Решение суда о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство № 2а-2439/2017 (2а-16926/2016;) ~ М-16140/2016

Дело № 2а-2439/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.НижнийНовгород [ 00.00.0000 ]

Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород в составе председательствующего судьи: Симагина А.С.,

при ведении протокола секретарем: Васянькиной Ю.С.,

с участием: административного истца Балиной Е.В., представителя административного ответчика Сунарчиной О.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Балиной Е. В. о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство,

УСТАНОВИЛ:

административный истец Балина Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство. В обоснование заявленных требований Балина Е.В. указала, что она является собственником земельного участка, площадью 1370 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, и расположенного на нем жилого дома по адресу: [ адрес ]. [ 00.00.0000 ] Балина Е.В. обратилась в департамент градостроительного развития и архитектуры администрации г. Нижнего Новгорода с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального двухэтажного жилого дома, общей площадью 200,8 кв.м. [ 00.00.0000 ] решением департамента градостроительного развития и архитектуры администрации г.Нижнего Новгорода Балиной Е.В. было отказано в выдаче разрешения на строительство вследствие нахождения земельного участка в функциональной зоне Р-4 (зона коллективных садов и дачных участков) и в границах санитарно-защитной зоны железной дороги. По мнению заявителя, принятое решение является незаконным, поскольку ранее на указанном земельном участке располагался жилой дом, категория земель и вид разрешенного использования предполагают возможность строительства индивидуального жилого дома, каких-либо обременений правоустанавливающие документы не содержат. На этом основании БалинаЕ.В. просила суд: признать незаконным и отменить решение департамента градостроительного развития и архитектуры администрации г.Нижнего Новгорода от [ 00.00.0000 ] [ № ] об отказе в выдаче разрешения на строительство; обязать выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на основании заявления от [ 00.00.0000 ] и представленных документов.

Административный ответчик администрация г. Нижнего Новгорода, в структуру которой входит департамент градостроительного развития и архитектуры, возражала против удовлетворения заявленных требований, указывая на соответствие оспариваемого решения требованиям закона и отсутствие нарушений прав и законных интересов административного истца.

В судебном заседании административный истец Балина Е.В. доводы и требования, содержащиеся в административном исковом заявлении, поддержала.

В судебном заседании представитель административного ответчика Сунарчина О.Т. возражала против удовлетворения заявленных требований по мотивам, изложенным в письменных возражениях.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела считаются надлежащим образом извещенными, данных, подтверждающих наличие оснований для отложения судебного разбирательства, не представлено, в связи с чем, суд на основании ст. 150-152, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотреть настоящее административное дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 8 и 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как установлено судом и усматривается из материалов административного дела, Балина Е.В. является собственником земельного участка, кадастровый номер [ № ], площадью 1370 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, и расположенного на нем жилого дома, площадью 44,5 кв.м, по адресу: [ адрес ]

[ 00.00.0000 ] Балина Е.В. обратилась в департамент градостроительного развития и архитектуры администрации г. Нижнего Новгорода с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.

Решением департамента градостроительного развития и архитектуры администрации г. Нижнего Новгорода от [ 00.00.0000 ] , доведенным до сведения заявителя письмом [ № ], Балиной Е.В. отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома вследствие нахождения земельного участка в функциональной зоне Р-4 (зона коллективных садов и дачных участков) и в границах санитарно-защитной зоны железной дороги, с чем выражено несогласие в предъявленном административном исковом заявлении.

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подп.8 п.1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в п.1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п.2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в п.7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п.9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как следует из градостроительного плана принадлежащего БалинойЕ.В. земельного участка, кадастровый номер [ № ], утвержденного постановлением администрации г. Нижнего Новгорода от [ 00.00.0000 ] [ № ], указанный земельный участок в соответствии с Генеральным планом г. Нижнего Новгорода, утвержденным постановлением городской Думы г. Нижнего Новгорода от [ 00.00.0000 ] [ № ], расположен в функциональной зоне Р-4 (зона коллективных садов и огородов), которая соответствует территориальной зоне Р-5 (зона коллективных садов и огородов) Правил землепользования и застройки в г.Нижнем Новгороде, утвержденных постановлением городской Думы г.Нижнего Новгорода от [ 00.00.0000 ] [ № ].

Указанный градостроительный план, как и генеральный план г.Нижнего Новгорода в отношении земельного участка Балиной Е.В. не признаны незаконными и являются действующими на территории муниципального образования – городского округа г. Нижний Новгород.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки в г.Нижнем Новгороде, утвержденными постановлением городской Думы г.Нижнего Новгорода от [ 00.00.0000 ] [ № ], зона коллективных садов и огородов Р-5 выделена для строительства здания правления объединения и садового дома (в качестве основного вида разрешенного использования), резервуаров для хранения воды, скважины для забора воды, зданий и сооружений для хранения средств пожаротушения, магазинов, плоскостных автостоянок (в качестве условно разрешенных видов использования), в которой возможность строительства индивидуальных жилых домов не предусмотрена.

Таким образом, испрашиваемый заявителем в представленных в администрацию г. Нижнего Новгорода документах вид предполагаемого использования земельного участка не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка.

В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 85 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

В развитие указанных положений п.2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации императивно предусмотрено, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под санитарно-эпидемиологическим благополучием население понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением комплекса государственно-правовых мер, среди которых важная роль отводится санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам, т.е. нормативным актам, устанавливающим критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 указанного Федерального закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Статей 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ императивно предусмотрено, что граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

В силу ч. 1 и 2 ст. 12 этого же закона при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч.3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Судом установлено, что принадлежащий Балиной Е.В. земельный участок расположен в границах санитарно-защитной зоны железной дороги, что не отрицалось стороной административного истца в судебном заседании.

В соответствии с п.1 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Так, согласно подп.1 п.2 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.

Пунктами 6.8 и 8.20 СП 42.1333.0.2011 «СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» предусмотрено, что жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. При размещении железных дорог в выемке или при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий, обеспечивающих требования СНиП II-12-77, ширина санитарно-защитной зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 м. Расстояния от сортировочных станций до жилой застройки принимаются на основе расчета с учетом величины грузооборота, пожаровзрывоопасности перевозимых грузов, а также допустимых уровней шума и вибрации. В санитарно-защитной зоне, вне полосы отвода железной дороги, допускается размещать автомобильные дороги, гаражи, стоянки автомобилей, склады, учреждения коммунально-бытового назначения. Не менее 50% площади санитарно-защитной зоны должно быть озеленено. Ширину санитарно-защитной зоны до границ садовых участков следует принимать не менее 50 м. При этом строительство жилых домов в санитарно-защитной зоне железной дороги не допускается.

Постановлением Правительства Российской Федерации от [ 00.00.0000 ] [ № ] утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В указанный Перечень включен и указанный выше СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», поэтому он, вопреки утверждениям административного истца, подлежит обязательному применению.

Пунктом 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 №74, также предусмотрено, что в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

Согласно ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В силу п.3.1.17 и3.1.18 Положения о департаменте градостроительного развития и архитектуры администрации г. Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением администрации г. Нижнего Новгорода от [ 00.00.0000 ] [ № ], к полномочиям департамента отнесены вопросы по подготовке и выдаче разрешения на строительство.

При таких обстоятельствах у администрации г. Нижнего Новгорода в лице департамента градостроительного развития и архитектуры имелись достаточные для отказа Балиной Е.В. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: [ адрес ], а оспариваемое решение органа местного самоуправления как направленное на выполнение императивных требований градостроительного и земельного законодательства Российской Федерации, не может расцениваться как нарушающее права и законные интересы Балиной Е.В., что исключает возможность удовлетворения административного искового заявления, поданного в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Что касается возражений Балиной Е.В. о том, что принятым решением нарушается ее право собственности на земельный участок, в свидетельстве на который определены категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, то указанные доводы не могут повлиять на результат разрешения настоящего административного дела по существу и существенного правового значения не имеют, поскольку в рамках избранной формы защиты права и вида судопроизводства судом подлежит проверке лишь обоснованность совершенных органом местного самоуправления действий, которые соответствовали требованиям закона.

Иное истолкование закона приводило бы применительно к ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации к возможности легализации самовольного строительства на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем жилого дома, с учетом градостроительных и строительных норм и правил.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Поэтому в удовлетворении предъявленного административного искового заявления Балиной Е.В., права и законные интересы которой не нарушены органом местного самоуправления, должно быть отказано в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

в удовлетворении административного искового заявления Балиной Е. В. отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд первой инстанции.

Председательствующийсудья А.С.Симагин


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации

административный истец Адам А.А.А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации. В обоснование заявленных требований Адам А.А.А.А. указал, что он является г...

Решение суда об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации

административный истец Муштак М. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации. В обоснование заявленных требований Муштак М. указал, он яв...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru