Решение суда о возмещении расходов на приобретение лекарственных средств и возложении обязанности по предоставлению лекарственного препарата № 2-984/2017 ~ М-731/2017

Дело № 2 – 984\ 17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24.05.2017г. г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе, председательствующего судьи Дубовицкого В.В., при секретаре Шишковой Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шлыковой В.М. к Министерству здравоохранения Саратовской области, Правительству Саратовской области, Министерству финансов Саратовской области о возмещении расходов на приобретение лекарственных средств и возложении обязанности по предоставлению лекарственного препарата,

УСТАНОВИЛ:

Шлыкова В.М. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Саратовской области, Правительству Саратовской области, Министерству финансов Саратовской области о возмещении расходов на приобретение лекарственных средств и возложении обязанности по предоставлению лекарственного препарата. Требования мотивированы тем, что она является инвалидом I группы и состоит на учете у онколога с диагнозом: «Медуллярный рак щитовидной железы <данные изъяты> Комбинированное лечение 1986г-биопсия паравазального шейного лимфоузла слева, ДЛТ на область рубца СОД 21 гр. Оперативное лечение в 1991г. - гемитиреоидэктомия слева, футлярно- гемитиреоидэктомия справа. Прогресс заболевания. Метастазы в легкие и кости». Является инвалидом I группы с 05.09.2016г., пользуюсь правом на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Указывает, что с 15.12.2016г. по 22.12.2016г. она находилась на стационарном лечении в отделении радиохирургического лечения закрытыми радионуклеидами МРНЦ им. А.Ф. Цыба Минздрава России. На основании выписного эпикриза <данные изъяты> ей, учитывая неэффективность стандартных режимов химиотерапии, для достижения стойкой стабилизации/частичной регрессии по жизненным показаниям была назначена и начата таргетная терапия с применением ингибитора тирозинкиназы - Вандетаниба. Указывает, что 30.01.2017г. в ГУЗ СО «Ровенская районная больница» состоялось заседание врачебной комиссии на которой ей была назначена по жизненным показаниям терапия препаратом Вандетаниб (ТН Капрелса). Указывает, что 20.02.2017г. она обратилась с письмом в Министерство здравоохранения Саратовской области с просьбой обеспечить ее лечением по жизненным показаниям препаратом Вандетаниб (Капрелса). Указывает, что на данное обращение получила официальный ответ (№09-01-35111/1731 от 20.03.2017г.) в котором говорится, что обеспечить ее лечением в амбулаторных условиях за счет федерального или областного бюджета не представляется возможным, так как рекомендованный ей консилиумом специалистов препарат Вандетаниб (ТН Капрелса) не включен в Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно в рамках реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2017г. и на плановый период 2018 и 2019г.г. Указывает, что в настоящее время ею приобретено данного препарата на 188 096 руб. Указывает, что прерывать лечение она не может, поскольку препарат Вандетаниб (Капрелса) назначен по жизненным показаниям, перерыв в его приёме создает угрозу для жизни истца. Полагает, что неисполнение ответчиками своих обязанностей по обеспечению указанных в законе групп населения бесплатными лекарственными препаратами привело к возникновению на стороне истца убытков (утрате имущества в результате нарушения права - реальный ущерб (п.2.ст.15 ГК РФ), которые в соответствии со ст. 15 ГК подлежат возмещению в полном объеме.

В судебное заседание истец Шлыкова В.М. не явилась, о слушании дела извещена, в материалах дела имеется заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель истца по доверенности Бороздина М.О. поддержала исковые требования, просит суд их удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Саратовской области, по доверенности Емельянов И.А. просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика Министерство финансов Саратовской области по доверенности Казина Н.Г. просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика Правительство Саратовской области, в суд не явился, извещен, ходатайств об отложении слушания дела от него не поступало.

Представитель третьего лица ГУЗ СО «Ровенская РБ» по доверенности Тамбовский О.Н. считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, пояснил, что рецепты на указанный истицей препарат не выписывались и по вопросу их выписке она в ЦРБ не обращалась.

Представитель третьего лица ГУЗ «Областной онкологический диспансер №1» по доверенности Дубровская Т.А. считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Право на медицинскую помощь относится к основным конституционным правам граждан РФ.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ст. 41 Конституции РФ).

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Саратовской области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 01 ноября 1997 года № 386-П (в ред. от 17 августа 2015 года), министерство здравоохранения Саратовской области является органом исполнительной власти Саратовской области, наделенным полномочиями и осуществляющим функции в установленных настоящим Положением сферах деятельности. Министерство также осуществляет в пределах своей компетенции координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении учреждений (организаций). Министерство обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета главного распорядителя и получателя бюджетных средств, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, а также соответствующие печати, бланки и штампы, реализует в соответствии с требованиями законодательства имущественные и неимущественные права, может быть истцом и ответчиком в суде. Осуществляет в пределах компетенции региональный государственный контроль при обращении лекарственных средств (п.п.1, 3, 8).

Порядок льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в Саратовской области утвержден постановлением правительства Саратовской области от 04 апреля 2006 года № 106-П.

Согласно п. 2 Порядка льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в Саратовской области бесплатными лекарственными средствами обеспечиваются группы граждан и категории лиц по заболеваниям, имеющие право на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении, в соответствии с законодательством.

Согласно п. 3 указанного Порядка выписка рецептов на льготные лекарственные препараты осуществляется лечащим врачом лечебно-профилактического учреждения в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Согласно п. 4 указанного Порядка при наличии у больного жизненных показаний, индивидуальной непереносимости врачебной комиссией лечебно-профилактического учреждения могут быть назначены необходимые лекарственные препараты, не предусмотренные указанным постановлением.

В соответствии со ст. ст. 2, 6 Закона Саратовской области от 02 декабря 1999 года № 60-ЗСО «О лекарственном обеспечении населения Саратовской области» бесплатное лекарственное обеспечение оказывается гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями. Финансирование расходов на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, установленных настоящим Законом, осуществляется за счет средств областного бюджета.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». В приложении № 1 к этому Постановлению в виде таблицы представлены категории населения, которым гарантировано право на получение всех лекарственных средств, и категории заболеваний, в перечень заболеваний включена Болезнь Паркинсона.

Документом, подтверждающим право гражданина на бесплатное получение необходимого лекарственного препарата в определенном количестве, является льготный бесплатный рецепт установленного образца.

В силу ч.ч. 1, 5 ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Согласно ч. 2 ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию пациента или его законного представителя приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум врачей для целей, установленных ч. 4 ст. 47 настоящего Федерального закона. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.

Пункт 4 ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 21.12.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обязывает медицинских работников назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» утверждение порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов входит в компетенцию федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья. Выписка лекарственных препаратов осуществляется на основании приказа Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».

В соответствии с п. 3 приложения № 1 к Приказу Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию (МНН), а при его отсутствии - группировочному наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного наименования лекарственного препарата, лекарственный препарат назначается и выписывается медицинским работником по торговому наименованию. При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и выписывание лекарственных препаратов: не входящих в стандарты медицинской помощи; по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.

Статьей 48 указанного Федерального закона предусмотрено, что врачебная комиссия состоит из врачей и возглавляется руководителем медицинской организации или одним из его заместителей.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.

Анализ вышеприведенных норм закона, применительно к положениям ст. 60 ГПК РФ, свидетельствует о том, что допустимым доказательством назначения препарата, который не входит в соответствующий стандарт медицинской помощи, является решение лечащего врача и решение врачебной комиссии, которыми констатировано наличие медицинских показаний для его применения по жизненным показаниям либо вследствие индивидуальной непереносимости другого препарата, включенного в соответствующий стандарт.

В основу искового заявления Шлыковой В.М. положены – заключение онкоконсилиума ГУЗ «ООД №1» от 30.01.2017 г. и протокол заседания врачебной комиссии ГУЗ СО «Ровенская РБ» от 15. 02.2017 г.

Таким образом, требования Шлыковой В.М. о взыскании 188 096 руб. за приобретенный лекарственный препарат она обосновывает заключением врачебной комиссии ГУЗ СО «Ровенская РБ» от 15 февраля 2017 года, однако фактически заключение врачебной комиссии о нуждаемости Шлыковой В.М. в лекарственном препарате «Вандетаниб» (капрелса) состоялось в ГУЗ СО «Ровенская РБ» 20 марта 2017 года, а решением врачебной комиссии ГУЗ СО «Ровенская РБ» от 15 февраля 2017 года нуждаемость Шлыковой В.М. в указанном лекарственном препарате не устанавливалась. Подтверждением, того, что нуждаемость Шлыковой В.М. в лекарственном препарате «Вандетаниб» (капрелса) до 20 марта 2017 года не установлена, служит и представление Прокурора Ровенского района в адрес главного врача ГУЗ СО «Ровенская РБ» от 13 марта 2017 года №20-83-2017 об устранении нарушений законодательства при оказании медицинской помощи и организации льготного лекарственного обеспечения, в котором фактически обязали провести в отношении Шлыковой В.М. заседание врачебной комиссии о нуждаемости ее в лекарственном препарате «Вандетаниб» (капрелса).

Принимая во внимание указанные доводы и представленные доказательства требования Шлыковой В.М. о взыскании денежных средств в сумме 188 096 руб. за приобретенный лекарственный препарат «Вандетаниб» (Капрелса) не законны, так как чеки о приобретении указанного лекарственного препарата датированы 17 января 2017 года и 22 февраля 2017 года, указанный препарат приобретался Шлыковой В.М. до заключения врачебной комиссии ГУЗ СО «Ровенская РБ» от 20 марта 2017 года, которая установила нуждаемость истца в лекарственном препарате «Вандетаниб» (Капрелса).

Кроме того в материалах дела не имеется необеспеченных рецептов на лекарственный препарат «Вандетаниб» (Капрелса) выписанных на имя Шлыковой В.М. до самостоятельного приобретения ей лекарственных препаратов на сумму 188 096 руб., а так же истцом не представлено доказательств обращения за выпиской рецептов на указанный лекарственный препарат в ГУЗ СО «Ровенская РБ», отказа ГУЗ СО «Ровенская РБ» от выписки рецептов на указанный лекарственный препарат.

Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, оценив их относимость, допустимость и достоверность, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Шлыковой В.М. к Министерству здравоохранения Саратовской области, Правительству Саратовской области, Министерству финансов Саратовской области о возмещении расходов на приобретение лекарственных средств и возложении обязанности по предоставлению лекарственного препарата – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Саратовский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г. Саратова, с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: В.В. Дубовицкий


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда о признании незаконным бездействия и понуждении к исполнению обязательств

прокурор г. Саратова Воликов ФИО12 (далее по тексту – прокурор) обратился в суд в защиту интересов Кобзевой ФИО13 к администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее по тексту – администрация МО «Город Саратов», административный отве...

Решение суда о взыскании задолженности по членским и целевым взносам, пени за несвоевременную уплату взносов

Товарищество собственников недвижимости «РСУ Маяк» (далее по тексту ТСН «РСУ Маяк», истец) обратилось в суд с иском к Шевыревой ФИО8. о взыскании задолженности по членским и целевым взносам, пени за несвоевременную уплату взносов.Мотивирует требов...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru