Решение суда о признании незаконными действий и бездействия, возложении обязанности № 2-806/2017 ~ М-632/2017

дело № 2-806/2017      принято в окончательной форме 26.06.2017

РЕШЕНИЕ

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

19 июня 2017 года                          город Ярославль

Ленинский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Рыбиной Н.С.,

при секретаре Кирсановой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Князевой Г.Л. к Государственному учреждению — Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании незаконными действий и бездействия, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

    Князева Г.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом.

    ДД.ММ.ГГГГ Князева Г.Л. обратилась в ГУ — Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2013 году.

    ДД.ММ.ГГГГ Князева Г.Л. обратилась в ГУ — Ярославское региональное отделение ФСС России с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2016 году.

    ДД.ММ.ГГГГ Князева Г.Л. обратилась в ГУ — Ярославское региональное отделение ФСС России с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2018 году.

    ГУ — Ярославское региональное отделение ФСС России предоставило Князевой Г.Л. путевку на санаторно-курортное лечение в ООО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ на основании заявлений от 2012 и 2015 годов.

    Князева Г.Л. обратилась в суд с иском к ГУ-Ярославское региональное отделение ФСС РФ, в котором просит:

    признать незаконными действия о приобщению заявления на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение от ДД.ММ.ГГГГ к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ;

    возложить обязанность выделить в отдельное производство заявление от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение;

    возложить обязанность внести истца в очередь граждан льготных категорий, имеющих право на получении путевки для прохождения санаторно-курортного лечения, установив дату приоритета очередности перед другими лицами, на основании даты регистрации заявления от ДД.ММ.ГГГГ;

    признать незаконными бездействия ответчика по не предоставлению в 2016 году путевки для прохождения санаторно-курортного лечения и возложить обязанность предоставить истцу путевку для прохождения санаторно-курортного лечения за 2016 год и проезд к месту лечения и обратно на междугороднем транспорте за счет средств федерального бюджета.

    В обоснование исковых требований указано, что Князева Г.Л. обращалась к ответчику с заявлениями о предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение ДД.ММ.ГГГГ (регистрационный номер №), ДД.ММ.ГГГГ (регистрационный номер №), ДД.ММ.ГГГГ (регистрационный номер №). Ответчик, приобщив заявления от 2015 года к заявлению 2012 года, предоставил истцу по обоим заявлениям одну путевку в санаторий — ОАО «<данные изъяты>» сроком заезда с ДД.ММ.ГГГГ. Действия ответчика по описанному выше приобщению заявлений истец считает незаконными, так как в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ она прямо указала о предоставлении путевки в 2016 году, а в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении путевки в 2018 году.

Кроме того, права истца нарушены ответчиком также в связи с тем, что в течение календарного 2016 года ей не была предоставлена путевка на санаторно-курортное лечение по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. Постановка возможности на получение путевки Князевой Г.Л. в зависимость от соблюдения порядка очередности поданных     заявлений от граждан - получателей набора социальных услуг противоречит закону. Наличие порядка очередности предоставления путевок ни Федеральным законом «О государственной социальной помощи», ни Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан не предусмотрено. Кроме того, право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации не ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении.

    Истец Князева Г.Л. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала, дала объяснения об обстоятельствах дела аналогичные изложенным в исковом заявлении.

    Представитель ответчика ГУ-Ярославское региональное отделение ФСС России по доверенности Филинова С.А. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям. Князева Г.Л. обращалась в отделение Фонда с заявлениями о предоставлении санаторно-курортного лечения ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, о чем истцу были выданы соответствующие уведомления. Вопрос предоставления путевки на санаторно-курортное лечение будет рассмотрен с учетом даты подачи заявления — ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ порядковый номер заявления Князевой Г.Л. от ДД.ММ.ГГГГ в общем списке граждан, ожидающих предоставление путевки в отделении Фонда, - №. Установление очередности предоставления путевок не исключается. Права истца не нарушены ответчиком, само по себе не обеспечение путевкой в течение календарного года не свидетельствует об отказе в предоставлении путевки, вопрос о предоставлении истцу путевки перенесен на следующий календарный год. Учитывая изложенное, ответчик полагает, что требование о предоставлении Князевой Г.Л. санаторно-курортного лечения за 2016 год фактически является требованием о внеочередном предоставлении путевки, а требований о возложении обязанности предоставить путевку на лечение независимо от объема средств федерального бюджета является незаконным.

     В отношении требования истца о возложении обязанности выделить заявление от ДД.ММ.ГГГГ и поставить в очередь на получение путевки на основании даты регистрации заявления (ДД.ММ.ГГГГ), представитель ответчика также полагала, что данное требование также должно быть оставлено без удовлетворения. Основанием для начала административной процедуры по рассмотрению заявления является в соответствии с пунктом 58 Административного регламента, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 марта 2012 года № 271 н поступление в региональное отделение Фонда заявления о предоставлении государственной услуги, справки для получения путевки формы 070/у и документа, удостоверяющего личность заявителя и (или) его законного представителя. При этом результатом предоставления государственной услуги является предоставление заявителю путевки на лечение. ДД.ММ.ГГГГ Князева Г.Л. сотрудниками отделения Фонда было принято заявление о предоставлении санаторно-курортного лечения, но в связи с тем, что по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ истец обеспечена еще не была, указанное заявление от ДД.ММ.ГГГГ было приобщено к ранее поданному, так как действующим законодательством не предусмотрено право гражданина на получение двух государственных услуг по обеспечению санаторно-курортным лечением одновременно. Таким образом, путевка, выделенная истцу для прохождения лечения в ООО «Санаторий «Парус» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена Князевой Г.Л. по заявлениям от 2012 и 2015 годов.

    Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в совокупности по правилам, предусмотренным статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд считает, что в удовлетворении исковых требований должно быть отказано по следующим основаниям.

    В судебном заседании установлено, что Князева Г.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом и имеет право на санаторно-курортное лечение.

    Право истца на санаторно-курортное лечение ответчиком — ГУ-Ярославское региональное отделение ФСС России не оспаривается.

    Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Князева Г.Л. обратилась в отделение Фонда с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2013 году, ДД.ММ.ГГГГ - в 2016 году,     ДД.ММ.ГГГГ - в 2018 году.

    В удовлетворении требования о признании незаконным бездействия ответчика по не предоставлению в 2016 году путевки для прохождения санаторно-курортного лечения и возложении обязанности предоставить путевку для санаторно-курортного лечения за 2016 год и проезд к месту лечения и обратно на междугороднем траспорте за счет средств федерального бюджета суд отказывает по следующим основаниям.

    Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

    В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона №178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.

    В состав набора социальных услуг включается согласно пункту 1.1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

    Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (часть 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ).

    В силу части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

    Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.

    Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

    Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования РФ и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта РФ на осуществление части полномочий РФ по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и высшими органами исполнительной власти субъектов РФ (пункт 3.3 Порядка).

    В соответствии с пунктом 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме №070/у-40, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 ноября 2004 года №256.

Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования РФ или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (пункт 3.7 Порядка).

    Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (пункт 3.8 Порядка).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 года №271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).

Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17.07.1999 года №178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством РФ.

В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.

Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (пункты 4, 11, 19-21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг).

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (часть 1 статьи 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ).

Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона №178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (пункт 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года №1294).

Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.

Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 года №178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.

Положения части 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.

При этом, учитывая указанные выше положения закона, при решении вопроса о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, необходимо учитывать также права иных граждан - получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение по Ярославской области, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее.

При таких обстоятельствах санаторно-курортное лечение должно предоставляться исходя из последовательности, определяемой датой регистрации заявления, поскольку, предоставление путевки на санаторно-курортное лечение вне очереди, в нарушение установленной в регионе очередности обеспечения граждан путевками, недопустимо, поскольку приведет к нарушению прав иных очередников, состоящих на очереди ранее.

    Как следует из материалов дела, Князева Г.Л. значится в списке граждан, обратившихся с заявлением о предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение и нуждающихся в их предоставлении под номером № (по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ).

    Указанный порядковый номер истца в списке граждан, обратившихся с заявлением о предоставлении путевок является правильным и не подлежит корректировке, поскольку путевка, выделенная истцу для прохождения лечения в ООО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена Князевой Г.Л. по заявлениям от 2012 и 2015 годов.

    С учетом изложенного, не имеется оснований для признания бездействия ответчика по не предоставлению путевки в 2016 году незаконным и предоставления путевки истцу за 2016 год во внеочередном порядке.

Само по себе произвольное указание истцом в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении путевки в 2016 году, не может свидетельствовать о незаконности действий ответчика, так как с учетом указанных выше нормативных положений данное заявление обоснованно было расценено ответчиком как волеизъявление инвалида-истца о получении путевки в 2015 году, с учетом его подачи до ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы стороны истца о том, что подача нового заявления о предоставлении путевки влечет за собой начало новой административной процедуры, вне зависимости от того, исполнена предыдущая заявка или нет, не основаны на нормативных положениях, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан социальной помощи в виде обеспечения санаторно-курортным лечением.

Таким образом, действия ГУ-Ярославское региональное отделение ФСС России о приобщении заявления на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение от ДД.ММ.ГГГГ к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ основаны на законе, а потому оснований для возложения обязанности выделить в отдельное производство заявление от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение и внесения истца в очередь граждан льготных категорий, имеющих право на получении путевки для прохождения санаторно-курортного лечения, установив дату приоритета очередности перед другими лицами, на основании даты регистрации заявления от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

Коль скоро в спорных правоотношениях нарушения прав истца не установлено, то суд полагает правильным в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

    Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Князевой Г.Л. отказать.

    Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ярославского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Ярославля.

    

Судья Н.С. Рыбина


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда о возмещении материального ущерба в порядке регресса

Истец Управление Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю обратился в суд с исковым заявлением к Кен Н.Ю. о возмещении материального ущерба в порядке регресса, ссылаясь на то, что ответчик состояла в должности судебного пр...

Решение суда об истребовании имущества из чужого незаконного владения, взыскании платы за аренду

Истец Левитан К.Я. обратился в суд с иском к Фирцикову Н.Я. об истребовании имущества из чужого незаконного владения, взыскании платы за аренду, ссылаясь на то, что между ним (истцом) и Фирциковым Н.Я. был заключен договор аренды транспортного сре...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru