме, содержит исследовательскую часть, выводы и ответы на поставленные вопросы, выводы экспертов последовательны, непротиворечивы. Данные о заинтересованности экспертов в исходе дела отсутствуют.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющими принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Дав оценку всем представленным доказательствам в соответствии со ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, учитывая, что администрацией <адрес> выполнены все требования действующего законодательства при проведении процедуры выкупа, суд приходит к выводу, что объект недвижимости – нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, подлежит изъятию для муниципальных нужд в соответствии с распоряжением администрации <адрес>. Вследствие этого, долгосрочный договор аренды спорного земельного участка, заключенный между сторонами ДД.ММ.ГГГГ №, подлежит прекращению.

При определении размера возмещения, суд исходит из рыночной стоимости изымаемых объектов недвижимости определенной на основании судебной экспертизы, установленной в сумме 25 656 530 руб., так как указанное экспертное заключение принято судом в качестве надлежащего доказательства рыночной стоимости изымаемого имущества и подлежащих возмещению убытков, ходатайств о проведении повторной экспертизы сторонами не заявлено, как и не представлено доказательств опровергающих выводы вышеуказанной экспертизы.

Пунктами 1 и 3 статьи 56.11 ЗК РФ предусмотрено, что заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для, в том числе перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности; государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества. Права на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества прекращаются с момента государственной регистрации прекращения данных прав, если законодательством Российской Федерации не установлено иное.

В силу пп. 3 п.4 статьи 56.11. ЗК РФ с момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности: муниципального образования в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для муниципальных нужд.

Учитывая вышеизложенное, требования истца о прекращении права собственности Землянского И.И. на вышеуказанное имущество, а также признании права муниципальной собственности г.Красноярска на спорные объекты недвижимости подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Муниципального образования город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г.Красноярска к Землянскому ФИО7 об изъятии объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд, прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности, – удовлетворить частично.

Изъять для муниципальных нужд у Землянского ФИО8 нежилое помещение (здание), расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., определив размер возмещения в пользу Землянского ФИО9 в сумме 25 656 530 рублей.

Прекратить право собственности Землянского ФИО10 на нежилое помещение (здание), расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., и прекратить договор аренды земельного участка от 10.08.2001 г. №№, заключенный между арендодателем администрацией г. Красноярска и арендатором Землянским ФИО11, после выплаты денежной компенсации в счет выкупной цены изымаемых нежилых помещений и прав по пользованию земельным участком.

Признать право собственности муниципального образования г. Красноярск на нежилое помещение (здание), расположенное по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья                                     Куликова А.С.

Мотивированное решение изготовлено 03 октября 2017 года


 

Решения судов по изъятию земельных участков для государственных или муниципальных нужд:

Решение суда об изъятии объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд, прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности

Муниципальное образование город Красноярск в лице Департамента градостроительства обратилось в суд с указанным иском.Требования мотивированы тем, что ответчик является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: . Ее право собственно...

Решение суда об изъятии недвижимого имущества, прекращении права собственности, признании права собственности на жилое помещение, обязании принять денежную сумму, выселении

МО в лице Департамента градостроительства обратилась в суд с иском к ФИО1 об изъятии объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд - выкупе жилого помещения, прекращении права собственности и признании права собственности, выселении из жило...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru