Решение суда об оспаривании бездействия, обязании совершить определенные действия № 2-7056/2020 ~ М-5972/2020

78RS0002-01-2020-008750-84

Дело № 2-7056/2020                    05 октября 2020 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Николаевой А.В.,

с участием истца Федоровой Г.В., представителя ответчика и третьего лица Лисовской Е.В.,

при секретаре Чернушенко Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федоровой Г. В., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО, к администрации Выборгского района Санкт-Петербурга об оспаривании бездействия, обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

    Федорова Г.В. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным и дискриминационным бездействие администрации Выборгского района Санкт-Петербурга в решении вопроса устройства несовершеннолетней ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в группе полного дня в дошкольном образовательном учреждении, находящемся в доступной близости от места проживания; обязать администрацию района реализовать право несовершеннолетнего ребенка на бесплатное дошкольное образование, предусмотренное ст. 43 Конституции РФ, путем создания и предоставления в течение 1 месяца со дня вступления в силу решения суда ФИО места в ГБДОУ детский сад № 11 Выборгского района Санкт-Петербурга в группе полного дня.

    В обоснование заявленных требований Федорова Г.В. указала, что 28.08.2017 года обратилась с заявлением о постановке ребенка на учет для получения места в детском муниципальном дошкольном образовательном учреждении; с 2019 года несовершеннолетняя посещает ГБДОУ детский сад № 104 Выборгского района, однако приоритетным в настоящий момент является ГБДОУ детский сад № 11 Выборгского района Санкт-Петербурга. 18.02.2020 года она обратилась с заявлением о переводе ребенка и предоставлении места в ГБДОУ № 11, 9, 8 Выборгского района. Однако 06.03.2020 года ей было направлено уведомление об отказе в связи с отсутствием свободных мест. Полагая такие действия незаконными, Федорова Г.В. обратилась с настоящим административным иском в суд.

    Поскольку в ходе судебного разбирательства по административному делу было установлено, что заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, на основании ч. 5 ст. 16.1 КАС РФ суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.

    В судебном заседании истец заявленные требования поддержала в полном объеме.

    Представитель ответчика и третьего лица в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала.

    Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований, принимая во внимание следующее.

В статье 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года и вступившей в силу для СССР 15.09.1990 года, отмечено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность, в том числе, дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

В статье 5 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплены положения о том, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе, дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).

Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.

В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

Данная позиция согласуется с мнением Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении от 15.05.2006 года № 5-П, в котором указано, что применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

В силу ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в сфере образования, в том числе по закреплению образовательных организаций субъектов Российской Федерации за конкретными территориями, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

При этом Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.04.2016 года № 286 «Об определении границ территории для закрепления государственных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга» определены границы территории для закрепления государственных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, равными границам территории субъекта Российской Федерации – города федерального значения Санкт-Петербурга.

    Порядок комплектования воспитанниками государственных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, утвержден Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 03.02.2016 года № 273-р.

     В соответствии с пунктом 1.4 указанного Порядка комплектование образовательных организаций осуществляется в текущем году в период с 1 февраля по 30 июня с учетом даты постановки на учет и права на внеочередное или первоочередное зачисление ребенка в образовательную организацию. После окончания периода комплектования проводится доукомлектование образовательных организаций при наличии свободных мест (освободившихся, вновь созданных) в период с 1 сентября текущего года по 1 февраля следующего года.

Пунктом 1.5 Порядка установлены следующие сроки комплектования для детей, зарегистрированных по месту жительства или по месту пребывания на территории Санкт-Петербурга:

- имеющих внеочередное или первоочередное право на зачисление в образовательную организацию, с 1 февраля по 1 марта текущего года;

- стоящих на учете по переводу из образовательной организации одного района Санкт-Петербурга в образовательную организацию другого района Санкт-Петербурга, из списка «очередников» и получивших вариативные формы дошкольного образования временно, с 1 марта по 1 апреля текущего года;

- стоящих на учете и на учете по переводу из одной образовательной организации в другую одного района Санкт-Петербурга, в том числе в группы компенсирующей и оздоровительной направленностей, с 1 апреля текущего года.

Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 09.04.2018 года № 1009-р также утвержден Административный регламент администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по комплектованию государственных образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга.

В соответствии с пунктом 3.1.4.2 указанного регламента заявитель имеет право после получения уведомления о постановке ребенка на учет внести следующие изменения в заявление с сохранением даты постановки ребенка на учет:

- изменить ранее выбранный год поступления ребенка в ОУ;

- изменить ранее выбранный район Санкт-Петербурга с обязательным изменением ОУ;

- изменить ранее выбранные ОУ в указанном районе Санкт-Петербурга;

- изменить ранее выбранную направленность группы;

- изменить или добавить сведения о преимущественном праве зачисления в ОУ;

- изменить сведения о месте регистрации и месте жительства ребенка.

Заявитель может внести изменения в заявление только по месту его первичной подачи в зависимости от способа подачи.

    В силу пункта 3.1.6.4 в случае отсутствия свободных мест в ОУ, указанных заявителем в заявлении о постановке ребенка на учет, комиссия предлагает:

- место в другом(-их) ОУ согласно приложению № 8 к настоящему Административному регламенту. В случае согласия заявитель вправе после зачисления ребенка в ОУ подать заявление о постановке ребенка на учет по переводу;

- вариативные формы получения дошкольного образования временно, начиная с желаемой даты поступления до появления свободного места в ОУ или следующего периода комплектования, согласно приложению № 8 к настоящему Административному регламенту.

В случае отказа или отсутствия отказа/согласия в течение 15 календарных дней с даты выдачи уведомления при надлежащем исполнении заявление о постановке ребенка на учет переходит в список будущих воспитанников ОУ следующего года в указанные ОУ с сохранением даты постановки на учет и рассматривается в списке «очередников», который составляется в соответствии с пунктом 3.2 настоящего Административного регламента в период доукомплектования в соответствии с пунктом 3.3 настоящего Административного регламента. Заявитель получает уведомление согласно приложению № 25 к настоящему Административному регламенту.

В случае отсутствия до 1 февраля следующего года свободных мест в ОУ, указанных заявителем в заявлении о постановке ребенка на учет, заявление рассматривается в списке «очередников» в период комплектования ОУ следующего года в соответствии с пунктом 3.1.6 настоящего Административного регламента.

При зачислении ребенка в ОУ временно заявитель имеет право внесения изменений в заявление в соответствии с пунктами 3.1.4.2-3.1.4.4 Административного регламента. До начала комплектования ОУ (1 февраля текущего года) заявления временно зачисленных детей восстанавливаются по дате подачи заявления в списке будущих воспитанников ОУ на текущий год.

Как усматривается из представленных в материалы дела документов и не оспаривалось участвующими в деле лицами, Федорова Г.В. является матерью несовершеннолетней ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.

При этом несовершеннолетняя ФИО является воспитанником ГБДОУ детский сад № 104 Выборгского района Санкт-Петербурга.

Как указано истцом, 18.02.2020 года она подала заявление о переводе несовершеннолетней ФИО из ГБДОУ № 104 Выборгского района Санкт-Петербурга в ГБДОУ № 11 Выборгского района Санкт-Петербурга; при этом о наличии каких-либо льгот заявлено не было.

Из представленных в материалы дела документов следует, что 06.03.2020 года заявителю направлен ответ об отсутствии возможности перевести ребенка в ГБДОУ №№ 11, 9, 8 Выборгского района Санкт-Петербурга в связи с отсутствием свободных мест.

30.06.2020 года в ответ на обращение Федоровой Г.В., поступившее из прокуратуры района, заявителю также разъяснено, что в соответствии с требованиями Порядка комплектования воспитанниками государственных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, перевод внутри района рассматривается в последнюю очередь, после заявлений граждан, чьим детям государственная услуга дошкольного образования не предоставлялась.

Как указано ответчиком, Комиссия по комплектованию дошкольных образовательных учреждений не имела возможности предоставить несовершеннолетней ФИО место в ГБДОУ № 11, 8, 9 Выборгского района Санкт-Петербурга в связи с обязанностью обеспечить местами граждан, зарегистрировавших заявления ранее Федоровой Г.В., поскольку по состоянию на 25.09.2020 года количество детей, находящихся в очереди перед ее ребенком и не обеспеченных местом в ГБДОУ № 11 – 160 человек, в ГБДОУ № 8 – 229 человек, в ГБДОУ № 9 – 221 человек.

При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами ответчика о невозможности перевода несовершеннолетнего в заявленное учреждение в связи с отсутствием в нем свободных мест, что соответствует положениям статьи 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Одновременно суд принимает во внимание положения пункта 3.1.4.2 административного регламента, в соответствии с которым при внесении изменений, в том числе, в случае изменения ранее выбранного года поступления ребенка в ОУ, ранее выбранного района Санкт-Петербурга с обязательным изменением ОУ, ранее выбранных ОУ в указанном районе Санкт-Петербурга, дата постановки ребенка на учет сохраняется, в связи с чем лица, ранее заявителя подавшие соответствующие заявления о зачислении в другие образовательные учреждения, в случае внесения изменений в свои заявления путем указания в них ГБДОУ № 11, автоматически распределяются в очереди в такое учреждение в зависимости от даты и времени подачи первоначального заявления.

Оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что в действиях ответчика отсутствует незаконное бездействие, выразившееся в непредставлении ребенку истца места в дошкольном образовательном учреждении, поскольку реализация ребенком истца конституционного права на получение образования не может нарушать права других детей, поставленных на очередь ранее либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях, учитывая, что в указанном истцом ДОУ отсутствуют вакантные места; при таких обстоятельствах требования истца подлежат отклонению в полном объеме.

Одновременно суд принимает во внимание, что ребенок истца обеспечен местом в образовательном учреждении ГБДОУ № 104 Выборгского района Санкт-Петербурга в пределах территории, подведомственной ответчику, что согласуется с требованиями действующего законодательства, правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.1 Постановления от 15.05.2006 года № 5-П, о физической доступности дошкольного образования, Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по комплектованию государственных образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга, утвержденного Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 09.04.2018 года № 1009-р.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении искового заявления Федоровой Г. В., действующей в интересах несовершеннолетней ФИО, к администрации Выборгского района Санкт-Петербурга об оспаривании бездействия, обязании совершить определенные действия, – отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.

Судья (подпись)                 А.В. Николаева

Решение принято в окончательной форме 27.10.2020 года

Копия верна. Судья:


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда о прекращении действия права на управление транспортными средствами

Прокурор обратился в суд с административным иском, в котором просил прекратить действие права Михайлова Ю.В. на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения №, выданного 14.10.2017 года, категории «В, В1 (AS), М», п...

Решение суда о прекращении действия права на управление транспортными средствами

Прокурор Выборгского района Санкт-Петербурга, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Игнатику А.Г., в котором просил прекратить действие права административного ответчика на управ...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru