Решение суда о признании права на приобретение земельного участка в собственность за плату, наложении обязанности утвердить схему земельного участка на кадастровом плане территории № 2-2611/2017 ~ М-1258/2017

Дело №2-2611/2017

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июля 2017 года г. Красноярск

Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Медведева И.Г., при секретаре Зуевой К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Батырева Михаила Александровича к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании права на приобретение земельного участка в собственность за плату, наложении обязанности утвердить схему земельного участка на кадастровом плане территории,

УСТАНОВИЛ:

Батырев М.А. обратился в суд к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с иском о признании права на приобретение земельного участка в собственность за плату, наложении обязанности утвердить схему земельного участка на кадастровом плане территории. Требования мотивированы тем, что 11.08.2006 года он на основании договора купли-продажи приобрел у ФИО в свою собственность нежилое строение (гаражный бокс), расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности на указанный гаражный бокс зарегистрировано в установленном порядке. Имея намерение оформить право собственности на расположенный под гаражом земельный участок, истец обратился к ответчику за утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка, однако получил отказ со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, не соответствующей утвержденному проекту планировки. Данный отказ истец считает незаконным, поскольку он фактически лишает его права приобрести в собственность земельный участок под находящимся в собственности гаражом. На основании изложенного просит признать за ним право на приобретение земельного участка, занимаемого гаражным боксом по адресу: <адрес>, площадью 14,9 кв.м. в собственность за плату, обязать ответчика утвердить схему расположения названного земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовать предоставление указанного земельного участка.

В зале суда представитель истца Батырева М.А. – Дегтярев Р.Б. (доверенность в деле) заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по вышеизложенным основаниям, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска Иванова Н.С. (доверенность в деле) в зал суда не явилась, представила письменные возражения по иску, ссылаясь на то, что принятый ответчиком отказ в согласовании схемы размещения спорного земельного участка на КПТ отвечает требованиям закона и был обусловлен положениями проекта планировки территории, утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от 17.08.2011г. №, а также нормами п.п.4 п.16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ. Размещение объекта недвижимости – гаражного бокса № расположенного по адресу: <адрес> не соответствует этому проекту планировки.

Третье лицо ПГК «Каскад» в зал судебного заседания своего представителя не направило, о дате, времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, причины неявки не известны.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Кроме того, по смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

При таких обстоятельствах, суд расценивает неявку представителей ответчика и третьего лица на рассмотрение дела как отказ от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, в связи с чем, с учетом требований ст. ст. 167, 233 ГПК РФ рассматривает настоящее дело в их отсутствие в порядке заочного производства.

Исследовав материалы дела и иные представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В п.5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ закреплен один из основных принципов земельного законодательства о единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. То есть земельные участки следуют судьбе находящихся а них объектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно ч.ч.1,2 ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно ст. 271 ГК РФ, собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком. При переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

В силу пункта 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений, в иных в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пп.2 п.1 ст. 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

Судом установлено, что на основании договора купли-продажи гаража от 11.08.2006 года ФИО продала истцу Батыреву М.А. гаражный бокс №, общей площадью 14,90 кв.м. по адресу: Россия, <адрес>, кадастровый №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.08.2006г. серии №, а также договором купли-продажи гаража от 11.08.2006г. (л.д. 9,11-12).

Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ Батырев М.А. является членом Потребительского гаражного кооператива «КАСКАД», и полностью выплатил паевый взнос, за гараж, расположенный по адресу: <адрес>.

В соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 16 кв.м., имеет границы в точках: н1 (X632152,25 Y97285,46), н2 (X632157,71 Y97285,44), н3 (X632157,72 Y97288,35), н4 (X632152,24 Y97288,32), н5 (Х632152,23 Y97286,84).

Имея намерение оформить право собственности на расположенный под указанным гаражом земельный участок, истец 28.02.2017 года обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска за получением муниципальной услуги по утверждению схемы расположения вышеуказанного земельного участка на кадастровом плане территории.

Письмом Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска № от 28.03.2017г. истцу отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории в отношении которой утвержден проект планировки территории постановлением администрации г. Красноярска от 17.08.2011 №330 «Об утверждении проекта планировки и межевания исторического центра города Красноярска». Размещение объекта недвижимости – гаражного бокса № расположенного по <адрес> не соответствует утвержденному проекту планировки.

Обсуждая законность и обоснованность данного отказа, суд отмечает следующее.

Поскольку формирование земельных участков относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.

Как следует из п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Согласно п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации на орган местного самоуправления возложена, в том числе, обязанность по утверждению и предоставлению схемы границ земельного участка. К числу основных принципов земельного законодательства отнесены платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу абз. 3, 4 п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

Согласно части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 данной статьи.

В силу положений ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка установлены в п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ. В частности п.п. 1 приведенной нормы предусматривает, что если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в. п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, то данное обстоятельство является основанием для отказа в согласовании.

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (пп. 4 п. 16 ст. 11.10).

В соответствии с п. 15 административного регламента предоставления муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, за исключением земельных участков, предоставляемых под строительство и реконструкцию, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 07.11.2011 года № 1311-ж, основаниями для отказа в предоставлении услуги являются в том числе: несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Основаниями к отказу истцу в согласовании требуемого ему земельного участка на кадастровом плане территории явилось несоответствие размещения гаража планировки территории, утвержденному постановлением администрации г. Красноярска от 17.08.2011 года № 330.

Между тем, каких-либо доказательств тому, что земельный участок находится в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, а также в составе земель общего пользования, либо отнесен к иным землям, изъятым из оборота, суду не представлено. Никаких объектов общего пользования на спорном земельном участке не имеется, на нем расположен только гаражный бокс, который находится в индивидуальной собственности истца. При этом площадь и границы земельного участка определены с учетом расположения на нем гаража и необходимости его обслуживания, право собственности на гараж у истца возникло до утверждения проекта планировки и межевания исторического центра г. Красноярска.

В соответствии с Положением о Департаменте муниципального имущества и земельных отношений Администрации г.Красноярска, утвержденным Распоряжением от 23.05.2013г. №, Департамент является органом администрации города Красноярска, осуществляющим управление и распоряжение муниципальной собственностью города Красноярска, в том числе земельными и лесными участками (далее - муниципальное имущество), а также земельными и лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Красноярска, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством.

Иных предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении истцу земельного участка, находящегося под принадлежащим ему гаражом, на момент его обращения с заявлением 28.02.2017 года не имелось. В этой связи, отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о согласовании Батыреву М.А. схемы расположения земельного участка на КПТ является необоснованным.

Таким образом, требования истца к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка и предварительного согласования предоставления земельного участка подлежат удовлетворению.

Исходя из содержания частей 4 и 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, спорный земельный участок не относится к земельным участкам, изъятым из оборота либо ограниченным в обороте.

Основанием для предоставления земельного участка покупателю без проведения торгов и заключения договора являются п. 6 ч. 2 ст. 39.3, п. 1 ч. 5 ст. 39.17 ЗК РФ.

Согласно п. 1 ст. 39.3 ЗК РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно п.п.6 п.2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется продажа (без торгов) земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

По смыслу п. п. 2.3, 4, 5 ст. 39.20 ЗК РФ, предоставление земельных участков возможно собственникам помещений, если земельный участок является неделимым.

Как следует из представленных документов, спорный земельный участок сформирован, его границы определены, он является неделимым, расположен под принадлежащим истцу гаражом; при этом земельный участок для строительства и размещения гаража отводился в установленном порядке прежнему собственнику еще в 1997 году, то есть - до момента принятия Земельного кодекса РФ и утверждения проекта планировки территории постановлением администрации г. Красноярска от 17.08.2011г. №330 «Об утверждении проекта и межевания исторического центра города Красноярска».

Учитывая изложенное, суд считает, что требования Батырева М.А. о признании за ним права на заключение с ответчиком договора купли-продажи спорного земельного участка являются законными, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Кроме того, в силу требований ст. 432 ГК РФ при заключении договора его сторонами должно быть достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, к которым относятся условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В этой связи, при заключении между истцом и ответчиком договора купли-продажи земельного участка, в нем, помимо предмета договора, должна быть указана и его стоимость, как одно из существенных условий такого рода договора.

Выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом (истцом) заявления с приложением к нему необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 39.4 ЗК РФ, в связи с чем, суд считает необходимым возложить на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обязанность по заключению с истцом договора купли-продажи земельного участка по цене, установленной действующим законодательством на момент первоначального обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка, то есть – на 28.02.2017г.

В остальной части доводы ответчика о несогласии с иском также не могут быть приняты судом во внимание, поскольку они основаны на неправильном понимании Департаментом требований действующего законодательства и опровергаются совокупностью исследованных доказательств.

Разрешая требования истца об установлении ответчику срока в 1 месяц для исполнения обязательства по заключению договора, суд исходит из того, что по смыслу части 2 статьи 206 ГПК РФ, в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Исходя из этого, суд считает правильным возложить на ответчика обязанность заключить с истцом договор купли-продажи спорного земельного участка в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. 194-199,233-235 ГПК РФ,

РЕШИЛ

Исковые требования Батырева М. А. удовлетворить.

Признать за Батыревым М. А. право на приобретение земельного участка, площадью 14,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в собственность за плату.

Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска выдать Батыреву М. А. в соответствии с ранее поданным заявлением от 28.02.2017г. распоряжение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 14,9 кв.м., по адресу: <адрес>, занимаемого гаражным боксом № на кадастровом плане территории, в соответствии с действующим законодательством, в течение месяца, со дня вступления решения в законную силу.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении такого заявления.

Решение изготовлено в полном объеме 25 июля 2016 года.

Судья И.Г. Медведев


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ СПОРАМ:

Решение суда о признании незаконным отказа, возложении обязанности предварительно согласовать предоставление земельного участка

ФИО2 обратился в суд с вышеуказанным иском. Требования мотивированы тем, что истец на праве собственности владеет гаражным боксом, расположенным по адресу: строение №, бокс №. В феврале 2017 года истец обратился к ответчику с заявлением о предвари...

Решение суда о обязании выдать разрешение на ввод в эксплуатацию гаражного бокса

ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику с настоящим исковым заявлением, требования мотивированы тем, что дд.мм.гггг ФИО1 обратился с заявлением в орган местного самоуправления (ответчику) о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию гаражного бокса...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru