Решение суда о признании имущества бесхозяйным, возложении обязанности совершить действия по принятии бесхозяйной вещи на учет № 2-1989/2017 ~ М-1610/2017

Дело № 2-1989/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Челябинск     07 июня 2017 года

Ленинский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего             Пашковой А.Н.,

при секретаре                Федоровой И.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района города Челябинска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Челябинска о признании имущества бесхозяйным, возложении обязанности совершить действия по принятии бесхозяйной вещи на учет,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г. Челябинска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г. Челябинска о признании бесхозяйной недвижимой вещью, возложении обязанности в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи объекта источника водоснабжения (водопроводную сеть), расположенную по адресу <адрес>, с точкой присоединения на <адрес> диаметром 100 мм и протяженностью 150 метров по <адрес> и <адрес>.

В обосновании требований указал, что проверкой, проведенной прокуратурой района, установлено, что на территории <адрес> находится объект инженерной инфраструктуры – водопроводная сеть по адресу: <адрес>, с точкой присоединения на <адрес> диаметром 100 мм и протяженностью 150 метров по <адрес> и <адрес> водопроводная сеть предназначена для водоснабжения населения, подает воду к жилым домам. Согласно информации Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ, в реестре муниципального имущества города Челябинска вышеуказанная водопроводная сеть не учтена. В силу закона орган местного самоуправления обязан принять меры к постановке ее на учет в качестве бесхозяйной. Отсутствие собственника объектов водопроводных сетей представляет реальную угрозу для качественного бесперебойного обеспечения жителей городского округа водой и нанесения ущерба нормальному процессу жизнедеятельности людей, при ненадлежащей эксплуатации, ненадлежащем содержании и недостаточном финансировании и может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц. Ссылаясь на данные обстоятельства, прокурор просит суд признать водопроводную сеть, расположенную по адресу: <адрес>, с точкой присоединения на <адрес> диаметром 100 мм и протяженностью 150 метров по <адрес> и <адрес>, бесхозяйной недвижимой вещью, а также обязать Администрацию г. Челябинска обратиться в Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи объекта источника водоснабжения (водопроводную сеть), расположенную по адресу: <адрес>, с точкой присоединения на <адрес> диаметром 100 мм и протяженностью 150 метров по <адрес> и <адрес>, в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу (л.д. 3-6).

При уточнении искового заявления прокурором были изменены исковые требования в части исключения срока исполнения обязанности по обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи объекта источника водоснабжения (водопроводную сеть), расположенную по адресу: <адрес>, с точкой присоединения на <адрес> диаметром 100 мм и протяженностью 150 метров по <адрес> и <адрес> (л.д. 24-27).

Помощник прокурора Ленинского района г. Челябинска Нецветаева Н.Г. в судебном заседании настаивала на удовлетворении уточненных исковых требований по обстоятельствам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Администрации г. Челябинска в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской о получении судебной повестки.

Представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации г. Челябинска в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской о получении судебной повестки.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика Администрации г. Челябинска и третьего лица Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации г. Челябинска, с участием прокурора.

Суд, выслушав прокурора, исследовав письменные материалы, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Основания приобретения права собственности предусмотрены ст. 218 Гражданского кодекса РФ. В силу п. 3 ст. 218 Гражданского кодекса РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В зависимости от вида бесхозяйной вещи закон устанавливает различные основания и порядок приобретения права собственности.

Исходя из вышеприведенных норм, для признания вещей бесхозяйными необходимо представить доказательства того, что бесхозяйная вещь не имеет собственника или собственник ее неизвестен, или собственник отказался от права собственности на данную вещь.

Как усматривается из ответа Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Челябинска на обращение прокурора Ленинского района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ, сети водопровода, расположенный по адресам: <адрес>, как отдельные единицы учета не значатся, сведения о технических характеристиках объектов в Комитете отсутствуют, правоустанавливающие документы в отношении данных объектов отсутствуют (л.д. 12-13).

И.о. главы Ленинского района г. Челябинска предоставил информацию о трассировке водопроводной сети по <адрес> и <адрес> – водопровод диаметром 100 мм и протяженностью 150 метров с точкой присоединения на <адрес> (л.д. 17).

Суду также представлено уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о владельце объекта по адресу: <адрес> и <адрес> диаметром 100 мм и протяженностью 150 м с точкой присоединения на <адрес> (л.д. 23).

Таким образом, за техническим состоянием указанных сетей водоснабжения не осуществляется контроль. Указанные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что данные объекты являются бесхозяйными. Поэтому требования прокурора в части признания источника водоснабжения (водопроводных сетей) по указанному адресу бесхозяйной недвижимой вещью подлежат удовлетворению.

Отсутствие собственника такого объекта и уполномоченной организации, осуществляющей контроль за техническим состоянием указанного объекта недвижимости, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния водных ресурсов, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации. Отсутствие указанных выше мер по обеспечению надлежащего технического состояния спорных объектов не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ).

По смыслу указанной правовой нормы, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан это сделать.

Согласно п. 2 положения о Комитете по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, утвержденного постановлением администрации г. Челябинска № от ДД.ММ.ГГГГ, Комитет является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Челябинска, осуществляющим функции по разработке и реализации муниципальной политики в сферах управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования "город Челябинск" (далее – муниципальное имущество), в том числе земельными и лесными участками, находящимися в государственной собственности (до разграничения государственной собственности на землю) и собственности муниципального образования "город Челябинск" (далее – земельные участки), земельных и кадастровых отношений, а также органом, оказывающим муниципальные услуги в установленных сферах деятельности.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 5, 9 ст. 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водопроводная сеть – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения; канализационная сеть – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

Согласно ст. 10 закона, собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Из указанных норм законодательства следует, что орган местного самоуправления обязан обеспечить надлежащую эксплуатацию, в том числе бесхозяйных систем водоотведения, а также обязан обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения. Как усматривается из материалов дела, названные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности принадлежности спорных участков системы водоотведения.

В этой связи, требования прокурора о возложении обязанности на Администрацию г. Челябинска обязать Администрацию г. Челябинска обратиться в Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи объекта источника водоснабжения (водопроводную сеть), расположенную по адресу: <адрес>, с точкой присоединения на <адрес> диаметром 100 мм и протяженностью 150 метров по <адрес> и <адрес>, подлежат удовлетворению, поскольку спорный объект водоснабжения является бесхозяйным и используется для осуществления подачи питьевой воды. Данная обязанность вытекает из обозначенных положений п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ и Приказа Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

При таких обстоятельствах иск прокурора Ленинского района г. Челябинска подлежит удовлетворению.

Вместе с тем, возлагая на Администрацию г. Челябинска обязанности необходимо одновременно установить и разумный срок для исполнения такой обязанности. В сложившейся ситуации, учитывая объем работы, который надлежит совершить ответчику для постановки бесхозяйной вещи на учет, суд считает, что срок для исполнения возлагаемой обязанности следует установить равный одному году.

Поскольку Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Челябинска, осуществляющим функции по разработке и реализации муниципальной политики в сферах управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования "город Челябинск", обладает правами юридического лица, но от своего имени в силу особенностей правового положения не наделен законом правом обращения с заявлением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в силу подпункта 13 пункта 14 положения о Комитете по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (утв. постановлением администрации города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ №) заявление о постановке на учет в органе государственной регистрации бесхозяйного недвижимого имущества, расположенного на территории муниципального образования «город Челябинск», подает от имени муниципального образования «город Челябинск», то обязанность по обращению с заявлением о постановке на учет в органе государственной регистрации бесхозяйного недвижимого имущества следует возложить на Администрацию г. Челябинска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования прокурора Ленинского района города Челябинска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Челябинска о признании имущества бесхозяйным, возложении обязанности совершить действия по принятии бесхозяйной вещи на учет – удовлетворить.

Признать водопроводную сеть, расположенную по адресу: <адрес>, с точкой присоединения на <адрес> диаметром 100 мм и протяженностью 150 метров по <адрес> и <адрес>, бесхозяйной недвижимой вещью и обязать Администрацию г. Челябинска обратиться в Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи объекта источника водоснабжения (водопроводную сеть), расположенную по адресу: <адрес>, с точкой присоединения на <адрес> диаметром 100 мм и протяженностью 150 метров по <адрес> и <адрес>, в течение одного года с момента вступления решения в законную силу.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд через Ленинский районный суд г. Челябинска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий     А.Н. Пашкова


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда о взыскании денежных средств

Прокурор Ленинского района г. Челябинска в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к Жельвис И.А. о взыскании 414 402,10 руб.В основание указал, что в соответствии с заявлением Жельвис И.А. УПФР в Ленинском районе г. Челябинска пере...

Решение суда о понуждении обеспечить техническим средством реабилитации

Прокурор Курчатовского района г. Челябинска, действующий в интересах Зарипова М. Н., дд.мм.гггг года рождения, обратился в суд с иском к ГУ Челябинскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности предоставить...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru