Решение суда о признании незаконным решения № 2а-985/2017

Дело № 2 а– 985\ 17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26.04.2017г. г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе, председательствующего судьи Дубовицкого В.В., при секретаре Шишковой Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление компании «Халлибуртон Интернэшл ГМБХ» (Швейцарская Конфедерация) к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Центр занятости населения города Саратова», отдел содействия занятости населения Ленинского и Кировского районов о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

Компания «Халлибуртон Интернэшл ГМБХ» (Швейцарская Конфедерация) обратилась в суд с административным иском к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Центр занятости населения города Саратова», отдел содействия занятости населения Ленинского и Кировского районов о признании незаконным решения. По тем основаниям, что 28 октября 2016 г. по решению Государственного казенного учреждения Саратовской области ЦЗН города Саратова Отделом содействия занятости населения Ленинского и Кировского районов выдана справка № 1305 о сохранении Быстрову С.Ю. средней месячной заработной платы на период трудоустройства в течение четвертого месяца со дня увольнения за счет средств филиала Компании «Халлибуртон Интернэшл ГМБХ» в соответствии со статьей 318 Трудового кодекса Российской Федерации. С указанным решением органа занятости населения административный истец не согласен, считает его не соответствующим требованиям действующего законодательства и подлежащим отмене.

В судебное заседание, представитель административного истца Компания «Халлибуртон Интернэшл ГМБХ» (Швейцарская Конфедерация) не явился, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель административного ответчика Государственного Казенного учреждения Саратовской области «Центр занятости населения г.Саратова» по доверенности Усанова Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просит суд в иске отказать. Заинтересованное лицо Быстров С.Ю. в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении слушания дела от него не поступало.

Суд рассмотрел дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами.

Как установлено судом, Быстров С.Ю. работал в филиале Компании «Халлибуртон Интернэшл ГМБХ» в должности инженера по телеметрическому сопровождению скважин в отделе бурения «Сперри» Нижневартовского участка с 16 июня 2008 г. на основании приказа о приеме на работу № <данные изъяты> от 16.06.2008 г. вахтово-экспедиционным методом в соответствии с п. 4.2, 8.1 и 9.1 заключенного с Быстровым С.Ю. трудового договора от 16.06.2008 г.

Судом установлено, что к месту работы (г. Нижневартовск Ханты-Мансийского АО-Югры) Быстров С.Ю. выезжал с места своего постоянного жительства: из г. Шиханы Саратовской области, затем из г. Саратова.

С 27.06.2016 г. Быстров С.Ю. был уволен приказом <данные изъяты> от 27.06.2016 г. в связи с сокращением штата работников организации в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

По решению Государственного казенного учреждения Саратовской области ЦЗН города Саратова Отделом содействия занятости населения Ленинского и Кировского районов выдана справка № 1305 о сохранении Быстрову С.Ю. средней месячной заработной платы на период трудоустройства в течение четвертого месяца со дня увольнения за счет средств филиала Компании «Халлибуртон Интернэшл ГМБХ» в соответствии со статьей 318 Трудового кодекса Российской Федерации, так как в месячный срок со дня увольнения обратился в орган службы занятости и не был им трудоустроен.

При вынесении оспариваемого решения Государственным казенным учреждением Саратовской области ЦЗН города Саратова не были приняты во внимание следующие положения трудового законодательства Российской Федерации:

Гарантии и компенсации работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из тех же или других районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, устанавливаются в соответствии с главой 50 Трудового кодекса Российской Федерации (статья 302 ТК РФ).

Согласно данной норме права лица, работающие по вахтовому методу организации работ, делятся на две категории: а)    выезжающие для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов; б)    выезжающие для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из тех же или других районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Указанная дифференциация правового регулирования предоставления гарантий лицам, работающим вахтовым методом, основана законодателем на объективных критериях, учитывающих степень неблагоприятного воздействия на организм человека экстремальных природно-климатических факторов (Определения Конституционного Суда РФ от 04 октября 2012 года № 1768-О, от 28 мая 2013г. № 738-О, от 17 июня 2013г. № 962-О).

Положения статьи 302 Трудового кодекса РФ являются специальными по отношению к статье 318 Трудового кодекса Российской Федерации, так как регулируют правоотношения в отношении субъектов со специальным режимом правового регулирования - лиц, работающих вахтовым методом.

Таким образом, законодатель установил дополнительные гарантии лицам, которые выезжают для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из тех же или других районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В соответствии с требованиями статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 февраля 2014 года, Верховный Суд Российской Федерации разъясняет, что работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом ограниченных возможностей трудоустройства в этих районах и местностях по сравнению с иными территориями страны гарантирован более длительный максимальный период сохранения среднего месячного заработка на время поиска работы.

Тем самым Верховный Суд Российской Федерации связывает применение статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации именно с особенностями трудоустройства высвобождаемых работников в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отмечая, что поиск новой работы при этом происходит именно на этих территориях.

Как следует из материалов дела, Быстров С.Ю. зарегистрирован по месту жительства, фактически постоянно проживает и осуществляет поиск работы в городе Саратове, который не включен в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029.

Кроме того, Быстров С.Ю. принят на регистрационный учет безработных граждан по месту постоянного жительства органом занятости населения - Государственным казенным учреждения Саратовской области ЦЗН города Саратова.

Поиск Быстровым С.Ю. подходящей работы по месту своего постоянного проживания в городе Саратове, территория которого не отнесена к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, не связан для Быстрова С.Ю. с дополнительными физиологическими затратами и более высокой стоимостью жизни, складывающимися под воздействием географических, климатических факторов и связанных с ними особенностей социально-экономического развития территории ХМАО- Югра, куда Быстров С.Ю. выезжал на работу вахтово-экспедиционным методом.

При таких обстоятельствах, положения статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации, не распространяются на лицо, работающее вахтовым методом и выезжающее из районов, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностей при предоставлении гарантий при увольнении по пункту 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку на него распространяются нормы статьи 178 Трудового Кодекса Российской Федерации».

Каких-либо иных дополнительных гарантий и компенсаций для сокращенных работников, выезжающих для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других регионов, кроме, как установленных статьей 302 Трудового кодекса Российской Федерации, локальные акты Филиала Компании «Халлибуртон Интернэшл ГМБХ» (Положение о вахтовом методе организации работ в филиале Компании «Халлибуртон Интернэшл ГМБХ») не содержат, иные локальные нормативные акты, содержащие дополнительные гарантии для работников, в Компании отсутствуют.

Таким образом, бывший работник Быстров С.Ю., в отношении которого принято оспариваемое решение органа занятости, постоянно проживает в местности, относящейся к районам Крайнего Севера, куда он приезжал на работу вахтовым методом. Организация, из которой он был уволен, не расположена в районах Крайнего севера и приравненным к ним местностям ( в то время как в статье 318 Трудового Кодекса РФ говорится об организациях, расположенных в районах Крайнего севера и приравненным к ним местностям. Филиал Компании «Халлибуртон Интернэшнл ГМБХ» расположен в г.Москве, что подтверждается документами организации ( выписка из реестра, свидетельство о постановке на налоговый учет). Трудовой договор с Быстровым С.Ю. заключен в г.Москве). Поиск работником подходящей работы осуществляется им по месту его постоянного проживания в городе Саратове, территория которого не отнесена к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, и не связан для работника с дополнительными физиологическими затратами и более высокой стоимостью жизни, складывающимися под воздействием географических и климатических факторов, а так же с ограниченными возможностями трудоустройства в этих районах и местностях по сравнению с иными территориями.

С учетом изложенного, само по себе соблюдение Быстровым С.Ю. срока обращения в орган занятости населения и его не трудоустройство, не могут служить единственным основанием для принятия решения о сохранении средней заработной платы на период трудоустройства в течение пятого месяца со дня увольнения на основании ст. 318 ТК РФ, т.к. Быстров С.Ю. при указанных обстоятельствах имеет право на получение гарантий и компенсаций, предусмотренных ст. 178 и ст. 302 ТК РФ.

Таким образом, Государственное казенное учреждение Саратовской области ЦЗН города Саратова в своем решении, на основании которого выдана справка <данные изъяты> от 28 октября 2016 г. неправильно применило нормы материального права, чем нарушило законные права и интересы Филиала Компании «Халлибуртон Интернэшл ГМБХ» - бывшего работодателя Быстрова С.Ю., неправомерно возложив на него обязанность по выплате средней месячной заработной платы на период трудоустройства Быстрова С.Ю. в городе Саратове в течение четвертого месяца со дня увольнения за счет средств филиала Компании «Халлибуртон Интернэшл ГМБХ».

Руководствуясь ст.ст. 174 - 177 Кодекса административного судопроизводства РФ суд

РЕШИЛ

Признать незаконным решение Государственного казенного учреждения Саратовской области Центра занятости населения города Саратова Отдел содействия занятости населения Ленинского и Кировского районов, на основании которого выдана справка <данные изъяты> от 28.10.2016г. о сохранении средней заработной платы на период трудоустройства в течение четвертого месяца со дня увольнения бывшему работнику филиала Компании «Халлибуртон Интернэшл ГМБХ» Быстрову С.Ю.

Решение может быть обжаловано участниками процесса в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение месяца, с момента изготовления мотивированного решения, 02 мая 2017 года.

Судья: В.В. Дубовицкий


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда о взыскании компенсации морального вреда, суммы утраченного заработка, расходов на лечение, судебных расходов

Полубарцева М.В. (далее по тексту – истец) обратилась в суд с вышеуказанным иском к Мхитаряну А.Д. (далее по тексту – ответчик), в котором, с учетом уточнений исковых требований, окончательно просила взыскать с ответчика в свою пользу утраченный з...

Решение суда о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения, другого жилого помещения, с зачетом его стоимости в выкупную цену

комитет по управлению имуществом города Саратова обратился в суд с иском к Богуш ФИО8 об обязании заключить соглашение о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения, другого жилого помещения, с зачетом его стоимости в выкупную цену.Мотивируе...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru