Решение суда о признании бездействия незаконным, обязании предоставить путёвку на поступление в дошкольное образовательное учреждение № 2а-1792/2017 ~ М-690/2017

Дело №2а-1792/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 мая 2017 года                                                                                        г.Новосибирск

Октябрьский районный суд города Новосибирска в составе

председательствующего судьи                                                  Илларионова Д.Б.

секретаря                                                                                             Зудиной К.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Анпилогова М. В. к Департаменту образования Мэрии г.Новосибирска, администрации Октябрьского района г.Новосибирска о признании бездействия незаконным, обязании предоставить путёвку на поступление в дошкольное образовательное учреждение,

УСТАНОВИЛ:

Анпилогов М.В. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, просит признать незаконным бездействия Департамента образования Мэрии г. Новосибирска, отдела образования администрации Октябрьского района г.Новосибирска, выразившиеся в непринятии мер по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования; обязать в срок до 5 рабочих дней Департамент образования Мэрии г.Новосибирска создать несовершеннолетнему Анпилогову П.М., /дата/ г.р., место в группе полного дня дошкольного образовательного учреждения, расположенного рядом на расстоянии до 500 метров с адресом проживания г<адрес> и предоставить путевку-направление на поступление в дошкольное образовательное учреждение в срок не более 5 рабочих дней с даты предоставления такой путевки.

В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что он действует в интересах несовершеннолетнего сына Анпилогова П.М., /дата/ они встали на очередь для получения путёвки-направления для зачисления в муниципальное дошкольное образовательное учреждение. На дату подачи иска несовершеннолетнему 3 года и 3 месяца. Вместе с тем, до настоящего времени, несмотря на неоднократные обращения, ответчики отказывают в выдаче путевки на поступление в дошкольное образовательное учреждение, либо предлагают путевку в далеко расположенное (в радиусе более 4000 м) от адреса фактического проживания дошкольное образовательное учреждение. Отсутствие места в дошкольном образовательном учреждении не может являться основанием для отказа в предоставление места. Согласно действующему федеральному законодательству развитие ребенка, его социальная защита, в том числе, обеспечение свободного доступа к дошкольному образовательному образованию, не ставятся в зависимость от наличия или отсутствия свободных мест в дошкольном образовательном учреждении.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования от имени Мэрии г.Новосибирска в сфере образования на территории города Новосибирска возложена на Департамент образования мэрии г.Новосибирска, утв. Решением Совета депутатов города Новосибирска №743 от 09.10.2007 года «О департаменте образования мэрии г.Новосибирска».

Отделом образования администрации Октябрьского района г.Новосибирска после повторных обращений было предложено место в дошкольном образовательном учреждении № в его филиале по <адрес>, но оно располагается на расстоянии около 4000 метров от адреса фактического проживания истца. При этом в непосредственной близости от места проживания истца имеется не мене трех муниципальных дошкольных образовательных учреждений: №, № по <адрес>, №.

Более того, супруга Анпилогова Ю.С. не имеет возможности, не работая и воспитывая второго сына Анпилогова Д.М. (5 месяцев) сопровождать Анпилогова П.М. в дошкольное образовательное учреждение на таком расстоянии.

Ответчиками представлены данные о создании с 2013 года 2199 мест, но не представлена информация о деятельности по созданию Анпилогову П.М. места в группе дошкольного образовательного учреждения. О необходимости создания такого места истец уведомил администрацию Октябрьского района г. Новосибирска (отдел образования) еще /дата/.

Ответчики предлагают также решить вопрос в период с /дата/ по -/дата/, однако истец не имеет возможности ожидать данный период времени, так как все разумные сроки пропущены (дошкольное образовательное учреждение предоставляется с возраста 1,5 лет, а Анпилогову П.М. на текущий момент уже 3 года и 3 месяца.

Административный истец ссылается на Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года №599, согласно которому должно быть обеспечено к 2016 году 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет, а также приняты меры к сентябрю 2012 года, направленные на ликвидацию очередей на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные учреждения.

Административный истец Анпилогов М.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации Октябрьского района г. Новосибирска Мельников А.В., действующий на основании доверенности, административный иск не признал в полном объеме, в отзыве на иск указал, что    в целях обеспечения детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных учреждениях города Новосибирска, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом города Новосибирска Мэрией города Новосибирска утверждены: Правила приема детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения на территории города Новосибирска (Постановление Мэрии г. Новосибирска от 17.03.2010 года №65 «Об учреждении Правил приема детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения на территории города Новосибирска» - Правила); административный регламент предоставления муниципальной услуги по приему заявлений, постановке на учет и направлению для зачисления детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады) (Постановление Мэрии города Новосибирска от 10.06.2013 года №5441 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по приему заявлений, постановке на учет и направлению для зачисления детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» (регламент).

Указанные правила регламентируют прием детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения на территории города Новосибирска, комплектование дошкольных учреждений и деятельность управлений (отделов) образования администраций районов города Новосибирска и Департамента образования мэрии города Новосибирска в сфере организации предоставления общедоступного бесплатного образования на территории города Новосибирска.

Во исполнение Правил администрацией Октябрьского района г.Новосибирска, Департаментом образовательного мэрии г.Новосибирска организована деятельность отдела образования администрации района города Новосибирска и муниципальных дошкольных образовательных учреждений по приему детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Новосибирска.

Решением городского Совета Новосибирска от 22.02.2006 года №207 «О территориальных органах Мэрии г. Новосибирска», утв. Положение об администрации района (округа по районам) города Новосибирска (положение). Согласно п.1.4 Положения администрация от имени мэрии города Новосибирска осуществляет полномочия мэрии города Новосибирска на территории соответствующего района (районов) города Новосибирска (район), в том числе представляет муниципальные услуги, исполняет муниципальные функции в пределах компетенции.

К полномочиям администрации относится: участие в организации предоставлении общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (п.2.47), учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования (п.2.49).

Согласно п.2.1 Регламента наименование муниципальной услуги: прием заявлений, постановка на учет и направление для зачисления детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады). Согласно п.2.2 Регламента муниципальная услуга предоставляется мэрией г. Новосибирска. Процедура предоставления муниципальной услуги осуществляется структурным подразделением Главного управления образования Мэрии города Новосибирска – отделом дошкольного образования, структурным подразделением администрации района, отделами образовании администраций.

Процедура предоставления муниципальной услуги по приему заявлений, постановке на учете и направлению для зачисления детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады) отделом образования осуществляется в порядке, утвержденном Регламентом. Предоставление мест для детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях осуществляется при достижении ребенком возраста полутора лет на основании путевок – направлений для зачисления (приема) ребенка в дошкольное образовательное учреждение, выданных ГУО, РОО, при наличии свободных мест в дошкольном учреждении (п.2.3).

Основание для приостановления предоставления муниципальной услуги ребенок не достиг возраста полутора лет, отсутствие свободных мест в дошкольных учреждениях.

Предоставление муниципальной услуги возобновляется при достижении ребенком возраста полутора и наличии свободных мест в дошкольном учреждении, указанном в заявлении.

Согласно п.2.1 Правил, прием детей в дошкольное учреждение осуществляется при наличии свободных мест в порядке очереди. Предоставление мест для детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется при достижении ребенком возраста 1,5 лет на основании путевок – направлений, выданных РУО (РОО) при наличии свободных мест в дошкольном учреждении. Предоставление мест для детей в дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях во внеочередном порядке осуществляется в соответствии с действующим законодательством (п.2.7 Правил).

Со стороны отдела образования администрации Октябрьского района г.Новосибирска, Департамента образования Мэрии города Новосибирска требования действующего законодательства выполнены в полном объеме.

Истцу было предложено место в другом дошкольном образовательном учреждении (ДС № по <адрес>). Однако, истец отказался от данного предложения (л.д. 64-66).

Представитель административного ответчика Департамента образования Мэрии <адрес> о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, направил в суд письменные возражения на исковое заявление, в которых указал, что Анпилогов П.М. действительно постановлен на очередь в отделе образования администрации Октябрьского района г. Новосибирска для предоставления места в одном из дошкольных учреждений Октябрьского района г. Новосибирска. В информационной системе «Электронный детский сад» указаны детские сады №, №, №, №.

Во исполнение письма Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 10.08.2016 года №5902-08/52 «Об исполнении п.2а Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 599» специалистами отделов образования районов (округа) в период массового комплектования дошкольных учреждений были организованы мероприятия, направленные на достижение стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет. В этой связи, все дети в возрасте от трех до семи лет, по состоянию на /дата/ были охвачены услугами дошкольного образования. На момент /дата/ Анпилогов П.М. не достиг возраста трех лет, поэтому не был обеспечении местом в детском саду в период летнего комплектования 2016 года.

В данный момент истцу предложено месту в здании детского сада № по адресу: <адрес>. Истец данный вариант не рассматривает, ссылаясь на территориальную удаленность. Нормы СанПиН 2.4.1.2660-10, на которые ссылается истец, утратили силу в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26, утвердившего новые санитарные правила. СанПиН 2.4.1.2660-10 определяет требование к строительству дошкольных образовательных организаций и не имеет никакого отношения к регламентации минимального расстояния между дошкольной организацией и фактическим местом проживании воспитанника. Аналогичной нормы не содержат и СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 (л.д. 71-73).

Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности представленные по делу доказательства приходит к следующему.

Судом установлено, что /дата/ Анпилогов П.М., /дата/ года рождения был внесен в базу будущих воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений по заявлению от /дата/. Текущий номер очереди - 8205. Номер учетной записи в журнале учета очередности - 2079. Желаемое дошкольное образовательное учреждение МКДОУ д/с № комбинированного вида или МКДОУ д/с №, или МКДОУ д/с № комбинированного вида, что подтверждается заявлением истца от /дата/ (л.д. 6), уведомлением Отдела образования администрации Октябрьского района г. Новосибирска от /дата/ № (л.д. 7).

Родителями (законными представителями) Анпилогова П.М. являются Анпилогов М.В. и Анпилогова Ю.С., что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 43).

/дата/ Анпилогова Ю.С. обратилась в администрацию Октябрьского района г. Новосибирска по вопросу необеспечения несовершеннолетнего сына местом в дошкольном образовательном учреждении (л.д. 8).

/дата/ в ответ на данное обращение Анпилоговой Ю.С. начальником отдела образования администрации Октябрьского района г.Новосибирска было сообщено, что предоставление мест в дошкольном образовательном учреждении возможно при наличии свободных мест (л.д. 9).

В ответе начальника отдела образования администрации Октябрьского района г.Новосибирска от /дата/ № – 674 на неоднократные обращения Анпилогова М.В. было сообщено, что детские сады №, №, № укомплектованы детьми. В настоящее время имеется возможность предоставления места в детском саду № по <адрес> (л.д. 22-23).

После этого, истец неоднократно в уполномоченные органы по вопросу предоставления его несовершеннолетнему сыну места в дошкольном образовательном учреждений с учетом тех доводов, которые изложены в исковом заявлении, на что, по существу, получал аналогичные по своему содержанию ответы.

Согласно информации Отдела образования администрацию Октябрьского района г.Новосибирска по состоянию на /дата/ №, Анпилогов М.В. получил путевку – направление № в детский сад № на Анпилогова П., /дата/ года рождения.

Недостаточность мест в МКДОУ детский сад №, № №, № была подтверждена стороной ответчика соответствующей информацией, изложенных в ответах.

Гарантированные Конституцией РФ права должны осуществляться гражданами с соблюдением принципа, установленного статьей 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Реализация истцом конституционных прав на получение ее ребенком дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением указанного принципа, в частности такая реализация не должна нарушать права других детей, поставленных на очередь ранее, либо имеющих в силу закона право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении.

Предоставление места в дошкольном образовательном учреждении ребенку истца на основании судебного решения могло повлечь за собой нарушение прав и охраняемых интересов детей, вставших в очередь ранее данного ребенка, а также интересов детей, имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении.

Данные правоотношения регулируются Конституцией РФ, Федеральным законом "Об образовании в РФ", а также иными нормативно-правовыми актами, имеющими меньшую юридическую силу, и не противоречат вышестоящим актам.

Данная муниципальная услуга выражается в приеме заявлений, постановке на учет и направлении для зачисления детей в образовательные учреждения.

В соответствии со ст. 43 Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и безопасность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Исходя из смысла и содержания ст. 43 Конституции РФ обязательным является основное общее образование. Для получения дошкольного образования Конституция РФ гарантирует общедоступность.

На основании п.11 ч. 1 ст. 15 и п.13 ч. 1 ст. 16 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территориях муниципального района и городского округа, а так же организация содержания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях с учетом установленных федеральных гарантий, относится к вопросам местного значения.

Согласно п. 1.1 ст. 16 Закона РФ «Об образовании», правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством РФ и закрепляются в уставе образовательного учреждения.

Постановлением мэрии города Новосибирска от /дата/. № утверждены Правила приема детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения на территории города Новосибирска. Постановление вступило в силу /дата/.

Согласно п.2.1. - п.2.7. указанных Правил, прием детей в дошкольные учреждения осуществляется при наличии свободных мест в порядке очередности, которая формируется районными отделами (управлениями образования администраций районов города Новосибирска, Главным управлением образования).

Указанное постановление не отменено, в установленном законом порядке незаконным не признано.

В соответствии с п.1 ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В силу п.3.1 Правил, комплектование дошкольных учреждений на новый учебный год проводится в срок с 01 мая по 01 сентября ежегодно.

Таким образом, суд приходит к выводу, что само по себе предоставление мест в детских дошкольных учреждениях в порядке очередности, не является незаконным.

Предоставление мест для детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях во внеочередном, первоочередном порядке осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Законным представителем несовершеннолетнего не представлено доказательств, подтверждающих права Анпилогова П.М. на первоочередное, либо внеочередное предоставление места в детском дошкольном учреждении.

Истец не доказал право несовершеннолетнего Анпилогова П.М. на внеочередное или первоочередное получение места в детском дошкольном учреждении, не опроверг доводы представителей ответчиков о предоставлении мест в указанных учреждениях на основании принципа очередности, закрепленного в правовых актах, регламентирующих порядок предоставления мест в детских дошкольных учреждениях.

Учитывая изложенное, исковые требования Анпилогова М.В. в интересах несовершеннолетнего Анпилогова П.М. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении административного иска Анпилогову М. В. к Департаменту образования Мэрии г. Новосибирска, администрации Октябрьского района г. Новосибирска о признании бездействия незаконным обязании предоставить путёвку на поступление в дошкольное образовательное учреждение, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда.

              Председательствующий (подпись)


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда об оспаривании представления военного прокурора Новосибирского гарнизона

Административный истец обратился с административным иском к административному ответчику с требованием признать незаконным и отменить представление военного прокурора Новосибирского гарнизона № от 23.12.2016г. В обоснование своих требований истец у...

Решение суда об оспаривании решений, действий (бездействий) органов местного самоуправления и выдаче разрешения на строительство индивидуального дома

К.В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Центрального округа г. Новосибирска об оспаривании решений, действий (бездействий) органов местного самоуправления и выдаче разрешения на строительство индивидуального до...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru