Решение суда о возложении обязанности № 2-1802/2017 ~ М-1640/2017

Дело № 2-1802/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград 15 июня 2017 года

Ворошиловский районный суд г. Волгограда

в составе: председательствующего судьи Болохоновой Т.Ю.

при секретаре судебного заседания Булатовой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Умяровой ФИО6 к Комитету строительства Волгоградской области о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Умярова ФИО7 обратилась в суд с настоящим иском, в котором просит обязать Комитет строительства Волгоградской области (далее по тексту – Комитет) обеспечить её благоустроенным жилым помещением не ниже установленной учетной нормы на территории Волгоградской области по договору найма специализированного жилищного фонда, а также взыскать судебные расходы по оплате юридических услуг за составление искового заявления в размере 5 500 рублей и госпошлины в размере 300 рублей.

Свои требования мотивирует тем, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждается в обеспечении жильем на льготном основании, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, достигла возраста 18 лет, однако до настоящего времени жильем не обеспечена, что нарушает её права и законные интересы.

В судебном заседании истец Умярова ФИО9 иск поддержала, суду пояснила, что к настоящему времени её жилищные условия в лучшую сторону не изменились, нуждаемость в обеспечении социальным жильем не отпала, в собственности жилья не имеет, вынуждена проживать на съемной квартире с двумя несовершеннолетними детьми в крайне стесненных жилищно-бытовых условиях.

Представитель ответчика Миронова ФИО10. возражала против удовлетворения иска, суду пояснила, что обеспечение жильем лиц, относящихся к льготной категории детей-сирот, осуществляется Комитетом в соответствии с очередностью, установленной соответствующим списком, исходя из даты постановки на учет нуждающихся в обеспечении жилья и даты включения в список. Умярова ФИО8 включена в данный список и на сегодняшний день значится в нем под номером №, а по <адрес> – под номером № Между тем общее количество лиц данной категории с 2013 года до 2017 года увеличилось в несколько раз и составляет более 4 000 человек. Комитетом принимаются все зависящие от него меры к обеспечению жильем детей-сирот, однако выделенных государством бюджетных средств для одномоментного обеспечения жильем всех лиц указанной льготной категории и, в том числе, Умяровой ФИО11 недостаточно, возложение на Комитет подобной обязанности по суду является излишним и нецелесообразным. Внеочередное обеспечение жильем истца повлечет нарушение прав иных лиц, ранее признанных нуждающимися в обеспечении жильем и включенных в поименованный выше список. Просила учесть, что исполнение возложенной судом обязанности в случае удовлетворения иска возможно не ранее, чем через шесть с половиной месяцев ввиду необходимости соблюдения определенной процедуры по закупке жилого помещения, обращения в собственность субъекта и передаче гражданину.

Третье лицо - Комитет образования и науки Волгоградской области, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку своего полномочного представителя не обеспечил, представив письменный отзыв на иск, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, не оспаривая право Умяровой ФИО12 на обеспечение социальным жильем.

Третье лицо — отдел опеки и попечительства г. Волжского Волгоградской области будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку своего полномочного представителя не обеспечил, письменного отзыва на иск не предоставил.

Выслушав позицию участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.

В соответствии со ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

На основании п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В силу п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Таким органом государственной власти на территории Волгоградской области является Комитет строительства Волгоградской области, который в соответствии с п. 2.1.2 Положения о комитете строительства Волгоградской области, утвержденного Постановлением Губернатора Волгоградской области от 24.11.2014г. № 170, осуществляет меры социальной поддержки по обеспечению на территории Волгоградской области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Волгоградской области.

Порядок предоставления жилых помещений данной категории лиц в Волгоградской области регламентируется Законом Волгоградской области № 5-ОД от 05.02.2013г. «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области».

В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона Волгоградской области от 05 февраля 2013 г. № 5-ОД, жилые помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

    В случае невозможности предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта с согласия указанных лиц им предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда в другом населенном пункте в границах Волгоградской области (пункт 2 настоящей статьи).

В ходе судебного разбирательства установлено, что Умярова ФИО13 родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на неё распространяются гарантии, предусмотренные Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно имеющимся сведениям, Умярова ФИО14 включена в общий список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем по Волгоградской области, и значится в нем под номером №, а по <адрес> - под номером №.

Изложенное следует из представленных сторонами в материалы дела письменных доказательств.

Нуждаемость Умяровой ФИО15 в обеспечении жильем ко дню рассмотрения настоящего гражданско-правового спора не отпала.

Согласно объяснениям истца, она не имеет в собственности жилья для проживания, проживает в съемной квартире в стесненных жилищно-бытовых условиях.

В ходе судебного разбирательства сведений о наличии у истца на праве собственности или на ином законном основании жилого помещения получено не было.

Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах Умяровой ФИО16 на объекты недвижимого имущества, относящиеся к жилым помещениям, отсутствуют.

Следовательно, Умярова ФИО17 вправе претендовать на обеспечение ответчиком жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда Волгоградской области, в том числе, в судебном порядке, вне зависимости от времени включения в соответствующий список, поскольку действующее нормативно-правовое регулирование вопроса предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не предусматривает какой-либо очередности предоставления жилых помещений и необходимости длительного ожидания его фактического предоставления лицом, сообщившем о своей нуждаемости в его предоставлении.

Непредоставление ответчиком Умяровой ФИО18 жилого помещения по указанным льготным основаниям свидетельствует о нарушении декларируемого государством в соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации права истца на обеспечение жильем.

Заявленные ответчиком по делу доводы, входящие в противоречие с выводами суда, отвергаются судом как несостоятельные.

Ссылка ответчика на недостаточность средств бюджетного финансирования для выполнения Комитетом своих обязательств по обеспечению жильем, как перед всеми лицами, включенным в список на предоставление социального жилья указанной льготной категории граждан, так и в отношении Умяровой ФИО19., в частности, не может быть принята во внимание, поскольку указанное обстоятельство само по себе правового значения для разрешения настоящего спора не имеет, т.к. не умаляет право истца на обеспечение жильем.

При таких обстоятельствах суд полагает необходимым обязать Комитет строительства Волгоградской области предоставить Умяровой ФИО20 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Волгоградской области по договору найма специализированного жилого помещения, установив в соответствии с требованиями ст. 206 ГПК РФ для исполнения возложенной судом обязанности трехмесячный срок, как наиболее отвечающий требованиям разумности и справедливости.

При разрешении вопроса о распределении судебных расходов, понесенных сторонами по настоящему спору, суд руководствуется требованиями ст. 88, 94, 98, 100 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, почтовые расходы, понесенные сторонами, расходы на оплату услуг представителя, и другие расходы, признанные судом необходимыми.

В рамках настоящего дела истцом понесены судебные расходы на оплату юридических услуг в соответствии с договором на оказание юридических услуг, заключенным с ООО «Волжский гарант» ДД.ММ.ГГГГ, в сумме 5 500 рублей, что подтверждено документально.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В силу ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд находит подлежащими взысканию с ответчика в пользу истца понесенные им на оплату юридических услуг судебные расходы в сумме 2 000 рублей, что исходя из сложности спора, объема и характера фактически совершенных в рамках заключенного договора ООО «Волжский гарант» процессуальных действий по составлению искового заявления в интересах истца в рамках настоящего спора, судом признается разумным пределом.

Судом установлено, что истцом в рамках настоящего дела понесены судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей, что подтверждено документально.

В этой связи, исходя из результата судебного разбирательства, с ответчика в пользу истца в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины подлежит взысканию денежная сумма в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Умяровой ФИО21 к Комитету строительства Волгоградской области о возложении обязанности удовлетворить.

Обязать Комитет строительства Волгоградской области в трехмесячный срок предоставить Умяровой ФИО22 благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда Волгоградской области.

Взыскать с Комитета строительства Волгоградской области в пользу Умяровой ФИО23 судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей и юридических услуг в размере 2 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Решение вынесено в окончательной форме 20 июня 2017 года.

Председательствующий                    Т.Ю. Болохонова


 

Решения судов по предоставлению жилых помещений детям сиротам:

Решение суда о понуждении к предоставлению жилого помещения

прокурор Ленинского района Волгоградской области обратился в Ворошиловский районный суд Волгограда в интересах ФИО4 с иском к комитету строительства Волгоградской области, в котором просит суд обязать ответчика обеспечить ФИО2, дд.мм.гггг года рож...

Решение суда о возложении обязанности предоставить жилое помещение

Шульга Е.К. обратилась в суд с иском к Комитету строительства Волгоградской области, в обоснование требований указала, что относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку Приказом Министерства образования и...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru