Решение суда о признании незаконным действий Федерального казенного учреждения исправительная колония № 3 УФСИН России по Томской области № 2а-1731/2017 ~ М-1832/2017

КОПИЯ

Дело № 2а-1731/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июля 2017 года Октябрьский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи Качесовой Н.Н.,

при секретаре Аплиной О.Ю.,

с участием административного истца Лаврененко У.М., представителя административного ответчика Таскаева П.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному исковому заявлению Лаврененко У.М. к Федеральному казенному учреждению исправительная колония № 3 УФСИН России по Томской области о признании незаконным действий Федерального казенного учреждения исправительная колония № 3 УФСИН России по Томской области,

УСТАНОВИЛ:

Лаврененко У.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению исправительная колония № 3 УФСИН России по Томской области (далее ФКУ ИК-3 УФСИН России по Томской области), в котором с учетом последующего уточнения исковых требований просит признать незаконными действия ФКУ ИК-3 УФСИН России по Томской области в лице ВРИО начальника исправительного учреждения Ворожбицкого Д.А об отказе в предоставлении возможности ознакомления с материалами по факту выдворения А.С. в ШИЗО, согласно ответу от 09.03.2017 № 2409; обязать ФКУ ИК-3 УФСИН России по Томской области в лице ВРИО начальника исправительного учреждения Ворожбицкого Д.А. устранить незаконные действия путем представления ознакомления с материалами по факту выдворения А.С. в ШИЗО.

В обоснование требований указано, 02.03.17 Лаврененко У.М., являющаяся адвокатом, направила адвокатский запрос с просьбой о предоставлении копий документов по факту выдворения А.С. в ШИЗО, либо возможность ознакомления с данными документами, поскольку это было необходимо для обжалования полученного взыскания А.С. в судебном порядке. При этом А.С. предоставлено письменное согласие на ознакомление с вышеуказанными материалами, однако административному истцу было отказано в предоставлении ознакомления с документами, поскольку это не входит в обязанности ответчика. Полагает, что указанный отказ незаконен. Право выбирать способ защиты (запросить копии документов либо фиксировать) информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь принадлежит исключительно адвокату, но не учреждению (органу, должностному лицу), у которого находятся материалы дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь. Данными действиями ВРИО начальника исправительного учреждения Ворожбицким Д.А нарушено право заявителя как адвоката надлежащим образом осуществлять полномочия, предусмотренные ст. 7 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ», что лишило права обжаловать полученное взыскание А.С. в судебном порядке.

Административный истец Лаврененко У.М. в судебном заседании поддержала заявление по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-3 УФСИН России по Томской области Таскаев П.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска. Согласно представленным письменным возражения на административное исковое заявление, отсутствуют нарушения прав административного истца, поскольку объем прав представителя на совершение действий от имени представляемого определяется условиями и границами прав последнего, круг его прав не может быть шире прав самого осужденного применительно к рассматриваемой ситуации. Предусмотренный законом порядок получения информации, затрагивающей права и свободы А.С., не может свидетельствовать об ограничении конституционных прав истца, в том числе права на защиту, не влияет на право осужденного в установленном порядке оспаривать имеющиеся у него взыскания. Просит отказать в удовлетворении административного иска.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Согласно статье 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации органы государственной власти обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Из статей 71 (пункты "в", "о") и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации следует, что в уголовном процессе право каждого на получение информации, корреспондирующее названной обязанности органов государственной власти, регулируется уголовно-процессуальным законодательством и что федеральный законодатель вправе конкретизировать содержание и установить правовые механизмы, условия и порядок его реализации, не допуская при этом искажения существа, самой сути данного права и введения таких его ограничений, которые противоречили бы конституционно значимым целям.

В силу статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 18 февраля 2000 г. N 3-П, ограничение права, вытекающего из статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации, допустимо лишь в соответствии с федеральным законом, устанавливающим специальный правовой статус не подлежащей распространению информации, обусловленный ее содержанием, в том числе наличием в ней данных, составляющих государственную тайну, конфиденциальных сведений, связанных с частной жизнью, со служебной, коммерческой, профессиональной, изобретательской деятельностью.

В судебном заседании установлено, что А.С. отбывает наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Томской области, на основании соглашения его защитником является адвокат Лаврененко У.М., действующая на основании ордера от 02.03.2017 № 17/520, что следует из пояснений сторон.

02.03.2017 адвокат Лаврененко У.М., представив ордер, обратилась в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Томской области с письменным запросом о предоставлении копий документов по факту выдворения А.С. в штрафной изолятор задержания осужденных (ШИЗО).

09.03.2017 ФКУ ИК-3 УФСИН России по Томской области направило адвокату ответ, согласно которому предоставлять информацию из личных дел осужденных, оглашать их переписку с органами, осуществляющими надзор за соблюдением законности в местах лишения свободы, а так же иные документы, не входит в обязанности учреждений уголовно-исполнительной системы. Сведения из личных дел осужденных не подлежат разглашению и выдаче, кроме как по запросам суда, а так же по запросам иных органов, контролирующих деятельность учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, либо с письменного согласия осуждённого.

Полагая указанный ответ незаконным, Лаврененко У.М. обратилась с настоящим административным иском в суд.

Пунктом 1 части 3 статьи 6 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокату предоставлено право собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона. Указанные органы и организации в установленном порядке обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их копии.

Статьей 6.1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» установлено право адвоката направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи.

В соответствии с частью 3 статьи 6 и частью 2 статьи 6.1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.

В предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в случае, если:

1) субъект, получивший адвокатский запрос, не располагает запрошенными сведениями;

2) нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, определенные в установленном порядке;

3) запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом (ч. 4 ст. 6.1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).

Неправомерный отказ в предоставлении сведений, предоставление которых предусмотрено федеральными законами, нарушение сроков предоставления сведений влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»").

В соответствии с частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 12 УИК РФ предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона.

Перечень документов, подлежащих вручению осужденному, а также право на получение им соответствующей информации установлены нормами Уголовного процессуального кодекса РФ, а также ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, которыми право указанного лица на получение каких-либо документов из личных дел не предусмотрено.

Таким образом, права осужденных, связанные с получением информации фактически ограничены указанным федеральным законом.

Согласно пункту 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188, к сведениям конфиденциального характера относятся служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 15 августа 2007 года № 161-ДСП утверждена Инструкция о работе специальных отделов (групп) исправительных колоний, воспитательных колоний и лечебных исправительный учреждений (далее Инструкция).

В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Пункт 36 Инструкции предусматривает направление личных дел осужденных по запросам прокуратуры и суда. По просьбам других органов и учреждений личные дела могут быть высланы службой спецучета с разрешения руководителей территориальных органов уголовно-исполнительной системы.

Пункт 37 Инструкции устанавливает порядок ознакомления осужденного работниками спецотдела с содержанием имеющихся в личном деле на него копий приговоров, определений, постановлений судов, а также характеристик.

Данное положение обусловлено тем, что ряд документов содержащихся в личном деле осужденного представляют собой служебную тайну, направлено на обеспечение благоприятной обстановки в исправительных учреждениях между заключенными, на охрану прав и законных интересов работников учреждений, которых нельзя отнести к должностным лицам.

Выдача копий документов из личного дела указанной инструкцией не предусмотрена.

Пункт 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188, служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации федеральными законами (служебная тайна), относит к сведениям конфиденциального характера.

Поскольку ряд документов, содержащихся в личном деле осужденного, представляют собой служебную тайну, в силу пункта 23 названной Инструкции в его системной взаимосвязи с пунктом 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 06 марта 1997 года. № 188, ознакомление с материалами личного дела возможно в той части, которая не отнесена законом к сведениям ограниченного характера (копиями приговоров, определений, постановлений суда, а также характеристик). С учетом установленного порядка предоставление личного дела осужденному, в том числе содержащего материалы административного дела по наложению дисциплинарных взысканий, для ознакомления, за исключением приведенных выше судебных постановлений, характеристик, не отнесенных к сведениям ограниченного характера, действующими нормативными актами не предусмотрено.

В силу пунктов 1.2, 1.5 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233 (далее - Положение), к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью.

В связи с изложенным, отсутствуют нарушения прав административного истца, поскольку объем прав представителя на совершение действий от имени представляемого определяется условиями и границами прав последнего, круг его прав не может быть шире прав самого осужденного применительно к рассматриваемой ситуации.

Предусмотренный законом порядок получения информации, затрагивающей права и свободы А.С., не может свидетельствовать об ограничении его конституционных прав, в том числе права на защиту, не влияет на право осужденного в установленном порядке оспаривать имеющиеся у него взыскания.

Таким образом, оспариваемые действия административного ответчика по отказу в предоставлении административному истцу копий документов, не противоречат вышеприведенным положениям законодательства.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о необоснованности заявленных требований и влекут отказ в их удовлетворении в полном объеме, поскольку совокупность представленных суду доказательств не подтверждает, что оспариваемые действия нарушают права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или ином нормативному правовому акту.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в ходе разбирательства по делу факт нарушения ФКУ ИК-3 УФСИН России по Томской области требований действующего законодательства подтверждения не нашел, суд находит заявленные требования Лаврененко У.М. не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 177, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ

в удовлетворении административного искового заявления Лаврененко У.М. к Федеральному казенному учреждению исправительная колония № 3 УФСИН России по Томской области о признании незаконным действий Федерального казенного учреждения исправительная колония № 3 УФСИН России по Томской области, отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Томска.

Председательствующий судья (подпись) Н.Н. Качесова

«Верно»

Председательствующий судья Н.Н. Качесова

Секретарь

Оригинал решения находится в административном деле № 2а-1731/2017 Октябрьского районного суда г. Томска.


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда о признании незаконным бездействие при проведении проверки по материалам КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ

Сесюнина И.Б. обратилась в суд с административным иском к УМВД России по г. Томску в лице Отдела полиции № УМВД России по г. Томску, в котором просила признать незаконным бездействие ОП № УМВД России по г. Томску по заявлению Сесюниной И.Б. от дд....

Решение суда о взыскании неустойки и процентов за пользование по договору и обращении взыскания на заложенное имущество

Акционерное общество «ТомскАгроИнвест» (далее по тексту - АО «Томск АгроИнвет») обратилось в суд с иском, с учетом заявления в порядке ст.39 ГПК РФ, к сельскохозяйственному потребительскому снабженческо-сбытовому, перерабатывающему, обслуживающему...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru