Решение суда о компенсации морального вреда № 2-2626/2017 ~ М-1318/2017

№ 2-2626/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 июня 2017 года      г. Барнаул

Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Запаровой Я.Е.

при секретаре          Денисенко М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А.М. к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации о компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

А.М. обратился в суд с требованиями к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю о компенсации морального вреда.

В обоснование требований указал на то, что с 23 февраля 2004 года по 03 марта 2004 года этапировался из СИЗО-1 г.Барнаула в ИВС с.Тюменцево и обратно, где содержался в условиях унижающих человеческое достоинство, причиняющих физические и нравственные страдания, в том числе: в камерах отсутствовал санузел, канализация, вместо которых в камере размещалось ведро для сбора органических и прочих расходов; отсутствовал водопровод; имелись бетонные полы; в качестве индивидуального спального места использовались нары; не соблюдалась наполняемость камер (из норматива 4 кв.м. на человека с расчетом на двух содержалось по 8-9 человек); отсутствовал стол для приема пищи; естественного освещения практически не было, окна были малы и закрыты железным листом с небольшими отверстиями, что не позволяло читать и писать; на окнах отсутствовала форточка; отсутствовала стационарная вентиляция из-за чего в камере вещи были влажными, воздух спертым и невыносимым; в камере отсутствовала душевая комната, горячая и холодная вода в связи с чем отсутствовала возможность соблюдать личную гигиену; вместо трехразового питания кормили один раз в день. Ссылаясь на ст.ст.150-151, 1069,1101,1070 Гражданского кодекса Российской Федерации, просил взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Главное управление МВД по Алтайскому краю, МО МВД «Каменский», в качестве соответчика на основании ст. 1071 Гражданского кодекса российской Федерации, ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации привлечено МВД России.

Истец А.М. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще по месту отбывания наказания.

Представитель ответчика МВД России, третьего лица Главного управления МВД по Алтайского края Н.Н. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала по доводам письменных возражений, в которых указывала на то, что ОВД по Тюменцевскому району Алтайского края прекратило свою деятельность как самостоятельное юридическое лицо с 01 сентября 2011 года в результате присоединения к МО МВД «Каменский». На сегодняшний день документы по основной деятельности ИВС ОВД по Тюменцевскому району уничтожены в соответствии с приказом МВД России от 12 мая 2006 года №340. санитарный паспорт за спорный период также уничтожен в связи с истечением срока хранения, предусмотренного приказом МВД России от 20 октября 2006 года №838. Истцом доказательств в обоснование требований не представлено. В связи с проведением следственных действий истец не находился весь день в ИВС. В настоящее время истец осужден, отбывает наказание. Доказательств своевременной защиты нарушенных прав истцом также не представлено. Обязанность по возмещению вреда не может быть возложена на МВД России как на главного распорядителя бюджетных средств.

Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, в которых просил привлечь к участию в деле в качестве соответчика МВД России, требования истца полагал не подлежащими удовлетворению. Доказательства ненадлежащих условий содержания истцом не представлены.

Представитель третьего лица МО МВД «Каменский» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил письменные возражения, в которых полагал требования истца не подлежащими удовлетворению, поскольку документы, регламентирующие деятельность ИВС, не передавались, на архивном хранении не значатся. Заведение покамерных списков учета содержащихся лиц, журналов выдачи гигиенических принадлежностей или журналов учета помывки в душе в ИВС не было предусмотрено. В тоже время из сведений о материально-бытовых условиях содержания в ИВС в 2003 году следует, что централизованная канализация в ИВС отсутствовала ввиду расположения здания ИВС в сельской местности, канализация организована в виде откачки септика, два раза в сутки выносились бачки в выгребную яму, после чего обрабатывались дезинфицирующим раствором; в камерах устанавливались бачки с питьевой водой; постельные принадлежности, предметы личной гигиены имелись в достаточном количестве, также разрешалось пользоваться своими принадлежностями; наличие металлических решеток на окнах предусмотрено техническими требованиями; в 2007 году после проведения капитального ремонта установлены санузлы, зона приватности, душевая комната. Истцом не представлено доказательств в обоснование заявленных им требований.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело при указанной явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.ст.17,18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу ст. 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регламентируются Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ (далее – Федеральный закон №103-ФЗ).

Согласно ст. 4 Федерального закона №103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Согласно ст. 9 Федерального закона №103-ФЗ изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона №103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.

В силу ст. 15 Федерального закона №103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Статьей 23 Федерального закона №103-ФЗ предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).

Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

Приказом МВД России от 26 января 1996 года № 41 утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (действовавшие в период содержания истца в ИВС в указанный им период), согласно которым подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом (при наличии соответствующих условий); постельными принадлежностями, постельным бельем; столовой посудой на время приема пищи.

Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания в ИВС.

Камеры ИВС оборудуются: столом; санитарным узлом; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком; урной для мусора.

Ежедневно по потребности в камеры выдается кипяченая вода для питья.

Не реже одного раза в неделю подозреваемому и обвиняемому предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут.

Бритвенные принадлежности выдаются подозреваемым и обвиняемым по их просьбе в установленное время не реже двух раз в неделю.

Для написания предложений, заявлений и жалоб подозреваемым и обвиняемым по их просьбе выдаются письменные принадлежности (бумага, шариковая ручка).

Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

В соответствии со ст. 6 Правил, подозреваемые и обвиняемые имеют право обращаться с предложениями, заявлениями, жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания в ИВС и нарушения законных прав и интересов; получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико - санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа; пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются настоящими Правилами.

Подозреваемые и обвиняемые обязаны: соблюдать требования гигиены и санитарии; проводить уборку камер и других помещений ИВС в порядке очередности.

Дежурный по камере обязан: следить за чистотой в камере, подметать и мыть пол; выносить и мыть бачок для оправки естественных надобностей.

По сведениям УФСИН России по Алтайскому краю А.М. в феврале-марте 2004 года, этапирован из СИЗО-1 г.Барнаула для Тюменцевского районного суда Алтайского края 23 февраля 2004 года, возвращен в СИЗО-1 03 марта 2004 года, в связи с чем при отсутствии помещений в здании суда для содержания подсудимых в течении нескольких дней суд полагает установленным содержания истца в ИВС с. Тюменцево в указанный период.

Приказом Главного управления МВД России по Алтайскому краю от 09 ноября 2010 года №524 эксплуатация помещений ИВС ОВД по Тюменцевскому району прекращена с 22 ноября 2010 года.

В 2004 году здание ИВС располагалось по адресу: ул. Ленина, 9, с. Тюменцево Тюменцевского района Алтайского края.

На основании приказа Главного управления МВД России по Алтайскому краю от 14 июля 2011 года №317 МО МВД «Каменский» реорганизован путем присоединения к нему с 01 сентября 2011 года ОВД по Тюменцевскому району Алтайского края

Согласно справке от 25 апреля 2017 года, предоставленной начальником отдела полиции по Тюменцевскому району МО МВД «Каменский» по запросу суда, заведение покамерных списков учета лиц, содержащихся в ИВС, журналов выдачи гигиенических принадлежностей, журналов учета помывки в душе, журналов о проводимых мероприятиях по санитарной обработке и содержанию камер не предусмотрено. Журнал, содержащихся в ИВС в 2004 году, акты обследования технической укрепленности ИВС, санитарные паспорта ИВС на архивном хранении не значатся, в акте на уничтожение документов не числятся.

Из представленного по запросу суда технического паспорта здания ИВС по состоянию на 23 июня 2003 года (наиболее близкую дату спорному периоду) следует, что здание изолятора 1900 года постройки, имеет Литер А,А1.

В Литер А расположены кабинеты, а также камера для задержанных. Камеры для подозреваемых, обвиняемых находились согласно экспликации в Литер А1. Таким образом, А.М. мог содержаться в камерах Литер А1.

Согласно описанию конструктивных элементов здания полы в Литер А являлись дощатыми, в Литер А1 (где содержался А.М.) – цементными.

Также техническим паспортом подтверждается отсутствие санитарных узлов с соблюдением требований приватности, канализации, водопровода.

Указанные нарушения не отрицаются и стороной ответчика по делу, которая указывает в письменных возражениях на то, что капитальный ремонт ИВС ОВД по Тюменцевскому району проведен в 2007 году, в ходе которого здание ИВС оборудовано системой канализации в виде септика, санитарными узлами, обеспечивающими требование приватности, камеры оборудованы деревянным настилом, ИВС оборудован душевой комнатой с водонагревателем.

Те же нарушения установлены вступившими в законную силу решениями судов по искам А.М. №2-688/2017, №2-7444/2016.

Вместе с тем, в остальной части доводы истца суд полагает недоказанными.

Из технического паспорта следует наличие во всех камерах (помещения 2-5 Литер А1) оконных проемов.

Наполняемость камер проверить не представляется возможным ввиду отсутствия соответствующих журналов покамерного содержания лиц, содержащихся в ИВС. Согласно техническому паспорту каждая камера, исходя из ее площади, предназначалась для содержания более 1 человека.

Отсутствие водопровода в камере не являлось обязательно нарушением обеспеченности питьевой водой, истцом не оспаривалось наличие в камерах бачков с питьевой водой.

В соответствии с Правилами подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования спальным местом (при наличии соответствующих условий), между тем требования к спальному месту указанными Правилами не установлены, в связи с чем суд полагает, что обеспеченность камеры нарами в качестве индивидуального спального места на нарушает прав истца.

Оборудование камер душем не предусмотрена Правилами как 1996 года, так и 2005 года, в связи с чем довод истца об отсутствии в камерах душа (как указано в иске) подлежит отклонению. Горячее водоснабжение каждой камеры также не предусмотрено Правилами.

Наличие «стационарной вентиляции» не предусмотрено Правилами, истец не указывает в иске, какие технические требования предъявляются к таковой.

Обеспеченность камеры столом для приема пищи, периодичность кормления не могут быть проверены судом ввиду отсутствия в материалах дела акта технической обеспеченности здания ИВС в 2004 году, что само по себе не является безусловным основанием для удовлетворения требований истца в данной части.

Таким образом, доводы истца нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела в части отсутствия санузлов, отвечающих требованиям приватности, бетонных полов в камерах, вентиляции.

В силу ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Учитывая общую продолжительность содержания в ИВС истца, с учетом пребывания в ИВС не полностью в течение всего дня в связи с участием в суде, характер установленных нарушений и их существенность (в части обеспечения санитарным узлом с учетом требований приватности), личность истца (неоднократно находящегося в учреждениях уголовно – исполнительной системы), длительность необращения в суд за защитой нарушенного права, требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу о чрезмерности требуемой истцом суммы 10 000 руб. и определяет размер компенсации морального вреда в размере 1 000 руб.

Определяя надлежащего ответчика, суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с указанным кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 указанного кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (пункт 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.

Таким образом, по искам о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, в том числе должностных лиц органов внутренних дел, интересы Российской Федерации представляют главные распорядители средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности.

Согласно подпункту 100 пункта 12 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года №699, Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач, является получателем средств федерального бюджета, а также главным администратором (администратором) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

МВД России, в том числе организует в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание органами внутренних дел задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, их охрану и конвоирование (подпункт 63 пункта 11 Положения).

С учетом разъяснений пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в соответствии со статьей 16 ГК РФ публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства. Предъявление гражданином или юридическим лицом иска непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления, допустившему нарушение, или только к финансовому органу само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении такого иска. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующее публично-правовое образование и одновременно определяет, какие органы будут представлять его интересы в процессе.

С учетом вышеприведенных положений, обязанность по возмещению вреда, причиненного А.М., должна быть возложена на главного распорядителя средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности, то есть на МВД России.

Требования истца к Министерству финансов Российской Федерации удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ

исковые требования А.М. к Министерству внутренних дел Российской Федерации удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу А.М. компенсацию морального вреда в размере 1000 руб.

В остальной части исковые требования к Министерству внутренних дел Российской Федерации, исковые требования А.М. к Министерству финансов Российской Федерации оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Я.Е. Запарова

.

.

.


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ УЩЕРБА ОТ ДЕЙСТВИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда о взыскании компенсации морального вреда

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда о компенсации морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания в ИВС ОВД .... края в размере 20 000 рублей.В обосновани...

Решение суда о компенсации морального вреда

ФИО2 обратился в суд с данным иском к Министерству Финансов РФ.В обоснование заявленных требований с учетом уточнения указал, что приговором Заринского районного суда был осужден по ч.1 ст. 111 УК РФ. По ст. .... УК РФ судом был оправдан в связи с...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru