Решение суда об обязании произвести реконструкцию жилого дома, расселить жильцов в соответствии с требованиями законодательства № 2-3733/2017 ~ М-2651/2017

Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес>                              ДД.ММ.ГГГГ

Центральный районный суд <адрес> края, в составе:

председательствующего судьи: Губановой А.Ю.,

при секретаре ФИО2,

с участием:

старшего помощника прокурора <адрес> ФИО3,

представителя ответчика ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к администрации <адрес> об обязании произвести реконструкцию жилого дома, расселить жильцов в соответствии с требованиями законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к администрации <адрес> об обязании произвести реконструкцию жилого дома, расселить жильцов в соответствии с требованиями законодательства, указав в обоснование заявленных требований, что в прокуратуру <адрес> поступило обращение ФИО1 о нарушении жилищных прав администрацией <адрес>. Жилой <адрес> года постройки, 2-этажный, 8-квартирный, деревянный. Квартиры № являются муниципальной собственностью. ДД.ММ.ГГГГ на заседании городской межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда городского округа «<адрес>» рассмотрен вопрос о проведении оценки соответствия жилого <адрес> требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Положение).Городской межведомственной комиссией принято решение о признании дома аварийным и подлежащим реконструкции в соответствии с требованиями, установленными Положением. Согласно экспертному заключению ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологи в <адрес>» жилой <адрес>Н № «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях, помещениях», СанПиН № «Санитарные правила содержания территории населенных мест».Специалистами ООО «Бельведер» проведено обследование технического состояния несущих и ограждающих конструкций жилого дома № с по <адрес>. В результате обследования установлено следующее: отмостка вокруг лома отсутствует, деформация и разрушение цокольной части кладки фундаментов, что может снизить несущую способность конструкций и привести к потере устойчивости отдельных конструктивных элементов и знания в целом; гниение и разрушение отдельных участков карнизных и цокольных частей стен, искривление линий фасадов; превышение нормативных показателей прогибов несущих элементов (балок перекрытий), гниение опорных участков балок перекрытия и полов, что может снизить несущую способность конструкций и привести к потере устойчивости отдельных конструктивных элементов и здания в целом; гниение элементов конструкции крыши; несоответствие нормативным требованием материала электропроводки квартир. В результате обследования технического состояния несущих и ограждающих конструкций жилого <адрес> рекомендуется вывести здание из эксплуатации и в установленном порядке демонтировать. Таким образом, заключения специализированных организаций свидетельствуют о снижении несущей способности здания и опасности обрушения. Вместе с тем, с момента принятия решения городской межведомственной комиссии по признанию жилого дома аварийным и подлежащем реконструкции и до настоящего времени реконструкция не проведена, граждане не расселены. Проведение реконструкции жилого <адрес> в <адрес> до настоящего времени не запланировано. Проживание в указанной доме граждан опасно для жизни и здоровья ввиду признания жилого дома аварийным, а также не определенности сроков проведения реконструкции дома. Состояние <адрес> ставит под угрозу не только жизнь, проживающих в нем граждан, но и неопределенного круга лиц: прохожих, представителей организаций, посещающих этот дом. Таким образом, администрацией города, в чьей собственности находится жилой <адрес> (за исключением 2 квартир), не приняты надлежащие меры по содержанию жилого дома, что существенно нарушает жилищные права и интересы ФИО1., проживающей в <адрес> жилого <адрес> в <адрес>, а также неопределенного круга лиц. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 27 ФЗ «О Прокуратуре РФ», ст. 14 Жилищного кодекса РФ, прокурор просит: обязать администрацию <адрес> произвести реконструкцию <адрес> в срок до декабря ДД.ММ.ГГГГ года; за месяц до начала работ по реконструкции дома расселить проживающих в нем граждан в соответствии с требованиями законодательства.

В судебном заседании прокурор исковые требования, предъявленные в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах ФИО1, поддержал по обстоятельствам, изложенным в заявлении, на их удовлетворении настаивал.

Истец ФИО1, уведомлявшаяся надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыла, ходатайств об отложении слушания дела не представила.

Представитель ответчика исковые требования не признала, сославшись в обоснование возражений на то, что решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Согласно материалам дела на основании заключения № от ДД.ММ.ГГГГ городской межведомственной комиссией принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции. Постановлением администрации города № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о реконструкции многоквартирного <адрес> и предоставлении жилых помещений на время проведения реконструкции жильцам данного дома, отселении в жилые помещения маневренного фонда в срок до 2025 года. В заключение межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в данном <адрес> квартиры находятся в собственности граждан, 6 квартир является муниципальной собственностью. Таким образом, администрация города является не собственником всего дома, а только части квартир в доме. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Кроме того, в соответствии со ст. 168 ЖК РФ порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса домов, признанных в уставленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, имеющих физический износ конструктивных элементов более 70%, не включаемых в перечень домов региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, определяются нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации. До настоящего времени такой нормативный акт <адрес> не утвержден. Муниципальная программа, которая бы определяла срок реконструкции МКД № по <адрес> не принята, средства в бюджете городского округа на 2017 на проведение реконструкции данного дома не предусмотрены. Необходимо отметить, что объем работ по проведению реконструкции дома неизвестен, установление 4-х месячного срока (в срок до декабря ДД.ММ.ГГГГ года) для проведения администрацией города работ по реконструкции с положительным заключением экспертизы, противоречит срокам, установленным № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфера закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и не будет отвечать принципам исполнимости и правовой определенности судебного акта. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие истца по представленным доказательствам.

Выслушав прокурора и представителя ответчика, изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему:

В силу части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В силу подпункта 8 пункта 1 ст. 14 ЖК РФ решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов подлежащими сносу или реконструкции относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Частью 4 статьи 15 Жилищного Кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

В судебном заседании установлено, что в прокуратуру <адрес> поступило обращение ФИО1 о нарушении жилищных прав администрацией <адрес>.

Истец ФИО1 с членами семьи зарегистрирована и проживает в <адрес> в <адрес>, является нанимателем указанного жилого помещения.

Судом так же установлено, что жилой <адрес> года постройки, 2-этажный, 8- квартирный, деревянный. Квартиры № в указанном доме являются муниципальной собственностью.

Согласно заключению № от ДД.ММ.ГГГГ, городской межведомственной комиссией принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции.

Постановлением администрации города № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о реконструкции многоквартирного <адрес> и отселению жильцов дома в жилые помещения маневренного фонда до начала производства работ по реконструкции в установленном порядке.

Постановлением администрации города № от ДД.ММ.ГГГГ внесены в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении реконструкции жилого <адрес> и предоставлении жилых помещений на время проведения реконструкции» изменения. Пункт 2.2 изложен в следующей редакции:«2.2. По отселению жильцов многоквартирного жилого <адрес> в жилые помещения маневренного фонда в срок до ДД.ММ.ГГГГ года». Пункт 3 изложен в следующей редакции:«3. Управлению жилищного фонда и приватизации жилья администрации города (ФИО4) в срок до ДД.ММ.ГГГГ года заключить с гражданами, подлежащими отселению, договоры найма жилых помещений маневренного фонда на время проведения реконструкции многоквартирного <адрес>».

Заявляя требование об обязании администрации <адрес> произвести реконструкцию указанного жилого дома, прокурор ссылается на то, что проживание в указанной доме граждан опасно для жизни и здоровья ввиду признания жилого дома аварийным, а также не определенности сроков проведения реконструкции дома.

С данными доводами прокурора суд соглашается, поскольку из представленных прокурором доказательств следует, что состояние <адрес> ставит под угрозу жизнь проживающих в нем граждан, а также неопределенного круга лиц: прохожих, представителей организаций, посещающих этот дом.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно экспертному заключению ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологи в <адрес>» жилой <адрес>Н 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», СанПиН № «Санитарные правила содержания территории населенных мест».

Специалистами ООО «Бельведер» проведено обследование технического состояния несущих и ограждающих конструкций жилого <адрес>.

В результате обследования установлено следующее: отмостка вокруг лома отсутствует, деформация и разрушение цокольной части кладки фундаментов, что может снизить несущую способность конструкций и привести к потере устойчивости отдельных конструктивных элементов и знания в целом; гниение и разрушение отдельных участков карнизных и цокольных частей стен, искривление линий фасадов; превышение нормативных показателей прогибов несущих элементов (балок перекрытий), гниение опорных участков балок перекрытия и полов, что может снизить несущую способность конструкций и привести к потере устойчивости отдельных конструктивных элементов и здания в целом; гниение элементов конструкции крыши; несоответствие нормативным требованием материала электропроводки квартир. В результате обследования технического состояния несущих и ограждающих конструкций жилого <адрес> рекомендуется вывести здание из эксплуатации и в установленном порядке демонтировать.

Таким образом, как обоснованно указывает прокурор, заключения специализированных организаций свидетельствуют о снижении несущей способности здания и опасности обрушения.

Вместе с тем, с момента принятия решения городской межведомственной комиссии по признанию жилого дома аварийным и подлежащем реконструкции и до настоящего времени реконструкция не проведена, граждане не расселены, проведение реконструкции жилого <адрес> в <адрес> до настоящего времени не запланировано.

При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами прокурора о том, что администрацией города, в чьей собственности находится жилой <адрес> (за исключением 2 квартир), не приняты надлежащие меры по содержанию жилого дома, что существенно нарушает жилищные права и интересы ФИО1, проживающей в <адрес> жилого <адрес> в <адрес>, а также неопределенного круга лиц.

Согласно статье 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно пунктам 1, 8, 9, ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится также учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии с п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, к компетенции органа местного самоуправления отнесено, в том числе, принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.?

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Вместе с тем, судом установлено, что администрация <адрес>, являясь собственником жилого <адрес> (за исключением 2 квартир), не исполняет свои обязанности по его капитальному ремонту (реконструкции), а также уклоняется от расселения жильцов из аварийного жилья, что нарушает права нанимателей жилых помещений и создает угрозу безопасности их проживания.

Ответчиком не представлено суду доказательств исполнения постановления № от ДД.ММ.ГГГГ о реконструкции многоквартирного <адрес> и отселению жильцов дома в жилые помещения маневренного фонда.

При этом установление постановлением администрации города № от ДД.ММ.ГГГГ срока по отселению жильцов многоквартирного жилого <адрес> в жилые помещения маневренного фонда до ДД.ММ.ГГГГ года, не свидетельствует об исполнении администрацией города обязанности по капитальному ремонту (реконструкции) жилого дома и расселению жильцов из аварийного жилья, поскольку доказательств, свидетельствующих о возможности проживания граждан в аварийном доме до ДД.ММ.ГГГГ года, как и доказательств того, что проведение реконструкции жилого <адрес> в <адрес> запланировано до 2025 года и реконструкция не может быть проведена ранее, ответчиком не представлено.

Согласно требованиям ст. 88 ЖК РФ при проведении капитального ремонта или реконструкции дома, если такой ремонт или реконструкция не могут быть проведены без выселения нанимателя, наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции другое жилое помещение без расторжения договора социального найма жилого помещения, находящегося в указанном доме. На время проведения капитального ремонта или реконструкции по договору найма предоставляется жилое помещение маневренного фонда.

Взамен предоставления жилого помещения маневренного фонда наймодатель с согласия нанимателя и членов его семьи может предоставить им в пользование другое благоустроенное жилое помещение с заключением договора социального найма. Договор социального найма жилого помещения в доме, подлежащем капитальному ремонту или реконструкции, подлежит расторжению.

В ходе рассмотрения дела установлено, что до настоящего времени отселение жильцов из жилого <адрес> не произведено.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что имеются основания для удовлетворения исковых требований и возложения на администрацию <адрес> обязанности по отселению жильцов многоквартирного <адрес> в <адрес> в иные жилые помещения и выполнению работ по реконструкции указанного дома, поскольку своим бездействием ответчик нарушает права нанимателей жилых помещений и создает угрозу безопасности их проживания.

Довод жалобы об отсутствии соответствующей муниципальной программы и средств в бюджете городского округа на исполнение решение суда, не могут умалять права граждан на безопасное проживание в указанном доме.

Согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

При этом как указано в части 2 указанной статьи в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В соответствии со ст. 168 ЖК РФ порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса домов, признанных в уставленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, имеющих физический износ конструктивных элементов более 70%, не включаемых в перечень домов региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, определяются нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации.

До настоящего времени такой нормативный акт <адрес> не утвержден.

Поскольку муниципальная программа, которая бы определяла срок реконструкции МКД № по <адрес> не принята, средства в бюджете городского округа на ДД.ММ.ГГГГ на проведение реконструкции данного дома не предусмотрены, объем работ по проведению реконструкции дома неизвестен, суд соглашается с доводами представителя ответчика о том, что установление срока выполнения работ по реконструкции до декабря ДД.ММ.ГГГГ года будет противоречить срокам, установленным № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и не будет отвечать принципам исполнимости и правовой определенности судебного акта.

На основании изложенного, а также принимая во внимание, что заключение о признании дома аварийным и постановление о его реконструкции приняты в 2014 году, суд полагает возможным установить срок, в течение которого администрацией <адрес> должно быть исполнено решение суда – 1 год со дня вступления решения суда в законную силу.

Не может суд признать обоснованным требование прокурора также в части установления месячного срока для расселения граждан до начала работ по реконструкции дома, поскольку установление данного срока не предусмотрено действующим законодательством, которое закрепляет лишь обязанность отселить до начала работ по реконструкции многоквартирного дома проживающих в нем граждан в иные жилые помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать администрацию <адрес> в течение года с момента вступления решения суда в законную силу произвести реконструкцию жилого <адрес>, отселив до начала работ по реконструкции указанного многоквартирного дома проживающих в нем граждан в иные жилые помещения в соответствии с требованиями законодательства.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Дата изготовления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья А.Ю. Губанова


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда о признании отказа в присвоении звания «Ветеран Труда» незаконным, обязании присвоить звание, взыскании судебных расходов

ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения о признании отказа в присвоении звания «Ветеран Труда» незаконным, обязании присвоить звание, взыскании судебных расходов, указав в обоснование заявленных требований, что сог...

Решение суда об отказе в государственной регистрации незаконным

ФИО1, ФИО2, ФИО7, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО8, ФИО9 обратились в суд с административным иском о признании решения Управления Росреестра по от дд.мм.гггг. об отказе в государственной регистрации незаконным.В обоснование заявленных требований указав на т...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru