Решение суда о признании незаконным бездействия № 2а-5049/2017 ~ М-4408/2017

Дело №а-5049/2017

РЕШЕНИЕ

составлено 04.08.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 июля 2017 года                                      г. Екатеринбург

Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Коблова Н.В.,

при секретаре судебного заседания <ФИО>4,

с участием административного истца <ФИО>3 путем использования системы видеконфернц-связи,

представителей административных ответчиков ГУ<ФИО>1 по Свердловской области <ФИО>6, ФКУЗ МСЧ-66 <ФИО>1 Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ройзмана Арона Абрамовича к Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть №" Федеральной службы исполнения наказаний <ФИО>1, главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний <ФИО>1 по Свердловской области, Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № главного управления Федеральной службы исполнения наказаний <ФИО>1 по Свердловской области о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

    Ройзман А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУЗ МСЧ-66 <ФИО>1, ГУ<ФИО>1 по Свердловской области, ФКУ ИК-10 ГУ<ФИО>1 по Свердловской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении средствами реабилитации, возложении обязанности и признании права на компенсацию морального вреда.

    В обоснование требований указано, что Ройзман А.А. отбывает уголовное наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-10 ГУ<ФИО>1 по Свердловской области в г. Екатеринбурге. ДД.ММ.ГГГГ ему установлена 2 группа инвалидности, выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида, согласно которой на УФСИН возложена обязанность обеспечить его техническими средствами реабилитации: тростью белой тактильной складной, специальным устройством для чтения "говорящих книг" на флеш-картах, электронным ручным видеоувеличителем, установлен срок проведения реабилитационных мероприятий с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Ройзман А.А. техническими средствами реабилитации не обеспечен.

    Просит признать указанное бездействие административных ответчиков незаконным, возложить обязанность об устранении допущенного нарушения и признать право на компенсацию морального вреда.

    Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ административное дело в части требований о признании права на компенсацию морального вреда прекращено.

    В судебном заседании административный истец Ройзман А.А. подержал административное исковое заявление, просил удовлетворить.

    Представители административных ответчиков ФКУЗ МСЧ-66 <ФИО>1 <ФИО>5, ГУ<ФИО>1 по Свердловской области <ФИО>6, действующие на основании доверенностей, с заявленными требованиями не согласились.

    Административный ответчик ФКУ ИК-10 ГУ<ФИО>1 по Свердловской области своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

    Суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося лица.

    Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для признания действий (бездействия), решений учреждения уголовно-исполнительной системы незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.

В ходе рассмотрения административного дела такой совокупности судом установлено не было.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Медицинская реабилитация, как следует из содержания ч. 2 и 3 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Согласно ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее по тексту - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

В абз. 2 п. 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктом "а" п. 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В силу абз. 1 п. 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В соответствии с абз. 1 и 2 п. 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в п. 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

    Вместе с тем, вышеуказанные требования закона должны выполнятся с учетом и особенностями, предусмотренными уголовно-исполнительным законодательством.

    Согласно ч. 7 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

    Порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, утвержден Приказом Минюста <ФИО>1 от ДД.ММ.ГГГГ N 222.

    В силу п. 2, 4, 5 указанного Порядка условия для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, обеспечиваются администрацией исправительного учреждения.

Обеспечение условий для иных реабилитационных мероприятий в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, осуществляется администрацией исправительного учреждения в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных <ФИО>1 в федеральном бюджете на осуществление деятельности в установленной сфере.

Администрацией исправительного учреждения обеспечиваются условия пользования техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, в соответствии с назначением и порядком использования указанных технических средств, а также условиями их хранения.

Обеспечение осужденных средствами реабилитации осуществляется на основании государственной программы Российской Федерации "Юстиция", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 312.

В соответствии с планом реализации государственной программы Российской Федерации "Юстиция" на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (Приложение N 5 к государственной программе Российской Федерации "Юстиция") лица, остро нуждающиеся в средствах технической реабилитации, в 2017 году обеспечиваются в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалида к ДД.ММ.ГГГГ.

Из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации, следует, что они закрепляют механизм реализации гарантированного государством права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, определяют источник и объемы предоставления <ФИО>1 бюджетных ассигнований на предоставление инвалидам технических средств реабилитации.

ФКУЗ МСЧ-66 <ФИО>1 осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом, утвержденным приказом <ФИО>1 от ДД.ММ.ГГГГ №.

Согласно положениям п. 2.1, 2.5.2 указанного Устава учреждение организует и проводит комплекс профилактических мероприятий, реабилитационного и восстановительного лечения обслуживаемых граждан, направленных на снижение заболеваемости, утраты, трудоспособности, инвалидности, смертности. Осуществляет медицинскую реабилитацию.

В состав данного учреждения в качестве обособленного подразделения, не являющегося обособленным юридическим лицом, входит филиал "Медицинская часть 10" ФКУЗ МСЧ-66 <ФИО>1, осуществляющий медицинское обслуживание ФКУ ИК-10 ГУ<ФИО>1 по Свердловской области.

В силу вышеназванных нормативных актов обязанность по обеспечению техническими средствами реабилитации возложена на ФКУЗ МСЧ-66 <ФИО>1, при этом ФКУ ИК-10 ГУ<ФИО>1 по Свердловской области обеспечивает условия пользования техническими средствами реабилитации, в соответствии с назначением и порядком использования указанных технических средств, а также условиями их хранения.

Из материалов дела следует, что Ройзман А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-10 ГУ<ФИО>1 по Свердловской области (л.д. 4).

Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ Ройзман А.А. является инвали<адрес> группы (л.д. 8).

Индивидуальной программой реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены технические средства реабилитации: трость белая тактильная складная, специальное устройство для чтения "говорящих книг" на флеш-картах, электронный ручной видеоувеличитель. Установлен срок проведения реабилитационных мероприятий с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29-32).

Во исполнение государственной программы Российской Федерации "Юстиция" ДД.ММ.ГГГГ из <ФИО>2 в ФКУЗ МСЧ-66 <ФИО>1 поступило письмо о предоставлении информации о дополнительной потребности в лимитах бюджетных обязательств на обеспечение инвалидов, из числа осужденных отбывающих наказание в виде лишения свободы, остро нуждающихся в технических средствах реабилитации.

ДД.ММ.ГГГГ ФКУЗ МСЧ-66 <ФИО>1 в <ФИО>2 направлена запрашиваемая информация, из которой следует, что Ройзману А.А. требуются следующие технические средства реабилитации: трость тактильная, специальное устройство для чтения "говорящих книг" на флеш-картах, электронный ручной видеоувеличитель.

Из анализа правовых норм можно сделать вывод, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этого органа (положениями, регламентами, приказами).

Бездействие органа государственной власти может быть признано незаконным, если имелась возможность совершить необходимые действия, направленные на исполнение возложенной на него обязанности, однако этого сделано не было, чем нарушены права и законные интересы гражданина.

Учитывая, что административным ответчиком ФКУЗ МСЧ-66 <ФИО>1 совершены необходимые действия, направленные на предоставление <ФИО>3 технических средств реабилитации, которые соответствуют требованиям нормативных актов, суд приходит к выводу об отсутствии незаконного бездействия.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе Ройзману А.А. в удовлетворении административного искового заявления, при этом принимает во внимание, что технические средства реабилитации приобретаются в рамках выделенных бюджетных средств в порядке и сроки предусмотренные Приказом Минюста <ФИО>1 от ДД.ММ.ГГГГ N 222 и Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 312, в связи с чем, административный ответчик ФКУЗ МСЧ-66 <ФИО>1 не может осуществлять закупку технических средств реабилитации в ином порядке, чем предусмотрено законом, и на средства, выделенные на иные цели и иных осужденных, следовательно правовые основания для удовлетворения административных исковых требований отсутствуют.

Оснований для удовлетворения требований административного искового заявления к административным ответчикам ГУ<ФИО>1 по Свердловской области и ФКУ ИК-10 ГУ<ФИО>1 по Свердловской области не имеется, поскольку нормативными актами на них не возложена обязанность по обеспечению осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, техническими средствами реабилитации.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ

В удовлетворении административного искового заявления Ройзмана Арона Абрамовича к Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть №" Федеральной службы исполнения наказаний <ФИО>1, главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний <ФИО>1 по Свердловской области, Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № главного управления Федеральной службы исполнения наказаний <ФИО>1 по Свердловской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении средствами реабилитации, отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья                                         Н.В. Коблов


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда об оспаривании действий и решений

Бурлаченко А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий и решения администрации ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Свердловской области.В обоснование заявленных требований указано, что постановлениями начальника ФКУ И...

Решение суда об оспаривании действий и решений

Бурлаченко А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий и решения администрации ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Свердловской области.В обоснование заявленных требований указано, что дд.мм.гггг на административной к...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru