Решение суда об обязании совершить действия № 2-2067/2020 ~ М-2217/2020

Дело №***                     09 декабря 2020 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дзержинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Ушаковой Т.В.,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Всеволожского городского прокурора к Комитету по природным ресурсам <адрес> об обязании совершить действия

УСТАНОВИЛ:

Всеволожский городской прокурор обратился в суд с указанным иском.

Исковые требования обоснованы тем, что Всеволожской городской прокуратурой проведена проверка информации Комитета государственного экологического надзора <адрес> от **.**.**** № К-09-1310/2020 по фактам несанкционированного размещения отходов на территории государственного лесного фонда, в границах Ройкинского участкового лесничества Всеволожского лесничества, о чем государственным лесным инспектором <адрес> ФИО2 составлен акт планового (рейдового) осмотра, обследования №***/З от **.**.****.

В ходе осмотра **.**.**** территории лесного фонда в квартале 20 в точке с координатами 60.294885, 30.296144 зафиксирована свалка отходов производства и потребления, представляющих собой обломки автозапчастей, полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки объемом 6 куб.м.

Установить собственника отходов, а также лицо, осуществляющее их сброс на почву, не представляется возможным ввиду отсутствия признаков, указывающих на принадлежность отходов к конкретному лицу.

Лесной участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка отходов производства и потребления, является свободным от аренды.

Истец просит суд обязать Комитет по природным ресурсам <адрес> провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от загрязнения отходами производства и потребления, незаконно размещенных в квартале 20 в точке с координатами 60.294885, 30.296144 Ройкинского участкового лесничества Всеволожского лесничества от захламления путем вывоза отходов на лицензированный полигон ТБО в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Истец Всеволожский городской прокурор в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Комитета по природным ресурсам <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Комитета государственного экологического надзора <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, оценив представленные суду доказательства, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии с частью 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, - по смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов, а также ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публично-правовые обязательства в отношении защиты лесного фонда от негативного воздействия.

Лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от **.**.**** N 1-П, от **.**.**** N 10-П, от **.**.**** N 12-П).

В соответствии с пп. 2 п. 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В силу абз. 8 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Статьей 50,7 Лесного кодекса Российской Федерации, леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству. Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию.

В соответствии с требованиями п. 7.8 Межгосударственного стандарта «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. ГОСТ 30772-2001», введенных в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от **.**.**** №***-ст, собственником отходов является: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом, если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные на территории которых эти отходы находятся.

Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от **.**.**** №***-П указал, что принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории муниципального образования, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного муниципального образования не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.

В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

На основании п. 4 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, полномочия Российской Федерации в области таких лесных отношений как организация использования лесов, их охрана (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров), защита и воспроизводство на землях лесного фонда и обеспечение охраны на таких землях отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств (часть 1 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации).

В порядке п. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из материалов дела следует, что Всеволожской городской прокуратурой проведена проверка информации Комитета государственного экологического надзора <адрес> от **.**.**** № К-09-1310/2020 по фактам несанкционированного размещения отходов на территории государственного лесного фонда, в границах Ройкинского участкового лесничества Всеволожского лесничества, о чем государственным лесным инспектором <адрес> ФИО2 составлен акт планового (рейдового) осмотра, обследования №***/З от **.**.****.

В ходе осмотра **.**.**** территории лесного фонда в квартале 20 в точке с координатами 60.294885, 30.296144 зафиксирована свалка отходов производства и потребления, представляющих собой обломки автозапчастей, полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки объемом 6 куб.м.

Установить собственника отходов, а также лицо, осуществляющее их сброс на почву, не представляется возможным ввиду отсутствия признаков, указывающих на принадлежность отходов к конкретному лицу.

Лесной участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка отходов производства и потребления, является свободным от аренды.

Поскольку лесной участок, на котором обнаружены несанкционированные свалки отходов производства и потребления, является свободным от аренды, истец просит суд возложить обязанность по проведению мероприятий по очистке земель лесного фонда от загрязнения отходами производства и потребления на Комитет по природным ресурсам <адрес>.

Распоряжением <адрес> от **.**.**** №***-р создано Ленинградское областное государственное бюджетное учреждение «Управление лесами <адрес>», установлено, что учреждение находится в ведении комитета по природным ресурсам <адрес> и осуществляет государственные полномочия в области лесных отношений.

Согласно п. 7 Распоряжением <адрес> от **.**.**** №***-р «О создании <адрес> государственного бюджетного учреждения «Управление лесами <адрес>», установлено, что целями деятельности учреждения является организация исполнения государственных полномочий в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, в том числе обеспечение реализации лесохозяйственного регламента, формирования лесных участков, сбора данных для государственного лесного реестра и отраслевой статистической отчетности, сохранения в лесах биологического разнообразия и объектов историко-культурного и природного наследия, а также рекреационной, культурной, научно-просветительской, образовательной и иной деятельности в области лесных отношений.

В соответствии с п. 1 ст. 60.2 Лесного кодекса Российской Федерации, защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.

Постановлением Правительства РФ от **.**.**** №*** установлены Правила санитарной безопасности в лесах. Правила устанавливают порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов.

Проведение лесопатологических обследований и предупреждение распространения вредных организмов обеспечиваются на лесных участках, не предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 5 Правила санитарной безопасности в лесах).

Постановлением Правительства РФ от **.**.**** №*** установлены Правила пожарной безопасности в лесах. Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (пп. б, п. 4 Правил пожарной безопасности в лесах).

Согласно разделу 2 пункту 2.2. Постановления <адрес> от **.**.**** №*** «Об утверждении Положения о Комитете по природным ресурсам <адрес> и признании утратившими силу отдельных постановлений <адрес>», на Комитет по природным ресурсам <адрес> возложена организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что именно на Комитет по природным ресурсам <адрес> возложена обязанность по охране лесов, расположенных на землях лесного фонда, учитывая установленный судом факт нарушения ответчиком требований законодательства в сфере охраны земель лесного фонда, исковые требования Всеволожского городского прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.

    Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь ст. 167, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Обязать Комитет по природным ресурсам <адрес> провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от загрязнения отходами производства и потребления, незаконно размещенных в квартале 20 в точке с координатами 60.294885, 30.296144 Ройкинского участкового лесничества Всеволожского лесничества от захламления путем вывоза отходов на лицензированный полигон ТБО в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья:                                   Ушакова Т.В.


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда об обязании совершить действия

Всеволожский городской прокурор обратился в суд с указанным иском.Исковые требования обоснованы тем, что Всеволожской городской прокуратурой проведена проверка информации комитета государственного экологического надзора от **.**.**** № К-04-1595/2...

Решение суда о возмещении ущерба, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, судебных расходов

Санкт-Петербургская общественная организация потребителей «Защита» обратилась в суд с иском к ООО «Жилкомсервис № » о возмещении ущерба, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, судебных расходов в защиту интересов ФИО1.Исковые требовани...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru