Постановление суда по ст. 6.4 КоАП РФ № 5-142/2017 | Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта

Дело № 5-143/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Кемерово                                                                                     «10» мая 2017 года

Судья Рудничного районного суда города Кемерово Кемеровской области Синецкая Т.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.3 КоАП РФ и ст. 6.4 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «Тандер»,

УСТАНОВИЛ:

05.12.2016 должностным лицом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Кемерово ведущим специалистом-экспертом Киракосян А.К. вынесено определение № 815 о возбуждении в отношении АО «Тандер» дела для получения доказательств, объяснения лица, допустившего административное правонарушение, составления протокола по ст. 6.3 КоАП РФ и проведения административного расследования.

По результатам проведенного административного расследования 28.02.2017 в отношении АО «Тандер» составлены протокол № 316 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, и протокол № 315 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ.

Согласно протоколу об административном правонарушении № 316, в период с 05.12.2016 по 31.01.2017 в отношении Акционерного общества «Тандер», расположенного по юридическому адресу: Россия, 350000, г.Краснодар, ул.им.Леваневского, 185 и фактическому адресу: <адрес>, 15.12.2016 в 10 часов 00 минут установлены нарушения санитарного законодательства, что подтверждается результатами экспертизы:

Согласно экспертному санитарно-эпидемиологическому заключению о заселенности объекта синантропными членистоногими, о соответствии проводимых инженерно-технических и санитарно-гигиенических мероприятий по защите объекта от синантропных членистоногих, требованиям санитарных правил (заключение эксперта) ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» от 20.12.2016 № 3567/002-ЭО:

- в предприятии торговли «Магнит» не обеспечена своевременная уборка и дезинсекция помещений: в приемном отделении, комнате приема пищи, торговом зале вдоль стен, за стеллажами обнаружен мелкий бытовой мусор, в углублениях для ценников остатки пищевых продуктов; стены в приемном отделении и шкафчики в комнате приема пищи грязные со следами жизнедеятельности синантропных членистоногих (мелкие черные точки); гибкие шланги на раковинах (санузел, моечная тары) грязные с остатками органического налета, что не соответствует требованиям п.10.1 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» (в ред. изменения № 1, утв. Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 03.05.2007 № 26), п.3.3. СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих»;

- в помещениях предприятия торговли «Магнит» для сбора отходов и мусора не предусмотрены металлические или пластмассовые педальные бачки с крышками, отходы и мусор собираются в картонные коробки, что не соответствует требованиям п.10.4 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» (в ред. изменения № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.05.2007 № 26);

- в моечной тары, санузле для персонала моющие и дезинфицирующие средства хранятся на полу без применения стеллажей и тары производителя, что не соответствует требованиям п.10.7. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» (в ред. изменения № 1, утв. Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 03.05.2007 № 26).

В ходе осмотра 15.12.2016 установлено, что в предприятии торговли для сбора пищевых отходов предусмотрен один контейнер с крышкой. Согласно представленному журналу вторсырья, вывоз твердых бытовых отходов осуществляется в распределительный центр, однако по записям в журнале установлено, что вывоз твердых бытовых отходов производится с нарушением кратности (неежедневно), п.2.7 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» (в ред. изменения № 1, утв. Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 03.05.2007 № 26).

Согласно протоколу об административном правонарушении № 315, в период с 05.12.2016 по 31.01.2017 в отношении Акционерного общества «Тандер», расположенного по юридическому адресу: Россия, 350000, г.Краснодар, ул.им.Леваневского, 185 и фактическому адресу: г.Кемерово, пр.Химиков, 43, 15.12.2016 в 10 часов 00 минут установлены нарушения СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих», что подтверждается результатами экспертизы:

Согласно экспертному санитарно-эпидемиологическому заключению о заселенности объекта синантропными членистоногими, о соответствии проводимых инженерно-технических и санитарно-гигиенических мероприятий по защите объекта от синантропных членистоногих, требованиям санитарных правил (заключение эксперта) ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» от 20.12.2016 № 3567/002-ЭО: в помещениях предприятия торговли «Магнит» АО «Тандер» по адресу: <адрес> при эксплуатации строения, предназначенного для предприятия торговли, инженерно-технические и санитарно-гигиенические мероприятия по защите помещений от синантропных членистоногих проведены не в полном объеме:

- в приемном отделении, торговом зале, коридоре подсобного помещения не проведена герметизация мест ввода и прохождения коммуникаций через стены и другие ограждения, имеются отверстия и крупные щели, что не соответствует требованиям п.п.3.2, 3.3 СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих».

Таким образом, инженерно-технические и санитарно-гигиенические мероприятия по защите помещений от синантропных членистоногих, проводимые в помещениях предприятия торговли «Магнит» АО «Тандер» по адресу: <адрес> не соответствуют требованиям п.п.3.2, 3.3 СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих».

Определением судьи Рудничного районного суда г.Кемерово от 26.04.2017 дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.3 КоАП РФ и ст. 6.4 КоАП РФ, в отношении АО «Тандер» объединены в одно производство, поскольку указанные в протоколах нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов были выявлены в ходе проведения одного административного расследования, были допущены в результате одного действия АО «Тандер», при этом правонарушения имеют единый родовой объект посягательства.

Должностное лицо, составившее протоколы об административных правонарушениях, ведущий специалист-эксперт территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Кемерово Киракосян А.К. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала.

Защитник АО «Тандер» Денисова Н.А., действующая на основании доверенности № 2-4/959 от 30.11.2016, в судебном заседании вину в совершении АО «Тандер» административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.3 КоАП РФ и ст. 6.4 КоАП РФ, оспаривала, представила суду письменные объяснения, которые приобщены к материалам дела. Согласно объяснениям, для сбора пищевых отходов предусмотрен контейнер с крышкой, который расположен на специальной площадке. Вывоз мусора осуществляется регулярно специальной организацией. Второй контейнер не предусмотрен, так как у предприятия отсутствует обязанность по его содержанию. Твердые бытовые отходы не образуются. Оборотная тара (картонные коробки, полиэтилен) возвращается в распределительный центр в день поставки. Возникает оборотная тара не каждый день, а только в дни соответствующих поставок, на этом основании кратность вывоза оборотной тары не ежедневная, а по датам ее возникновения. Кратность вывоза вторсырья СП 2.3.6.1066-01 не установлена. Выводы эксперта не подтверждаются доказательствами, в экспертном заключении отсутствует полное и всестороннее описание хода и результатов исследования, а также отсутствует соответствующий иллюстративный материал: фото или видеозаписи. Общество своевременно проводит уборку помещений от мелкого бытового мусора в начале каждого рабочего дня. Проверка проходила в середине рабочего дня, к этому времени в магазине производились: получение, перемещение товара, его извлечение из упаковочных коробок и транспортировка в торговый зал. Уборка помещений производится регулярно, что подтверждается договором по комплексной уборке помещений и прилегающей территории от 01.05.2016 № КмрФ/38509/16, актами выполненных работ за декабрь 2016 года. Эксперт утверждает, что стены в приемном отделении и шкафчики в комнате приема пищи грязные со следами жизнедеятельности синантропных членистоногих (мелкие черные точки), однако лабораторные исследования этих точек не проводились, а, значит, с достоверностью нельзя установить источник происхождения точек, которые эксперт увидел на поверхностях стен и шкафчиков. В заключении эксперт отмечает, что обследование помещений проводилось с применением субъективной оценки и объективных методов обнаружения синантропных членистоногих. Для объективного определения наличия или отсутствия синантропных членистоногих в торговом зале, зоне приемки товара, комнате приема пищи было расставлено 4 клеевые ловушки. По результатам проведенных мероприятий на клеевых ловушках синантропных членистоногих (тараканов) не обнаружено. Кроме того, при проведении проверки допущены нарушения процессуальных требований. 15.12.2016 составлен протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, однако в процедуре по осмотру в нарушение ч. 2 ст. 27.8 КоАП РФ, ст. 25.7 КоАП РФ понятые участия не принимали, а были приглашены только на подписание протокола после его составления. Факт отсутствия при проверке понятых подтверждается и экспертным заключением, в пункте 6 которого указано, что проверка проводилась в присутствии директора магазина и представителя юридического лица, об участии понятых сведения отсутствуют, видеофиксация также не велась. Исходя из изложенного, протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 15.12.2016 № 1202 не может являться надлежащим доказательством по настоящему делу, поскольку получен с нарушением закона. Экспертное санитарно-эпидемиологическое заключение о заселенности объекта синантропными членистоногими, о соответствии проводимых инженерно-технических и санитарно-гигиенических мероприятий по защите объекта от синантропных членистоногих требованиям санитарных правил (заключение эксперта) от 20.12.2016 № 3567/002-70 не может быть признано допустимым доказательством, так как при составлении заключения эксперт опирался на акт обследования объекта экспертизы от 15.12.2016, однако АО «Тандер» с данным документом не знакомилось, не знает о его содержании, в материалах дела данный акт отсутствует, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов Общества. АО «Тандер» предпринимает все необходимые меры по защите магазина от синантропных членистоногих, их проникновения, обитания и размножения, соблюдается регулярность уборки помещений, вывоза мусора, мероприятий по дезинсекции и дератизации. Отсутствие тараканов в магазине доказывает достаточность мер, предпринимаемых Обществом. Кроме изложенного, лицо не может быть привлечено к административной ответственности за одно и то же правонарушение. Статьей 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Статья 6.4 КоАП РФ содержит специальную по отношению к статье 6.3 КоАП РФ норму и предусматривает ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта. Следовательно, отсутствовали законные основания для привлечения Общества к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ.

На основании изложенного, защитник Денисова Н.А. просила производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях АО «Тандер» состава административного правонарушения.

Выслушав защитника юридического лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 названного закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.

Согласно п.10.1. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», все помещения организаций торговли, оборудование, инвентарь, посуда должны содержаться в чистоте. По окончании работы проводится влажная уборка и мытье с применением моющих средств. В организациях торговли при проведении уборки помещений рекомендуется использовать современное механизированное оборудование.

Согласно п.10.4. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», для сбора отходов и мусора в помещениях устанавливаются металлические или пластмассовые педальные бачки с крышками. По мере наполнения, но не более чем на 2/3 объема, они должны очищаться, а по окончании работы промываться разрешенными в установленном порядке для этих целей моющими и дезинфицирующими средствами, затем ополаскиваться горячей водой.

Согласно п.10.7. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», в организациях торговли применяются моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке, которые используются в строгом соответствии с прилагаемыми инструкциями и хранятся в специально отведенных местах в таре производителя. Моющие и дезинфицирующие средства хранят в сухом, хорошо проветриваемом помещении, оборудованном стеллажами, где не допускается хранение пищевых продуктов.

Согласно п.2.7. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», в хозяйственной зоне устраиваются навесы для хранения тары и площадки для сбора мусора и пищевых отходов. Для сбора мусора и пищевых отходов предусматривают раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции), установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Площадки для сбора мусора и пищевых отходов располагаются на расстоянии не менее 25 м от организации торговли. Допускается сокращать указанное расстояние, исходя из местных условий размещения организаций торговли. Контейнеры и мусоросборники очищаются при заполнении не более чем на 2/3 их объема, но не реже 1 раза в сутки. В теплое время года они подвергаются дезинфекции с применением средств, разрешенных органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке. Вывоз контейнеров и мусоросборников производится специальным транспортом, использование которого для перевозки продовольственного сырья и пищевых продуктов не проводится. При централизованном сборе мусора мусоросборники должны доставляться чистыми и продезинфицированными.

Согласно п.3.2 СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих», к числу основных мероприятий по защите объектов от синантропных членистоногих относятся: устройство автономных вентиляционных систем; герметизация швов и стыков плит и межэтажных перекрытий, мест ввода и прохождения электропроводки, санитарно-технических и других коммуникаций через перекрытия, стены и другие ограждения, мест стыковки вентиляционных блоков; устройство незаглубленных мусорокамер; применение при устройстве мусоропроводов материалов, пригодных для их постоянной механической очистки.

Согласно п.3.3 СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих», при эксплуатации в производственных, жилых помещениях, зданиях, сооружениях, транспорта следует соблюдать меры, препятствующие проникновению, обитанию, размножению и расселению синантропных членистоногих, в том числе: своевременный ремонт и герметизацию швов и стыков плит и межэтажных перекрытий, мест ввода и прохождения электропроводки, санитарно-технических и других коммуникаций через перекрытия, стены и другие ограждения, мест стыковки вентиляционных блоков; обеспечение уборки и дезинсекции в соответствии с санитарными правилами для объекта; устройство освещения в помещениях подвалов, технических подполий; уплотнение дверей, применение устройств автоматического закрывания дверей, укрытие вентиляционных отверстий съемными решетками, остекление (укрытие мелкоячеистой сеткой) окон; устройство и поддержание в исправности цементной (асфальтовой) стяжки пола; поддержание в исправном состоянии отмосток и водостоков; своевременная очистка, осушение, проветривание и уборка подвалов, технических подполий.

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 6.4 КоАП РФ. Объектом посягательства в данном случае являются установленные государством санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации общественных помещений.

Вместе с тем, статья 6.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Объектом посягательства в данном случае являются санитарно-эпидемиологические требования, установленные в действующих санитарных правилах и гигиенических нормативах.

Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, характеризуется более общим объектом посягательства по сравнению со ст. 6.4 КоАП РФ, следовательно, статья 6.4 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к статье 6.3 КоАП РФ.

Учитывая, что в соответствии с ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение, судья находит незаконным и необоснованным составление в отношении АО «Тандер» протокола об административном правонарушении № 316 по ст. 6.3 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно правовой позиции, изложенной в п.18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч.3 ст. 26.2 КоАП РФ).

Согласно протоколу № 1202 об осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 15.12.2016, на момент осмотра в предприятии торговли «Магнит» АО «Тандер» по адресу: <адрес> на улице на твердой площадке установлен один контейнер для сбора мусора с крышкой, на момент осмотра контейнер пустой. При визуальном обследовании помещений живых и павших особей синантропных членистоногих не обнаружено. Емкость для сбора пищевых отходов и ТБО отсутствуют, сбор отходов осуществляется в картонные коробки. Мероприятия по защите помещений от синантропных членистоногих проведены не в полном объеме.

Из данного протокола следует, что он был составлен в присутствии двух понятых Свидетель №1 и Свидетель №2, защитника АО «Тандер» Денисовой Н.А., с участием врача-дезинфектолога ФБУЗ ЦГиЭ в КО (анкетные данные не указаны).

Вместе с тем, судья считает, что указанное доказательство получено с нарушением требований закона.

Так, в соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 27.8 КоАП РФ, осмотр принадлежащих юридическому лицу используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса.

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

Из показаний допрошенного в судебном заседании свидетеля ФИО4, указанного в протоколе об осмотре в качестве понятого (анкетные данные понятого в протоколе приведены неверно, что свидетельствует о том, что его личность должностным лицом административного органа не удостоверялась), 15.12.2016 его пригласили в магазин «Магнит» по <адрес> для того, чтобы он расписался в протоколе. В осмотре помещений он не участвовал, контейнер для сбора мусора на улице, а также картонные коробки, в которые осуществляется сбор отходов, при нем не осматривались. В протоколе он расписался за то, что в магазине нет тараканов. Содержание протокола он не читал.

Согласно экспертному санитарно-эпидемиологическому заключению о заселенности объекта синантропными членистоногими, о соответствии проводимых инженерно-технических и санитарно-гигиенических мероприятий по защите объекта от синантропных членистоногих требованиям санитарных правил (заключению эксперта) № 3567/002-ЭО от 20.12.2016, в помещениях предприятия торговли «Магнит» АО «Тандер» по адресу: <адрес> синантропных членистоногих не обнаружено, что соответствует требованиям п.12.1 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» (в ред. изменения № 1, утв. Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 03.05.2007 № 26). Инженерно-технические и санитарно-гигиенические мероприятия по защите помещений от синантропных членистоногих, проводимые в помещениях предприятия торговли «Магнит» АО «Тандер» по адресу: <адрес>, не соответствуют требованиям п.п.3.2, 3.3 СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих», п.п.10.1, 10.4, 10.7 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» (в ред. изменения №1, утв. Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 03.05.2007 № 26).

Из показаний допрошенного в судебном заседании эксперта ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» Лобановой И.Ф. следует, что ею проводилась экспертиза по настоящему делу на основании определения № 2024 от 15.12.2016. При даче заключения она руководствовалась актом обследования объекта экспертизы, составленным по результатам проведения ею мероприятий по обследованию помещений магазина «Магнит» АО «Тандер» в период с 15.12.2016 по 19.12.2016.

Согласно представленному экспертом акту обследования объекта экспертизы – предприятия торговли «Магнит» АО «Тандер» по адресу: <адрес> врачом-дезинфектолом Лобановой И.Ф. проведены мероприятия по обследованию объекта с 15.12.2016 по 19.12.2016, в результате которых установлено, что при визуальном обследовании живых и павших особей не обнаружено. Для объективного определения наличия или отсутствия синантропных членистоногих расставлены 4 клеевые ловушки. Мероприятия по защите помещений от синантропных членистоногих проведены не в полном объеме: в подсобном помещении, торговом зале, приемном отделении имеются отверстия в месте прохождения коммуникаций и полу; в комнате приема пищи, приемном отделении, торговом зале вдоль стен имеется мелкий бытовой мусор, гибкие шланги грязные; в торговом зале в углублениях для ценников и на холодильном оборудовании остатки продуктов питания; моющие и дезинфицирующие средства хранятся на полу в санузле и в моечной тары; емкости для сбора мусора и бытовых отходов отсутствуют, сбор отходов производится в картонные коробки. Даты проведения работ по дератизации и дезинсекции: 12.10, 26.10, 03.11, 30.11, 15.12.

Оценивая акт обследования объекта экспертизы, судья считает, что он не может быть признан доказательством по делу, поскольку данное действие не предусмотрено Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении и совершено лицом, не имеющим на то полномочий.

Так, в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», эксперт не вправе принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения; самостоятельно собирать материалы для производства судебной экспертизы.

В нарушение указанных требований закона, а также требований ч. 1, ч. 2 ст. 27.8 КоАП РФ, предусматривающих возможность производства осмотра только должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, и только в присутствии двух понятых, эксперт Лобанова И.Ф. самостоятельно без участия понятых и должностного лица административного органа произвела обследование объекта экспертизы в период с 15.12.2016 по 19.12.2016, и указала нарушения, которые не были зафиксированы в протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 15.12.2016, составленном ведущим специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г.Кемерово Киракосян А.К. Тем самым, эксперт Лобанова И.Ф. вышла за пределы предоставленных ей законом полномочий и совершила действия, направленные на самостоятельное получение доказательств по делу об административном правонарушении.

Кроме того, как следует из заключения эксперта № 3567/002-ЭО от 20.12.2016, производство экспертизы эксперту Лобановой И.Ф. было поручено должностным лицом административного органа Киракосян А.К., которая разъяснила эксперту права и обязанности, а также предупредила об ответственности за заведомо ложное заключение, а не руководитель судебно-экспертного учреждения, как того требует ст. 16 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Оценивая содержание акта обследования объекта экспертизы и содержание заключения эксперта, судья приходит к выводу о том, что в заключении эксперта эксперт Лобанова И.Ф. ссылается на сведения, часть из которых не содержится ни в акте обследования, ни в материалах дела, и источник которых не известен (например, в заключении указано о том, что стены в приемном отделении и шкафчики в комнате приема пищи грязные со следами жизнедеятельности синантропных членистоногих (мелкие черные точки), что не отражено в акте или иных материалах). Заключение эксперта по наличию выявленных нарушений и по содержанию гораздо шире акта обследования объекта экспертизы, который выполнен нечитаемым почерком, с недопустимыми сокращениями, не позволяющими однозначно толковать содержание изложенной в нем информации.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Принимая во внимание нарушения, допущенные должностным лицом административного органа при осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, а также экспертом при обследовании объекта экспертизы и при даче самого заключения эксперта, в основу которого положены доказательства, добытые с нарушением требований закона, судья признает протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 15.12.2016, заключение эксперта № 3567/002-ЭО от 20.12.2016, а также составленные на их основе протоколы об административных правонарушениях № 316, 315 от 28.02.2017 недопустимыми доказательствами.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В силу положений частей 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В связи с тем, что протоколы об административных правонарушениях № 316 и № 315 от 28.02.2017, протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 15.12.2016 и заключение эксперта № 3567/002-ЭО от 20.12.2016 являются недопустимыми доказательствами, правовых оснований для привлечения к административной ответственности АО «Тандер» не имеется.

Учитывая вышеизложенное, в действиях АО «Тандер» отсутствуют составы административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.3 КоАП РФ и ст. 6.4 КоАП РФ.

Согласно п.2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Таким образом, в соответствии с п.2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.3 КоАП РФ и ст. 6.4 КоАП РФ, в отношении АО «Тандер» подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ

Производство по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.3 КоАП РФ и ст. 6.4 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «Тандер» прекратить на основании п.2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья (<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>


 

Постановления судов по ст. 6.4 КоАП РФ

Постановление суда по ст. 6.4 КоАП РФ

21.03.2016 в Рудничный районный суд г. Кемерово поступил административный материал в отношении ИП Бабашова М.А.о. о привлечении к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ.Из поступившего материала установлено, что при проведении админис...

Постановление суда по ст. 6.4 КоАП РФ

21.03.2017 в Рудничный районный суд г. Кемерово поступил административный материал в отношении ИП Варданян А.А. о привлечении к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ.Из поступившего материала установлено, что по результатам проведени...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru