Решение суда о взыскании задолженности по транспортному налогу № 2а-1709/2017 ~ М-1164/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара                                                                                                             03 апреля 2017 года

Ленинский районный суд г. Самары в составе судьи Фоминой И.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а-1709/2017 по административному исковому заявлению ИФНС России по <адрес> к Исаевой Т. В. о взыскании задолженности по транспортному налогу,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция ФНС России по <адрес> обратилась в суд с административным иском к Исаевой Т. В. о взыскании задолженности по транспортному налогу, указав, что у административного ответчика имеется задолженность по транспортному налогу за 2010 год, ответчику направлены налоговое уведомление, требование, однако до настоящего времени налог не уплачен, в связи с чем, административный истец просил суд взыскать с Исаевой Т. В., задолженность по транспортному налогу за 2010 год в размере <данные изъяты> руб.

Одновременно с подачей административного иска России по <адрес> ходатайствовала о восстановлении срока для подачи иска, указав, что ДД.ММ.ГГГГ в здании ИФНС по <адрес>, расположенному по адресу: <адрес>72, произошел пожар, в результате которого, помещения были повреждены и пролиты средствами тушения, в связи с чем реестры об отправке налоговых уведомлений и требований были полностью утрачены.

Согласно п.2 ст. 292 КАС РФ в случае, если для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства необходимо выяснить мнение административного ответчика относительно применения такого порядка, в определении о подготовке к рассмотрению административного дела суд указывает на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и устанавливает десятидневный срок для представления в суд возражений относительно применения этого порядка.

Ответчик отзыва по делу не представил, извещение о рассмотрении дела признается полученным применительно к положениям п.2 ст. 100 КАС РФ.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно статье 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 356 указанного Кодекса транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу положений статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции действующей в спорный период) сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации

Налог на имущество физических лиц и транспортный налог уплачивается на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункт 2 статьи 409 и пункт 3 статьи 363 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с пунктом 2 статьи 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1 статьи 70 НК РФ).

Как следует из материалов дела, Исаева Т. В. в 2010 году являлась собственником транспортного средства: <данные изъяты> л.с.

На основании ст.ст. 31, 52 НК РФ ИФНС административному ответчику был начислен транспортный налог за 2010 год, направлено требование № по состоянию на <данные изъяты> со сроком уплаты до <данные изъяты>.

Вступившим в законную силу определением мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказано в принятии заявления ИФНС России по <адрес> о выдаче судебного приказа о взыскании с Исаевой Т.В. налоговой задолженности за 2010 год в связи с тем, что требование не является бесспорным (пропущен срок подачи заявления, установленный п. 2 ст. 48 НК РФ).

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Согласно пункту 2 этой же статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Как следует из пункта 3 статьи 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых, налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

Из материалов дела следует, что указанный выше срок обращения в суд (в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога) истек в мае 2012 года.

Таким образом, предусмотренный законодательством срок для подачи заявления о взыскании истек уже на момент обращения ИФНС к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа (ДД.ММ.ГГГГ).

Судебный приказ на взыскание налога и пеней не выдавался, соответственно не отменялся.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.

В суд с рассматриваемым административным исковым заявлением ИФНС обратилась в Ленинский районный суд <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении срока, установленного статьей 48 НК РФ, частью 2 статьи 286 КАС РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный КАС РФ процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд.

Ссылка ИФНС об отсутствии возможности своевременно в установленный ст. 48 НК РФ срок обратиться в суд за взысканием с ответчика задолженности по причине произошедшего в здании Инспекции пожара и утраты документов, уважительной причиной пропуска процессуального срока не является, поскольку пожар произошел значительно позднее не только даты истечения срока исполнения налоговой обязанности, но и даты начала исчисления срока на обращение в суд.

К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.

Доказательств уважительных причин, наличие которых объективно препятствовало ИФНС своевременно обратиться в суд с заявлением о взыскании налога и пеней, административным истцом не представлено.

Налоговый орган представляет интересы государства в процессе налогообложения и должен принимать все меры к соблюдению установленного порядка взыскания налогов, в том числе своевременному обращению за взысканием недоимки в судебном порядке (ст. 32, 33 НК РФ).

Несоблюдение ИФНС установленных законодательством сроков обращения в суд с заявлением о взыскании налога является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

Частью 5 статьи 180 КАС РФ предусмотрено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

При установленных обстоятельствах ходатайство ИФНС России по <адрес> о восстановлении срока обращения в суд и соответственно административный иск удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175, 178-180, 293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по <адрес> к Исаевой Т. В. о взыскании задолженности по транспортному налогу - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья                                                (подпись)                                                       И.А.Фомина

Копия верна

Судья:


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ:

Решение суда о взыскании задолженности по транспортному налогу

Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Самара обратилась в суд с административным иском к КругловуЮ.В. о взыскании транспортного налога за 2010г. в сумме 52500 рублей, указав, что КругловЮ.В. является плательщиком транспортн...

Решение суда о взыскании задолженности по транспортному налогу

ИФНС России по Октябрьскому району г.Самары, в лице представителя Луговцева С.В., действующего на основании доверенности, обратилось в суд с административным исковым заявлением к Кошелеву В.Н. о взыскании задолженности по транспортному налогу за г...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru