Решение суда о признании решения незаконным и его отмене, возложении обязанности зачислить в запас и выдать военный билет № 2а-1554/2017 ~ М-1545/2017

Дело № 2а-1554/2017

Изготовлено 07.11.2017 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 ноября 2017 г.                             г.Ярославль

Ленинский районный суд г.Ярославля в составе:

председательствующего Плотниковой Л.В.,

при секретаре Савельевой Н.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Николаева Дмитрия Алексеевича к призывной комиссии Ярославской области, призывной комиссии Дзержинского района о признании решения незаконным и его отмене, возложении обязанности зачислить в запас и выдать военный билет

УСТАНОВИЛ:

    Николаев Д.А. обратился в суд с иском, в котором указал, что состоит на воинском учете в ОВК ЯО по Дзержинскому району г.Ярославля. До ДД.ММ.ГГГГ. истец проходил обучение в аспирантуре <данные изъяты> (г.Новосибирск), в связи с чем на военную службу не призывался. В марте 2016 г. Николаев Д.А. принят на работу в АО «<данные изъяты>» с одновременным направлением на обучение в КНР. Срок обучения составлял 10 месяцев. В связи с чем истец обратился в ОВК ЯО по Дзержинскому району г.Ярославля для снятия с воинского учета с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истец был временно отозван из командировки для исполнения служебных обязанностей по месту работы в г.Ярославль с перспективой возвращения в КНР для продолжения обучения. В конце года ему стало известно, что повторного направления в КНР не будет, истец вновь обратился в ОВК для постановки на воинский учет. При этом никаких повесток ему вручено не было, призывная комиссия не собрана, медицинское освидетельствование истца не проведено. Письмом ОВК от ДД.ММ.ГГГГ истец был вызван для принятия решения по передаче его на учет граждан, пребывающих в запасе на ДД.ММ.ГГГГ Заключением призывной комиссии Дзержинского района от ДД.ММ.ГГГГ истец признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. ДД.ММ.ГГГГ. Николаев Д.А. обратился в призывную комиссию Ярославской области с жалобой на вынесенное решение. ДД.ММ.ГГГГ истцу направлено письмо с указанием на соответствие оспариваемого решения действующему законодательству.

    Истец просит заключение призывной комиссии Дзержинского района от ДД.ММ.ГГГГ о признании Николаева Д.А. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, решение военного комиссара Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконными и отменить, обязать призывную комиссию Ярославской области, призывную комиссию Дзержинского района г.Ярославля зачислить Николаева Д.А. в запас ВС РФ и выдать ему военный билет.

В судебное заседание административный истец не явился, извещен в установленном законом порядке.

    В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Холопко И.А. административный иск поддержала, дала пояснения, аналогичные изложенным в иске, а также пояснила, что отзыв Николаева Д.А. с обучения был связан с производственной необходимостью, поскольку трудоустройство другого работника было возможно только по истечение двух недель, предусмотренных для отработки по прежнему месту работы. Но, трудоустройство нового работника постоянно откладывалось. Поскольку у Николаева Д.А. не исключалась возможность продолжения обучения в КНР, то на воинский учет он не вставал. Окончательно стало понятно, что продолжения обучения не будет в конце декабря 2016 г. В связи с чем ДД.ММ.ГГГГ Николаев Д.А. встал на воинский учет, однако, повестку ему не вручили, на медкомиссию не направили. Полагает, что у Николаева Д.А. отсутствовал умысел на уклонение от исполнения обязанности по защите Отечества, а должностные лица призывной комиссии нарушили свои обязанности.

    В судебном заседании представитель военного комиссариата Дзержинского и Ленинского районов г.Ярославля Ларина М.А. иск не признала, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Николаев Д.А. был снят с воинского учета по заявлению в связи с выездом в КНР на срок более 6 месяцев. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Николаев Д.А. находился за пределами России. По прибытии он должен был в течение двух недель встать на воинский учет, что им не было сделано. Николаев был поставлен на воинский учет ДД.ММ.ГГГГ Последняя призывная комиссия осуществляла работу ДД.ММ.ГГГГ согласно утвержденного графика. В период работы призывной комиссии Николаев в военкомат не прибыл, не имея на то законных оснований. Просит в иске отказать.

    Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

    В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом при рассмотрении дела установлено, что Николаев Д.А., 27.03.1990 года рождения, в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" принят с ДД.ММ.ГГГГ на воинском учете в Дзержинский и Ленинский РВК г.Ярославля.

ДД.ММ.ГГГГ Николаевым Д.А. лично получена повестка о явке ДД.ММ.ГГГГ в отдел военного комиссариата по Дзержинскому и Ленинскому районам г.Ярославля для прохождения медицинской комиссии.

ДД.ММ.ГГГГ между АО «<данные изъяты>» и Николаевым Д.А. заключен трудовой договор, согласно которого истец принят на работу на участок по производству терапевтических белков департамента по производству филиала АО «<данные изъяты>» «<данные изъяты>» на должность лаборанта.

ДД.ММ.ГГГГ между АО «<данные изъяты>» и Николаевым Д.А. заключено соглашение об обучении, согласно которого АО «<данные изъяты>» обязано направить работника на обучение в КНР, срок обучения 10 месяцев.

ДД.ММ.ГГГГ Николаев Д.А. был снят с воинского учета по заявлению в связи с выездом в КНР на срок более 6 месяцев.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Николаев Д.А. находился за пределами России.

После прибытия в г.Ярославль Николаев Д.А. на воинский учет не встал.

Также в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Николаев Д.А. не предоставлял в Военный комиссариат информацию о наличии оснований для освобождения от военной службы.

ДД.ММ.ГГГГ Николаев Д.А. встал на воинский учет.

ДД.ММ.ГГГГ Николаев Д.А. достиг возраста 27 лет.

Решением призывной комиссии Дзержинского района г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ Николаев Д.А. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).

Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).

Названный Федеральный закон, конкретизируя положения пункта 2 его статьи 22, определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются - на определенный срок или без указания срока - от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву: в силу его статей 23 и 24 от исполнения воинской обязанности освобождаются граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья; от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу, прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; на освобождение от призыва на военную службу имеют право граждане, имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень, являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, а также граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов, и граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов; не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, граждане, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, а также граждане, имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с семейными обстоятельствами, получением образования и по иным перечисленным в статье 24 основаниям.

В силу части 1.1 статьи 28 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

В соответствии с п. 34 раздела III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 г. N 663, регламентирующего порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Николаев Д.А. не прошел военную службу, не имея на то законных оснований. Соответственно, принятое решение от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным.

Тот факт, что Николаев Д.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фактически уклонялся от прохождения военной службы подтверждается материалами дела и заявителем не опровергнут. Доводы представителя административного истца о том, что неявка истца после возращения с обучения для постановки на воинский учет была вызвана ожиданием прихода на работу постоянного работника, являются несостоятельными, поскольку в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 10 Федерального закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате.

Согласно п. 50 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 г. N 719 граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства или месту пребывания в военном комиссариате, а в поселении или городском округе, где нет военных комиссариатов, - в органах местного самоуправления (п. п. "а", "г"); сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место пребывания (на срок более 3 месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок более 6 месяцев и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства, место пребывания или возвращении в Российскую Федерацию (п. п. "д").

В нарушение вышеприведенной нормы Николаев Д.А. в установленные не встал на воинский учет в 2-недельный срок по возвращении в российскую Федерацию.

Доводы представителя истца о том, что ДД.ММ.ГГГГ Николаеву Д.А. не была вручена повестка и не организовано заседание призывной комиссии, суд считает несостоятельными, поскольку в соответствии с п. 34 Инструкции "По подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе", утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 2.10.2007 N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663" после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Согласно утвержденному графику работы призывной комиссии последнее заседание комиссии было определено ДД.ММ.ГГГГ Вышеуказанной инструкцией не предусмотрено проведение внеочередных или экстренных заседаний призывной комиссии.

Для постановки на воинский учет Николаев Д.А. явился лишь ДД.ММ.ГГГГ., то есть уже после того, как призывная комиссия ДД.ММ.ГГГГ прекратила свою работу в соответствии с графиком ее работы, ранее утвержденным с учетом установленного Указом Президента Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. N 503 "О призыве в октябре - декабре 2016 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" срока окончания призыва - ДД.ММ.ГГГГ

Из анализа названных законоположений следует, что при зачислении в запас достаточным условием для признания состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву, при отсутствии на то законных оснований, является наличие в документах воинского учета данных о непрохождении им военной службы без законных на то оснований после ДД.ММ.ГГГГ

Доводы заявителя о том, что повесток и других извещений он не получал, правового значения по делу не имеют, поскольку для применения положений части 1.1 статьи 28 Федерального закона не требуется установления факта незаконного уклонения гражданина от прохождения от военной службы, а необходимо установление отсутствия оснований для прохождения военной службы по призыву, предусмотренных статьями 23 и 24 Федерального закона.

Согласно нормам, изложенным в части 1.1 статьи 28 Закона N 53-ФЗ, и в пункте 34 Положения о призыве на военную службу, заключение выносится в отношении граждан, которые не проходили военную службу, не имея на то законных оснований, после 01 января 2014 года при этом состояли (обязаны были состоять) на воинском учете и подлежали призыву на военную службу.

    Рассматривая требования об обязании отдела военного комиссариата Ярославской области по Дзержинскому и Ленинскому району г.Ярославля зачислить Николаева Д.А. в запас и выдать военный билет, суд исходит из того, что согласно Приказа Министра обороны РФ от 18.07.2014 N 495 «Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета» военный билет солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана (далее - военный билет) является основным документом персонального воинского учета, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего, а для граждан, пребывающих в запасе, - их отношение к исполнению воинской обязанности.

Военный билет оформляется и выдается гражданину Российской Федерации, не пребывающему в запасе и не проходившему военную службу при призыве его на военную службу, а также при поступлении на военную службу по контракту на должность солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана; при поступлении его в военную профессиональную образовательную организацию; при зачислении в запас Вооруженных Сил Российской Федерации в состав солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов из числа граждан: не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу; не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу; прошедших альтернативную гражданскую службу; граждан женского пола, имеющих военно-учетную специальность (приложение к форме № 1).

    Ни к одной из вышеуказанных категорий Николаев Д.А. не относится, поэтому оснований для выдачи военного билета ему не имелось. С 26.12.2014 г. взамен военного билета выдается справка формы № 1/У.

    Согласно Порядка ведения и хранения справок взамен военного билета справка взамен военного билета является основным документом персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу, характеризующим его отношение к исполнению воинской обязанности.

Справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.

    Таким образом, решение отдела военного комиссариата Ярославской области по Дзержинскому и Ленинскому району г.Ярославля об отказе Николаеву Д.А. в выдаче военного билета является законным. Оснований для удовлетворения требований в этой части не имеется.

Требования о зачислении в запас также не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии в соответствии с пунктом 1 статьи 52 Федерального закона N 53-ФЗ Николаев Д.А. по достижении 27 летнего возраста подлежал зачислению в запас. Согласно выписке из протокола заседания призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Николаев Д.А. зачислен в запас по достижении 27 летнего возраста на основании ст. 52 п.1 ФЗ РФ № 53 –ФЗ. В связи с чем оснований для удовлетворения требований не имеется.

Таким образом, суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административными ответчиками доказано, что обжалуемые решение, действие (бездействия) совершены в рамках предоставленной им законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия соблюдены, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) имелись, содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Напротив, Николаев Д.А. не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов, в связи с чем в удовлетворении иска суд отказывает в полном объеме.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ суд

РЕШИЛ

    В удовлетворении административного искового заявления Николаева Дмитрия Алексеевича к призывной комиссии Ярославской области, призывной комиссии Дзержинского района о признании решения незаконным и его отмене, возложении обязанности зачислить в запас и выдать военный билет отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Ярославля в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Л.В.Плотникова


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда о признании незаконным предписания № 7-2924-17-ОБ/173/44/9 от 15.09.2017г

ООО ЧОО «Навигатор» обратилось в суд с вышеуказанным административным иском, указав, что по обращению ФИО1 о нарушении её трудовых прав, была проведена внеплановая проверка ООО ЧОО «Навигатор», по результатам которой вынесено названное предписание...

Решение суда об административном правонарушении

Злобина Е.А. обратилась в суд с названным административным иском в обоснование указав, что дд.мм.гггг инспектором полка ДПС ГИБдд УМВД России по г. Хабаровску ФИО6 вынесено требование о прекращении совершения административного правонарушения, согл...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru