Решение суда об обязании освободить самовольно занятый земельный участок путем демонтажа самовольно возведенного забора № 2-3749/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 сентября 2017 года Свердловский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Петуховой Т.Э., при секретаре Урусовой С.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3749/2017 по иску Министерства имущественных отношений Иркутской области к Гаражно-строительному кооперативу № 27 «Рекорд» об обязании освободить самовольно занятый земельный участок путем демонтажа самовольно возведенного забора,

УСТАНОВИЛ:

В Свердловский районный суд г. Иркутска обратилось Министерство имущественных отношений Иркутской области (далее-Министерство) с иском к Гаражно-строительному кооперативу № 27 «Рекорд» (далее-Кооператив, ГСК № 27 «Рекорд», ответчик) об обязанииответчика освободить самовольно занимаемый земельный участок площадью .... кв.м., расположенный смежно с южной стороны с земельным участком с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенным по адресу: <адрес обезличен> путем демонтажа забора.

В обоснование иска указано следующее. Управлением Росреестра по Иркутской области была проведена проверка соблюдения земельного законодательства на земельном участке, расположенном смежно с земельным участком с кадастровым номером <Номер обезличен>, в ходе, которой выявлено нарушение ст.ст. 25,26 Земельного кодекса РФ. При проведении административного обследования был произведен обмер границ земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен> (Синюшина гора), используемого ГСК № 27 «Рекорд», порезультатом которого было установлено, что ответчик самовольно занимает земельный участок площадью .... кв.м.

Увеличение площади земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> было произведено ответчиком путем дополнительного огораживания смежных не разграниченных земель с южной стороны участка. В ЕГРП сведений о правах, ограничениях, обременениях прав на земельный участок площадью .... кв.м., расположенный смежно с южной стороны с земельным участком с кадастровым номером <Номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен>, отсутствуют.

В нарушение ст.ст. 25,26 Земельного кодекса РФ спорный земельный участок площадью .... кв.м., расположенный смежно с южной стороны с земельным участком с кадастровым номером <Номер обезличен>, используется ответчиком в отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

Согласно письму Управления Росреестра по Иркутской области от <Дата обезличена> ответчик уже был привлечен к административной ответственности по ст. 7.1. КоАП РФ, о чем было вручено представление об устранении выявленных в ходе проведенной проверки нарушений, следовательно, факт незаконного использования ответчиком уже был установлен. Министерством <Дата обезличена> в адрес ответчика направлялось предупреждение об освобождении самовольно занимаемого земельного участка. Предупреждение Министерства от <Дата обезличена> об освобождении в добровольном порядке данного земельного участка до настоящего времени ответчиком не исполнено.

Вынесенное ранее по делу по указанному иску Министерства к Кооперативу заочное решение от <Дата обезличена> было отменено, определением суда от <Дата обезличена>, производство по делу было возобновлено.

Представитель истца Министерства Ступин К.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, повторил и просил суд заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Суду пояснил, что границы земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> установлены в соответствии с требованиями законодательства, м представленными доказательствами подтверждено, что ответчик самовольно занимает земельный участок площадью 223,42 кв.м., расположенный смежно с южной стороны с указанным земельным участком.

Представители ответчика ГСК № 27 «Рекорд» в судебном заседание Зубакин Ю.Д., действующий в силу Устава Кооператива, Деткова Н.Н., действующая на основании доверенности, возражали против удовлетворения исковых требований Министерства полагая, что границы земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> не установлены в соответствии с требованиями законодательства, так как в реестре недвижимости не указаны погрешности в отношении характерных точек границ земельного участка.

Представитель Кооператива Деткова Н.Н. суду пояснила, что ответчик в отношении границ земельного участкас кадастровым номером 38:36:000031:18 процедуру уточнения границ не проводил. Сведения об указанном земельном участке внесены в кадастр недвижимости в 2005 году и имеют статус ранее учтенные. Установление погрешности-точности определения характерных точек границ земельного участка является в соответствии с требованиями ранее действовавших и действующих в настоящее время нормативных актов я обязательным. В связи с чем, границы земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> отсутствие указания на погрешностине установлены в соответствии с требованиями закона, сведения о земельном участке, содержащиеся в кадастровой выписке неактуальны, недостоверны.

В материалы дела ответчиком представлены письменные возражения и пояснения к возражениям на исковое заявление Министерства.

Представитель третьего лица-Правительства Иркутской области в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

С учетом мнения представителя истца, представителей ответчика суд в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица Правительства Иркутской области.

Суд, заслушав пояснения представителя истца Министерства,представителей ответчика, допросив в качестве специалиста сотрудника ФГБУ «ФКП Росреестра» Затылкову Ю.П., исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования Министерства подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Земельного кодекса Российской Федерации.

На основании п. 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с п. 1 статьи 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Законом Иркутской области от 15.07.2013 № 69-03 «О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области» полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, переданы Правительству Иркутской области.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно статье 2 Закона Иркутской области от 18.12.2014 №162-03 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области» Правительство Иркутской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Иркутск по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим необходимые действия, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, является министерство имущественных отношений Иркутской области в соответствии с Положением о министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2009 № 264/43-пп.

В соответствии с подпунктом 29 пункта 7 Положения о министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2009 № 264/43-пп, министерство в соответствии с возложенными на него задачами в сфере управления и распоряжения землями и земельными участками осуществляет от имени Правительства Иркутской области в соответствии с законодательством необходимые действия, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена.

Как следует из Договора аренды земельного участка <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, администрация г. Иркутска представила ГК <Номер обезличен> «Рекорд» на условиях аренды земельный участок кадастровый <Номер обезличен>, находящийся в квартале <адрес обезличен> площадью .... кв.м. сроком на 20 лет до <Дата обезличена>. Цель предоставления участка: под существующий гаражный кооператив.

К указанному Договору аренды приложен план участка с кадастровым номером <Номер обезличен> с отображением местоположения границ данного участка и указанием ведомости дирекционных углов и длин линий.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от <Дата обезличена> земельный участокс кадастровым номером <Номер обезличен> (предыдущий <Номер обезличен>) находится по адресу: <адрес обезличен> имеет площадь .... кв.м., разрешенное использование: существующий гаражный кооператив. Сведения об объекте недвижимости имеют статус ранее учтенные. Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости <Дата обезличена>.

Из материалов гражданского дела следует, что Управлением Росреестра по Иркутской области <Дата обезличена> проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, р-н Свердловский (Синюшина гора), по результатам составлен акт проверки <Номер обезличен>.

Данное обстоятельство подтверждается актом административного обследования объекта земельных отношений от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, составленным Управлением Росреестра по Иркутской области.

Из Акта административного обследования объекта земельных отношений от <Дата обезличена> усматривается, что был проведен обмер границ земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>).В ходе административного обследования установлено, что земельный участок по периметру огорожен, используется для размещения гаражей и подъезда к ним. Доступ третьих лиц на проверяемый земельный участок ограничен.В результате обмера используемого Кооперативом земельного участка установлено, что Кооператив самовольно занимает земельный участок площадью .... кв.м. Увеличение площади земельного участка произведено путем дополнительного огораживания земельного участка, смежного с южной стороны путем дополнительного огораживания земельного участка, смежного с южной стороны с земельным участком с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенным по адресу: <адрес обезличен> Согласно данным АИС ГКН земельный участок площадью .... кв.м., расположенный смежно с южной стороны с земельным участкомс кадастровым номером <Номер обезличен> на государственный кадастровый учет не поставлен. В ЕГРП сведения о правах, ограничениях, обременениях прав на земельный участок площадью .... кв.м., расположенный смежно с южной стороны с земельным участком с кадастровым номером <Номер обезличен> отсутствуют.

Таким образом, земельный участок площадью .... кв.м., используется Кооперативом в нарушениест.ст. 25,26 Земельного кодекса РФ, соответственно, предписание от <Дата обезличена> Кооперативом не исполнено. Кооператив совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ-невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор.

Судом установлено, что <Дата обезличена> Министерством ГСК <Номер обезличен> «Рекорд» было выписано предупреждение об устранении допущенного нарушения, а именно, освободить самовольно занимаемый земельный участок площадью 223,42, расположенный смежно с южной стороны с земельным участком с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенным по адресу: <адрес обезличен>, р-н Свердловский, (Синюшина гора), в срок до <Дата обезличена>.

<Дата обезличена> Управлением Росреестра по Иркутской области в адрес Министерства направлено письмо с указанием, что в отношении Кооператива дважды выносились предписания об устранении нарушения земельного законодательства. По состоянию на 29 октября 2015 года установлено, что Кооператив продолжает самовольно занимать земельный участок площадью 223,42 кв.м., расположенный смежно с южной стороны с земельным участком по адресу: <адрес обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>. В связи с чем, просят рассмотреть вопрос об обязании Кооператива освободить самовольно занимаемый указанный земельный участок.

<Дата обезличена> сотрудниками Министерства был проведен осмотр земельного участка, расположенного смежно с южной стороны с земельным участком по адресу: <адрес обезличен> с кадастровым номером <Номер обезличен>. Актом осмотра земельного участка от <Дата обезличена>, а также приложенными фотоснимками установлено, что земельный участок, площадью .... кв.м. не освобожден, предупреждение не исполнено. Проверяемый земельный участок по периметру огорожен, используется для размещения гаражей и подъезда к ним. Свободный доступ третьих лиц на проверяемый земельный участок ограничен.

Таким образом, представленными в материалы дела истцом доказательствами подтверждено, что в нарушение требований статей 25, 26 Земельного кодекса РФ земельный участок площадью .... кв.м., расположенный смежно с южной стороны с земельным участком с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенным по адресу: <адрес обезличен>) используется ответчиком в отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

Обсуждая доводы представителей ответчикао том, что исковые требования Министерства не подлежат удовлетворению в связи с тем, что границы земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> установлены в соответствии с требованиями законодательства, так как в кадастровых выписках на земельный участок отсутствуют сведения о погрешности (точности определения) характерных точек границ земельного участка, суд приходит к следующему выводу.

Судом в качестве специалиста был допрошен сотрудник ФГБУ «ФКП Росреестра» Затылкова Ю.П., которая дала следующие объяснения.

Сведения о земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен> были внесены в Единый реестр земель на основании Дополнения <Номер обезличен> к инвентаризационной описи <Дата обезличена>. В связи с тем, что существуют разные базы данных, были ошибочно внесены в реестр земель сведения о погрешности. При этом точки координат границ земельного участка в реестре были определены правильно в соответствии с инвентаризационной описью. В 2011 году на основании протокола выявления технической ошибки сведения о погрешности характерных точек координат указанного земельного участка были устранены из государственного кадастра недвижимости, так как в инвентаризационной описи сведения о погрешности отсутствовали, а такие сведения о погрешности могут вноситься только на основании документа, определяющего погрешность. Инвентаризационные описи составлялись на основании землеустроительной документации. Границы земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> настоящее время считаются установленными в соответствии с требованиями действующего законодательства и не подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости».Государственный учет земельного участка в силу ст. 69 указанного закона признается юридически действительным, земельный участок является ранее учтенным.На момент внесения в реестр сведений о земельном участке скадастровым номером <Номер обезличен> требований об обязательном указании погрешности координат не было. Если сейчас земельный участок впервые ставится на государственный кадастровый учет, то указание погрешности является обязательным.

Согласно ч.ч..1,2,4 ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» (далее-Закон о регистрации недвижимости) в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: описание местоположения объекта недвижимости; площадь, если объектом недвижимости является земельный участок.

В силу ч. 1 ст. 43 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).

Согласно ч.ч.8,9 ст. 22 Закона о регистрации недвижимости местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от <Дата обезличена> N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости (ч.4 ст. 69 Закона о регистрации недвижимости).

Как следует кадастровой выписки от <Дата обезличена> на земельный участок скадастровым номером <Номер обезличен>, кадастрового дела на этот участок местоположение границ данного участка и его площадь определены с указанием координат характерных точек, при этом государственный учет данного земельного участка в силу ч. 4 ст. 69 Закона о регистрации недвижимости признается юридически действительным.

В силу ч. 7 ст. 1 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Таким образом, на момент рассмотрения спора земельный участок скадастровым номером 38:36:000031:18 существует с теми характеристиками, которые внесены в отношении этого участка в кадастр недвижимости и позволяют определить участок в качестве индивидуально-определенной вещи, оснований полагать, что границы данного участка не установлены, не имеется. При этом границы указанного земельного участка в соответствии с требованиями.ч.1 ст. 43 Закона о регистрации недвижимости не подлежат уточнению, что свидетельствует о том, что площадь и (или) местоположение границ данного участка не может измениться.

Также со стороны ответчика не обосновано, по каким основаниям не указание в кадастре недвижимости погрешности определения характерных точек границ земельного участка дает право Кооперативу на пользование земельным участком, большей площадью и в иных границах, чем указано в правоустанавливающем документе- Договоре аренды земельного участка 1100 от <Дата обезличена>.

В связи с изложенным, суд полагает, что исковые требования Министерства об освобождении спорного земельного участка предъявлены к ГСК № 27 «Рекорд» обосновано, так как предупреждение Министерства об освобождении спорного земельного участка в добровольном порядке в срок до <Дата обезличена>, ответчиком не исполнено.

Доказательства, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ подтверждающие наличие у ответчика законных оснований для владения и пользования спорным земельным участком на момент рассмотрения дела, не представлено.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ закреплены способы защиты гражданских прав, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В силу п.п.1, 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно п.2 ст. 62 Земельного кодекса РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

В соответствии с п.п.2, 3 ст. 76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками, приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, другом виде порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Таким образом, исследовав представленные доказательства в отдельности и в их совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований Министерства, предъявленных к ГСК № 27 «Рекорд» и их удовлетворении в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Министерства имущественных отношений Иркутской области удовлетворить.

Обязать Гаражно-строительный кооператив № 27 «Рекорд» освободить самовольно занятый земельный участок, площадью .... кв.м., расположенный смежно с южной стороны с земельным участком с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенным по адресу: <адрес обезличен> путем демонтажа забора.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья:

....


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ СПОРАМ:

Решение суда об обязании освободить и передать земельный участок

В суд обратилось министерство имущественных отношений Иркутской области с иском к Зайцевой И.К. В обоснование иска указано следующее. Между Администрацией города Иркутска ИП Горбаневой О.А. заключен договор аренды земельного участка от -.... (в ре...

Решение суда об устранении препятствий в пользовании земельным участком

В Свердловский районный суд г. Иркутска обратился Крупенникова А.М. с иском к Ларионову Ю.Б. об устранении препятствий в пользовании земельным участком. В обоснование иска указано, что истец является собственником земельного участка с кадастровым ...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru