Решение суда о признании незаконным отказа в обеспечении лекарственным препаратом и понуждении обеспечить лекарственным препаратом в соответствии с медицинскими рекомендациями № 2а-6006/2017 ~ М-5385/2017

Дело №2а-6006/2017г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июня 2017 года Вахитовский районный суд города Казани в составе

председательствующего судьи Е.В.Зыбуновой

при секретаре А.М.Низамовой,

с участием представителя административного истца, представителей административных ответчиков,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мингазовой Г.Э. к Министерству здравоохранения Республики Татарстан, Министерству финансов Республики Татарстан о признании незаконным отказа в обеспечении лекарственным препаратом и понуждении обеспечить лекарственным препаратом в соответствии с медицинскими рекомендациями,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Мингазова Г.Э. обратилась в суд с административным иском к Министерству здравоохранения Республики Татарстан (далее по тексту – МЗ РТ) о признании незаконным отказа в обеспечении лекарственным препаратом и понуждении обеспечить лекарственным препаратом в соответствии с медицинскими рекомендациями. В обосновании иска указано, что истец, 30.04.1976 года рождения является инвалидом II группы, согласно справке выданной ФКУ «ЕБ МСЭ по Республике Татарстан (Татарстан)» Минтруда России - бюро № 20 серии МСЭ-2013 № 21 14650 от 01.06.2016. Диагноз. .... ФК III по ВОЗ. Решением Вахитовского районного суда г.Казани от 10 мая 2016 года (дело №2а-5663/2016) к Министерству здравоохранения Республики Татарстан об оспаривании бездействия и об обеспечении жизненно необходимыми лекарственными препаратами административные исковые требования были удовлетворены частично: действия (бездействие) Министерства здравоохранения Республики Татарстан, выраженное в необеспечение Г.Э. Мингазовой лекарственными препаратами «Бозентан» (Траклир) и «Силденафил» (Ревацио) в необходимом объеме признаны незаконными, на МЗ РТ возложена обязанность по жизненным показаниям бесплатно обеспечивать Г.Э. Мингазову лекарственными препаратами «Бозентан» (Траклир) и «Силденафил» (Ревацио) в необходимом объеме в соответствии с медицинскими показаниями до отмены данных препаратов лечащим врачом. С того момента и по сегодняшний день Е.Э.Мингазова благополучно обеспечивается указанными препаратами. Однако из-за ухудшения состояния здоровья ЕЭ.Мингазова была госпитализирована в ЕБУЗ «Городская клиническая больница №51 Департамента Здравоохранения города Москвы». При выписке из больницы для получения препаратов в амбулаторных условиях проведена Врачебная комиссия от 04.05.2017, рекомендованы препараты Риоцигуат 1 мг 3 раза в день; Илопрост 5 мкг 6-9 раз в день по 4-10 минут. Таким образом, учитывая наличие синкопальных состояний гидроперикарда, пациентке показано назначение тройной ЛАГ-специфической терапии препаратами «Бозентан», «Риоцигуат», «Илопрост». Согласно п. 23 Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 № 403, легочная (артериальная) гипертензия (идиопатическая) (первичная) является орфанным заболеванием, приводящим к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.

Каждое обращение в МЗ РТ, а далее в суд - это время, в результате которого состояние Г.Э.Мингазовой ухудшается с каждым днем. Из практики лечения данного заболевания назначение тройной ЛАГ - специфической терапии большая редкость, что говорит о серьезности прогрессирования заболевания.

В мае 2017 года, Г.Э.Мингазова обратилась в Министерство здравоохранения Республики Татарстан с просьбой обеспечить ее жизненно необходимыми препаратами, вх.09-02-3505 от 16.05.2017г. Однако получила отказ согласно письму Министерства здравоохранения Республики Татарстан, от 26.05.2017 № 09-02-3505 со ссылкой на отсутствие указанных препаратов списках и перечнях Считает, что отказ административного ответчика нарушает ее права.

В отношении ... действует стандарт медико-санитарной помощи, утверждённый приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.12.2012 № 1446н, которым предусмотрен приём лекарственных препаратов с указанием суточной и курсовой доз. Указанный лекарственный препарат, Илопрост (код анатомо-терапевтическо-химической классификации В01АС) входит в указанный стандарт.

Более того, на основании ч. 5 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также стандарта медико-санитарной помощи, утверждённого приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.12.2012 № 1446н назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. Врачебная комиссия состоит из врачей и возглавляется руководителем медицинской организации или одним из его заместителей

При обращении в Минздрав РТ были приложены протоколы врачебных комиссий, которые подтверждают необходимость назначения и применения указанных препаратов

Согласно Приложению N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 инвалиды II группы входят в перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно - все лекарственные средства, средства медицинской реабилитации, калоприемники, мочеприемники и перевязочные материалы (по медицинским показаниям)

В защиту лиц страдающих редкими (орфанными) заболевания выступал неоднократно Минздрав России, который в своём письме от 08 июля 2013 г № 21-6\10\2-4878 указал на недопустимость отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Истец просит признать отказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан в льготном обеспечении ее лекарственными препаратами незаконным и нарушающим права; обязать МЗ РТ организовать обеспечение препаратами: Илопрост (Вентавис), Риоцигуат (Адемпас) в соответствии с рекомендациями ГБУЗ «Городская клиническая больница №51 Департамента Здравоохранения города Москвы» и протокола врачебной комиссии от 04 05 2017г.; в случае удовлетворения административных исковых требований обратить к немедленному исполнению решение Вахитовского районного суда г.Казани.

Административный истец в судебное заседание не явился.

Представитель административного истца в судебном заседании административный иск поддержал.

Представитель административного ответчика – МЗ РТ, в судебном заседании административный иск не признал.

Судом в качестве административного ответчика привлечено Министерство финансов РТ.

Представитель административного ответчика - Министерство финансов РТ, в судебном заседании иск не признал.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:

2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

Согласно статье 12 ГК РФ Защита гражданских прав осуществляется путем: признания права.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Положениями пункта 10 части 1 статьи 16 и части 9 статьи 83 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон) установлено, что организация обеспечения граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, отнесено в настоящее время к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать то обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, истец, ... года рождения является ..., согласно справке выданной ФКУ «ЕБ МСЭ по Республике Татарстан (Татарстан)» Минтруда России - бюро № 20 серии МСЭ-2013 № 21 14650 от 01.06.2016. Диагноз. 127.0 .... ФК III по ВОЗ. Решением Вахитовского районного суда г.Казани от 10 мая 2016 года (дело №2а-5663/2016) к Министерству здравоохранения Республики Татарстан об оспаривании бездействия и об обеспечении жизненно необходимыми лекарственными препаратами административные исковые требования были удовлетворены частично: действия (бездействие) Министерства здравоохранения Республики Татарстан, выраженное в необеспечение Г.Э. Мингазовой лекарственными препаратами «Бозентан» (Траклир) и «Силденафил» (Ревацио) в необходимом объеме признаны незаконными, на МЗ РТ возложена обязанность по жизненным показаниям бесплатно обеспечивать Г.Э. Мингазову лекарственными препаратами «Бозентан» (Траклир) и «Силденафил» (Ревацио) в необходимом объеме в соответствии с медицинскими показаниями до отмены данных препаратов лечащим врачом. С того момента и по сегодняшний день Е.Э.Мингазова благополучно обеспечивается указанными препаратами. Однако из-за ухудшения состояния здоровья ЕЭ.Мингазова была госпитализирована в ЕБУЗ «Городская клиническая больница №51 Департамента Здравоохранения города Москвы». При выписке из больницы для получения препаратов в амбулаторных условиях проведена Врачебная комиссия от 04.05.2017, рекомендованы препараты Риоцигуат 1 мг 3 раза в день; Илопрост 5 мкг 6-9 раз в день по 4-10 минут.

Согласно п. 23 Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 № 403, легочная (артериальная) гипертензия (идиопатическая) (первичная) является орфанным заболеванием, приводящим к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.

В мае 2017 года, Г.Э.Мингазова обратилась в Министерство здравоохранения Республики Татарстан с просьбой обеспечить ее жизненно необходимыми препаратами, вх.09-02-3505 от 16.05.2017г. Согласно письму Министерства здравоохранения Республики Татарстан, от 26.05.2017 № 09-02-3505 истцу было отказано со ссылкой на отсутствие указанных препаратов в перечень для федерльных и региональных льготников, а также в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Суд считает, что административный иск подлежит частичному удовлетворению.

Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).

Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.

Это же отражено и в статье 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об Основах здоровья граждан в Российской Федерации".

На основании пункта 8 части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.

Из ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ следует, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги, в том числе, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения; защиты семьи, материнства; отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ).

Из пункта 5 статьи 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" следует, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Пункт 3 части 1 статьи 16 этого же Закона устанавливает, что к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Поскольку судом установлено, что препараты Риоцигуат (Адемпас) и Илопрост (Вентавис) не включены в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2017 год, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2016 N 2885-р, а также перечень лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 N 2724-р, суд приходит к выводу о том, что административный истец лишена возможности использовать предоставленное ей ст. 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ от 17 июля 1999 года "О государственной социальной помощи" право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами за счет федерального бюджета.

Вместе с тем, согласно части 3 статьи 80 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

Таким образом, предоставление мер социальной поддержки населению в виде бесплатных лекарственных препаратов производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках, определенных специальными программами государственных гарантий в сфере здравоохранения.

Следовательно, обеспечение административного истца лекарственными препаратами Риоцигуат (Адемпас) и Илопрост (Вентавис) должно производиться за счет средств бюджета Республики Татарстан.

Право истца на лекарственное обеспечение рассматриваемыми препаратами как лица, страдающего заболеванием, включенным в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или инвалидности, подтверждено, нуждаемость в терапии установлена врачами-специалистами при подготовке соответствующих заключений, которыми кроме того, расписана схема применения препаратов.

Поскольку препараты Риоцигуат и Илопрост являются жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами для лечения болезни Мингазовой Г.Э., суд считает незаконным действие (бездействие) Министерства здравоохранения Республики Татарстан, выраженное в необеспечении Г.Э. Мингазовой лекарственными препаратами «Илопрост» и «Риоцигуат» в необходимом объеме.

На МЗ РТ подлежит возложению обязанность по жизненным показателям бесплатно обеспечивать Г.Э. Мингазову лекарственными препаратами «Илопрост» и «Риоцигуат» в необходимом объеме в соответствии с медицинскими показаниями до отмены данных препаратов лечащим врачом.

Требование обратить решение суда к немедленному исполнению, удовлетворению не подлежит, поскольку, в соответствии с действующим законодательством, закупка лекарственных препаратов происходит на основании соответствующих контрактов.

Руководствуясь ст.ст.178-180, 218 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление удовлетворить частично.

Признать незаконным действие (бездействие) Министерства здравоохранения Республики Татарстан, выраженное в необеспечении Г.Э. Мингазовой лекарственными препаратами «Илопрост» и «Риоцигуат» в необходимом объеме.

Обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан по жизненным показателям бесплатно обеспечивать Г.Э. Мингазову лекарственными препаратами «Илопрост» и «Риоцигуат» в необходимом объеме в соответствии с медицинскими показаниями до отмены данных препаратов лечащим врачом.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Вахитовский районный суд г.Казани в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья: Е.В.Зыбунова


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда о признании незаконным бездействия, выразившегося в неустановлении размера и порядка выплаты компенсации педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, за работу по подготовке и проведению единого государственного э

Прокурор Республики Татарстан в интересах Республики Татарстан и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Кабинету Министров Республики Татарстан (далее по тексту – КМ РТ) о признании незаконным бездействия, выразившего...

Решение суда о выдаче вида на жительство

административный истец Лепский М. обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУ МВД России по Нижегородской области и Управлению МВД России по г. Нижнему Новгороду о признании незаконным отказа в принятии к рассмотрению заявления о вы...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru