Решение суда о признании права на получение удостоверения ветерана боевых действий и возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий № 2-707/2017

Дело № 2-707/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 апреля 2017 года г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Левиной З.А., при секретаре Сертюк К.Н., с участием истца Гасилина Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гасилина Н.А. к военному комиссариату Саратовской области, отделу военного комиссариата Саратовской области по г. Энгельсу и Энгельсскому району Саратовской области, Комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Министерства обороны Российской Федерации, военному комиссариату Саратовской области о признании права на получение удостоверения ветерана боевых действий и возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий,

УСТАНОВИЛ:

Гасилин Н.А. (далее по тексту – истец) обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями к военному комиссариату Саратовской области (далее по тексту – ВК Саратовской области, ответчик), отделу военного комиссариата Саратовской области по г. Энгельсу и Энгельсскому району Саратовской области (далее по тексту отдел ВК Саратовской области по г. Энгельсу и Энгельсскому району Саратовской области), Комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту – Комиссия ЦВО МО РФ, ответчик), просил признать за Гасилиным Н.А. право на получение удостоверения «Ветеран боевых действий», обязав Комиссию Центрального военного округа Министерства обороны Российской Федерации» выдать Гасилину Н.А. удостоверение установленного образца.

В обоснование заявленных требований истец указал, что он проходил военную службу в период с ДД.ММ.ГГГГ. в войсковой части № и выполнял задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта в Республике Таджикистан, что подтверждается записями в личном деле, выписками из приказов. В указанный период истцу выслуга лет засчитывалась в льготном исчислении, из расчета один месяц военной службы за три месяца военной службы, как участнику боевых действий.

В ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в отдел ВК Саратовской области по г.Энгельсу и Энгельсскому району с заявлением о выдаче ему удостоверения «Ветеран боевых действий». В качестве доказательства участия в выполнении боевой задачи в Республике Таджикистан им были представлены документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях. В связи с изменением раздела III Приложения к ФЗ от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» истец в ДД.ММ.ГГГГ. повторно обратился с вышеназванным заявлением к отделу ВК Саратовской области по г. Энгельсу и Энгельсскому району, направленное впоследствии в Комиссию ЦВО МО РФ.

Согласно доводам истца, ДД.ММ.ГГГГ. Комиссия ЦВО МО РФ приняла решение об отказе в выдаче удостоверения, ссылаясь на то, что факт непосредственного участия в боевых действиях документально заявителем не подтвержден.

Решение комиссии, Гасилин Н.А. считает незаконным, поскольку в спорный период времени выполнял задачи по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка в Республике Таджикистан, что в силу ФЗ от 28.11.2015г. №351-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О ветеранах» отнесено к боевым действиям, а военнослужащие, выполнявшие задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в Республике Таджикистан, должны быть признаны ветеранами боевых действий.

Истец указал, что факт его участия в боевых действиях в период с ДД.ММ.ГГГГ. подтверждается записями в военном билете, а также выпиской из приказа командира войсковой части № №№ от ДД.ММ.ГГГГ., из которой следует, что он принимал участие в выполнении задачи по охране и обороне важных государственных объектов на территории Республики Таджикистан в условиях военного конфликта. Перечень лиц, которые могут быть отнесены к ветеранам боевых действий, приведен в ч. 1 ст. 3 ФЗ РФ «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995г. В нем указано, что к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, уволенные в запас, а так же военнообязанные лица рядового и начальствующего состава внутренних дел и органов госбезопасности, работники МО СССР и работники МО РФ, принимавшие участие в боевых действиях на территории Российской Федерации. На основании изложенного, истец полагал, что он может претендовать на получение удостоверения «Ветеран боевых действий».

Истец Гасилин Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, указав на обстоятельства, аналогичные изложенным в исковом заявлении, просил суд исковые требования удовлетворить. В дополнение к доводам заявленным ранее, указал, что приказом Министерства обороны РФ от 04.03.2006г. № 105 «О внесении изменений в Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012г. № 2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации» утверждено право на получение удостоверения «Ветеран боевых действий» для лиц, выполнявших задачи по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республике Таджикистан при отсутствии необходимых документов (в связи с невозможностью их восстановления за давностью лет). С учетом изложенного, истец считает, что поскольку он проходил службу в военной части, личный состав которой принимал участие в выполнении задач в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта в республике Таджикистан, а также в обороне таджикско-афганской границы, он имеет право на получение удостоверения ветерана боевых действий.

Представитель ответчика военного комиссариата по Саратовской области в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просит суд рассмотреть дело в его отсутствие. При этом в возражениях на исковое заявление представитель ответчика указал, следующее. Частью 3 ст. 3 ФЗ от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом. В Разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации значится: «Выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан – ДД.ММ.ГГГГ Согласно Послужного списка офицер запаса Гасилин Н.А. проходил службу в войсковой части № <данные изъяты> в подразделении 1 (высокогорная местность - высота <данные изъяты>.) с ДД.ММ.ГГГГ. (приказ № по ДД.ММ.ГГГГ. (приказ №). Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 31.03.1994г. №280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» установлено, что Министерство обороны РФ определяет перечни воинских частей, подразделений, штабов, оперативных и иных групп, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. В перечне воинских частей, подразделений привлекаемых для выполнения задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан войсковая часть № не значится. При указанных обстоятельствах, истец не может быть отнесен к ветеранам боевых действий в связи с чем, просил в удовлетворении исковых требований Гасилину Н.А. отказать в полном объеме.

Представитель ответчика Комиссии ЦВО МО РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки неизвестны.

Представитель ответчика военного комиссариата г. Энгельса и Энгельсского района Саратовской области в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просит суд рассмотреть дело в его отсутствие и отказать в удовлетворении исковых требований Гасилину Н.А. в полном объеме по следующим основаниям. Военный комиссариат г. Энгельса и Энгельсского района Саратовской области не является юридическим лицом, а входит в структуру военного комиссариата Саратовской области. Военные комиссариаты не организовывают оформление удостоверений участников боевых действий, а лишь уполномочены на предварительную проверку соответствия представленных гражданами документов и последующее направление обращений в Комиссию ЦВО МО РФ. Учитывая, что Комиссией ЦВО МО РФ в отношении Гасилина Н.А. вынесено заключение об отказе в выдаче удостоверения, с указанием причин отказа, то военный комиссариат г.Энгельса и Энгельсского района Саратовской области не является надлежащим ответчиком по делу.

Выслушав объяснения истца, изучив доводы возражений ответчиков, исследовав материалы настоящего гражданского дела, основываясь на конституционном принципе состязательности сторон и обязанности предоставления сторонами доказательств в обоснование заявленных требований и возражений, оценив доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 19 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ установлено, что все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 26 декабря 2002 года N 17-П, от 20 октября 2010 года N 18-П, от 17 мая 2011 года N 8-П, военная служба, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Соответственно, военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость осуществления поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, осуществляют конституционно значимые функции; этим предопределяется правовой статус военнослужащих, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.

Специальная система социальных гарантий (мер социальной поддержки), установленная для военнослужащих федеральным законодателем с учетом специфики военной службы, включая участие в боевых действиях, предусматривает предоставление тем из них, кто постоянно или временно выполняет задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, дополнительных социальных гарантий, которые также устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

Федеральный закон № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах», закрепляющий правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации с целью создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе (преамбула), выделяет следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий (в том числе на территории Российской Федерации и территориях других государств), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда. Круг лиц, составляющих категорию ветеранов боевых действий, определен в его статье 3.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, определение критериев принадлежности к категории ветеранов боевых действий является прерогативой федерального законодателя; закрепленный им в Федеральном Законе «О ветеранах» порядок отнесения к этой категории конкретных лиц в зависимости от выполняемой работы, страны пребывания и времени нахождения на данной территории основан на учете объективных обстоятельств, включая важность и сложность поставленных задач, а также условия, в которых они выполнялись.

Статья 3 названного Федерального закона определяет круг лиц, которые при соблюдении установленных требований вправе рассчитывать на приобретение статуса ветерана боевых действий.

Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации «О ветеранах» перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону (далее - Перечень). Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.

Федеральным законом от 07.11.2011 N 307-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" в раздел III приложения были внесены следующие изменения в Раздел III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, указано: выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан: сентябрь - ноябрь 1992 года; с февраля 1993 года по декабрь 1997 года

На лиц, принимавших участие в боевых действиях в государствах (на территориях), указанных в разделе III, распространяется действие статей 3 и 4 Федерального закона «О ветеранах».

Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно послужного списка офицера запаса (л.д. 12-15) Гасилин Н.А. проходил службу в войсковой части № (<данные изъяты>) в подразделении 1 (высокогорная местность – высота <данные изъяты> м.) с ДД.ММ.ГГГГ г. (приказ № № л.д. 46) по ДД.ММ.ГГГГ. (приказ № л.д.19). Изложенное так же подтверждается выпиской из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 20).

Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.49), <данные изъяты> Гасилин Н.А. (<данные изъяты>) уволен с военной службы в запас.

В соответствии с приказом №л.д.18) от ДД.ММ.ГГГГ., Гасилину Н.А. за выполнение задач по охране и обороне важных государственных объектов на территории Республики Таджикистан в условиях военного конфликта льготная выслуга лет исчислена с ДД.ММ.ГГГГ

На основании приказа № (л.д.17) от ДД.ММ.ГГГГ., Гасилину Н.А. льготная выслуга лет за выполнение задач по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения в Республике Таджикистан исчислена с ДД.ММ.ГГГГ

Согласно справки Военного комиссариата Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.71), указаниями начальника Генерального Штаба Вооруженных Сил РФ от 22.07.2011г. № № утвержден Перечень органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ, принимавших участие и привлекаемых к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Республике Таджикистан и в последующих изменениях в Перечне воинская часть №, в которой проходил военную службу Гасилин Н.А. не значится.

Из анализа приведенных выше норм права в их совокупности следует, что законодатель ставит приобретение статуса ветерана боевых действий в зависимость от соблюдения двух условий: во-первых, фактического участия в боевых действиях или осуществление функций, приравненных к участию в боевых действиях, в определенных государствах, городах и территориях и в определенные периоды; во-вторых, оформления соответствующего удостоверения в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответствующими нормативными актами.

Таким образом, для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия - принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в п. 1 ст. 3 названного закона, и участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях. При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" установленные ст. 16 названного закона меры социальной поддержки ветеранов боевых действий осуществляются ими при предъявлении удостоверений единого образца, установленного Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763 утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, согласно п. 2 которой выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

Такой порядок в Министерстве обороны Российской Федерации был установлен в рамках предоставленных полномочий приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 г. № 2288 "Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации".

Согласно абзацу седьмому п. 9 Порядка факт участия в боевых действиях военнослужащего, в том числе уволенного в запас (отставку), направленного в Республику Таджикистан органами государственной власти Российской Федерации, подтверждается выписками из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающих непосредственное участие указанных лиц в боевых действиях, либо документами, подтверждающими полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, другими документами, подтверждающими непосредственное участие указанных лиц в боевых действиях, либо реализованным наградным материалом.

Решением военной коллегии Верховного Суда РФ от 10 июля 2013 года, оставленным без изменения определением апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 05.09.2013 года, установлено, что указанные нормы Порядка полностью соответствуют Федеральному закону "О ветеранах", поскольку перечисленные в них документы непосредственно указывают на участие военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), в боевых действиях, что является обязательным условием для приобретения этими лицами статуса ветерана боевых действий, а следовательно, и права на получение соответствующих мер социальной поддержки.

Из материалов дела следует, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ. проходил военную службу в военной части № в составе которой выполнял задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения на территории Республики Таджикистан. Личный состав указанной военной части принимал участие и привлекался к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Республике Таджикистан.

Документов, подтверждающих фактическое и непосредственное участие Гасилина Н.А. в конкретные периоды времени в боевых действиях на территории данной республики истцом ни в Военный комиссариат, ни в суд представлено не было.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований, поскольку у Гасилина Н.А. не имеется документов, подтверждающих его фактическое участие в боевых действиях. Представленными истцом документами факт непосредственного участия истца в боевых действиях не подтверждается.

Порядок присвоения гражданам статуса ветерана боевых действий и выдачи им удостоверений регламентирован приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 г. № 2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Определение критериев принадлежности лиц к категории ветеранов боевых действий является прерогативой законодателя, который, действуя в рамках своих полномочий, предусмотрел конкретные меры социальной защиты, критерии их дифференциации и условия их предоставления с учетом норм, обуславливающих специальный статус отдельных категорий граждан. Законодательством предусмотрены различные меры социальной защиты лиц, выполнявших задачи в зонах вооруженных конфликтов и в условиях чрезвычайного положения, и лиц, признанных ветеранами боевых действий.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о несостоятельности доводов истца, поскольку выполнение задач по защите конституционных прав граждан в зоне вооруженного конфликта в составе воинской части, находящейся на территории Республики Таджикистан, как и предоставление ему дополнительных гарантий и компенсаций в связи с этим, не дают ему оснований для приобретения статуса ветерана боевых действий, поскольку законодатель разграничивает понятия "участие в боевых действиях" и "выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах".

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

в удовлетворении исковых требований Гасилину Н.А. к военному комиссариату Саратовской области, отделу военного комиссариата Саратовской области по г. Энгельсу и Энгельсскому району Саратовской области, Комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Министерства обороны Российской Федерации, военному комиссариату Саратовской области о признании права на получение удостоверения ветерана боевых действий и возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд города Саратова в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Срок изготовления решения в окончательной форме – 03.05.2017года.

Судья З.А. Левина


 

Решения судов:

Решение суда о присвоении звания «Ветеран труда»

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением (с учетом уточнения) к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан об установлении факта награждения истца знаком «Ударник двенадцатой пятилетки» и о присвоении звания «Ветеран...

Решение суда об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда», взыскании судебных расходов

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru