Решение суда о признании незаконным решения № 2а-1520/2017 ~ М-1044/2017

№ 2а-1520/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 мая 2017 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:

Председательствующего судьи Лепетюх А.В.,

при секретаре судебного заседания Вальтер М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Яковенко О.В. к Департаменту социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо – Кузнецова К.Л., МКУ «Управление социальной защиты населения Ворошиловского района города Ростова-на-Дону» о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с настоящим иском, обосновывая свои требования следующим. ДД.ММ.ГГГГ года распоряжением № Департамента социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону установлена опека над недееспособной Новиковой Л.С. Опекуном назначена Кузнецова К.Л., приходящаяся ей внучкой. Административный истец Яковенко О.В. является племянницей Новиковой Л.С., зарегистрирована совместно с Новиковой Л.С. по адресу: <адрес>, в квартире, принадлежащей на Яковенко О.В. на праве собственности на основании договора пожизненного содержания с иждивением. Кузнецова К.Л. осуществляла уход за Новиковой Л.С. на предоставляемые Яковенко О.В. ежемесячно денежные средства; Яковенко О.В. разрешила Кузнецовой К.Л. проживать совместно с Новиковой Л.С. Ежемесячно на протяжении многих лет Яковенко О.В. оплачивала коммунальные платежи, в том числе образовавшиеся в связи с проживанием в квартире Кузнецовой К.Л., так как показания оплачивались по счетчикам по реальному потреблению. Кузнецовой К.Л. было инициировано признание Новиковой Л.С. недееспособной в судебном порядке, скрыв от истицы данное обстоятельство. Став опекуном Новиковой Л.С. ДД.ММ.ГГГГ Кузнецова К.Л. подала иск в суд о расторжении заключенного между Новиковой Л.С. и Яковенко О.В. договора ренты. ДД.ММ.ГГГГ Кузнецова К.Л. отказывается передавать Яковенко О.В. для оплаты квитанции за начисленные коммунальные платежи и отказывается принимать средства на содержание и уход за Новиковой Л.С., которые получала ранее ежемесячно. В связи с этим уровень обеспечения Новиковой Л.С. всем необходимым резко упал за последние три месяца. Об обжалуемом распоряжении и о решении суда о признании Новиковой Л.С. недееспособной Яковенко О.В. стало известно ДД.ММ.ГГГГ года при ознакомлении с материалами гражданского дела по иску Кузнецовой К.Л. о расторжении заключенного между Новиковой Л.С. и Яковенко О.В. договора ренты. На основании изложенного просит признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ г. № о назначении Кузнецовой К.Л. опекуном Новиковой Л.С. и назначить опекуном Новиковой Л.С. административного истца Яковенко О.В.

Административный истец в судебное заседание не явилась, направив своего представителя Павленко В.В., которая исковые требования поддержала, просила удовлетворить, дополнительно сообщив, что оспариваемое решение нарушает права ее доверителя, так как при назначении Кузнецовой К.Л. опекуном органом опеки не были учтены все необходимые значимые обстоятельства, в том числе то, что Яковенко О.В. является плательщиком ренты; что Новикова Л.С. зарегистрирована совместно с Яковенко О.В. в квартире, принадлежащей Яковенко О.В.; в настоящее время Яковенко О.В. лишена возможности общения с тетей, в том числе не имеет возможности осуществлять свои обязанности как плательщик ренты; лишена возможности надлежащего содержания квартиры, так как Кузнецова К.Л. не допускает ее в квартиру не предоставляет информацию о необходимых коммунальных платежах.

Представитель административного ответчика Малеева С. И. требования не признала, просила отказать в удовлетворении, заявив о соблюдении требований законодательства при принятии решения о назначении Кузнецовой К.Л. опекуном недееспособной Новиковой Л.С.

Представитель заинтересованного лица МКУ «Управление социальной защиты населения Ворошиловского района города Ростова-на-Дону» Ячменева Л.А. требования административного истца также не признала, поддержав позицию административного ответчика.

Надлежаще извещенная заинтересованное лицо Кузнецова К.Л. в судебное заседание не явилась, направив своего представителя Колесник О.Л., которая в удовлетворении требований просила отказать.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся, надлежаще извещенных лиц.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ года между Новиковой Л.С. (получатель ренты), с одной стороны, и Яковенко О.В. (плательщик ренты), с другой стороны, был заключен договор пожизненного содержания с иждивением, согласно условиям которого получатель ренты Новикова Л.С. бесплатно передала в собственность плательщика ренты Яковенко О.В. квартиру №, расположенную по адресу: <адрес> а плательщик ренты обязался осуществлять пожизненное содержание получателя ренты.

Решением Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ года по гражданскому делу № по заявлению Департамента социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону, Новикова Л.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признана недееспособной.

ДД.ММ.ГГГГ недееспособной Новиковой Л.С. опекун не был назначен.

Распоряжением заместителя главы Администрации города Ростова-на-Дону - директора Департамента социальной защиты населения города Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ года за № над недееспособной Новиковой Л.С. установлена опека - опекуном назначена Кузнецова К.Л.

Как следует из ст. 35 ГК РФ опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно - и желание подопечного.

Статья 36 п. 3 ГК РФ устанавливает, что опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.

Статьей 4 Федерального закона от 24.04.2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" определены задачи органов опеки и попечительства, к числу которых относятся и обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий (п. 4).

Частью 1 статьи 6 ФЗ "Об опеке и попечительстве" предусмотрено, что органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Во исполнение Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Областного закона Ростовской области от 26.12.2007 N 830-ЗС "Об организации опеки и попечительства в Ростовской области", Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 30.08.2011 N 580 утверждено Положение об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в сфере социальной защиты в городе Ростове-на-Дону. Полномочия органа опеки и попечительства в отношении граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять установленные законом обязанности, возложены на Департамент социальной защиты населения города Ростова-на-Дону.

Положение определяет порядок осуществления государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в сфере социальной защиты населения в городе Ростове-на-Дону в отношении граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять установленные законом обязанности.

Департамент социальной защиты населения города Ростова-на-Дону (далее - ДСЗН) организовывает работу Управлений социальной защиты населения районов города (далее - УСЗН) по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в сфере социальной защиты населения в городе Ростове-на-Дону (далее - опека и попечительство) (п. 1.3.).

В целях оказания содействия ДСЗН и УСЗН в осуществлении деятельности по опеке и попечительству и взаимодействия с организациями, учреждениями по защите прав и законных интересов подопечных создаются районные Советы по опеке и попечительству. Положение о Совете по опеке и попечительству, его состав утверждается распоряжением главы администрации района города Ростова-на-Дону (п. 1.4.).

Деятельность ДСЗН и УСЗН по опеке и попечительству осуществляется во взаимодействии с органами государственной власти Ростовской области, органами местного самоуправления, судебными и правоохранительными органами, органами здравоохранения, территориальными налоговыми органами, территориальными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, территориальными отделами записи актов гражданского состояния, банками и иными учреждениями, юридическими и физическими лицами по вопросам, относящимся к их компетенции (п.1.5.).

Опекун или попечитель (помощник) назначается ДСЗН, в течение месяца с момента, когда стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом (п. 2.1.).

Заявление на имя директора ДСЗН об установлении опеки (попечительства, патронажа) подается лицами, изъявившими желание быть опекунами (попечителями, помощниками), в УСЗН, по месту жительства лица, нуждающегося в установлении опеки (попечительства, патронажа). К заявлению прилагаются документы (или их копии с предъявлением оригинала), предусмотренные пунктом 4 "Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан", утвержденных постановлением Правительства РФ N 927 (п. 2.2.).

Требования, предъявляемые к личности опекуна (попечителя, помощника), устанавливаются действующим законодательством (п. 2.4.).

УСЗН и ДСЗН для выполнения полномочий по опеке и попечительству в сфере социальной защиты населения, предусмотренных настоящим Положением, могут запрашивать необходимую информацию в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях (п.2.14.)

Согласно ст. 34 ГК РФ, полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются ГК РФ, а при установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан также СК РФ.

В целях получения сведений о личности предполагаемого опекуна или попечителя орган опеки и попечительства вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных организациях. Орган опеки и попечительства вправе требовать предоставления только той информации о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя. Перечень документов, предоставляемых гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем, сроки предоставления таких документов определяются Правительством Российской Федерации.

Документы и информация, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваются органами опеки и попечительства в указанных органах и организациях, если такие документы и информация не были представлены самостоятельно гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем.

Бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами.

В соответствии с п. 7 ст. 10 вышеуказанного Федерального закона орган опеки и попечительства исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может назначить ему нескольких опекунов или попечителей.

Согласно ч. ч. 2, 6 ст. 11 вышеуказанного Федерального закона опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя.

Основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" опека и попечительство устанавливаются в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации. Опекун назначается с его согласия или по заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун может быть назначен органом опеки и попечительства по месту его жительства.

Порядок подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, и перечень документов, представляемых ими в целях назначения их опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также сроки рассмотрения таких документов органами опеки и попечительства установлены одноименными правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 N 927 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан".

Как следует из представленных в материалы дела документов, заявление Кузнецовой К.Л., выразившей желание тать опекуном Новиковой Л.С. представлено в орган опеки и попечительства ДД.ММ.ГГГГ года с приложением необходимых документов, предусмотренных действующим законодательством.

В соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 N 927 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан", специалистами МКУ «Управление социальной защиты населения Ворошиловского района города Ростова-на-Дону» была проведена проверка в отношении гражданина, выразившегося желание стать опекуном, в том числе в части проверки условий жизни гражданина, выразившегося желание стать опекуном, в том числе на их соответствие санитарным и техническим нормам и правилам; а также проверка на предмет наличия (отсутствия) у предполагаемого опекуна судимости.

Яковенко О.В. с заявлением о возможности передачи ей под опеку Новиковой Л.С. в органы опеки и попечительства не обращалась.

При назначении Кузнецовой К.Л. опекуном недееспособной органом опеки были личные качества кандидата в опекуны, способность к выполнению обязанностей опекуна, акт обследования жилищно-бытовых условий заявителя и другие, имеющие значение для утверждения кандидатуры опекуна обстоятельства.

Доказательств того, что назначение Кузнецовой К.Л. опекуном Новиковой Л.С. противоречит ее (Новиковой Л.С.) интересам, суду не представлено.

Суд приходит к выводу, что оспариваемое решение было принято с учетом интересов и в интересах опекаемой Новиковой Л.С.

Судом не установлено каких-либо существенных нарушений установленного порядка процедуры рассмотрения вопроса об установлении опеки и принятия оспариваемых актов органа местного самоуправления. Оспариваемое решение принято органом опеки и попечительства в рамках предоставленных полномочий, порядок принятия решения соблюден принятия решения судом не установлено.

Решение от ДД.ММ.ГГГГ г. № о назначении Кузнецовой К.Л. опекуном Новиковой Л.С. соответствует требованиям закона

Доводы административного истца о том, что при назначении Кузнецовой К.Л. опекуном органом опеки не было учтено то, что Яковенко О.В. является плательщиком ренты; что Новикова Л.С. зарегистрирована совместно с Яковенко О.В. в квартире, принадлежащей Яковенко О.В.; в настоящее время Яковенко О.В. лишена возможности общения с тетей, в том числе не имеет возможности осуществлять свои обязанности как плательщик ренты; лишена возможности надлежащего содержания квартиры, так как Кузнецова К.Л. не допускает ее в квартиру не предоставляет информацию о необходимых коммунальных платежах, в пределах избранного заявителем способа защиты права не являются основанием для признания оспариваемого решения незаконным, поскольку опека устанавливается в интересах опекаемого по основаниям и в порядке, установленном Федеральным законом от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", не может расцениваться как единственное основание для невозможности осуществления Яковенко О.В. обязанностей как плательщика ренты, в том числе и относительно возможности осуществления прав и обязанностей по содержанию имущества; нарушение прав в данном случае подлежит защите иными, предусмотренными законом способами.

Довод административного истца о невозможности Кузнецовой К.Л. добросовестно исполнять обязанности опекуна в связи с занятостью на работе также не может быть принят судом, поскольку профессиональная занятость кандидата в опекуны не является препятствием для назначения опекуном.

С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение не нарушает требований закона и прав истца.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ для признания действий (бездействия) органов, должностных лиц и служащих незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта либо действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение актом, действием (бездействием) прав и законных интересов гражданина или организации.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 219, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении административного иска Яковенко О.В. к Департаменту социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо – Кузнецова К.Л., МКУ «Управление социальной защиты населения Ворошиловского района города Ростова-на-Дону» о признании незаконным решения, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.

Решение в окончательной форме изготовлено 10 мая 2017 года.

Судья          А.В.Лепетюх


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда о признании незаконным решения

Административные истцы Ульянов А.И., Камышный М.В., Дрейзина Я.В. обратились в суд с настоящим административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что им на основании договора купли-продажи недвижимости от дд.мм.гггг года по праву общей долевой с...

Решение суда об определении порядка и размеры оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, взыскании расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

Истец, обратившись с данным исковым заявлением в суд просил, с учетом уточнений, определить порядок оплаты жилищно-коммунальных услуг по квартире между АСА и АЛГ в равных долях от общего размера оплаты – по 1/2 доли каждому, а именно: в части опла...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru