Решение суда о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить установление границы водоохраной зоны и границы прибрежной защитной полосы № 2а-4039/2017 ~ М-4500/2017

Дело № 2а-4039/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 сентября 2017 года                                                                    г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска, в составе

судьи Богомолова С.В.,

при секретаре Назаровой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить установление границы водоохраной зоны и границы прибрежной защитной полосы,

УСТАНОВИЛ:

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с административным иском к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить установление границы водоохраной зоны и границы прибрежной защитной полосы.

В обоснование иска указывается, что Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения органами государственной власти Ульяновской области законодательства об охране и использовании водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов.

Проверкой установлено бездействие Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, выразившееся в не установлении границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов.

Согласно сведениям государственного водного реестра на территории Ульяновской области протекает река Терешка. Водный объект используется комплексно (для целей отдыха населения, рыболовства, сброса сточных вод и забора поверхностных вод и др.).

Однако, несмотря на внесенное прокуратурой 04.03.2015 представление, до настоящего времени границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы указанного водного объекта Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области не установлены, соответствующие сведения в федеральное агентство водных ресурсов не поступали.

Выявленное в деятельности государственного органа нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду и на доступ к водным объектам общего пользования, их беспрепятственного использования для личных и бытовых нужд. Отсутствие обозначенных в натуре границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос федеральных водных объектов может повлечь за собой неправомерное занятие и использование земель водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов и как следствие, загрязнение (засорение) водного объекта.

Просил признать бездействие Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, выразившееся в не установлении границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Терешка, не законным. Возложить на Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в отношении реки Терешка обязанность по: 1) определению ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации; 2) описанию границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, её координат и опорных точек, а также отображению указанных границ на картографических материалах в пределах Ульяновской области; 3) установлению на всем протяжении в пределах Ульяновской области границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы посредством размещения специальных информационных знаков, в характерных точках рельефа, в местах пересечения водных объектов с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан; 4) предоставлению в установленном порядке сведений о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, включающих картографические материалы, в отдел водных ресурсов по Ульяновской области Нижне-Волжского БВУ для внесения их в государственный водный реестр. Указанные мероприятия выполнить в течении 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебное заседание лица участвующие в деле не вились, извещались.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения органами государственной власти Ульяновской области законодательства об охране и использовании водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов.

Проверкой установлено бездействие Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, выразившееся в не установлении границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов.

Частью 2 ст. 7 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Согласно ч. 1 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 данного Кодекса.

Пунктом 2 ч. 1. ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов идр их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 17 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.

        В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Частями 15 - 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации установлены ограничения и запреты на использование земель в пределах границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.

        В соответствии с ч. 18 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (далее - границы), в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 № 17 утверждены Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (далее - Правила).

В силу п. 3 Правил установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 4 Правил в целях установления границ органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивается:

    а)    определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации;

    б)    описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек;

    в)    отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах;

    г)    установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.

В соответствие с п. 5 Правил сведения о границах, в том числе картографические материалы, в месячный срок представляются в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр.

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что органы государственной власти, указанные в пункте 3 Правил, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.

В соответствии с п. 2 Правил установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.

Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации водоохранные зоны отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий.

Частями 2, 5 ст. 30, п. 5 ч. 5 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, являющейся частью правил землепользования и застройки, а также в материалах по обоснованию проекта планировки территории в графической форме.

В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления в установленном порядке, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий.

    Пунктом 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 г. № 71 «Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме» установлено, что в случае внесения в государственный водный реестр сведений о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления и других зонах с особыми условиями их использования, установленных в отношении водного объекта, либо изменений сведений об указанных зонах в государственном водном реестре федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного водного реестра, направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения о наименовании водного объекта и установленных параметрах таких зон (координаты, ширина, площадь при наличии).

Соответственно, органы кадастрового учета при предоставлении выписок из кадастра объектов недвижимости в отношении земель, имеют возможность сообщить заинтересованным органам государственной власти, местного самоуправления, иным организациям и физическим лицам о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями.

        Таким образом, при отсутствии соответствующих сведений, при рассмотрении вопросов, например, о предоставлении земельных участков, в отношении территорий, фактически являющихся зонами с особыми условиями, возможно    принятие неправомерного решения об использовании соответствующих земель с отступлением от требований законодательства.

В соответствии с п. 1.5 Положения о Министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, утв. постановлением Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 N 452-П, Министерство осуществляет установленные бюджетным законодательством функции главного распорядителя средств областного бюджета Ульяновской области в соответствии с ведомственной классификацией расходов областного бюджета Ульяновской области, в том числе средств областного бюджета Ульяновской области, источником которых являются субвенции из федерального бюджета, а также установленные бюджетным законодательством Российской Федерации функции главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета, областного бюджета Ульяновской области и местных бюджетов муниципальных образований Ульяновской области.

В силу п. 2.3 Положения Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, является органом государственной власти субъекта, обладающим переданными полномочиями РФ по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Ульяновской области.

К полномочиям Министерства, помимо прочих, относятся также участие в разработке и реализации государственных программ Ульяновской области по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территории Ульяновской области; организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов; разработке мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности Ульяновской области, а также водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Ульяновской области.

Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 № 629, предусмотрено направление бюджетам субъектов Российской Федерации дополнительно на финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий нераспределенного резерва.

Статья 3 Водного кодекса Российской Федерации к принципам водного законодательства относит:

    -    значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав;

    -    приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно сведениям государственного водного реестра на территории Ульяновской области протекает река Терешка. Водный объект используется комплексно (для целей отдыха населения, рыболовства, сброса сточных вод и забора поверхностных вод и др.).

Однако, несмотря на внесенное прокуратурой 04.03.2015 представление, до настоящего времени границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы указанного водного объекта Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области не установлены, соответствующие сведения в федеральное агентство водных ресурсов не поступали.

Выявленное в деятельности государственного органа нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду и на доступ к водным объектам общего пользования, их беспрепятственного использования для личных и бытовых нужд. Отсутствие обозначенных в натуре границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос федеральных водных объектов может повлечь за собой неправомерное занятие и использование земель водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов и как следствие, загрязнение (засорение) водного объекта.

    Таким образом, административный иск подлежит удовлетворению.

    При этом, руководствуясь ст. 178 КАС РФ, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда – два года с момента его вступления в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

административный иск Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

    Признать бездействие Министерства сельского, лесного хозяйства иприродных ресурсов Ульяновской области, выразившееся в не установленииграницы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Терешка, незаконным.

    Обязать Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в течение двух лет с момента вступления в законную силу решения суда осуществить действия по установлению границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Терешка, а именно определить ширину водоохраной зоны и ширину прибрежной защитной полосы в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации; описать границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, её координаты и опорные точки, а также отобразить указанные границы на картографических материалах в пределах Ульяновской области; установить на всем протяжении в пределах Ульяновской области границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы посредством размещения специальных информационных знаков, в характерных точках рельефа, в местах пересечения водных объектов с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан; предоставить в установленном порядке сведения о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, включающих картографические материалы, в отдел водных ресурсов по Ульяновской области Нижне-Волжского бассейного водного управления для внесения их в государственный водный реестр.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                 С.В. Богомолов.


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда о признания бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить установление границы водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы водного объекта

Прокурор Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к административному ответчику о признании незаконным бездействия Министерства сельского, лесного...

Решение суда о признании утратившей право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета

Сабитова Н.Н. обратилась в суд с иском к Сабитовой Г.Н. с требованиями признать ответчика прекратившей право пользования жилым помещением, квартирой, расположенной по адресу г, со снятием с регистрационного учета по данному адресу.В обоснование ис...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru