Решение суда об обязании начисления и выплаты ежемесячной денежной компенсации и взыскании задолженности № 2-4584/2017 ~ М-3955/2017

№ 2-4584/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«31» июля 2017 года Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Агрба Д.А.

при секретаре Бородовской Ю.О.

с участием пом. прокурора Айдиновой Л.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ткаченко Н. А. к Военному комиссариату Ростовской области об обязании начисления и выплаты ежемесячной денежной компенсации и взыскании задолженности,

УСТАНОВИЛ:

Ткаченко Н.А. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Ростовской области об обязании начисления и выплаты ежемесячной денежной компенсации и взыскании задолженности, в основание исковых требований ссылаясь на то, что является супругой военнослужащего подполковника ФИО, умершего ... г. года.

В соответствии с приказом командира 12 корпуса противоздушной обороны от 31 августа 1992 года смерть ее супруга связана с исполнением обязанностей военной службы.

Приказом командира войсковой части 42352 от 31 августа 1992 года ФИО исключен из списков личного состава ВС РФ в связи со смертью, которая связана с исполнением обязанностей военной службы.

01 июня 2016 года истец обратилась к ответчику с заявлением для начисления и выплаты ей ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ч. 9 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". Однако в выплате указанной компенсации ей отказано, поскольку смерть супруга наступила от заболевания, полученного в период прохождения военной травмы.

Военный комиссариат, по мнению истца, незаконно отказал в назначении ежемесячной денежной компенсации, в связи с тем, что смерть ее супруга связана с исполнением обязанностей военной службы.

Истец считает данное решение незаконным, просила обязать военный комиссариат Ростовской области ежемесячно, начиная с 01 августа 2017 года выплачивать ей ежемесячную денежную компенсацию в соответствии с ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", а также просила взыскать задолженность за период с 01 января 2012 года по 31 июля 2017 года в сумме 521924,35 руб.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, дав пояснения аналогичные доводам иска.

Представитель ответчика Военного комиссариата Ростовской области по доверенности в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, в обоснование позиции представила письменные возражения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Ткаченко Н.А. является вдовой ФИО, умершего ... г., уволенного из Вооруженных сил в связи со смертью, на основании приказа командира 12 корпуса противоздушной обороны от 31 августа 1992 года. Приказом командира войсковой части 42352 от 31 августа 1992 года исключен из списков личного состава войсковой части.

В приказах указано, что смерть ФИО связана с исполнением обязанностей военной службы.

Согласно заключению ВВК филиала № ФГКУ «ГЦ ВВЭ» Минобороны России заболевание ФИО, ... г.: «кавернозная гемангиома подвздошной кишки, осложнившаяся гипохромной анемией тяжелой степени, двусторонней нижнедолевой очаговой пневмонией, отеком легких и головного мозга», приведшее согласно протокола патологоанатомического вскрытия №, выданного 598 патологоанатомической лабораторией СКВО 21 августа 1992 года, к смерти ... г., в соответствии с п. 94 «Положения о военно-врачебной экспертизе», утвержденного постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 года № – «заболевание получено в период военной службы».

Со ссылкой на указанное заключение ВВК истцу отказано в назначении указанной выплаты, в связи с тем, что заболевание, повлекшее смерть ФИО получено им в период прохождения военной службы не связана с исполнением им обязанностей военной службы и не вследствие военной травмы, как указано Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".

В силу пункта 9 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.

Данная норма не только устанавливает право членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего на получение ежемесячной денежной компенсации, но регламентирует и условия осуществления соответствующей выплаты.

Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации, а также процедура ее оформления установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N 142 "О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".

В пункте 4 данного Постановления перечислены документы, подающиеся членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего для назначения ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 9 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", в том числе членами семьи предоставляется и копия документа, подтверждающего гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы, либо копия заключения военно-врачебной комиссии, подтверждающего, что смерть военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступила вследствие военной травмы.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разрешая споры, связанные с предоставлением членам семьи указанных лиц социальных гарантий и компенсаций, судам следует проверять, наступила ли гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы, принимая во внимание то, что при обстоятельствах, перечисленных в пункте 2 статьи 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (например, совершение ими деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным), военнослужащие или граждане, призванные на военные сборы, не признаются погибшими (умершими), получившими увечье или заболевание при исполнении обязанностей военной службы.

Таким образом, одним из условий предоставления ежемесячной денежной компенсации в соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" является гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении им обязанностей военной службы.

Порядок определения причинно-следственной связи полученных в период прохождения военной службы увечий и заболеваний установлен Положением "О военно-врачебной экспертизе", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 565 от 4 июля 2013 года.

В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения на военно-врачебную комиссию возлагается, в том числе, определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, а также увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих.

В силу пункта 94 Положения комиссия выносит заключения о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой "военная травма", в случае, если увечье, заболевание получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы; "заболевание", если заболевание возникло у освидетельствуемого в период прохождения военной службы.

Следовательно, формулировка причин смерти военнослужащего - "при исполнении обязанностей военной службы" и "в период прохождения военной службы" имеет различный характер и, соответственно, влечет за собой наступление различных правовых последствий, в том числе, по объему льгот и компенсационных выплат.

Действующее законодательство не предусматривает, что определение причинной связи между заболеванием военнослужащего и его смертью находится не только в компетенции военно-врачебной комиссии, но также в компетенции командира войсковой части либо командующего войсками или иного органа.

Командир войсковой части определяет смерть военнослужащего с исполнением обязанностей военной службы на основании материалов служебного расследования в случае гибели военнослужащего, когда дополнительного медицинского освидетельствования не требуется, тогда, когда военнослужащий выполняет свои служебные обязанности, например, во время учений, походов кораблей, несения боевого дежурства, боевых действий и т.п.. В этом случае, по мнению суда, документом, подтверждающим смерть военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы и будет приказ командира войсковой части, либо извещение о гибели (смерти), направляемое членам семьи.

Таким образом, при установленных судом обстоятельствах по настоящему делу, при определении права истца на получение ежемесячной денежной компенсации в соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" является смерть ее супруга, военнослужащего ФИО, при исполнении обязанностей военной службы.

Между тем, заключением ВВК филиала № ФГКУ «ГЦ ВВЭ» Минобороны России № от 17 мая 2017 года установлено, что заболевание, приведшее его к смерти, получено в период прохождения военной службы, что по мнению суда, не дает истцу право на получение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с частью 9 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".

Доводы истца о том, что пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" определен перечень случаев, когда военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку целями Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" является регулирование процесса реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности, связанной с защитой Отечества и нормативное регулирование процесса поступления на военную службу и непосредственное осуществление военной службы в Российской Федерации иностранными гражданами, в то время как Федеральный закон от 7 ноября 2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" устанавливает меры социальной поддержки при наличии предусмотренных законом условий. Выбор конкретных мер социальной поддержки, а также порядок и условия их предоставления относятся к исключительной прерогативе федерального законодателя, и только при соблюдении конкретных условий, указанных в законе, у отдельной категории граждан (также указанных в законе) возникает право на предоставление мер социальной поддержки, в том числе на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную частью 9 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".

Таким образом, учитывая, что нормы Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих" устанавливают отдельные выплаты, которые по своей сути являются дополнительной материальной помощью членам семей военнослужащих с учетом выполняемых установленных законом задач, порядка прохождения ими военной службы при наличии соответствующих оснований и условий, установленных данным законом, ссылки истца на положения статьи 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службы", позволяющие отнести рассматриваемый случай к заболеванию, полученному в связи с исполнением обязанностей военной службы нельзя признать состоятельными.

Учитывая установленные по делу обстоятельства и приведенные выше нормы материального права, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Ткаченко Н. А. к Военному комиссариату Ростовской области об обязании начисления и выплаты ежемесячной денежной компенсации и взыскании задолженности оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский Областной суд г. Ростова-на-Дону через Октябрьский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 03 августа 2017 года.

Судья:


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда о возмещении расходов на лечение гражданина, пострадавшего от преступных действий

Прокурор Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону, действуя в интересах государства в лице Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области, обратился в суд с иском к ФИО1 возмещении расходов на лечение гражданина...

Решение суда о признании информации запрещенной

Прокурор Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной на территории Российской Федерации, ссылаясь на то, что ...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru