Решение суда об оспаривании решения, обязании не совершать определенные действия № 2а-5146/2021 ~ М-2504/2021

78RS0002-01-2021-003217-15

Дело № 2а-5146/2021                      24 марта 2021 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Николаевой А.В.,

с участием административных истцов Сорокина Д.В., Чернышева В.А.,

при секретаре Прохорихиной Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сорокина Д. В. и Чернышева В. А. к администрации муниципального образования «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области об оспаривании решения, обязании не совершать определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Заявители обратились суд с требованиями о признании незаконным предложения администрации об изменении места проведения публичного мероприятия, изложенного в письме от 17.03.2021 года № 959/01-12; обязать администрацию не препятствовать проведению публичного мероприятия в форме митинга на площадке у памятника Д.И. Менделееву, находящегося на бульваре Менделеева между домами № 6 и 5 (корпус 1), 28.03.2021 года с 15:00 до 17:00; при этом сведения о населенном пункте, в котором заявители намерены провести публичное мероприятие, не указали; также просили взыскать расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 руб.

В обоснование заявленных требований указали, что 15.03.2021 года подали уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга у указанного памятника (также без указания наименования населенного пункта), в ответном письме от 17.03.2021 года им было предложено изменить место проведения мероприятия на одно из трех других. Полагая, что предложенные администрацией места не позволяют реализовать заявленные цели митинга (обсуждение социально-политических проблем граждан, включая насущные проблемы жителей Мурино), поскольку находится в дали от центральных улиц города, а значит такой митинг не будет замечен жителями Мурино, в отличие от запланированного места, которое находится в центре города и в котором митинг был бы замечен большим количеством людей, что способствовало бы плодотворному обсуждению их проблем, заявители обратились с настоящим административным иском в суд. Также полагали, что данное вмешательство в осуществление их прав является незаконным, поскольку предложение администрации является произвольным и немотивированным, у заявителей имеются данные, опровергающие предположение о невозможности проведения массового мероприятия у памятника Мендлееву.

В судебном заседании административные истцы заявленные требования поддержали в полном объеме.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не просил.

Выслушав объяснения административных истцов, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими отклонению, принимая во внимание следующее.

Из представленных в материалы дела документов следует, что 15.03.2021 года Сорокин Д.В. и Чернышев В.А., обратились в администрацию муниципального образования «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области с уведомлением о проведении публичного мероприятия, в котором изложили намерение провести митинг в целях обсуждения социально-политических проблем граждан, включая следующие: отсутствие в 150-тысячном городе больниц, поликлиник, отделов полиции, пожарных частей, роддомов, скверов, садов, парков; неосвещаемые дворы и улицы; частная собственность на лес, дороги, кладбища, зеленые насаждения – как главная проблема города; павильоны-ларьки в зеленой зоне; невыполнение муниципальными депутатами своих предвыборных обещаний; 28.03.2021 года с 15:00 до 17:00 по адресу: площадка у памятника Д.И. Менделееву, находящегося на бульваре Менделеева между домами № 6 и 5 (корпус 1); количество участников – до 50 человек; организаторы публичного мероприятия: Сорокин Д.В., Чернышев В.А., проживающие на территории Санкт-Петербурга.

17.03.2021 года администрацией муниципального образования рассмотрено поданное уведомление и дан ответ № 959/01-12, в котором указано, что органы местного самоуправления (администрация) не могут обеспечить безопасность участников публичного мероприятия на заявленной административными истцами территории в связи с тем, что проведение публичного массового мероприятия (в форме митинга) на указанной территории может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.

При этом заявителям в соответствии с подп.2 п.1 ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 года предложено в указанные в уведомлении время и дату изменить место проведения заявленного митинга на одну из следующих территорий: площадка в дер. Лаврики напротив дома 74; общественная территория «Графский пруд» в центральном микрорайоне г. Мурино; площадка на пересечении Петровского и Воронцовского бульваров Западного микрорайона г. Мурино с торца дома 14 корп.5 по Петровскому бульвару; поскольку предлагаемые конкретные места для проведения публичного мероприятия соответствуют необходимым условиям, позволяющим реализовать заявленные цели проведения публичного мероприятия в форме митинга.

Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление этой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.

Согласно ст. 11 Конвенции каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

В силу положений ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В соответствии со ст. 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе, защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности (ст.72 Конституции РФ).

В целях обеспечения реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования принят Федеральный закон от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В ст. 1 указанного Федерального закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.

В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются (ч.3), в том числе фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия.

Уведомление о проведении публичного мероприятия в соответствии с принципами, изложенными в ст. 3 настоящего Федерального закона, подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению (ч.4).

В соответствии с ч. 5 ст. 5 данного Федерального закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок, либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

В силу ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры (п.2.2 указанной статьи).

Частью 3 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной им в Определении от 02.04.2009 года № 484-О-П, использование в ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» таких понятий, как «мотивированное предложение» и «согласование», свидетельствует о том, что орган публичной власти вправе лишь предложить изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.

Федеральное законодательство предусматривает основания, при наличии которых организатор не вправе проводить публичное мероприятие в заявленном месте и (или) времени проведения публичного мероприятия, а равно гарантирует правомочие органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложить организатору публичного мероприятия изменить место и (или) время его проведения; при этом, такое предложение органа исполнительной власти должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.

Гарантированное ст. 31 Конституции РФ право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Данные конституционные требования, как и требование о том, что осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц, по их смыслу во взаимосвязи с предписаниями ст. 18 Конституции РФ обращены не только к законодателю, но и к правоприменителям.

Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, которые допускают введение обоснованных ограничений права на мирные собрания, налагающихся в соответствии с законом, и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Изложенные в письме администрации обстоятельства носят существенный и юридически значимый характер, так как согласно ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, а проведение отдельными гражданами публичного мероприятия не должно создавать невыносимых условий, при которых другие граждане произвольно лишались бы возможности реализовать свои права в соответствии со сложившимися традициями и порядком.

Суд соглашается с доводами администрации, и учитывает, что время проведения мероприятия 28.03.2021 года (воскресенье) с 15:00 до 17:00 в основном является временем отдыха, а место проведения является зоной, предназначенной для отдыха населения, которое в указанное заявителями время является местом массового пребывания людей, в связи с чем проведение митинга, заявленного административными истцами, может нарушить права и законные интересы других граждан, создав им препятствия в реализации своего права на отдых, что недопустимо в силу положений Конституции РФ.

Оценивая указанные обстоятельства дела на основании приведенных выше правовых норм, принимая во внимание цель заявленного митинга, суд приходит к выводу о том, что его проведение на территории площадки у памятника Д.И. Менделееву, находящегося на бульваре Менделеева между домами № 6 и 5 (корпус 1), с числом участников 50 человек, следует признать невозможным в связи с потенциальным нарушением законных прав граждан на отдых, а также возможностью создания условий социальной напряженности и нарушения общественного порядка, и соответственно невозможностью органов местного самоуправления обеспечить безопасность участников публичного мероприятия на заявленной территории.

Суд также считает необходимым отметить, что оспариваемое решение не лишает организаторов публичного мероприятия на реализацию конституционного права на свободу собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирования путем согласования с органом исполнительной власти изменения места и времени проведения соответствующего публичного мероприятия.

Ответ дан заявителям в установленные сроки и содержит обоснование невозможности проведения публичного мероприятия в требуемом месте, а также предложение альтернативных мест проведения публичного мероприятия, что, по мнению суда, свидетельствует о соблюдении конституционных прав и законных интересов административных истцов.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемыми действиями административного ответчика права и свободы административных истцов не нарушены, препятствия к осуществлению их прав и свобод не созданы, какая-либо обязанность на них незаконно не возложена; доказательств обратного административными истцами не представлено; материалами дела нарушение прав административных истцов не подтверждается; в связи с чем отсутствуют правовые основания к удовлетворению заявленных требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении требований Сорокина Д. В. и Чернышева В. А. к администрации муниципального образования «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области об оспаривании решения, обязании не совершать определенные действия, – отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.

Судья                    (подпись)                                      А.В. Николаева

Решение принято в окончательной форме 24.03.2021 года

Копия верна. Судья:


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда об оспаривании решения

Сладкевич В.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации ..., указав следующее. Он зарегистрирован и проживает в двухкомнатной квартире по адресу: Санкт-Петербург, ..., площадью 55, 86 кв.м., с XX.XX.XXXX. Ему принадлеж...

Решение суда об оспаривании действий сотрудников полиции

Кен М.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Управления МВД России по Центральному району Санкт-Петербурга, Управления МВД России по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга.Свои требования административный истец обосновал тем, чт...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru