Решение суда № 2-1649/2017 ~ М-1589/2017

                                                                                                                 Дело № 2-1649/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 июня 2017 года                                                                                   город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе

председательствующего судьи                   Николаевой Н.Д.,

при секретаре                                               Журавель С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области к Шабаевой И. А. о взыскании денежных средств, полученных в форме субсидий, процентов за пользование чужими денежными средствами,

УСТАНОВИЛ:

Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области обратилось в суд с иском к Шабаевой И.А. о взыскании денежных средств, полученных в форме субсидий, процентов за пользование чужими денежными средствами, указав следующее.

15.07.2011 между Министерством экономики Ульяновской области и ИП Шабаевой И.А. был заключен договор № 178 о предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области целевых бюджетных ассигнований в форме субсидий (гранта) в размере 300 000 рублей на осуществление расходов по приобретению основных средств, предусмотренных бизнес-планом проекта «Оказание транспортно-экспедиционных услуг населению».

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей 16.04.2014 ИП Шабаева И.А. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании собственного решения.

Министерство экономики Ульяновской области перечислило бюджетные средства путем прямого безналичного перечисления на банковский счет ответчика заявкой на оплату расходов от 25.07.2011 года № 681.

Согласно п.3.2.3 Договора от 15.07.2011 № 178 организация (ИП) обязуется обеспечить в срок с 01.12.2011 по 01.12.2013 выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных Проектом, в том числе обеспечить достижение социально-экономических показателей реализации Проекта, предусмотренных бизнес-планом, осуществить финансирование Проекта за счет собственных средств в размере не менее 210 000 рублей, произвести уплаты налоговых платежей в размере 332 010 рублей.

Отчислений в бюджетную систему Российской Федерации произведено на сумму 95 348 руб. 69 коп. Таким образом, условия предоставления субсидии не исполнены.

Условием предоставления субсидии, а также предметом Договора является реализация проекта согласно бизнес-плану, однако, в связи с прекращением ответчиком своей деятельности, выполнение обязательств, предусмотренных Договором и Проектом невозможно.

В соответствии с п.10.2 Договора отношения между сторонами Договора прекращаются по исполнении всех взятых на себя обязательств, о чем составляется соответствующий акт.

Акт об исполнении обязательств с ответчиком не заключался.

Согласно п.5.5. Договора в случае выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств, а также при непредоставлении в срок отчетов, предусмотренных п.5.3. Договора, Организация (ИП) в бесспорном порядке по письменному требованию Министерства производит возврат бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, в областной бюджет на лицевой счет Министерства.

В соответствии с п.8.3. Договора получатель субсидии обязан возвратить бюджетные средства в областной бюджет Ульяновской области при выявлении факта их нецелевого использования или ненадлежащего исполнения договора.

Поскольку обязательства по Договору не исполнены, в порядке, предусмотренном п.5.5. Договора в адрес Ответчика было направлено требование о возврате субсидии в течение 10 дней с момента получения. До настоящего времени денежные средства не возвращены.

В соответствии с постановлением губернатора Ульяновской области от 26.02.2016 года № 17 «О мерах по совершенствованию исполнительных органов государственно власти Ульяновской области» Министерство экономического развития Ульяновской области переименовано в Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области.

Просят взыскать с ответчика в пользу Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области сумму основного долга в размере 300 000 рублей и проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 11.12.2016 года по 11.04.2017 года в сумме 9 968 рублей 75 копеек.

Представитель истца Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области Сергина И.С. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала по доводам иска, дополнила, что стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по договору, если неисполнение явилось следствием чрезвычайных обстоятельств, на которые стороны не могут оказывать влияние, это прямо указано в заключенном сторонами договоре. Так как указанных обстоятельств по делу не установлено, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Ответчица Шабаева И.А. в судебном заседании с исковыми требованиями была полностью не согласна, пояснив, что не смогла продолжать предпринимательскую деятельность и реализацию заключенного между сторонами договора в связи с подготовкой к беременности, в дальнейшем тяжело протекающей, поэтому полагает, что ее необходимо освободить от ответственности в виде возврата бюджетных денежных средств. При этом, в период предпринимательства производила отчисления в виде налоговых платежей, размер которых должен быть учтен при расчете суммы субсидий, подлежащих возврату.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

В судебном заседании установлено, что 15.07.2011 между Министерством экономики Ульяновской области и ИП Шабаевой И.А. был заключен договор № 178 о предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области целевых бюджетных ассигнований в форме субсидий (гранта) в размере 300 000 рублей на осуществление расходов по приобретению основных средств, предусмотренных бизнес-планом проекта «Оказание транспортно-экспедиционных услуг населению».

Согласно п.3.2.3 Договора от 15.07.2011 № 178 Шабаева И.А. обязуется обеспечить в срок с 01.12.2011 по 01.12.2013 выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных Проектом, в том числе обеспечить достижение социально-экономических показателей реализации Проекта, предусмотренных бизнес-планом, осуществить финансирование Проекта за счет собственных средств в размере не менее 210 000 рублей.

Согласно условиям бизнес-плана финансовый прогноз обоснования проекта составляет 36 месяцев. По итогам реализации проекта в бюджетную систему Российской Федерации в общей сумме налоговые платежи должны были поступить в размере 332 010 рублей.

В соответствии с п.5.3 Договора ежеквартально не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, Организация (ИП) представляет Министерству содержательный отчет с подтверждающими документами о выполнении комплекса мероприятий, предусмотренных Проектом (возможно представление заверенных копий). Отчет представляется Организацией (ИП) до окончания реализации Проекта в соответствии с показателями бизнес-плана.

Согласно п.3.2.4. Договора Организация (ИП) обязуется своевременно представлять Министерству отчетность, предусмотренную пунктами 5.2, 5.3. раздела 5 настоящего Договора.

Министерство экономики Ульяновской области перечислило бюджетные средства путем прямого безналичного перечисления на банковский счет ответчика заявкой на оплату расходов от 25.07.2001 года № 681.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей 16.04.2014 ИП Шабаева И.А. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании собственного решения.

          Согласно статьи 78 БК РФ (в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таковых условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускается.

Доказательств надлежащего исполнения условий Договора стороной ответчика суду представлено не было.

По представленным отчетам отчислений в бюджетную систему Российской Федерации и внебюджетные фонды произведено на сумму 95 348 рублей 69 копеек.

Согласно показателям последнего отчета о выполнении комплекса мероприятий, предусмотренных проектом, на 30.12.2013, обязательства по уплате налоговых платежей, которые должны были поступить в бюджетную систему Российской Федерации в сумме 332 010 руб. не выполнены, фактически перечислено 95 348 рублей 69 копеек.

В связи с прекращением ответчиком своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, выполнение обязательств, предусмотренных Договором и Проектом невозможно.

При установленных обстоятельствах, поскольку ответчиком нарушены условия Договора, суд приходит к выводу о том, что требования истца о возврате субсидий в размере 300 000 рублей, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом, доводы Шибаевой И.А. о невозможности осуществления предпринимательской деятельности в связи с подготовкой к беременности, не могут являться основанием для отказа в иске, поскольку доказательств данным доводам стороной ответчика представлено не было, тогда как предпринимательская деятельность была прекращена Шабаевой И.А. в апреле 2014 года, более чем за 9 месяцев до рождения ребенка (согласно свидетельства о рождении, родившегося 02.02.2015), кроме того, беременность к обстоятельствам, влекущим освобождение от ответственности по неисполнению условий договора, не относится, при этом. при подготовке бизнес – плана по организации деятельности по оказанию транспортных услуг населению Шабаева И.А. должна была учитывать, в том числе, и свои семейные обстоятельства.

Так же являются необоснованными доводы ответчика об уменьшении суммы исковых требований на сумму уплаченных ею налогов в период осуществления предпринимательской деятельности, поскольку указанные доводы не основаны на нормах права и не предусмотрены договором между истцом и ответчиком, кроме того, при осуществлении предпринимательской деятельности, обязанность по уплате налогов и сборов предпринимателем носит безусловный характер, независимо от получения субсидий (гранта).

В части исковых требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средства суд установил следующее.

Согласно п.5.5. Договора в случае выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств, а также при непредоставлении в срок отчетов, предусмотренных п.5.3. Договора, Организация (ИП) в бесспорном порядке по письменному требованию Министерства производит возврат бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, в областной бюджет на лицевой счет Министерства.

В соответствии с п.8.4 Порядка предоставления субсидий (грантов) начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области на открытие собственного дела, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 27 марта 2009 года № 120-П, в случае нарушения субъектами малого предпринимательства условий, установленных при предоставлении субсидий Министерство обеспечивает возврат субсидий в областной бюджет Ульяновской области путем направления субъекту малого предпринимательства в срок, не превышающий 30 календарных дней с момента установления нарушений, требования о необходимости возврата субсидий в течение 10 календарных дней с момента получения указанного требования.

Поскольку обязательства по Договору не исполнены, в порядке, предусмотренном п.5.5. Договора на имя ответчика было направлено требование от 07.12.2016 года № 73ИОГВ-03/2985 о возврате субсидии в течение 10 дней с момента получения. До настоящего времени денежные средства не возвращены.

В силу ст. 395 ГК РФ (в редакции ФЗ № 315-ФЗ от 03.07.2016) в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.

В судебном заседании установлено, что Требование о возврате субсидии было направлено ответчице по месту ее регистрации 09.12.2016 и получено адресатом 10.12.2016, что сторонами также не оспаривается.

При этом, согласно условиям заключенного между сторонами договора, требование о возврате субсидий должно быть исполнено в течение 10 дней с момента его получения, таким образом, правильным надлежит исчислять период расчета процентов за пользование денежными средствами с 20.12.2016 (по истечении 10 дней с момента получения требования).

Соответственно, требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами подлежат удовлетворению частично, за период с 20.12.2016 по 11.04.2017.

Размер процентов, подлежащих взысканию с Шабаевой И.А. в пользу истца, за указанный период составит 9 252 рубля 09 копеек, что видно из следующего расчета:

Период с 20.12.2016 года по 31.12.2016 года (12 дней):

                                                                   300 000 руб. х    12х10 %/    366    = 983 руб. 60 коп.

Период с 01.01.2017 года по 26.03.2017 года (85 дней):

                                                             300 000 руб. х    85х10 %/    365 = 6 986 руб. 30 коп.

Период с 27.03.2017 года по 11.04.2017 года (16дней):

                                                             300 000 руб. х    16 х9,75 %/    365 = 1 282 руб. 19 коп.

С учетом изложенного исковые требования Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области подлежат удовлетворению частично.

Согласно п.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательствомбюджетным законодательством Российской Федерации.

С учетом частичного удовлетворения исковые требований, с ответчика в пользу бюджета муниципального образования «город Ульяновск» надлежит взыскать государственную пошлину в сумме 6 292 рубля 52 копейки.

С учетом изложенного, и руководствуясь ст.ст.309, 310, 395 ГК РФ, 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

    Исковые требования Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области к Шабаевой И. А. о взыскании денежных средств, полученных в форме субсидий, процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворить частично.

    Взыскать с Шабаевой И. А. в пользу Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области денежные средства в сумме 300 000 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 20.12.2016 года по 11.04.2017 года в сумме 9 252 рубля 09 копеек.

          В удовлетворении остальной части иска Министерству развития конкуренции и экономики Ульяновской области - отказать.

    Взыскать с Шабаевой И. А. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «город Ульяновск» в сумме 6 292 рубля 52 копейки.

    Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                                                                            Н.Д. Николаева


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда об установлении факта отчуждения имущества, признании сделки по отчуждению транспортного средства недействительной, взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами

Аристов А.М. обратился в суд с иском к Жогиной Е.В., Николаевой М.В. об установлении факта отчуждения имущества, признании сделки по отчуждению транспортного средства недействительной, взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользовани...

Решение суда о взыскании задолженности по уплате паевых и членских взносов, судебных расходов

Специализированный потребительский кооператив "Симбирский автомобильный дом" (далее - СПК САД) обратился в суд с иском к Мурыгину И.С. о взыскании задолженности по состоянию на 24 апреля 2017 года по уплате паевых взносов члена кооператива в сумме...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru