Решение суда о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации № 2-1083/2017 ~ М-878/2017

Дело №2-1083/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 июля 2017 года                                 г. Уфа

Дёмский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Зубаировой С.С.,

при секретаре Егоровой Е.В.

с участием адвоката истцов МЭН

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению САН, ЛВН к администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений администрации ГО <адрес> Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации

УСТАНОВИЛ:

САН, ЛВН обратились в суд с исковым заявлением к администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений администрации ГО <адрес> Республики Башкортостан указав, что индивидуальный жилой дом общей площадью 60 кв.м литера АА1, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности истцам САН и ЛВН

САН является собственником 184 /300 доли в праве общей долевой собственности на индивидуальный жилой дом общей площадью 60 кв.м литера АА1 по адресу: <адрес>, на основании Свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ № б/н, выданного нотариусом ЕЛМ ДД.ММ.ГГГГ, реестровый номер №, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ.

ЛВН является собственником 116/300 доли в праве общей долевой собственности на индивидуальный жилой дом общей площадью 60 кв.м литера АА1 по адресу: <адрес> на основании Договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ №б/н, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ, №, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанный жилой дом расположен на земельном участке площадью 931 кв.м, с кадастровым номером №, с разрешенным использованием: Для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.

Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> был выделен СНС и СЕД, которые для истца САН являлись родителями, для истца ЛВН - дедушкой и бабушкой.

Из архивной выписки от ДД.ММ.ГГГГ № из протокола № заседания исполкома Демского райсовета депутатов трудящихся <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что утверждено к правовой регистрации на праве личной собственности граждан, принадлежащие домовладельцам СНС и СЕД строение по адресу: <адрес>, по 1/2 доле за каждым.

Согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ № в справочной книге «Список улиц <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ» имеется следующая запись под № - улица <адрес> в <адрес> переименована в улицу <адрес>.

Согласно решению Исполкома Демского райсовета депутатов трудящихся <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, СНС, проживающему по адресу Демьяна Бедного, 33, разрешено произвести пристрой жилой комнаты к существующему дому с соблюдением противопожарной застройки.

Изложенные обстоятельства подтверждают, что указанный земельный участок был застроен первоначальными собственниками СНС и СЕД до ДД.ММ.ГГГГ и находился в их фактическом пользовании с момента застройки. При этом имеющиеся документы подтверждают правомерность владения этим участком первоначальным собственником.

Поскольку в соответствии с действующим законодательством у истцов есть право приобрести спорный земельный участок в собственность бесплатно, истцы обратились с заявлением в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан.

Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ истцам было отказано в предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, на том основании, что часть испрашиваемого земельного участка входит в схему размещения резервируемых земель в границах городского округа <адрес> Республики Башкортостан для муниципальных нужд и в границах красных линий.

Данный отказ истцы считают незаконным и необоснованным, поскольку в соответствии с ранее действующим законодательством, земельный участок по <адрес> был предоставлен прежним владельцам СНС и СЕД в бессрочное пользование и они являлись законными владельцами указанного земельного участка и расположенного на нем жилого дома. Впоследствии право собственности на расположенный на данном земельном участке жилой дом в порядке наследования перешло к истцам САН и ЛВН, которые в настоящее время являются собственниками жилого дома, расположенного на спорном земельном участке.

Истцы просят признать за САН, ЛВН право собственности на земельный участок площадью 931 кв.м с кадастровым номером №, разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, расположенный по адресу: <адрес> равных долях – по 1/2 доле за каждым.

Истцы САН, ЛВН, представитель ответчиков администрации городского округа <адрес> РБ, Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа <адрес> РБ на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

На основании ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Адвокат истцов МЭН в судебном заседании исковые требования поддержала, просит их удовлетворить.

Выслушав адвоката истцов, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что САН является собственником 184 /300 доли в праве общей долевой собственности на индивидуальный жилой дом общей площадью 60 кв.м литера АА1 по адресу: <адрес>, на основании Свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ № б/н, выданного нотариусом ЕЛМ ДД.ММ.ГГГГ, реестровый номер №, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ.

ЛВН является собственником 116/300 доли в праве общей долевой собственности на индивидуальный жилой дом общей площадью 60 кв.м литера АА1 по адресу: <адрес> на основании Договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ №б/н, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ, №, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанный жилой дом расположен на земельном участке площадью 931 кв.м, с кадастровым номером №, с разрешенным использованием: Для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Управление земельных и имущественных отношений администрации ГО <адрес> РБ отказало истцам в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, указав, что «Согласно решению Совета городского округа <адрес> Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ «О резервировании земельных участков в границах городского округа <адрес> Республики Башкортостан для муниципальных нужд», часть испрашиваемого земельного участка входит в схему размещения резервируемых земель в границах городского округа <адрес> Республики Башкортостан для муниципальных нужд и в соответствии с пп.13 п.5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, отнесен к землям, ограниченным в обороте. Ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые расположены в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Согласно п.2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Кроме того, часть испрашиваемого земельного участка находится в границах красных линий.

Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

В соответствии с п.12 ст. 85 Земельного кодекса РФ в частную собственность не предоставляются земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.

Учитывая изложенное, в соответствии с п.7 ст. 39.16, п.12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, п.2.12 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду земельных участков из состава земель, государственная на которые не разграничена, или земель, находящихся в муниципальной собственности, занятых зданиями, сооружениями принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления», отказано в предоставлении муниципальной услуги».

Несогласие с данным ответом послужило причиной обращения в суд.

В силу ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является признание права.

В соответствии со ст. 59 ЗК РФ, признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.

Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст.9 ч. 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (ст.36 ч. 1). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст.36 ч. 3 Конституции РФ). Таким федеральным законом, регламентирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, является Земельный кодекс РФ.

Пунктом 5 ст. 1 ЗК РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В силу ч. 1, 2 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.

В силу п.3 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается.

В соответствии с п.9.1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

До вступления в силу Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ № "О собственности в СССР" (вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ) все земельные участки предоставлялись гражданам в пользование только на титуле постоянного (бессрочного) пользования.

Титул пожизненного наследуемого владения земли был впервые введен законодателем в ст. 5 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле от ДД.ММ.ГГГГ. Позднее право пожизненного наследуемого владения земельным участком было предусмотрено и в Земельном Кодексе РСФСР 1991 года.

Согласно § 5, 6 "Инструкции о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР" (утв. Народным комиссариатом коммунального хозяйства РСФСР ДД.ММ.ГГГГ), объектом регистрации является домовладение в целом с самостоятельным земельным участком, под отдельным порядковым номером по улице, переулку, площади независимо от числа совладельцев данного домовладения. Регистрации подлежат те строения с обслуживающими их земельными участками, которые закончены строительством и находятся в эксплуатации. Право пользования земельным участком, обслуживающим строение, в порядке настоящей Инструкции отдельно не регистрируется. Поэтому земельные участки не могли быть переданы органами исполнительной власти гражданам в собственность.

В рассматриваемом случае закрепление земельного участка правообладателям органом исполнительной власти имело место, однако было произведено без указания права, на котором может быть использован земельный участок.

Земельным кодексом РСФСР, утвержденным постановлением ВЦИК от ДД.ММ.ГГГГ предусматривалось предоставление земельных участков только в пользование граждан.

Согласно ст.ст.10 и 11 ЗК РСФСР, действующего с ДД.ММ.ГГГГ, гражданам СССР земля предоставляется в бесплатное пользование. Земля предоставляется в бессрочное или временное пользование. Бессрочным (постоянным) признается землепользование без заранее установленного срока.

До 1990 года в условиях существования исключительно государственной собственности на землю основной формой осуществления гражданами права владения и пользования земельными участками было постоянное (бессрочное) пользование этим земельным участком. В соответствии с п.2 Указа Президента Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ отвод гражданам земельных участков как в городе, так и вне города для строительства индивидуальных жилых домов производился в бессрочное пользование.

Согласно архивной выписке из протокола № заседания исполкома Демского райсовета депутатов трудящихся <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (выдана Центральным историческим архивом РБ ДД.ММ.ГГГГ), Исполком

РЕШИЛ

утвердить к правовой регистрации на праве личной собственности СНС и СЕД, строения, расположенные по адресу: <адрес> (по ? доле за каждым).

Согласно архивной справке (выдана Центральным историческим архивом РБ ДД.ММ.ГГГГ), <адрес> переименована в Д.Бедного.

Таким образом, материалами дела подтверждается предоставление земельного участка по <адрес> до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, истцы в настоящее время являются собственниками жилого дома, расположенного на указанном земельном участке, в связи с этим, на основании вышеприведенных норм истцы имеют право приобрести спорный земельный участок в собственность бесплатно.

Ссылка УЗИО администрации ГО <адрес> РБ на то, что часть испрашиваемого земельного участка входит в схему размещения резервируемых земель в границах городского округа <адрес> РБ, и нахождение испрашиваемого земельного участка в границах красных линий, не может являться основанием для отказа в иске.

В силу пп.13 п.5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, ограничиваются в обороте.

Статья 39.16 ЗК РФ предусматривает возможность отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

Однако, рассматривая вышеприведенные нормы в их совокупности, суд приходит к выводу, что данная норма распространяется на случаи первичного предоставления земельного участка для целей строительства, а не случаи изменения титула прав на земельный участок для граждан, проживающих в принадлежащем им на праве собственности доме, расположенном на этом земельном участке. В данном же случае земельный участок уже был первоначально предоставлен, для строительства не испрашивается.

Более того, факт резервации спорного земельного участка для муниципальных нужд не подтвержден.

Согласно п.4 ст. 70.1 ЗК РФ порядок резервирования определяется Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008г. № "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд".

В силу п.п.2,6 Положения о резервировании земель, утвержденного указанным Постановлением Правительства РФ, решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. При этом к данному решению прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

Согласно п.9 названного Положения резервирование земельных участок, в качестве ограничения прав на землю, подлежит обязательной регистрации в ЕГРП.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, общей площадью 931 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания жилого дома и надворных построек, данные о правообладателе отсутствуют.

При таких обстоятельствах невозможно признать испрашиваемый истицей земельный участок зарезервированным для муниципальных нужд.

Доказательств того, что спорный земельный участок в соответствии с требованиями действующего законодательства ограничен в обороте, суду не представлено.

Судом установлено, что испрашиваемый земельный участок сформирован как объект недвижимости, разрешен для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, относится к землям населенных пунктов, на этом участке расположен жилой дом, принадлежащий истцам.

При этом, судом установлено, что на момент фактического отвода испрашиваемого земельного участка первоначальному собственнику дома красных линий установлено не было, кадастровый паспорт выдан без обременений, в настоящее время через земельный участок какие-либо объекты общего пользования не проходят, их строительство планируется в перспективе.

Суд считает, что дальнейшее установление красных линий не должно приводить к нарушению прав истцов на оформление спорного участка в собственность.

Таким образом, обстоятельств, предусмотренных статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации, свидетельствующих о невозможности предоставления данного участка в собственность физического лица, суд не усматривает.

Исходя из вышеизложенного, принимая во внимание, что дом расположен на земельном участке, предназначенном для обслуживания дома, принадлежащего на праве собственности истцам, земельный участок предоставлялся прежнему владельцу на праве бессрочного пользования, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отказа в передаче истцам спорного земельного участка в собственность.

На основании вышеизложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ

Исковые требования САН, ЛВН к администрации городского округа <адрес>, Управлению земельных и имущественных отношений администрации ГО <адрес> РБ о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации удовлетворить.

Признать за САН, ЛВН право собственности на земельный участок площадью 931 кв.м с кадастровым номером №, разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, расположенный по адресу: <адрес> равных долях – по 1/2 доле за каждым.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Дёмский районный суд <адрес> Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.

согласовано судья Зубаирова С.С.


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ СПОРАМ:

Решение суда о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации

Багманова А.М., Салихова Ф.Ф. обратились в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации. В обоснование иска истцы указали, что домовладе...

Решение суда о признании права собственности

Малышева О.А. обратилась в суд с исковым заявлением о признании права собственности на жилой дом, расположенный по адресу .В судебном заседании истец Малышева О.А. не явилась, об отложении не просила.Представитель ответчика Администрации городског...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru