Дело №2а-1165/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 мая 2017 года г.Барнаул
Ленинский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:председательствующего судьи Таболиной К.В.,
при секретаре Евсеевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю к Автономной некоммерческой организации «Юридический центр «Полис» о ликвидации некоммерческой организации,
УСТАНОВИЛ:
Истец Управление Министерства юстиции Российской Федерации <данные изъяты> (далее по тексту Управление) обратилось в суд с административным иском к автономной некоммерческой организации «Юридический центр «Полис» о ликвидации некоммерческой организации, мотивируя свои требования тем, что +++ Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации <данные изъяты> зарегистрирована автономная некоммерческая организация «Юридический центр «Полис». В Единый государственный реестр юридических лиц сведения о данной организации внесены +++ за ОГРН .... Некоммерческой организацией не соблюдались требования учредительных документов, деятельность по достижению уставных целей не осуществлялась с <данные изъяты> года, дальнейшую уставную деятельность организация не намерена продолжать. Поскольку высший орган управления не сформирован и не действует с указанного периода, провести заседание для решения вопроса о ликвидации некоммерческой организации в добровольном порядке не представляется возможным. Согласно заявлению от +++, поступившему в Управление, от руководителя некоммерческой организации Федоров Е.И., с <данные изъяты> года общественная организация не осуществляла свою деятельность по достижению уставных целей. Руководящие органы не сформированы и не действуют, по юридическому адресу организация не находится. В связи с чем, принять решение о ликвидации в добровольном порядке не представляется возможным. Отчеты о продолжении деятельности в Управление представлены не будут. Против ликвидации в судебном порядке не возражал. В нарушение п. 2.1 Устава некоммерческая организация не ведет деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами, кроме того, у организации отсутствуют члены организации. В нарушение требований п.п. 3, 3.1, 3.2 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией не представлялись ежегодно отчеты о продолжении деятельности, имеются основания для ликвидации общественного объединения.
В судебное заседание не явился представитель административного истца, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Директор автономной некоммерческой организации «Юридический центр «Полис» - Федоров Е.И. в судебном заседании не возражал против удовлетворения административного иска, поскольку организация уставную деятельность не осуществляет.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося административного истца.
Заслушав лицо, участвующее в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.
В соответствии с ч. 1 ст. 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда по административному делу о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией; осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций; в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется; в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно ст. 21 ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 2 вышеуказанного Закона некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
На основании п. 2 ст. 14 ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
В соответствии с положениями п. 2.1. устава некоммерческая организация создана в целях защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи. Основными видами деятельности автономной некоммерческой организации «Юридический центр «Полис» являются оказание юридической помощи и ведение научно-исследовательской работы.
Согласно пп. 11 п. 3.5 устава решение вопроса о реорганизации и ликвидации некоммерческой организации отнесено к исключительной компетенции высшего органа управления – Дирекции.
Как видно из материалов дела, автономная некоммерческая организация «Юридический центр «Полис» зарегистрирована +++, что подтверждается Выпиской из ЕГРЮЛ.
Пункт 3 статьи 32 ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» возлагает на некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязанность представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 3.1, 3.2 ст. 32 ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом. Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
В Управление Министерства юстиции Российской Федерации <данные изъяты> поступило заявление Федоров Е.И., являющегося лицом, имеющим право действовать от имени организации без доверенности о том, что автономная некоммерческая организация «Юридический центр «Полис» с <данные изъяты> года уставной деятельности не вела, руководящие органы не сформированы и не действуют, по юридическому адресу организация не находится, в связи с отсутствием уставной деятельности отчеты за <данные изъяты> год в органы юстиции представлены не будут, о ликвидации организации в судебном порядке не возражает.
Таким образом, автономной некоммерческой организацией «Юридический центр «Полис» допускаются неоднократные нарушения законодательства Российской Федерации и собственного устава.
Статьей 18 ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрена возможность ликвидации на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Таким образом, ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены статьей 32 ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требование о ликвидации административного ответчика автономной некоммерческой организацией «Юридический центр «Полис» подлежит удовлетворению.
В соответствии с п.3 ст. 18 ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.
Названная норма согласуется с п.3 ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
По смыслу данных норм назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и установление порядка и срока ликвидации не является обязанностью суда; в том случае, если суд, принимая решение, не назначит ликвидационную комиссию (ликвидатора), не установит порядок и срок ликвидации некоммерческой организации, это требование должны выполнить учредители (участники) некоммерческой организации.
Вопросы исключения из ЕГРЮЛ некоммерческой организации урегулированы п. 12 Приказа Минюста Российской Федерации от 12 ноября 2010 г. N 343 «О порядке взаимодействия Министерства Юстиций Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций», однако, исключение возможно лишь после соблюдения требований ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 3 ст. 18 ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Следовательно, сведения о автономной некоммерческой организацией «Юридический центр «Полис» подлежат исключению из единого государственного реестра юридических лиц после завершения процедуры ликвидации.
Руководствуясь статьями 175-180, 264, 265, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации <данные изъяты> удовлетворить.
Ликвидировать Автономную некоммерческую организацию «Юридический центр «Полис».
Исключить сведения об Автономной некоммерческой организации «Юридический центр «Полис» из Единого государственного реестра юридических лиц после завершения процедуры ликвидации.
Решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Барнаула.
Судья К.В. Таболина
Мотивированное решение изготовлено 29.05.2017.
Решение суда о ликвидации некоммерческой организации
Административный истец Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю обратился в Индустриальный районный суд г.Барнаула с административным исковым заявлением к административному ответчику некоммерческому партнерству «Цент...
Административный истец Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области (далее - Управление) обратился в суд с административным иском к административному ответчику Общественной организации «Федерация вольной борьбы города ...