Решение суда об обязании оборудовать на территории пожарного поезда станции Хабаровск-2 стационарные объекты № 2-3537/2017 ~ М-2446/2017

Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес>                              ДД.ММ.ГГГГ

Центральный районный суд <адрес> края, в составе:

председательствующего судьи: Губановой А.Ю.,

при секретаре ФИО1,

с участием:

прокурора ФИО2,

представителя ответчика ФИО3,

представителя третьего лица ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. Хабаровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании оборудовать на территории пожарного поезда станции Хабаровск-2 стационарные объекты,

УСТАНОВИЛ:

И.о. Хабаровского транспортного прокурора обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об обязании оборудовать на территории пожарного поезда станции <адрес> стационарные объекты, указав в обоснование заявленных требований, что в марте – апреле ДД.ММ.ГГГГ года Хабаровской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения ОАО «РЖД» федерального законодательства при осуществлении полномочий в сфере обеспечения аварийно-космического поиска и спасения, функционирования аварийно-спасательных служб и формирований на железнодорожном транспорте. Согласно п. 9 Положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ №, к силам и средствам функциональной подсистемы относятся специально подготовленные, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом и материалами пожарные поезда федерального государственного предприятия «Вневедомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», действующие в пределах установленных участков поездов. Распоряжением ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ №р введено в действие Положение «Эксплуатация и содержание пожарных поездов в ОАО «РЖД». Согласно п. 3.9. Положения, в непосредственной близости от железнодорожных путей постоянной стоянки пожарного поезда выделяется территория (территория пожарного поезда), оборудованная с учетом требований Санитарных правил для формирования железнодорожного транспорта специального назначения СП №. На территории пожарного поезда оборудуются стационарные объекты, включающие отдельные группы помещений: учебно-административные (учебный класс, база или пост ГДЗС, теплодымокамера и др.); учебно-тренировочные (полоса психологической подготовки пожарных, 100-метровая полоса с препятствиями и учебно-тренировочная башня); производственные (для смывки и сушки пожарных рукавов, мастерская для обслуживания и ремонта пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования, пункт зарядки огнетушителей); санитарно-бытовые (для отдыха и приема пищи, для сушки специальной и боевой одежды, душевая, санузел, восстановительный комплекс и др.); складские (для хранения пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования, огнетушащих средств, топлива и горюче-смазочных материалов). В соответствии с п. 7.1 Санитарных правил для формирования железнодорожного транспорта специального назначения СП №, введенных в действие постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (СП №), планировка санитарно-бытового блока должна предусматривать следующие отдельные помещения: комнату для приема пищи (столовую); комнату отдыха; туалеты; душевую; помещение для сушки специальной одежды и обуви; кладовая для хранения инвентарной и дежурной спецодежды; помещение для хранения уборочного инвентаря. Согласно п.п. 7.2. – 7.5. СП №, комната отдыха для работников должна иметь общую площадь не менее 15 – 20 кв.м. с учетом одновременного пребывания в ней не более 5 человек. Помещение гардеробной должно быть оборудовано системой приточно-вытяжной вентиляции. Шкафы для специальной одежды оборудуются устройствами для естественной вытяжной вентиляции. Помещение для сушки специальной одежды и обуви организуется из расчета 0,15 кв.м. на одного работающего. <адрес> помещения должна быть не менее 4 кв.м. Кладовая для хранения инвентарной и дежурной спецодежды должна быть рассчитана для хранения чистой и грязной спецодежды, инвентарной спецодежды и спецобуви, а также выдаваемой теплой спецодежды и обуви. Проверкой установлено, что на территории пожарного поезда станции Хабаровск-2 отсутствуют следующие помещения: санитарно-бытовые (для отдыха и приема пищи, для сушки специальной и боевой одежды, душевая, восстановительный комплекс и др), санузел расположен на улице; учебно-административные (теплодымокамера); учебно-тренировочные (полоса психологической подготовки пожарных, 100-метровая полоса с препятствиями); производственные (для промывки и сушки пожарных рукавов). Что является нарушением ч. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 7.1. – 7.5. СП ДД.ММ.ГГГГ-03, п. 3.9. Положения. Отсутствие на территории пожарного поезда стационарных объектов не обеспечивает безопасные для работников пожарного поезда (неопределенного круга лиц) условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В связи с чем просит обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать на территории пожарного поезда станции Хабаровск-2 стационарные объекты в соответствии с п. 3.9. Положения, с учетом требований СП ДД.ММ.ГГГГ-03, а именно: санитарно-бытовые (для отдыха и приема пищи, для сушки специальной и боевой одежды, душевая, санузел, восстановительный комплекс); учебно-административные (теплодымокамера); учебно-тренировочные (полоса психологической подготовки пожарных, 100-метровая полоса с препятствиями); производственные (для промывки и сушки пожарных рукавов).

В судебном заседании прокурор исковые требования, предъявленные в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, поддержала в полном объеме, на их удовлетворении по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивала.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь в обоснование возражений на то, что ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «РЖД» (заказчик) и ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (исполнитель) заключен договор об оказании услуг в области пожарной безопасности на объектах ОАО «РЖД» №, по условиям которого исполнитель обязуется оказывать услуги в области пожарной безопасности на объектах структурных подразделений филиалов заказчика, на всех видах железнодорожного подвижного состава, находящегося в собственности заказчика и ином законном основании, а также в полосе отвода железных дорог – филиалов ОАО «РЖД» (п. 1.1. Договора). Договор заключен на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Содержание услуг, их результаты и требования к ним указаны в техническом задании (приложение № к Договору). ДД.ММ.ГГГГ МЧС России ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» была выдана лицензия № на осуществление деятельности по тушению пожаров. ДД.ММ.ГГГГ пожарному поезду станции Хабаровск-2 Дальневосточной железной дороги было выдано свидетельство № об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ на основании решения аттестационной комиссии Дальневосточного территориального управления Росжелдора, акт от ДД.ММ.ГГГГ №. Аттестация пожарных поездов на право аварийно-спасательных работ проводится в соответствии с Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с п. 12 указанного Положения, обязательными требованиями, предъявляемыми при аттестации аварийно-спасательной службы (формирования), является, в частности, наличие условий (в соответствии с нормами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций), обеспечивающих размещение аварийно-спасательных средств и проведение мероприятий по профессиональному обучению спасателей к выполнению заявленных видов аварийно-спасательных работ в соответствии с технологией их ведения, а для профессиональной аварийно-спасательной службы (формирования), кроме этого, - условий, обеспечивающих несение дежурства спасателями этой службы (этого формирования) (подп. «д» п. 12). Таким образом, наличие свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ подтверждает тот факт, что на территории пожарного поезда станции Хабаровск-2 имеются все условия для обеспечения деятельности ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в области пожарной безопасности. Кроме того, заявляя данный иск, прокурор должен был предоставить доказательства того, что не исполнение сторонами по Договору № от ДД.ММ.ГГГГ своих обязательств влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, связанных с их безопасностью, поскольку только в этом случае у прокурора имеются полномочия на подачу иска, в любом ином случае это расценивалось бы как вмешательство в хозяйственную деятельность двух субъектов экономических отношений. В данном случае между юридическими лицами заключен договор и круг лиц, исполняющих условия данного договора – работники ОАО «РЖД» и ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» строго определен. Специальным компетентным органом (Дальневосточное территориальное управление Росжелдора) сделан вывод о наличии у ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» необходимых зданий, помещений и сооружений, пожарной техники (первичных и мобильных средств пожаротушения), огнетушащих веществ, средств связи, оборудования, спецодежды, инструмента и технической документации, выполнении ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» требований, предъявляемых к деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, установленных нормативными правовыми актами и нормативными документами по пожарной безопасности. Помимо прочего, в случае принятия решения об удовлетворении требований Хабаровского транспортного прокурора, исполнить решение суда в указанный срок будет невозможно. Инвестиционная программа ОАО «РЖД» на 2016-2018, 2017-2019 годы, утвержденная Правительством Российской Федерации, направлена на реализацию таких проектов как развитие Восточного полигона (БАМа и Транссиба), развитие железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла, обновление парка подвижного состава, обеспечение эксплуатационной надежности и безопасности перевозочного процесса, а также на финансирование объектов, задействованных в Чемпионате мира по FIFA. Также инвестиционная программа включает реализацию требований природоохранного законодательства, сокращение технологического воздействия на окружающую среду, выполнение мероприятий по созданию безопасных условий перехода граждан через железнодорожные пути и тому подобное. В связи с чем выполнять инвестиционную программу компании и оборудовать одномоментно на территории пожарных поездов станций стационарные объекты объективно невозможно. При таких обстоятельствах, просил в удовлетворении исковых требований Хабаровского транспортного прокурора отказать; в случае удовлетворения требований, увеличить срок исполнения судебного решения до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель третьего лица ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в судебном заседании пояснил, что в Техническом задании на оказание Услуг в области пожарной безопасности на объектах ОАО «РЖД», являющемся приложением к Договору № от ДД.ММ.ГГГГ, обязанность обеспечить работникам ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» надлежащие условия для качественного оказания услуг, в том числе, при необходимости предоставить стационарные бытовые помещения, возложена именно на ОАО «Российские железные дороги». Тем не менее, в настоящее время, на территории пожарного поезда станции Хабаровск-2 стационарные объекты в соответствии с п. 3.9. Положения «Эксплуатация и содержание пожарных поездов в ОАО «РЖД», с учетом требований СП №, не оборудованы.

Выслушав участников процесса, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему:

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Статья 2 Конституции Российской Федерации закрепляет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В силу ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ч. 1 ст. 17)..

Каждый, согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ, пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В силу ст. 3 названного Федерального закона, система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.

При этом, основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Распоряжением ОАО «Российские железные дороги» от ДД.ММ.ГГГГ №р «О введении в действие положения «Эксплуатация и содержание пожарных поездов в ОАО «РЖД», с ДД.ММ.ГГГГ введено в действие положение «Эксплуатация и содержание пожарных поездов в ОАО «РЖД».

Настоящее Положение разработано на основании законодательства Российской Федерации в области железнодорожного транспорта и пожарной безопасности, а также иных нормативных правовых актов в области железнодорожного транспорта и пожарной безопасности и определяет основные положения эксплуатации и содержания пожарных поездов, их привлечения для тушения пожаров и участия в ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами (п. 1.1.).

Согласно п. 1.2., Положение распространяется на подразделения аппарата управления ОАО «РЖД», структурные подразделения ОАО «РЖД» (в ведении которых находится железнодорожный подвижной состав пожарных поездов), подразделения, причастные к организации содержания, эксплуатации, модернизации и ремонту подвижного состава пожарных поездов, а также на Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - ФГП ВО ЖДТ России), филиалы ФГП ВО ЖДТ России и их структурные подразделения, эксплуатирующие пожарные поезда.

Как следует из п. 1.4. названного Положения, пожарные поезда в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (признано утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №) отнесены к силам постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № пожарные поезда ФГП ВО ЖДТ России отнесены к силам и средствам функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Порядком привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утвержденным Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ №, пожарные поезда как подразделения ведомственной пожарной охраны входят в состав сил и средств местных и территориальных гарнизонов пожарной охраны (п. 1.5. Положения).

Пожарные поезда, как это определено п. 1.3. Положения, предназначены для: обеспечения пожарной безопасности перевозочного процесса; тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в железнодорожном подвижном составе, в полосе отвода железных дорог и на стационарных объектах ОАО «РЖД», а также на объектах, не входящих в инфраструктуру железных дорог ОАО «РЖД», по запросу МЧС России; участия в ликвидации последствий аварийных ситуаций с железнодорожным подвижным составом, перевозящим опасные грузы 3 - 4 классов опасности. Запрещается привлекать пожарные поезда для выполнения иных задач.

Как предусмотрено п. 2.1. Положения «Эксплуатация и содержание пожарных поездов в ОАО «РЖД», пожарные поезда создаются, передислоцируются и ликвидируются по решению ОАО «РЖД», согласованному с ФГП ВО ЖДТ России, с учетом пожарной опасности перевозочного процесса.

Пожарные поезда, в силу п. 3.1. названного Положения, должны размещаться на железнодорожных станциях (грузовых, пассажирских, сортировочных и участковых), на которых имеется рабочий парк локомотивов и устройства для заправки цистерн-водохранилищ водой.

Кроме того, в непосредственной близости от железнодорожных путей постоянной стоянки пожарного поезда выделяется территория (далее - территория пожарного поезда), оборудованная с учетом требований Санитарных правил для формирования железнодорожного транспорта специального назначения СП №.

На территории пожарного поезда оборудуются стационарные объекты, включающие отдельные группы помещений: учебно-административные (учебный класс, база или пост ГДЗС, теплодымокамера и др.); учебно-тренировочные (полоса психологической подготовки пожарных, 100-метровая полоса с препятствиями и учебно-тренировочная башня); производственные (для промывки и сушки пожарных рукавов, мастерская для обслуживания и ремонта пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования, пункт зарядки огнетушителей); санитарно-бытовые (для отдыха и приема пищи, для сушки специальной и боевой одежды, душевая, санузел, восстановительный комплекс и др.); складские (для хранения пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования, огнетушащих средств, топлива и горюче-смазочных материалов) (п. 3.9. Положения).

Часть 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», определяет, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Кроме того, в силу ч. 1 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ, условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда (ч. 2 ст. 25).

На основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ и «Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, с ДД.ММ.ГГГГ введены в действие «Санитарные правила для формирований железнодорожного транспорта специального назначения. СП №», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.

Названные «Санитарные правила для формирований железнодорожного транспорта специального назначения. СП №» распространяются на модернизируемые и вновь проектируемые вагоны-дефектоскопы, вагоны-путеизмерители, рельсосварочные поезда, восстановительные поезда, пожарные поезда, а также участки дефектоскопии дистанций пути железных дорог, и определяют основные требования, предъявляемые к санитарно-бытовому обеспечению.

Настоящие Санитарные правила являются обязательными для всех юридических и физических лиц, занятых проектированием, изготовлением, реконструкцией формирований железнодорожного транспорта специального назначения (п. 2.1. Санитарных правил).

Пункт 7.1. СП № предусматривает, что планировка санитарно-бытового блока должна предусматривать следующие отдельные помещения: комнату для приема пищи (столовую); комнату отдыха; туалеты; душевую; помещение для сушки специальной одежды и обуви; прачечную (для РСП и ВП); кладовая для хранения инвентарной и дежурной спецодежды; помещение для хранения уборочного инвентаря.

Для работников, характер трудовой деятельности которых связан с работой на улице, должны предусматриваться помещения для обогрева.

При этом комната отдыха для работников должна иметь общую площадь не менее 15 - 20 кв.м. с учетом одновременного пребывания в ней не более 5 человек (п. 7.2.). Помещение гардеробной должно быть оборудовано системой приточно-вытяжной вентиляции. Шкафы для специальной одежды оборудуются устройствами для естественной вытяжной вентиляции (п. 7.3.).

В свою очередь, помещение для сушки специальной одежды и обуви организуется из расчета 0,15 кв.м. на одного работающего. <адрес> помещения должна быть не менее 4 кв.м. (п. 7.4.).

Кладовая для хранения инвентарной и дежурной спецодежды должна быть рассчитана для хранения чистой и грязной спецодежды, инвентарной спецодежды и спецобуви, а также выдаваемой теплой спецодежды и обуви (п. 7.5.).

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Российские железные дороги», в лице первого вице-президента ОАО «РЖД» ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №-Д (заказчик), и ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», в лице генерального директора ФИО6, действующего на основании Устава (исполнитель), заключен Договор об оказании услуг в области пожарной безопасности на объектах ОАО «РЖД» №, согласно п. 1.1. которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг в области пожарной безопасности (услуги) на объектах структурных подразделений филиалов заказчика, на всех видах железнодорожного подвижного состава, находящегося с собственности заказчика и ином законном основании (лизинг, аренда, субаренда и т.д.), а также в полосе отвода железных дорог – филиалов ОАО «РЖД» (объекты заказчика), в пределах технико-технических возможностей пожарных подразделений (поездов).

Содержание услуг, их результаты и требования к ним указаны в Техническом задании (Приложение №) (п. 1.2. Договора). Срок оказания услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (п. 1.3.).

Согласно п. 4.2.3. Договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заказчик обязан выполнять требования норм и правил пожарной безопасности, а также законные требования работников исполнителя.

Как следует из п. 6.4.1. Технического задания на оказание услуг в области пожарной безопасности на объектах ОАО «РЖД», являющегося Приложением № к Договору 2151468 от ДД.ММ.ГГГГ, заказчик обязан обеспечивать работникам исполнителя надлежащие условия для качественного оказания услуг, в том числе, при необходимости предоставить стационарные бытовые помещения, источники наружного противопожарного водоснабжения, линии водяного или парового отопления, электроснабжения, связи, а также необходимый запас угля и электроэнергии, соответствующие расчетной мощности потребителей пожарных поездов.

Из анализа приведенных норм и положений Договора об оказании услуг в области пожарной безопасности на объектах ОАО «РЖД» следует, что на ОАО «Российские железные дороги» как на заказчике услуг в области пожарной безопасности и как на элементе системы обеспечения пожарной безопасности в целом лежит обязанность обеспечить работников ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» надлежащими условиями труда, к которым относятся, в частности: оборудованные в установленном порядке на территории пожарного поезда стационарные объекты, перечень которых приведен в п. 3.9. Положения «Эксплуатация и содержание пожарных поездов в ОАО «РЖД».

Однако в ходе проверки, проведенной Хабаровской транспортной прокуратурой в марте – апреле 2017 года, установлено, что на территории пожарного поезда станции Хабаровск-2 отсутствуют следующие помещения: санитарно-бытовые (для отдыха и приема пищи, для сушки специальной и боевой одежды, душевая восстановительный комплекс и др.), санузел расположен на улице; учебно-административные (теплодымокамера); учебно-тренировочные (полоса психологической подготовки пожарных, 100-метровая полоса с препятствиями; производственные (для промывки и сушки пожарных рукавов); что является нарушением ч. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения, п.п. 7.1. – 7.5. СП №, п. 3.9. Положения.

Указанные нарушения отражены в Акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленном по ее результатам.

Кроме того, отсутствие в настоящее время на территории пожарного поезда станции Хабаровск-2 стационарных объектов, обязательное наличие которых предусмотрено п. 3.9. Положения «Эксплуатация и содержание пожарных поездов в ОАО «РЖД», подтверждено и представителем ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», работники которого непосредственно задействованы в оказании услуг в области пожарной безопасности на объектах ОАО «Российские железные дороги» в соответствии с Договором об оказании услуг в области пожарной безопасности на объектах ОАО «РЖД» № от ДД.ММ.ГГГГ.

Отсутствие на территории пожарного поезда станции Хабаровск-2 Дальневосточной железной дороги стационарных объектов, как верно указывает Хабаровский транспортный прокурор, не обеспечивает безопасные для работников пожарного поезда условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Возражая против удовлетворения заявленных Хабаровским транспортным прокурором требований, представитель ответчика ссылается на наличие у ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» лицензии № на осуществление деятельности по тушению пожаров, выданной МЧС России ДД.ММ.ГГГГ, и на выданное пожарному поезду станции Хабаровск-2 Дальневосточной железной дороги ДД.ММ.ГГГГ свидетельство № об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, на основании решения аттестационной комиссии Дальневосточного территориального управления Росжелдора (акт от ДД.ММ.ГГГГ №).

Указанные обстоятельства, по мнению представителя ответчика, подтверждают тот факт, что на территории пожарного поезда станции Хабаровск-2 имеются все условия для обеспечения деятельности ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в области пожарной безопасности.

Однако суд с данными доводами представителя ОАО «Российские железные дороги» согласиться не может, поскольку они опровергаются совокупностью собранных по делу доказательств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено «Положение о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя», которое определяет порядок проведения аттестации профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, нештатных аварийно-спасательных формирований, общественных аварийно-спасательных формирований (далее - аварийно-спасательные службы (формирования)), а также спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации.

Обязательными требованиями, предъявляемыми при аттестации аварийно-спасательной службы (формирования), в соответствии с п. 12 названного Положения является, в частности, наличие условий (в соответствии с нормами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций), обеспечивающих размещение аварийно-спасательных средств и проведение мероприятий по профессиональному обучению спасателей к выполнению заявленных видов аварийно-спасательных работ в соответствии с технологией их ведения, а для профессиональной аварийно-спасательной службы (формирования), кроме этого, - условий, обеспечивающих несение дежурства спасателями этой службы (этого формирования).

Действительно, в обоснование возражений ответчиком представлено Свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ серии № (регистрационный №) от ДД.ММ.ГГГГ пожарного поезда станции Хабаровск-2 Дальневосточной железной дороги, но данное свидетельство, по мнению суда, не отражает наличие на территории пожарного поезда стационарных объектов, об отсутствии которых свидетельствуют Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ и пояснения представителя ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», данные им в ходе судебного разбирательства.

Иных доказательств в опровержение доводов Хабаровского транспортного прокурора и представленных им доказательств, в нарушение требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, ОАО «Российские железные дороги» не представлено.

Кроме того, необоснованными суд признает также доводы представителя ответчика об отсутствии у Хабаровского транспортного прокурора права обращения в суд с данным иском в интересах неопределенного круга лиц, поскольку круг лиц, исполняющих условия Договора об оказании услуг в области пожарной безопасности на объектах ОАО «РЖД» № от ДД.ММ.ГГГГ, строго определен – ими являются работники ОАО «Российские железные дороги» и ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», и, следовательно, иск прокурора является ничем иным, как вмешательством в хозяйственную деятельность двух субъектов экономических отношений.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №, предметом надзора является, в том числе, соблюдение прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. При этом, органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Таким образом, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Исковое заявление, как установлено в ходе разбирательства дела, Хабаровским транспортным прокурором подано в интересах сотрудников пожарного поезда станции Хабаровск-2, где количество лиц, чьи интересы затрагивает исковое заявление многочисленно, категория лиц не постоянна и персонально изменчива. Заявление прокурора направлено не только в защиту интересов работающих в настоящее время, но и в защиту интересов лиц, у которых в будущем возникнет право трудоустройства в указанную организацию.

Поскольку реализация задач по соблюдению требований, предъявляемых к санитарно-бытовому обеспечению пожарного поезда станции Хабаровск-2, направлена на защиту интересов указанной категории граждан, при этом круг таких лиц точно определен быть не может, суд приходит к выводу, что данное исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, в целях исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд признает требования Хабаровского транспортного прокурора о возложении на ОАО «Российские железные дороги» обязанности оборудовать на территории пожарного поезда станции Хабаровск-2 стационарные объекты в соответствии с п. 3.9 Положения «Эксплуатация и содержание пожарных поездов в ОАО «РЖД», с учетом требований СП №, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

При этом как указано в части 2 указанной статьи в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

На основании изложенного, принимая во внимание пояснения представителя ОАО «Российские железные дороги» о том, что инвестиционная программа ОАО «Российские железные дороги» на 2016-2018, 2017-2019 годы уже утверждена, и выполнение работ по одномоментному оборудованию стационарных объектов на территории пожарного поезда объективно невозможно, суд полагает возможным установить срок, в течение которого ОАО «Российские железные дороги» должно быть исполнено решение суда – 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Хабаровский транспортный прокурор на основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, следовательно, государственная пошлина при обращении в суд с указанным исковым заявлением истцом не оплачивалась.

Принимая во внимание указанное, суд приходит к выводу, что государственная пошлина, исчисленная с учетом требований ст. 333.19 НК РФ, подлежит взысканию с ответчика в бюджет городского округа «<адрес>».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать на территории пожарного поезда станции Хабаровск-2 стационарные объекты в соответствии с п. 3.9 Положения «Эксплуатация и содержание пожарных поездов в ОАО «РЖД», с учетом требований СП №, а именно: санитарно-бытовые (для отдыха и приема пищи, для сушки специальной и боевой одежды, душевая, санузел, восстановительный комплекс); учебно-административные (теплодымокамера), учебно-тренировочные (полоса психологической подготовки пожарных, 100-метровая полоса с препятствиями); производственные (для промывки и сушки пожарных рукавов).

Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в бюджет городского округа «<адрес>» государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Дата изготовления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья Губанова А.Ю.


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда об обязании совершить определенные действия

Хабаровский транспортный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к ОАО «Российские железные дороги» об обязании совершить определенные действия, ссылаясь на то, что в марте - апреле дд.мм.гггг года Хабаровской транспортной прокуратурой прове...

Решение суда об обязании совершить определенные действия

Хабаровский транспортный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к к ОАО «Российские железные дороги» об обязании совершить определенные действия, ссылаясь на то, что в марте - апреле дд.мм.гггг года Хабаровской транспортной прокуратурой про...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru