Решение суда об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от загрязнения № 2-600/2021 (2-2333/2020;) ~ М-2535/2020

Дело № 2-600/21                                       19 января 2021 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дзержинский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Матусяк Т.П.,

при секретаре Романовой А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Всеволожского городского прокурора к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от загрязнения

УСТАНОВИЛ:

Истец Всеволожский городской прокурор обратилась в суд с иском к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от загрязнения.

Исковые требования обоснованы тем, что Всеволожской городской прокуратурой проведена проверка информации Всеволожского лесничества - филиала ЛОГКУ «Ленобллес» по вопросу загрязнения земель лесного фонда отходами производства и потребления от 15.10.2020 года № 2837 и от 15.10.2020 года № 2842.

Установлено, что 12.10.2020 года лесничим Осинорощинского участкового лесничества Мысовским А.Н. при плановом патрулировании территории лесничества на расстоянии около 0,5 км от д. Сарженка, в квартале № 61 выделах 20, 23 обнаружено размещение отходов производства и потребления на площади 0,03 га объемом 200 куб.м., о чем составлен акт о лесонарушении № 174 от 12.10.2020 года.

Вышеуказанный земельный участок находится в границах МО «Юкковское сельское поселение», свободен от аренды и относится к землям лесного фонда.

Лесничим Чернореченского участкового лесничества Косыгиным В.П. 13.10.2020 года при плановом патрулировании территории лесничества на расстоянии около 1,0-1,5 км от д. Островки, в квартале № 275 выделе 3 обнаружено размещение отходов производства и потребления на площади 0,02 га объемом 8 куб.м., о чем составлен акт о лесонарушении № 176 от 13.10.2020 года. В квартале № 282 выделе 41 обнаружено размещение отходов производства и потребления на площади 0,02 га объемом 20 куб.м.

Вышеуказанный земельный участок находится в границах МО «Свердловское городское поселение», свободен от аренды и относится к землям лесного фонда.

По факту загрязнения земель лесного фонда отходами, собственников отходов установить не представилось возможным по причине отсутствия признаков, указывающих на принадлежность отходов к конкретному лицу. Отходы складируются на территории Всеволожского лесничества.

Истец просит суд обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от загрязнения отходами производства и потребления, незаконно размещенных на территории лесного фонда: в квартале № 61 выделах 20, 23 Осинорощинского участкового лесничества Всеволожского лесничества; в квартале № 275 выделе 3 и в квартале № 282 выделе 41 Чернореченского участкового лесничества Всеволожского лесничества в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Истец Всеволожский городской прокурор в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Комитета по природным ресурсам Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Изучив материалы дела, оценив представленные суду доказательства, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии с частью 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, - по смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов, а также ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публично-правовые обязательства в отношении защиты лесного фонда от негативного воздействия.

Лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года N 1-П, от 7 июня 2000 года N 10-П, от 2 июня 2015 года N 12-П).

В соответствии с пп. 2 п. 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В силу абз. 8 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Статьей 50,7 Лесного кодекса Российской Федерации, леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству. Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию.

В соответствии с требованиями п. 7.8 Межгосударственного стандарта «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. ГОСТ 30772-2001», введенных в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 года № 607-ст, собственником отходов является: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом, если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные на территории которых эти отходы находятся.

Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 13.10.2015 года № 336-П указал, что принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории муниципального образования, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного муниципального образования не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.

В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

На основании п. 4 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, полномочия Российской Федерации в области таких лесных отношений как организация использования лесов, их охрана (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров), защита и воспроизводство на землях лесного фонда и обеспечение охраны на таких землях отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств (часть 1 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации).

В порядке п. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из материалов дела следует, что Всеволожской городской прокуратурой проведена проверка информации Всеволожского лесничества - филиала ЛОГКУ «Ленобллес» по вопросу загрязнения земель лесного фонда отходами производства и потребления от 15.10.2020 года № 2837 и от 15.10.2020 года № 2842.

Из акта о лесонарушении № 174 от 12.10.2020 года, составленного лесничим Осинорощинского участкового лесничества Мысовским А.Н., следует, что при плановом патрулировании территории лесничества на расстоянии около 0,5 км от д. Сарженка, в квартале № 61 выделах 20, 23 обнаружено размещение отходов производства и потребления на площади 0,03 га объемом 200 куб.м.

Вышеуказанный земельный участок находится в границах МО «Юкковское сельское поселение», свободен от аренды и относится к землям лесного фонда.

Лесничим Чернореченского участкового лесничества Косыгиным В.П. 13.10.2020 года при плановом патрулировании территории лесничества на расстоянии около 1,0 км-1,5 км от д. Островки, в квартале № 275 выделе 3 обнаружено размещение отходов производства и потребления на площади 0,02 га объемом 8 куб.м., о чем составлен акт о лесонарушении № 177 от 13.10.2020 года. В квартале № 282 выделе 41 обнаружено размещение отходов производства и потребления на площади 0,02 га объемом 20 куб.м., о чем составлен акт о лесонарушении № 176 от 13.10.2020 года.

Вышеуказанный земельный участок находится в границах МО «Свердловское городское поселение», свободен от аренды и относится к землям лесного фонда.

По факту загрязнения земель лесного фонда отходами, собственников отходов установить не представилось возможным по причине отсутствия признаков, указывающих на принадлежность отходов к конкретному лицу, отходы складируются на территории Всеволожского лесничества, указанное подтверждается материалами проверки.

Распоряжением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 года № 603-р создано Ленинградское областное государственное бюджетное учреждение «Управление лесами Ленинградской области», установлено, что учреждение находится в ведении комитета по природным ресурсам Ленинградской области и осуществляет государственные полномочия в области лесных отношений.

Согласно п. 7 Распоряжением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 года № 603-р «О создании Ленинградского областного государственного бюджетного учреждения «Управление лесами Ленинградской области», установлено, что целями деятельности учреждения является организация исполнения государственных полномочий в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, в том числе обеспечение реализации лесохозяйственного регламента, формирования лесных участков, сбора данных для государственного лесного реестра и отраслевой статистической отчетности, сохранения в лесах биологического разнообразия и объектов историко-культурного и природного наследия, а также рекреационной, культурной, научно-просветительской, образовательной и иной деятельности в области лесных отношений.

В соответствии с п. 1 ст. 60.2 Лесного кодекса Российской Федерации, защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.

Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 года № 607 установлены Правила санитарной безопасности в лесах. Правила устанавливают порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов.

Проведение лесопатологических обследований и предупреждение распространения вредных организмов обеспечиваются на лесных участках, не предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 5 Правила санитарной безопасности в лесах).

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года № 417 установлены Правила пожарной безопасности в лесах. Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (пп. б, п. 4 Правил пожарной безопасности в лесах).

Согласно разделу 2 пункту 2.2. Постановления Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 года № 341 «Об утверждении Положения о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области», на Комитет по природным ресурсам Ленинградской области возложена организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что именно на ответчика возложена обязанность по охране лесов, расположенных на землях лесного фонда, учитывая установленный судом факт нарушения ответчиком требований законодательства в сфере охраны земель лесного фонда, исковые требования Всеволожского городского прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.

    Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь ст. 167, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от загрязнения отходами производства и потребления, незаконно размещенных на территории лесного фонда: в квартале № 61 выделах 20, 23 Осинорощинского участкового лесничества Всеволожского лесничества; в квартале № 275 выделе 3 и в квартале № 282 выделе 41 Чернореченского участкового лесничества Всеволожского лесничества в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:                                          Т.П. Матусяк


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено

Прокурор обратился в суд с административным иском, в котором просил признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» по адресам: ***, ***, ***, информацией, распростр...

Решение суда об обязании совершить определенные действия

прокурор Выборгского района Санкт-Петербурга, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с исковым заявлением к товариществу собственников жилья (далее – ТСЖ)...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru