Дело №***а-959/20 30 марта 2020 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Матусяк Т.П.,
с участием прокурора ФИО5,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> и <адрес> о продлении содержания гражданина Украины ФИО1, **.**.**** года рождения, в специальном приемнике для содержания лиц, арестованных в административном порядке, до завершения процедуры депортации, но не более чем на 60 суток
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с указанным административным иском.
В обоснование административного искового заявления административный истец указывает, что **.**.**** гражданин Украины ФИО1, **.**.**** года рождения, был осужден Московским районным судом <адрес> по ч. 2 ст. 228 Уголовного кодекса Российской Федерации к 2 годам лишения свободы.
**.**.**** Министерством юстиции Российской Федерации вынесено решение (распоряжение №***-рн) о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданина Украины ФИО1, **.**.**** года рождения.
**.**.**** гражданин Украины ФИО1, **.**.**** года рождения был освобожден из Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №***» УФСИН России по Санкт-Петербургу и <адрес>. Законных оснований для пребывания (проживания) на территории Российской Федерации гражданин Украины ФИО1, **.**.**** года рождения, не имел. Депортировать гражданина Украины ФИО1, **.**.**** года рождения, по освобождению из мест лишения свободы не представлялось возможным в связи с отсутствием возможности приобретения авиабилетов.
В соответствии с пунктом 9 статьи 31 Закона о правовом положении иностранных граждан, иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
**.**.**** в 16 часов 00 минут, в соответствии с п. 9.3 ст. 31 Федерального закона от **.**.**** № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» решением ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и <адрес>, гражданин Украины ФИО1, **.**.**** года рождения, был помещен в Специальный приемник для содержания лиц, арестованных в административном порядке ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и <адрес> на срок, не превышающий 48 часов.
В соответствии с п. 9.4 ст. 31 Федерального закона от **.**.**** № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» помещение в специальное учреждение иностранных граждан, подлежащих депортации, может осуществляться только на основании решения суда.
Решением Дзержинского районного суда <адрес> по административному делу №***а-2396/2019 от **.**.****, подлежащий депортации гражданин Украины ФИО1, **.**.**** года рождения, помещен в специальный приемник для содержания лиц, арестованных в административном порядке ГУ МВД России по <адрес> и <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, на срок до исполнения решения о депортации, но не более чем на 120 (сто двадцать) суток.
По истечении 120 суток депортировать гражданина Украины ФИО1, **.**.**** года рождения, не представляется возможным по причине отсутствия проездного документа, действительного для пересечения Государственной границы РФ.
Приобрести авиабилет гражданину Украины ФИО1, **.**.**** года рождения, не представилось возможным, ввиду того, что в настоящее время ведется работа по заключению Государственного контракта на оказание услуг по бронированию, оформлению, продаже и доставке авиационных билетов на пассажирские авиаперевозки для иностранных граждан, подлежащих депортации или реадмиссии.
В связи с угрозой распространения на территории <адрес> и <адрес> новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и выработке дополнительных мер по предупреждению её распространения, исполнить решение о депортации не представляется возможным, так как в настоящее время авиакомпании значительно уменьшили количество полетов за пределы Российской Федерации, а также невозможно спрогнозировать ситуацию по приобретению авиабилета в Украину по причине прекращения авиаперелетов.
Административный истец просит продлить срок пребывания, подлежащего депортации гражданину Украины ФИО1, **.**.**** года рождения, в Специальном приемнике для содержания лиц, арестованных в административном порядке ГУ МВД России по <адрес> и <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, на срок до завершения процедуры депортации, но не более чем на 60 (шестьдесят) суток. Обратить решение Дзержинского районного суда <адрес> к немедленному исполнению.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО4, действующий на основании доверенности, диплома о высшем юридическом образовании, поддержал административное исковое заявление, и просил его удовлетворить.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание явился, суду пояснил, что владеет русским языком, в переводчике не нуждается, возражает против продления срока помещения в специальный приемник.
Прокурор ФИО5 в своем заключении по делу указал, что административный иск считает не подлежащим удовлетворению, в связи с прекращением авиаперелетов.
Изучив представленные материалы, выслушав стороны, а также заключение прокурора, суд приходит к выводу о том, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Основания и порядок продления срока содержания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, предусмотрены Федеральным законом от **.**.**** N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и главой 28 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от **.**.**** N 115-ФЗ в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина.
Частью 9 статьи 31 Федерального закона от **.**.**** N 115-ФЗ предусмотрено, что иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
В соответствии с пунктом 9.4 статьи 31 Федерального закона от **.**.**** N 115-ФЗ за исключением случая, предусмотренного пунктом 9.3 данной статьи, помещение в специальное учреждение иностранных граждан, подлежащих депортации, может осуществляться только на основании решения суда.
Согласно части 2 статьи 267 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается в суд не позднее чем за сорок восемь часов до истечения установленного по решению суда срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении.
Частью 2 статьи 266 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в мотивировочной части решения, которым удовлетворено административное исковое заявление о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении, должен быть также установлен и обоснован разумный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении.
Из материалов дела усматривается, что решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга по административному делу №***а-2396/2019 от **.**.****, подлежащий депортации гражданин Украины ФИО1, **.**.**** года рождения, помещен в Специальный приемник для содержания лиц, арестованных в административном порядке ГУ МВД России по <адрес> и <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, до исполнения решения о депортации, но не более 120 (сто двадцать) суток.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от **.**.**** N 1830-О, действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком содержания лица, в отношении которого принято решение о депортации, в специализированном учреждении, и, соответственно, оно не предполагает, что лицо, в отношении которого принято решение о депортации, может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специализированном учреждении.
С учетом этого суду надлежит проверять эффективность и достаточность действий уполномоченного органа, предпринимаемых при проведении процедуры депортации.
В частности, необходимо принимать во внимание сроки направления и рассмотрения запросов о депортации компетентными органами запрашивающей и запрашиваемой сторон, установленные соответствующими межправительственными соглашениями.
При решении вопроса о помещении иностранного гражданина в специальное учреждение суд должен основывать свое решение на всестороннем и объективном учете соответствующих обстоятельств (характер совершенного лицом правонарушения, предшествующее поведение этого лица, продолжительность его нахождения на территории Российской Федерации, наличие постоянного места жительства, семейное положение, состояние здоровья и т.п.), с тем чтобы избегать произвольного вторжения в сферу личной автономии индивида при исполнении постановления об административном выдворении иностранного гражданина за пределы Российской Федерации. По мнению Европейского Суда по правам человека, даже если помещение в специальное учреждение осуществляется на основании судебного решения и преследует законную цель - принудительное выдворение иностранца или апатрида, продолжительность содержания в таком учреждении не должна превышать обоснованно необходимую для преследуемой цели (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от **.**.**** N 14-П).
Вместе с тем, в связи с значительным сокращением авиаперелетов за пределы РФ из-за угрозы распространения новой коронарвирусной инфекции (COVID-19), невозможно прогнозировать ситуацию по приобретению авиабилетов в Украину.
Указанное свидетельствует о невозможности осуществления депортации ФИО1, соответственно, об отсутствии правовых оснований для продления срока его пребывания в специальном приемнике.
На основании изложенного, руководствуясь пунктами 9, 9.4 статьи 31 Федерального закона от **.**.**** № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», статьями 175-180, 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление удовлетворить.
В удовлетворении административного иска Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> и <адрес> о продлении содержания гражданина Украины ФИО1, **.**.**** года рождения, в специальном приемнике для содержания лиц, арестованных в административном порядке, до завершения процедуры депортации, но не более чем на 60 суток, отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения.
Судья Матусяк Т.П.
Решение суда о депортации, но не более чем на 120 суток
Административный истец обратился в суд с указанным административным иском.В обоснование административного искового заявления административный истец указывает, что **.**.**** гражданин Киргизской Республики ФИО1, **.**.**** года рождения, был осужд...
Решение суда о депортации, но не более чем на 120 суток
Административный истец обратился в суд с указанным административным иском.В обоснование административного искового заявления административный истец указывает, что **.**.**** гражданин Киргизской Республики ФИО1, **.**.**** года рождения, был осужд...