Решение суда об освобождении от исполнительского сбора № 2а-1020/2020 ~ М-843/2020

Дело №***а-1020/20                                      13 мая 2020 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дзержинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Матусяк Т.П.,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ к судебному приставу-исполнителю ОСП по <адрес> Санкт-Петербурга ФИО8 об освобождении от исполнительского сбора

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ обратился в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по <адрес> Санкт-Петербурга ФИО8 об освобождении от исполнительского сбора.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УФССП России по Санкт-Петербургу.

Административное исковое заявление обосновано тем, что в ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (далее - Управление) от судебного пристава-исполнителя ФИО5 поступило постановление о взыскании исполнительского сбора от **.**.**** №*** г. по исполнительному производству №*** от **.**.**** на основании решения Ногинского городского суда по делу №***, вступившему в законную силу **.**.****, с учетом определения указанного суда от **.**.****.

Суд обязал Управление обеспечить ФИО2 государственным жилищным сертификатом по установленным законодательством нормам.

Управление не согласно с постановлением о взыскании исполнительского сбора судебного пристава, исходя из следующего.

В соответствии с п. 1,2 приказа Министра обороны Российской Федерации от **.**.**** №*** Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации определен уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе Министерства обороны, в сфере жилищного обеспечения военнослужащих и членов их семей, осуществляющим свои функции через специализированные организации, в том числе, через федеральное государственное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.

Указано, что Департамент осуществляет свою деятельность на территориях субъектов Российской Федерации - города федерального значения Москвы и <адрес>.

В ранее действовавшем приказе Минобороны России от **.**.**** №***, от **.**.**** №*** содержались следующие предписания (п.п. 1,2).

Уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в частности, через федеральное государственное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющее, в свою очередь полномочия на территории <адрес> (прил. №*** к приказу Минобороны РФ от **.**.**** №***).

На территории <адрес> функции уполномоченного жилищного органа осуществляет отдел №*** ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, расположенный по адресу: 107078, <адрес>, кор. 7 (руководитель - ФИО1).

ФИО2 проживает на территории <адрес>, т.е. в территориальной подведомственности названного отдела.

Следовательно, местом совершения исполнительских действий является указанный выше адрес отдела.

Кроме того, ввиду профилактики коррупционных действий, каждый из территориальных отделов (отделений) ограничен в проведении операционно-технических мероприятий на территориях, ему не приданных, т.е. на территории Москвы и региона, Управление не ведет самостоятельной деятельности, это невозможно технически.

По указанному основанию, письменным сообщением от **.**.**** №***, Управление направило по принадлежности копии исполняемых актов судов в адрес начальника 1 отдела.

**.**.**** за №***, в адрес ФИО2 направлено письмо о необходимости предоставления в адрес 1 отдела необходимых документов.

Постановлением СПИ МО по ОИПНХ УФССП России по Москве от **.**.**** возбужденное исполнительное производство в отношении 1 отдела было окончено по заявлению взыскателя ФИО2

В адрес ФИО2 и его представителя было направлено сообщение от **.**.**** о необходимости предоставления в отдел №*** комплекта документов, а в отдел №*** Управления (<адрес>) направлено поручение о незамедлительной организации исполнения указанного решения суда.

Из письменного сообщения начальника названного отдела от **.**.**** следует, что отдел не наделен полномочиями по ведению реестра участников ГЖС.

Исходя из требований приказа МО РФ от **.**.**** №***, учитывая, что ФИО2 проживает на территории <адрес>, т.е. по территориальной подведомственности Департамента жилищного обеспечения Минобороны России, на указанный орган возложено исполнение решения суда

Письменным сообщением от **.**.****, имеющиеся документы в отношении взыскателя направлены в Департамент, в целях исполнения решения суда.

**.**.**** №*** Департамент направил письма в адрес ФИО2 и его представителя ФИО6 о предоставлении необходимых документов.

**.**.**** №*** Управлением также было направлено ФИО2 сообщение.

В соответствии с п. 3 Правил, утвержденной Постановлением Правительства РФ от **.**.**** №*** «О некоторых вопросах реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», сертификаты выпускаются ответственным исполнителем основного мероприятия (Минрегионразвития РФ) в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Формы бланков сертификатов и порядок их заполнения утверждаются ответственным исполнителем основного мероприятия по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Ответственный исполнитель основного мероприятия определяет порядок учета, хранения и уничтожения бланков сертификатов.

     Из ст. 3 подпрограммы ГЖС государственный заказчик основного мероприятия Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации вправе издавать в порядке, установленном пунктом 41.5 Правил, утвержденных настоящим постановлением, приказы о выдаче бланков сертификатов в пределах определенного в соответствии с пунктом 41.2 Правил, утвержденных настоящим постановлением, остатка средств социальных выплат.. ..

Изготовление бланков сертификатов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на финансирование основного мероприятия.

В соответствии п. 35 Правил, ответственный исполнитель основного мероприятия (Министерство регионального развития Российской Федерации, 123242, <адрес>, Красная Пресня, 3) на основании графика выпуска и распределения сертификатов издает приказ о выдаче бланков сертификатов и направляет соответствующее количество бланков сертификатов в органы исполнительной власти.

Государственный заказчик подпрограммы на основании заявок на выпуск сертификатов и с учетом графика выпуска и распределения сертификатов издает приказ о выдаче бланков сертификатов и направляет соответствующее количество бланков сертификатов в органы исполнительной власти (в данном случае Минобороны России в лице Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации).

Как явствует из пунктов 4, 11, 12 Порядка, утвержденного приказом Минобороны РФ от **.**.**** №*** «Об утверждении Порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», «уполномоченный орган либо структурное подразделение уполномоченного органа осуществляет проверку представленных документов и не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступления принимает решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.

В случае признания гражданина участником подпрограммы, уполномоченным органом либо структурным подразделением уполномоченного органа:

а)    заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения;

б)    вносятся соответствующие изменения:

в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, - в отношении граждан, указанных в подпункте «а» пункта 2 настоящего Порядка;

в реестр граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, изъявивших желание получить сертификат по рекомендуемому образцу согласно приложению №*** к настоящему Порядку, - в отношении граждан, указанных в подпункте «б» пункта 2 настоящего Порядка.

О принятом решении уполномоченный орган либо структурное подразделение уполномоченного органа направляет гражданину соответствующее уведомление по рекомендуемому образцу согласно приложению №*** к настоящему Порядку».

Уполномоченный орган (Минобороны в лице Департамента жилищного обеспечения) осуществляет получение у государственного заказчика подпрограммы (Минстрой России) бланков сертификатов, их хранение и учет.

Оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы осуществляются в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан - участников подпрограммы.

Уполномоченный орган в 2-месячный срок с даты получения бланков сертификатов производит их оформление на имя граждан - участников подпрограммы и в течение пяти рабочих дней с даты выдачи сертификата осуществляет их отправку в структурные подразделения уполномоченного органа.

Из п. 9, 12 «Порядка.. . », утвержденного приказом начальника Управления от **.**.**** №***, оформленные Департаментом жилищного обеспечения МО РФ ГЖС, поступают в Управление.

В случае возврата ГЖС, либо невозможности их вручения, сертификаты возвращаются в Департамент.

С поступлением в Управление из Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации Государственного жилищного сертификата, оформленного на имя ФИО2, он будет выдан взыскателю установленным порядком.

Таким образом, очевидно, что Управлением принимались необходимые меры и действия по исполнению решения суда, которое подлежит исполнению Департаментом.

Управлением не подавалось в суд заявление о замене на надлежащего ответчика, ввиду указаний Департамента, у которого на исполнении находится более 2000 исполнительных производств.

Административный истец просит суд освободить ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от взыскания исполнительского сбора судебного пристава-исполнителя ФИО5 от **.**.**** №*** по исполнительному производству №*** от **.**.****.

Представитель административного истца по доверенности ФИО7 в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, административный иск поддерживает.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ФИО8, представитель административного ответчика УФСПП России по Санкт-Петербургу в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Заинтересованное лицо ФИО2 извещен о времени и месте рассмотрения дела, возражения в отношении заявленных требований суду не представил.

Изучив материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 2 Федерального закона от **.**.**** № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от **.**.**** № 118-ФЗ «О судебных приставах» предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в том числе, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно части 2 статьи 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Согласно частям 1 - 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от **.**.**** №*** «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» относительно взыскания исполнительского сбора, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания; уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным; это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»); иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования; если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

Изложенное указывает на то, что суд вправе уменьшить размер исполнительского сбора либо освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда.

Как разъяснено Верховным Судом Российской Федерации в вышеназванном Постановлении Пленума, а также следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от **.**.**** №***-П, исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, меры принуждения должника к соблюдению законных требований государства, выраженной в возложении на должника обязанности произвести дополнительную выплату в качестве меры публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным правонарушением в процессе исполнительного производства.

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Как следует из материалов дела, **.**.**** судебным приставом Смольнинского ОСП <адрес> УФССП России по Санкт-Петербургу возбуждено исполнительное производство №***-ИП на основании исполнительного листа, выданного Ногинским городским судом по делу №***.

    На основании решения суда по делу №*** надлежало обязать ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» обеспечить ФИО2 и членов его семьи государственным жилищным сертификатом по установленным законодательством нормам.

    Материалами дела подтверждается и не оспаривается административным истцом, что в установленный судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа указанные требования исполнены не были.

Таким образом, у судебного пристава-исполнителя имелись основания для взыскания с ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» исполнительского сбора.

**.**.**** судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» исполнительского сбора в сумме 50000 рублей.

    Вместе с тем, взимание исполнительского сбора, как специальной меры публично-правовой ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве, должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, что предполагает возможность уменьшения судом размера исполнительского сбора, освобождения от его взимания с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Изложенное соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от **.**.**** N 13-П, от **.**.**** N 1-П, от **.**.**** N 4-П и от **.**.**** N 1-П, определении от **.**.**** N 654-О.

Из этого же исходит Европейский Суд по правам человека, который, признавая такую меру ответственности, как штраф, оправданным вмешательством в право каждого физического и юридического лица на уважение своей собственности в соответствии с абзацем вторым статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, полагает, что финансовое обязательство, вытекающее из уплаты штрафа, если оно возлагает чрезмерное бремя на заинтересованное лицо или оказывает значительное влияние на его финансовое состояние, может поставить под сомнение данное право, гарантированное абзацем первым той же статьи (постановление от **.**.**** по делу "Мамидакис (Mamidakis) против Греции").

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в п. 47 Обзора судебной практики N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации **.**.****, исполнительский сбор, установленный ст. 112 Федерального закона от **.**.**** N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ), не является фискальным платежом, взимаемым за совершение юридически значимых действий судебным приставом-исполнителем, а выступает мерой публично-правовой ответственности должника за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение, которой присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности.

Вместе с тем, поскольку штрафное взыскание связано с ограничением конституционного права собственности, толкование и применение положений законодательства об исполнительном производстве, регулирующих взимание исполнительского сбора, должно осуществляться судами с учетом критерия соразмерности (пропорциональности), вытекающего из ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, и не должно приводить к подавлению экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерному ограничению свободы предпринимательства и права собственности, что, в силу ст. 34 (ч. 1), ст. 35 (чч. 1 - 3) и ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, недопустимо.

Это означает, что взимание исполнительского сбора как специальной меры публично-правовой ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, что предполагает возможность уменьшения судом размера исполнительского сбора, освобождения от его взимания с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Представленные административным истцом доказательства подтверждают, что им предпринимались надлежащие меры для исполнения решения суда, и препятствием к исполнению решения суда послужило не предоставление предусмотренных законом документов ФИО2

    Суд полагает, что указанное является основанием для освобождения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» от уплаты исполнительского сбора.

Учитывая вышеизложенное и, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Освободить ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 (пятидесяти тысяч) рублей по исполнительному производству от **.**.**** №***-ИП.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:                                    Т.П. Матусяк


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К СУДЕБНЫМ ПРИСТАВАМ:

Решение суда о наложении ареста (описи имущества)

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по Санкт-Петербурга, старшему судебному приставу, УФССП России по Санкт-Петербургу об оспаривании акта о наложении ареста (описи имущества).Администра...

Решение суда об оспаривании постановления

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по Санкт-Петербурга ФИО7, УФССП по Санкт-Петербургу об оспаривании постановления.Административное исковое заявление обосновано тем, что **.**.**** судебным пристав...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru