Решение суда о признании информации содержащейся в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте ***, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации № 2а-3584/2017 ~ М-3592/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 октября 2017 года                                          город Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе:

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2А-3584/2017 по административному исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Иркутской области о признании информации содержащейся в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте ***, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Управление Роспотребнадзора по Иркутской области обратилось в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением о признании информации содержащейся в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте ***, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование административного искового заявления указало, что в связи с обострившейся ситуацией, связанной с групповыми отравлениями фальсифицированной алкогольной продукцией, реализующейся, в том числе, дистанционным способом через сайты в сети «Интернет», Управлением проведен мониторинг интернет ресурсов. 21.09.2017 г. установлено, что пользователям предоставляется свободный доступ к сайту ***, где размещена информация о возможности приобретения и доставки алкогольной продукции. Вышеназванные интернет страницы сайта имеют красочное оформление, которое привлекаем себе внимание, побуждающие к приобретению указанной алкогольной продукции. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном виде может любой пользователь Интернет. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют. Согласно информации, размещенной на сайте, интернет-магазин специализируется на продаже элитной алкогольной продукции, что подтверждается наличием каталога с алкогольной продукцией. Таким образом, распространение указанной информации противоречит политике государства по профилактике алкоголизма среди населения, нарушает установленные требования к реализации алкогольной продукции, а также идет в разрез с целями и задачами действующего законодательства в области защиты прав несовершеннолетних от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материал, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.

На основании изложенного, Управление просит признать информацию о дистанционной продаже алкоголя, размещенную на Интернет страницах сайта ***, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Требования Управления о признании информации, размещенной на сайте ***, запрещенной к распространению, подано в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - потребителей и имеет публично-правовую природу, в связи с чем, рассматриваются судом в соответствии Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Поскольку на момент рассмотрения настоящего спора не возможно установить административного ответчика и отсутствует специальная норма процессуального права, регулирующая рассмотрение таких административных исков, суд при рассмотрении дела руководствуется положениями ч. 4 ст. 2 КАС РФ и применяет положения ч. 2 ст. 263 ГПК РФ и ст. 266 ГПК РФ в части касающейся определения круга лиц, участвующих в деле и подсудности спора Кировскому районному суду г. Иркутска исходя из места нахождения административного истца.

Заинтересованным лицом Управлением Роскомнадзора по Иркутской области в суд представлены письменные пояснения, в которых заинтересованное лицо поддержало правовую позицию Управления и полагало возможным признание указанной информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В целях открытости и гласности судебного разбирательства, установления лиц, заинтересованных в исходе дела и соблюдения прав таких лиц при рассмотрении настоящего дела, была опубликована информация о наличии в производстве суда настоящего иска и о дате судебного разбирательства на официальном сайте Кировского районного суда г. Иркутска ***. Каких-либо заявлений, возражений от лиц, чьи права и законные интересы могут быть затронуты заявленными требованиями в суд не поступило.

Явка сторон в судебное заседание не является обязательной.

В соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способом защиты гражданских прав, в том числе является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с ч. 1, ч. 6 ст. 10 ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и норматив: - правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утвержден государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Согласно п. 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере прав потребителей благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года 322, указанная Федеральная служба (Роспотребнадзор) осуществляет государственный контроль надзор за исполнением обязательных требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека, защиты прав потребителей и в облает потребительского рынка.

Должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право (в соответствии со ст. 40 Закона РФ № 23 01 обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределеннее круга потребителей.

Согласно п. 8.40 Положения об Управлении Роспотребнадзора по Иркутской области у - Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человек от 10.07.2012 № 736 № 736 установлено, что в рамках реализации своих полномочий Управление вправе предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства, обращаться в суд с заявлением в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенной круга потребителей, а также с заявлением о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавцу, уполномоченной организации, импортера) либо прекращении деятельности индивидуальной предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное (два более раза в течение одного календарного года) или грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей.

Согласно ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, беспошлинной торговли.

В соответствии с п. 5 Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 г. № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

Кроме того, исходя из ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.08.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее № 124-ФЗ) органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведений.

В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ (далее- № 436-ФЗ) «О защите детей информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливаются требования по распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдение, законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Пункт 2 части 2 статьи 5 № 436-ФЗ предусматривает, что к информации причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей относится, в том числе информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.

Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 N 2128-р «О Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией по профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года» утверждены меры по реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации к числу которых, относятся: ограничение (вплоть до полного запрета) скрытой рекламы алкогольной продукции, привлекающей общественное внимание, особенно детей и молодежи; разработка и осуществление мер по противодействию реализации нелегально произведенной алкогольной продукции, по усилению государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции;

Таким образом, распространение указанной информации противоречит политике государства по профилактике алкоголизма среди населения, нарушает установленные требования к реализации алкогольной продукции, а также идет в разрез с целями и задачами действующего законодательства в области защиты прав несовершеннолетних от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материал, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.

Из существа информации, имеющейся на интернет страницах сайта: ***, следует, что неограниченному кругу лиц предлагается продажа алкогольной продукции дистанционным способом.

В силу п. 6 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 г. № 612, не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

За нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции предусмотрена административная ответственность по ст. 14.16 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 5 ст. 15 ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Статьей 15.1 ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» регламентировано, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В соответствии с ч. 2 ст. 15.1 ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В силу ч. 5 ст. 15.1 ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» одним из оснований для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Судом установлено, что в сети «Интернет» на интернет-странице сайта: *** размещена информация о дистанционной продаже алкоголя. На указанном Интернет-сайте гражданам предоставляется информация о способах покупки дистанционным способом алкогольной продукции, покупателям предлагается купить алкоголь с доставкой, доступ к указанному Интернет-сайту открытый, возможность его просмотра ничем не ограничена.

Таким образом, учитывая вышеприведенные нормы закона в их совокупности, суд приходит к выводу, что информация, распространяемая на интернет-странице сайта: ***, является запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В связи с чем, требования Управления Роспотребнадзора по Иркутской области подлежат удовлетворению, а информация, размещенная на Интернет *** о дистанционной продаже алкоголя - признанию информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Требования Управления Роспотребнадзора по Иркутской области удовлетворить.

Признать информацию о дистанционной продаже алкоголя, размещенную на Интернет страницах сайта *** запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий                                                         Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения суда изготовлен 17.10.2017г.                   Н.Н. Исакова


 

Решения судов по блокировке сайтов:

Решение суда о признании информации содержащейся в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте ***, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации

Управление Роспотребнадзора по Иркутской области обратилось в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением о признании информации содержащейся в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте ***...

Решение суда о признании информации содержащейся в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте ***, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации

Управление Роспотребнадзора по Иркутской области обратилось в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением о признании информации содержащейся в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте ***...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru