Решение суда о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия № 2а-3229/2017

Дело № 2а-3229/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июля 2017 года                                 город Саратов

Октябрьский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Мониной О.И.,

при секретаре Андреевой Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российского Федерации к Министерству природных ресурсов и экологии <адрес> о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

    Саратовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Октябрьский районный суд <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российского Федерации предъявлено исковое заявление в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии <адрес> о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия.    

    В процессе судебного разбирательства административный истец уточнил административные исковые требования в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Уточненные административные требования истца мотивированы тем, что в рамках проведения проверки деятельности министерства природных ресурсов и экологии <адрес> на предмет исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях установлены нарушения, выразившиеся в непринятии мер, направленных на создание охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения, установление их границ и разработку положений о них.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от <дата> № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Согласно преамбуле данного Федерального закона особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

В соответствии с п. 10 ст. 2 Федерального закона от <дата> № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.

Согласно подп. «б» п. 11 данной статьи решения о создании охранных зон и об установлении их границ принимаются в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон», из положений которых следует, что решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). При этом высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 настоящих Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта (далее - проект решения), а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.

Согласно ст. 6 Устава (Основного Закона) <адрес> высшим должностным лицом <адрес> является <адрес> является постоянно действующим высшим коллегиальным органом исполнительной власти области (ст. <адрес>).

Как следует из положений п. 12.10 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии <адрес>, утв. постановлением <адрес> от <дата> №-П, одной из основных задач Министерства в сфере использования, охраны и защиты особо охраняемых природных территорий регионального значения является подготовка предложений о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ.

В силу подп. 1 п. 13.3 данного Положения на министерство природных ресурсов и экологии <адрес> возложена обязанность по подготовке проектов законов и нормативных правовых актов области с целью обеспечения своей деятельности.

Как установлено прокурорской проверкой, согласно сведениям, содержащимся в Постановлении <адрес> от <дата> №-П «Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения в <адрес>», на территории <адрес> образована особо охраняемая природная территория регионального значения - памятник природы «Городской парк культуры и отдыха им. Горького А.М.», которая находится в ведении министерства природных ресурсов и экологии <адрес>.

Вместе с тем, в нарушение вышеобозначенных требований закона до настоящего времени охранная зона для данной особо охраняемой природной территории не определена, ее границы не установлены.

Кроме того, как следует из положений Правил создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №, сведения о границах охранных зон подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с действующим законодательством.

Согласно положениям ч. 2 ст. 7 Федерального закона от <дата> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ).

В соответствии с ч. 1 ст. 10 данного Федерального закона в реестр границ вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально- экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, лесопарках, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях: индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения); описание местоположения границ таких зон и территорий; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений; реквизиты соглашения о создании особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий); реквизиты решений Правительства Российской Федерации о создании, об увеличении площади или о досрочном прекращении существования особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации, игорной зоны.

В силу положений ч. 1 ст. 32 указанного Федерального закона от <дата> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.

Отсутствие охранных зон и сведений в едином государственном реестре недвижимости о их границах способствует неблагоприятным антропогенным воздействиям на особо охраняемые природные территории.

По данному факту Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес министерства природных ресурсов и экологии <адрес> было внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих, за № от <дата>.

Вместе с тем, исходя из анализа ответа на данное представление от <дата> №, министерством природных ресурсов и экологии <адрес> не принято действенных мер, направленных на создание охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения - памятник природы «Городской парк культуры и отдыха им. Горького А.М.» и установление ее границ, а также определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах данной охранной зоны.

Данное бездействие министерства природных ресурсов и экологии <адрес> нарушает право лиц, постоянно или временно пребывающих на указанной особо охраняемой природной территории (неопределенного круга лиц), на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации, поскольку отсутствие охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения - памятник природы «Городской парк культуры и отдыха им. Горького А.М.» и сведений в едином государственном реестре недвижимости о ее границах способствует неблагоприятным антропогенным воздействиям на таковую.

Кроме того, своим бездействием министерство природных ресурсов и экологии <адрес> нарушает интересы Российской Федерации, поскольку Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с принципами, установленными международными договорами, Российская Федерация выступает гарантом прав граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации и других федеральных законах, поэтому не должна допускать ухудшения состояния окружающей среды, при этом проводить единую государственную политику в области экологии, устанавливая порядок государственного учета антропогенной нагрузки хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации. На основании изложенного, руководствуясь ст. 39 КАС РФ, ст.ст. 22, 35 Федерального закона от <дата> № «О прокуратуре Российской Федерации», административный истец обратился в суд с настоящим иском и просил признать бездействие министерства природных ресурсов и экологии <адрес> (ИНН 6455059390; ОГРН 1 136455002507), выразившееся в неподготовке предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения – памятник природы «Городской    парк культуры и отдыха им. Горького А.М.» и об установлении ее границ, незаконным.

Возложить обязанность на министерство природных ресурсов и экологии <адрес> (ИНН 6455059390; ОГРН 1136455002507) в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу подготовить предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения - памятник природы «Городской парк культуры и отдыха им. Горького А.М.» и об установлении ее границ и передать их в <адрес>.

Представитель административного истца по доверенности Советов А.В. в судебном заседании поддержал уточненные административные исковые требования просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явились, представили признание уточенных исковых требований, просили административное дело рассмотреть без их участия.

Стороны подтвердили, что им не известны обстоятельства, препятствующие признанию иска ответчиками и вынесения судом решения об удовлетворении заявленных истцом требований, которые бы, вынесением решения в связи с признанием иска ответчиками, противоречили бы закону или нарушали бы права и законные интересы других лиц.

Судом в соответствии со статьей 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) представителю административного ответчика разъяснены последствия признания им иска, влекущие вынесение судом решения об удовлетворении заявленных истцом административных требований.

Согласно статье 46 КАС РФ признание административного иска административным ответчиком принято судом, так как оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Оснований для непринятия признания административного иска административным ответчиком у суда нет.

При таких обстоятельствах суд принимает решение об удовлетворении заявленных истцом административных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 157 Кодекса административного производства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

административные исковые требования Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российского Федерации к Министерству природных ресурсов и экологии <адрес> о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить.

Признать бездействие министерства природных ресурсов и экологии <адрес> (ИНН 6455059390; ОГРН 1 136455002507), выразившееся в неподготовке предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения – памятник природы «Городской парк культуры и отдыха им. Горького А.М.» и об установлении ее границ, незаконным.

Возложить обязанность на министерство природных ресурсов и экологии <адрес> (ИНН 6455059390; ОГРН 1136455002507) в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу подготовить предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения - памятник природы «Городской парк культуры и отдыха им. Горького А.М.» и об установлении ее границ и передать их в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                 /подпись/                О.И. Монина


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда о продлении вида на жительство в Российской Федерации

Капрелиян Р.А. обратилась в суд с названным административным иском к УВМ ГУ МВД России по Волгоградской области, указав, что она является гражданкой Республики Армения, с апреля 2012 года проживает в Российской Федерации на основании вида на жител...

Решение суда о признании решений незаконными, возложении обязанности организовать мероприятия, связанные с призывом гражданина на военную службу

военный прокурор Волгоградского гарнизона обратился в суд с настоящим административным иском, указав о проведенной с привлечением специалистов проверке исполнения должностными лицами отдела военного комиссариата Волгоградской области по Кировскому...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru