Решение суда о возмещении вреда, причиненного почвам № 2-2080/2017 ~ М-2076/2017

Дело № 2-2080/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 мая 2017 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Тураевой Т.Е.,

при секретаре Акимовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области к Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию водопроводно-канализационного хозяйства «Ульяновскводоканал» о возмещении вреда, причиненного почвам,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области (далее - Росприроднадзор) обратилось в суд с вышеназванным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к УМУП ВКХ «Ульяновскводоканал», в обоснование исковых требований указав следующее.

В ходе проведенной Управлением в период с 29 ноября по 6 декабря 2016 г. внеплановой выездной проверки в отношении УМУП «Ульяновскводоканал» установлено, что ответчик осуществляет деятельность по организации приема, транспортировки и очистки сточных вод и отходов с нарушением требований природоохранного законодательства, выразившемся в загрязнении земельного участка площадью 639 кв.м, расположенного в с.Кротовка Засвияжского района г. Ульяновска, жидкими коммунальными отходами в результате переполнения накопителя и пролива жидких коммунальных отходов на почву.

Как установлено в ходе проверки и подтверждено материалами дела об административном правонарушении, во исполнение постановления главы г. Ульяновска от 15.12.2006 № 5717 УМУП «Ульяновскводоканал» осуществляет организацию приема, транспортировки и очистки сточных вод и отходов на территории г. Ульяновска, в том числе, с. Кротовка Засвияжского района г. Ульяновска.

В связи с частичным отсутствием канализации в с. Кротовка Засвияжского района г. Ульяновска жидкие коммунальные отходы самотеком поступают в накопитель, расположенный в <адрес> из которого УМУП «Ульяновскводоканал» производит откачку указанных веществ и их дальнейшую транспортировку.

Однако, вследствие ненадлежащего исполнения УМУП «Ульяновсководоканал» вышеуказанных обязанностей, а именно в связи с несвоевременной откачкой из накопителя и дальнейшей транспортировкой загрязняющие вещества проникли в почву, вследствие чего произошла порча почв.

Попадание загрязняющих веществ в почву привело к загрязнению земельного участка по указанному адресу общей площадью 639 м2.

В ходе указанной проверки специалистами лаборатории <данные изъяты> в рамках экоаналитического сопровождения названной проверки с целью количественно-химического анализа была отобрана проба почв на загрязненном земельном участке (проба № 1) и фоновая проба (акт отбора проб для КХА почв от 29.11.2016 № 16П0054). По результатам лабораторных исследований установлено, что содержание вредных (загрязняющих) веществ превышает фоновую концентрацию: сульфат-ионов в 2,1 раза, хлоридов в 1,9 раз, фосфат-ионов в 1,9 раз, нитратов в 3,1 раза, нитриты в 2 раза; содержание нитратов в пробе № 1 превышает предельно-допустимую концентрацию, установленную гигиеническими нормативами ГН 2.1.7.2041-06 (вместе с «ГН 2.1.7.2041-06. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребеления, санитарная охрана почвы. Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве. Гигиенически нормативы») в 1,5 раза (протокол результатов количественного химического анализа почв от 05.12.2016 №16П0054).

В отношении УМУП «Ульяновскводоканал» было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.6. КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого данное юридическое лицо привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей за порчу земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления (постановление о назначении административного наказания от 16.12.2016 № 311).

Решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 08.12.2017, оставленным без изменения Решением Ульяновского областного суда от 31.03.2017, постановление от 16.12.2016 № 311 о назначении административного наказания оставлено без изменения, жалоба УМУП «Ульяновскводоканал» - без удовлетворения.

На основании задания Управления филиалом «ЦЛАТИ по Ульяновской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» был произведен расчет размера вреда при загрязнении почв в результате поступления в них загрязняющих веществ или смеси загрязняющих веществ от 23.01.2017 № 1, который составил 1 533 600 руб.

Истец просил взыскать с Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства «Ульяновскводоканал» вред в размере 1 533 600 рублей, причиненный почвам, как объекту охраны окружающей среды, при загрязнении почв на земельном участке <адрес>. Денежные средства в счет возмещения вреда подлежат уплате по следующим реквизитам: УФК по Ульяновской области (Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области) ИНН 7325049499, КПП 732501001, р/с 40101810100000010003 в Отделение Ульяновск г. Ульяновск, БИК 047308001, ОКТМО 73701000, КБК 04811635020046000140.

В ходе судебного разбирательства представитель истца уменьшил требования, просил взыскать с ответчика ущерб в размере 1 022 400 рублей.

В судебном заседании представитель истца уточненные исковые требования поддержал по изложенным в иске доводам.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, вместе с тем, признал, что размер ущерба в результате порчи земли составляет 1 022 400 руб. Привел доводы, аналогичные изложенным в письменных возражениях на иск, суть которых сводится к следующему.

<адрес> отведение стоков непосредственно в канализационные сети осуществляется лишь частично, канализованы несколько улиц Новой Кротовки. Стоки от большинства домов этих улиц самотеком поступают в накопитель, состоящий из подземных емкостей. Данный накопитель па балансе УМУП «Ульяновскводоканал» не состоит, сведениями о правообладателе этого сооружения ответчик не располагает. Далее стоки вывозятся спецтранспортом УМУП «Ульяновскводоканал» в централизованную систему водоотведения <адрес> с последующей очисткой на очистных сооружениях канализации. Остальное население имеет индивидуальные выгребные ямы.

Организацию вывоза сточных вод из накопителя с<адрес> Пригородной зоны г. Ульяновска УМУП «Ульяновскводоканал» обязано осуществлять на основании Постановления Главы г. Ульяновска от 15.12.06г. №5714.

УМУП «Ульяновскводоканал» при этом обслуживает канализационные сети от домов абонентов, подключенных к системе централизованного водоотведения, по которым транспортируются сточные воды до накопителей.

Данные канализационные сети протяженностью 3700,0 м были переданы на баланс УМУП «Ульяновскводоканал» по Постановлению Главы г. Ульяновска от 10.11.09г. № 8625.

Находящиеся на территории с. <адрес> заглубленные в почву накопители сточных вод не обслуживаются УМУП «Ульяновскводоканал», не находятся на балансе предприятия и ответственность за их эксплуатацию, а также за риски, связанные с ненадлежащим их состоянием предприятие не несет.

До момента передачи сетей канализации и организации вывоза ЖБО водоотведение <адрес> планировалось осуществлять на очистные сооружения канализации с дальнейшим выпуском в <данные изъяты>. Строительство очистных сооружений велось в рамках Федеральной целевой программы <данные изъяты> Однако в 2007г. строительство было приостановлено.

В отсутствие действующих очистных сооружений УМУП «Ульяновскводоканал» осуществляет вывоз стоков (ЖБО) имеющимися в наличии специализированными машинами (илососами).

Услуга по вывозу сточных вод (ЖБО), предоставляемая УМУП «Ульяновскводоканал» населению Пригородной зоны, в т.ч. жителям Новой Кротовки, является убыточной для предприятия, затраты на ее осуществление значительно превышают сбор денежных средств с населения.

Несмотря на сложившиеся неблагоприятные условия работы по вывозу ЖБО из населенных пунктов Пригородной зоны г. Ульяновска, в т.ч. из <адрес>, и убыточность этого вида деятельности, УМУП «Ульяновскводоканал» осуществляет вывоз ЖБО во избежание ухудшения экологической обстановки в этом районе.

Полагает, что ответственность за порчу земли должна нести также Администрация г.Ульяновска, поскольку водопроводно-канализационные сети находятся в муниципальной собственности.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО» в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дел в отсутствие своего представителя.

Представитель третьего лица Администрации г.Ульяновска в судебное заседание не явился, извещался.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

В соответствии со ст. 1 данного закона вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Из материалов дела следует, что водопроводные и канализационные сети, объекты водоснабжения и канализации включены в реестр муниципальной собственности.

Ответчик УМУП ВКХ «Ульяновскводоканал» осуществляет сбор и перемещение жидких бытовых отходов из выгребных ям пригородной зоны г.Ульяновска на основании Постановления Главы г. Ульяновска от 15.12.2006 №5714.

Постановлением старшего государственного инспектора РФ по охране природы, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ульяновской области, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области от 08.02.2017 Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства «Ульяновскводоканал» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 08.02.2017, оставленным без изменения Решением Ульяновского областного суда от 31.03.2017, вышеуказанное постановление оставлено без изменения.

При этом судом установлено, что УМУП «Ульяновскводоканал», являясь организацией, эксплуатирующей объекты водопроводно-канализационного хозяйства в <адрес> г.Ульяновска, при оказании услуг по водоснабжению и водоотведению, было обязано обеспечить выполнение требований в области охраны окружающей среды, не допуская загрязнения почвы.

Доводы ответчика о том, что ответственность за порчу земли должна нести также Администрация г.Ульяновска, поскольку водопроводно-канализационные сети находятся в муниципальной собственности, суд находит несостоятельными.

Как указано в Решении Ульяновского областного суда от 31.03.2017, порча земель допущена УМУП «Ульяновскводоканал», поскольку по результатам лабораторных исследований в пробах почвы, отобранных 29.11.2016 с земельного участка, расположенного южнее накопителя в <адрес>, установлено загрязнение почвы вредными (загрязняющими) веществами, превышающими предельно допустимые концентрации, установленные гигиеническими нормативами, классифицированными по степени негативного воздействия на окружающую среду в качестве отходов IV класса опасности. При этом порча почвы произошла в результате перелива из накопителя на рельеф местности, ввиду ненадлежащего исполнения УМУП «Ульяновскводоканал» обязанностей по предоставлению услуги водоотведения. Таким образом, предприятие не исполнило требования закона в области охраны окружающей среды.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе Уставом УМУП «Ульяновскводоканал», из которого следует, что предприятие во исполнение своих уставных задач обязано осуществлять сбор и очистку сточных вод, Постановлением Главы г.Ульяновска № 8625 от 10.11.2009, согласно которому предприятию переданы объекты водоснабжения и канализации <адрес>, Постановлением Главы г.Ульяновска № 5714 от 15.12.2006, в соответствии с которым обязанность по вывозу сточных вод из неканализованных районов возложена на УМУП «Ульяновскводоканал», пояснениями должностных лиц административного органа, актом проверки, фототаблицей к акту, объяснениями жителей с<адрес>, актом отбора проб почвы для лабораторных исследований, результатами лабораторных исследований, иными доказательствами, которые оценены судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Поскольку факт порчи земли именно ответчиком установлен вступившим в законную силу решением суда, данное обстоятельство на основании ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обязательно для суда и не подлежит доказыванию в рамках настоящего дела.

В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель.

Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (ст. 12 ЗК РФ).

Статья 42 Земельного кодекса РФ обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Статья 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" устанавливает, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.

К видам негативного воздействия на окружающую среду закон относит загрязнение недр и почв.

Согласно ч. 3 ст. 22 ФЗ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с положениями статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Пунктом 1 статьи 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 78 данного Федерального закона компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Порядок исчисления размера вреда, причиненного почвам, определяется Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238.

Указанная методика применяется для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

При определении размера причиненного вреда в стоимостном выражении суд исходит из представленного истцом заключения ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому Федеральному округу» филиала «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Ульяновской области».

Согласно данному заключению № 01-П от 12.05.2017 размер вреда, причиненный почвам как объекту охраны окружающей среды при загрязнении жидкими коммунальными отходами почвы земельного участка, расположенного южнее накопителя УМУП <адрес>, составил 1 022 400 руб.

Оснований не доверять экспертному учреждению у суда не имеется, поскольку филиал «ЦЛАТИ по Ульяновской области» ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО» является аккредитованным учреждением в сфере охраны окружающей среды и в сфере государственного экологического контроля.

Представитель ответчика факт причинения ущерба на сумму 1 022 400 руб. признал.

На основании ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

При разрешении иска о компенсации вреда в стоимостном выражении, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 31 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", согласно которым по смыслу п. 2 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" вред, причиненный окружающей среде, на основании решения суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ в случае, если восстановление окружающей среды объективно возможно и правонарушитель в состоянии в течение разумного срока провести необходимые работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

Суд учитывает, что ответчиком не представлено доказательств возмещения вреда, причиненного окружающей среде. Данных о том, что ответчик в установленном порядке произвел работы по рекультивации земель, которые привели бы к действительному возмещению причиненного вреда, судом не установлено.

Данные обстоятельства подтверждают обоснованность заявленных требований о компенсации причиненного вреда в стоимостном выражении.

Оценив представленные доказательства, суд находит требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области обоснованными и подлежащими удовлетворению. С ответчика следует взыскать в возмещение вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, при загрязнении почв на земельном участке в ДД.ММ.ГГГГ, 1 022 400 (один миллион двадцать две тысячи четыреста) рублей.

Согласно абз. 2 ч. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку истец освобожден от обязанности по оплате государственной пошлины, с ответчика в доход местного бюджета следует взыскать государственную пошлину в размере 13 312 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области удовлетворить.

Взыскать с Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства «Ульяновскводоканал» ущерб в размере 1 022 400 (один миллион двадцать две тысячи четыреста) рублей, причиненный почвам, как объекту охраны окружающей среды, при загрязнении почв на земельном участке <адрес>

<адрес> подлежат уплате по следующим реквизитам: УФК по Ульяновской области (Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области) ИНН 7325049499, КПП 732501001, р/с 40101810100000010003 в Отделение Ульяновск г. Ульяновск, БИК 047308001, ОКТМО 73701000, КБК 04811635020046000140.

Взыскать с Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства «Ульяновскводоканал» в доход местного бюджета госпошлину в размере 13 312 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.Е.Тураева


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ О ВОЗМЕЩЕНИИ УЩЕРБА:

Решение суда о возмещении ущерба

дд.мм.гггг истец Министерство природных ресурсов и экологии направил в суд настоящий иск, указав, что дд.мм.гггг в дд.мм.гггг ответчик Чикин Н.А., находясь на территории общедоступных охотничьих угодий в семи километрах на юго-восток от , совместн...

Решение суда о возмещении ущерба

Первоначально прокурор г. Самара в интересах неопределенного круга лиц обратился в Советский районный суд г. Самары к ФИО2 о возмещении ущерба, причиненного почвам как объекту окружающей среды сбросом отходов производства, подобных отходам грунта,...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru