Решение суда об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок № 2а-1957/2017 ~ М-1702/2017

Дело № 2а-1957/2017г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Омск                                     22 мая 2017 г.

Ленинский районный суд г. Омска

в составе председательствующего судьи Гончаренко Г.Н.,

при секретаре судебного заседания Путинцевой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу: г. Омск ул. Труда, 29 А административное дело по административному иску Шмик В.Ф., Шмик А.В., Шмик Л.Я. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Шмик В.Ф., Шмик А.В., Шмик Л.Я. обратились в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок.

В обоснование своих требований административные истцы указали, что 23.01.2017г. Шмик В.Ф., Шмик А.В., Шмик Л.Я. получили уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области «Об отказе в государственной регистрации прав» № Х, на земельный участок по адресу: Омская область, город Омск, Ленинский АО, ул. А.А. <адрес> с кадастровым номером Х. По результатам рассмотрения всех документов Управлением принято решение «об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», уведомление от 23.01.2017 г. № Х. С решением об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним административные истцы не согласны ввиду следующего. Основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации, по мнению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области является то, что на земельном участке расположен многоквартирный жилой дом. В тоже время административные истцы считают, что данный вывод сделан ввиду неправильного толкования законодательства РФ, а также предоставленных на регистрацию документов. Земельный участок, а также земельные участки с кадастровыми номерами Х, Х, образованы из земельного участка с кадастровым номером Х, на котором располагается дом блокированной застройки, состоящий из двух самостоятельных частей жилого дома. Одна из частей жилого дома, принадлежит на праве собственности административным истцам. Вторая часть жилого дома, принадлежит на праве собственности Штейнпрейсу А.В. Ранее решением Ленинского районного суда города Омска от 01.07.2011 г. за Штейнпрейсом А.В., а в последствии решением Ленинского районного суда города Омска от 02.09.2014 г. за Шмик В.Ф., Шмик А.В., Шмик Л.Я., было признано право собственности соответственно на части 1 и 2 жилого дома по адресу: Омская область, город Омск, Ленинский АО, ул. А.А. Осипова д. 9. Решения вступили в законную силу. Из мотивировочной части решения Ленинского районного суда города Омска от 01.07.2011 г., следует «спорное жилое помещение конструктивно представляет собой часть жилого дома, с обособленным входом, без мест общего пользования». Согласно мотивировочной части решения Ленинского районного суда города Омска от 02.09.2014 г., жилой дом по адресу: Омская область, город Омск, Ленинский АО, ул. А<адрес>, не отвечает признакам многоквартирного жилого дома. Согласно пункту 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования признаются жилым домам блокированной застройки. Так, земельный участок с кадастровым номером Х разделен в соответствии с его фактическим использованием и фактически занят частью жилого дома принадлежащей на праве собственности административным истцам, соответственно и должен принадлежать административным истцам. Земельные участки с кадастровыми номерами Х Х фактически заняты частью жилого дома принадлежащего на праве собственности Штейнпрейсу А.В., соответственно и должны принадлежать Штейнпрейсу А.В. Учитывая то, что земельные участки с кадастровыми номерами Х, Х, Х сформированы и поставлены на кадастровый учет, считают, отказ в государственной регистрации права собственности незаконным. Просят признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области в государственной регистрации |права собственности на земельный участок, с кадастровым номером Х, расположенный по адресу: Омская область, город Омск, Ленинский АО, ул. А<адрес>; Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области осуществить регистрацию право собственности за Шмик В.Ф., Шмик А.В., Шмик Л.Я., на земельный участок, с кадастровым номером Х, расположенный по адресу:

Омская область, город Омск, Ленинский АО, ул. <адрес>

Административные истцы Шмик А.В., Шмик Л.Я., будучи надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.

Административный истец Шмик В.Ф. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, по аналогичным основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении.

Представитель административного истца Артамонов С.С., действующий по доверенности настаивал на требованиях своего доверителя, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области по доверенности Бобровник Ю.А. просила суд отказать в удовлетворении административного иска. Полагает, что данное заявление административного истца незаконно и необоснованно по следующим основаниям: 10.12.2016 заявители обратились в Управление с заявлениями о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером Х, о чем в книге учета входящих документов сделана запись № Х. На государственную регистрация заявителями были представлены: -    заявления о государственной регистрации права собственности от 10.12.2016 г. №Х; квитанции об оплате государственной пошлины; доверенность № 3-1777 от 04.09.2015; -свидетельства о государственной регистрации права общей долевой собственности на часть хилого дома (24), расположенного по адресу: г. Омск, ул. <адрес> (серия Х от 28.04.2015, серия Х № Х от 28.04.2015, серия Х от 28.04.2015). До 01.01.2017 государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществлялась в соответствии с Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Гражданским кодексом РФ прямо закреплено, что государственная регистрация прав на имущество осуществляется на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. В соответствии с п. 2 ст. 16, п. 1 ст. 17 Закона о регистрации к заявлению, о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают возникновение, наличие прав. Если иное не установлено Законом о регистрации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Положениями п. 1 ст. 13 Закона о регистрации, п. 234 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 09.12.2014 № Х, закреплен порядок государственной регистрации, при котором проводится правовая экспертиза документов. Государственный регистратор, проверяя юридическую силу правоустанавливающих документов, устанавливает, в том числе, соответствие сведений об объекте недвижимого имущества, указанных в представленных документах, сведениям о данном объекте, содержащимся в государственном кадастре недвижимости. В ходе проведения правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, установлено, что земельный участок с кадастровым номером Х, образован из земельного участка с касторовым номером Х. Согласно сведений государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером Х сформирован и поставлен на учет как общее имущество одноэтажного многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Омск, ул. А.А. Осипова, д. 9. Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержит сведения о регистрации права общей долевой собственности заявителей на земельный участок с кадастровым номером Х, который является общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома. Согласно сведениям ГКН принадлежащая заявителям часть жилого дома является частью многоквартирного жилого дома с кадастровым номером Х, а не частью жилого дома блокированной застройки как указывают административные истцы. Земельный участок, расположенный под многоквартирным домом, сформированный и поставленный на кадастровый учет как общее имущество многоквартирного дома, является неделимым и его раздел невозможен.

Решение органа кадастрового учета об осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости при отсутствии достаточных оснований (документов) не влечет возникновения, изменения, прекращения прав на объект недвижимости и не является для государственного регистратора решением, требующим безусловного исполнения. Учитывая данное обстоятельство, в государственной регистрации права общей долевой собственности на спорный земельный участок было отказано.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно статьи 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации.

В судебном заседании установлено, что 02.09.2014 г. за Шмик В.Ф., Шмик А.В., Шимк Л.Я., на основании решения Ленинского районного суда г. Омска от 28.08.2014 по делу № 2-4699/2014 было признано право собственности на часть жилого дома по адресу: г. Омск, ул. А<адрес> общей площадью 65,6 кв.м., состоящую из помещений в литере А коридор № 1, площадью 10,3 кв.м., комната № 2, площадью 18,5 кв.м., комната № 3, площадью 14,5 кв.м., ванная № 4, площадью 2,6 кв.м.; туалет № 5, площадью 1,0 кв.м.; комната № 6, площадью 9,5 кв.м.; кухня № 7, площадью 9,2 кв.м., в равных долях, по 1/3 доли у каждого. Все номера и литеры помещений указаны в соответствии с экспликацией к поэтажному плану строения, содержащейся в техническом паспорте домовладения, составленном Государственным предприятием Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства», по состоянию на 19.06.2006 г. А также исключена из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись от 04.12.2009 г. № Х-Х о регистрации права собственности Шмика А.В., Шмика В.Ф., Шмик Л.Я., по 1/3 доли за каждым, на квартиру, расположенную по адресу: г. Омск, ул. <адрес>. Решение вступило в законную силу 23.10.2014 г.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 28.04.2015 г. Шмик Л.Я., Шмик В.Ф., Шмик А.В. оформили право собственности по 1/3 доли жилого помещения 2Ч, общей площадью 65,6 кв.м., расположенного на 1 этаже многоквартирного дома по адресу: г. Омск ул<адрес>л.д. 21-23)

10.12.2016 г. административный истцы обратились в Управление Росреетра по Омской области с заявлениями о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером Х, о чем в книге учета входящих документов сделана запись № Х.

До 01.01.2017 государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществлялась в соответствии с Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации).

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ (далее - ГК РФ). Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии с п. 2 ст. 16, п. 1 ст. 17 Закона о регистрации к заявлению, о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают возникновение, наличие прав. Если иное не установлено Законом о регистрации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.

Положениями п. 1 ст. 13 Закона о регистрации, п. 234 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 09.12.2014 № 789, закреплен порядок государственной регистрации, при котором проводится правовая экспертиза документов.

Государственный регистратор, проверяя юридическую силу правоустанавливающих документов, устанавливает, в том числе, соответствие сведений об объекте недвижимого имущества, указанных в представленных документах, сведениям о данном объекте, содержащимся в государственном кадастре недвижимости (подпункт 3 пункт 237 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 09.12.2014 № 789).

В ходе проведения правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, установлено, что земельный участок с кадастровым номером Х, образован из земельного участка с касторовым номером Х.

Согласно сведений государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером Х сформирован и поставлен на учет как общее имущество одноэтажного многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Омск, ул. А.А. <адрес> Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержит сведения о регистрации права общей долевой собственности Шмик В.Ф., Шмик А.В., Шмик Л.Я. на земельный участок с кадастровым номером Х, который является общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома.

Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным законом сведений о недвижимом имуществе.

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с Законом о кадастре общедоступности и непрерывности актуализации, содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах (ч. 1 ст. 4 Закона о кадастре).

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимости, в том числе вносится:

назначение здания (нежилое здание, жилой дом, жилое строение или многоквартирный дом), если объектом недвижимости является здание (пункт 15 части 2);

назначение помещения (жилое помещение, нежилое помещение), если объектом недвижимости является помещение (пункт 16 части 2).

Таким образом, такое назначение здания, как "двухквартирный дом", "дом блокированной застройки" и назначение помещения "блок", Законом о кадастре не предусмотрены.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается сведениям ГКН принадлежащая Шмик В.Ф., Шмик А.В., Шмик Л.Я. часть жилого дома (жилое помещение) является частью многоквартирного жилого дома с кадастровым номером Х.

В силу пункта 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных указанным Кодексом и иными законами.

Согласно пункту 6 статьи 131 ГК РФ порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с этим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Основания для государственной регистрации и требования к документам, предъявляемым на государственную регистрацию прав, содержатся в статьях 17, 18 Закона N 122-ФЗ.

Пунктом 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя при представлении заявителем необходимых для ее проведения документов.

Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ).

По правилам пункта 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Реестре.

Статьей 26 Закона о регистрации предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

Статья 27 названного выше закона предусматривает, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области о приостановлении государственной регистрации от 23.12.2016 года, административному истцу Шмик В.Ф. разъяснено, что имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами, поскольку право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером Х возникло и зарегистрировано в установленном законом порядке, государственная регистрация права общей долевой собственности на вновь образованный земельный участок путем раздела по тем же основаниям действующим законодательством не предусмотрена. Земельный участок, расположенный под многоквартирным домом, сформированный и поставленный на государственный кадастровый учет как общее имущество многоквартирного дома, является неделимым, законодательством раздел такого земельного участка не предусмотрен. Проведение государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок на основании представленных документов невозможно, так как не представлен правоустанавливающий документ, а в связи с вышеуказанным - не представляется возможным проведение государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровым номером Х, образованный в результате преобразования земельного участка, являющегося общим имуществом многоквартирного дома, то есть имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными.

Основанием для отказа в государственной регистрации прав истцов на земельный участок с кадастровым номером Х явилось наличие противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными.

Учитывая, что в представленных на регистрацию в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области административным истцом документах имелись противоречия между заявленными истцом правами и уже зарегистрированными, в период приостановления регистрации противоречия истцом устранены не были, отказ управления Росреестра в государственной регистрации прав, соответствует действующему законодательству и не нарушает чьи-либо права и законные интересы.

Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении требований Шмик В.Ф., Шмик А.В., Шмик Л.Я. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером Х, расположенный по адресу: Омская область, город Омск, Ленинский АО, ул. А<адрес> отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    

Председательствующий Г.Н. Гончаренко

Мотивированное решение изготовлено 29 мая 2017 года.


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок

Штейнпрейс А.В. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственнос...

Решение суда об освобождении от взыскания исполнительского сбора

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Петровская средняя общеобразовательная школа № 1 Омского муниципального района Омской области» обратилось в суд с административным иском к Омскому районному отделу судебных приставов Управлен...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru