Решение суда о перераспределении земельных участков № 2-1933/2017

Дело 2-1933/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 сентября 2017 года

Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи     Русинова Д.М.,

при секретаре           Слепцовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле гражданское дело по иску Сергеевой Веры Ивановны к Департаменту архитектуры и земельных отношений мэрии г. Ярославля о признании незаконным приказа, обязании заключения соглашения о перераспределении земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

Сергеева В.И. обратилась в суд с указанным иском. В обоснование сослалась на то, что является собственником земельного участка площадью 229 кв.м. с кадастровым номером №, а также ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 389 кв.м. с кадастровым номером № (виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства), расположенных по адресу: <адрес>. К земельному участку площадью 229 кв.м. с кадастровым номером № примыкает земельный участок площадью 266 кв.м. с кадастровым номером №. В связи с тем, что данным участком длительное время никто не пользуется, Сергеева В.И. подала в ДАЗО мэрии г. Ярославля заявление о перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами №, № путем образования в их границах нового участка, подлежащего передаче в собственность истца. По результатам рассмотрения данного заявления ДАЗО мэрии г. Ярославля вынесен приказ от 15.12.2016г. № «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, находящегося в государственной собственности, и земельного участка по <адрес>». Приказ мотивирован тем, что местоположение заявленного участка частично совпадает с местоположением сформированного и поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек. Также, в качестве оснований для отказа в приказе имеется ссылка на прохождение по запрашиваемому участку сетей инженерно-технического обеспечения (воздушной линии электропередачи до 1кВ с опорой), на наличие на запрашиваемом участке металлического ограждения. Истец Сергеева В.И. ссылается на то, что внесенные в ГКН сведения о земельном участке с кадастровым номером № носят временный характер, сроком действия до 17.02.2017г., полномочия по распоряжению данным участком органами местного самоуправления не осуществляются. Помимо этого, указанная воздушная линия электропередачи до 1кВ с опорой на участке фактически отсутствует, металлическое ограждение, на которое имеется ссылка в оспариваемом приказе, принадлежит истцу Сергеевой В.И. и установлено ею лично. Общая площадь участка по результатам перераспределения не будет превышать предельные максимальные размеры участка. В связи с этим, Сергеева В.И. просит: признать приказ директора ДАЗО мэрии г. Ярославля от 15.12.2016г. № незаконным; обязать ДАЗО мэрии г. Ярославля заключить с Сергеевой В.И. соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков за плату площадью 229 кв.м. с кадастровым номером 76:23:022012:34 по адресу: <адрес>, и площадью 266 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, согласно предоставленной схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане.

Определением суда от 15.06.2017г. постановлено перейти к рассмотрению дела в порядке административного судопроизводства.

Решением Заволжского районного суда г. Ярославля от 15.06.2017г. по делу постановлено: «Административный иск Сергеевой Веры Ивановны к департаменту архитектуры и земельных отношений мэрии г. Ярославля о признании незаконным приказа об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков оставить без удовлетворения».

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 14.08.2017г. по апелляционной жалобе Сергеевой В.И. постановлено: «Решение Заволжского районного суда г. Ярославля от 15 июня 2017 года отменить, производство по административному делу прекратить, передать материалы дела по иску Сергеевой В.И. к Департаменту архитектуры и земельных отношений мэрии г. Ярославля о признании незаконным Приказа директора ДАЗО мэрии г. Ярославля за № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в заключении соглашения по перераспределению земельных участков в Заволжский районный суд г. Ярославля для рассмотрения по существу в порядке ГПК РФ.».

В судебном заседании истец Сергеева В.И., ее представитель (по устному ходатайству) Попов В.Е. исковые требования поддержали, просили иск удовлетворить в полном объеме, дали пояснения согласно заявленного. Представитель ДАЗО мэрии г. Ярославля (по доверенности) Шабло Д.А. исковые требования не признала, сослалась на законность и обоснованность оспариваемого отказа, дала пояснения согласно предоставленному в материалы дела письменному отзыву.

Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Сергеева В.И. является собственником земельного участка площадью 229 кв.м. с кадастровым номером 76:23:022012:34, а также ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 389 кв.м. с кадастровым номером 76:23:022012:33 (виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства).

08.11.2016г. Сергеевой В.И. подано в ДАЗО мэрии г. Ярославля заявление о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 76:23:022012:34 путем присоединения к нему соседнего земельного участка площадью 266 кв.м. с кадастровым номером 76:23:022012:27 согласно прилагаемой к данному заявлению схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.

По результатам рассмотрения данного заявления ДАЗО мэрии г. Ярославля вынесен приказ от 15.12.2016г. № «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, находящегося в государственной собственности, и земельного участка по <адрес>». Согласно приказу Сергеевой В.И. отказано на основании подп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ в связи с тем, что имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные подп. 2, 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ: - местоположение заявленного участка частично совпадает с местоположением сформированного и поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; - нарушены предусмотренные п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ требования к образуемым земельным участкам. По запрашиваемому участку проходят сети инженерно-технического обеспечения (воздушная линия электропередачи до 1кВ с опорой), на запрашиваемом участке установлено металлическое ограждение.

В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 11.7 ЗК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: 1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Согласно п. 2, 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Статьей 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Пунктом 8 ст. 39.29 ЗК РФ установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Согласно подп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В силу подп. 2 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.

Из материалов дела следует, что приказом начальника УЗР мэрии г. Ярославля от 20.03.2012г. № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории (кадастровый номер кадастрового квартала №) площадью 487 кв.м. из земель населенных пунктов по адресу: <адрес> (у <адрес>) в <адрес> для строительства индивидуального жилого дома.

Земельный участок данным адресным расположением поставлен на кадастровый учет 16.02.2016г. с присвоением кадастрового номера №. Во исполнение решения Заволжского районного суда г. Ярославля от 09.06.2012г. по делу №2-949/12 (по спору о правах собственников <адрес> на земельный участок и его границах) площадь земельного участка с кадастровым номером № уменьшена до 266 кв.м. Внесенные в ЕГРН сведения об указанном объекте недвижимости имеют статус «временные», дата истечения срока действия временного характера – 17.02.2017г.

В рассматриваемом случае при подаче заявления о перераспределении от 08.11.2016г. испрашиваемая истцом территория площадью 266 кв.м. полностью относилась к границам сформированного и поставленного на кадастровый учет в 2012 году земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> (у <адрес>). Оспариваемый истцом приказ издан 15.12.2016г. В этой связи, на тот период имело место совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.

Таким образом, имелись предусмотренные подп. 2 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в связи с чем отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков согласно подп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ является законным.

Также, в силу подп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Согласно п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Исходя из системного толкования норм земельного и гражданского законодательства, предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе и путем перераспределения, возможно только в отношении участков, свободных от прав и притязаний третьих лиц (ст. 209 ГК РФ, ст.ст. 39.15, 39.16, 39.29 ЗК РФ). Вышеуказанные и иные нормы закона предусматривают обязанность органов местного самоуправления при решении вопросов предоставления земельных участков действовать добросовестно, во избежание возможных земельных споров со стороны владельцев расположенных на участках объектов или иных граждан, которым участок с указанным объектом может быть предоставлен.

В рассматриваемом случае, из материалов дела следует, что на испрашиваемом истцом земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> (у <адрес>), самовольно, в отсутствие правоустанавливающей документации размещено металлическое ограждение (забор), которое существовало и на момент вынесения оспариваемого приказа ДАЗО мэрии г. Ярославля по заявлению Сергеевой В.И.

Нахождение на земельном участке данного объекта в достаточной степени свидетельствовало о наличии на спорный участок притязаний лиц, не относящихся к его законным владельцам, об отнесении данного участка к категории несвободных, что до разрешения возникшего спора относительно ограждения препятствовало ответчику, обладавшего правами собственника земельного участка, принимать решение об его предоставлении в порядке, предусмотренном законодательством.

Таким образом, с учетом нахождения на испрашиваемом земельном участке ограждения, до окончательного разрешения вопроса об его принадлежности и правомерности размещения, у ответчика имелись основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков согласно подп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ (при наличии основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренного подп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ). Ссылки Сергеевой В.И. на то, что данное ограждение принадлежит именно ей, правомерность отказа в заключении соглашения по указанным основаниям не опровергает.

Вместе с тем, суд считает необоснованным включение в приказ от 15.12.2016г. ссылок на наличие на испрашиваемом земельном участке сетей инженерно-технического обеспечения: воздушной линии электропередачи до 1кВ с опорой. В данной части суд учитывает пояснения истца о фактическом отсутствии указанных объектов на участке на протяжении длительного периода времени, что, в частности, подтверждается информацией РЭС «Яргорэлектросеть» филиала ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго».

Помимо этого, согласно п. 4 ст. 39.16, п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ, п. 5 Перечня видов объектов…, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014г. №, указанная линия электропередачи с опорой не относятся к числу объектов, наличие которых на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, является основанием для отказа в его предоставлении.

Вместе с тем, внесение в оспариваемый приказ сведений о наличии на участке линии электропередачи с опорой само по себе не опровергает правильность отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по основаниям, предусмотренным подп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.

Принимая во внимание все вышеизложенное, приказ ДАЗО мэрии г. Ярославля от 15.12.2016г. № об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков согласно подп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ (при наличии оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ) является законным.

Истечение в настоящее время срока сведений в ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером №до 17.02.2017г.) не свидетельствует о наличии оснований для заключения с истцом соглашения о перераспределении, поскольку возможность образования органами местного самоуправления на спорной территории площадью 266 кв.м. самостоятельного земельного участка с соблюдением требований, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ, также предусматривает отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков согласно подп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.

Таким образом, иск Сергеевой В.И. не подлежит удовлетворению в полном объеме.

В силу принципа состязательности сторон, предусмотренного ст. 12 ГПК РФ, требований ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд полагает, что сторона истца не предоставила доказательства законности и обоснованности своих требований в пределах заявленного.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении иска Сергеевой Веры Ивановны к Департаменту архитектуры и земельных отношений мэрии г. Ярославля отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                   Д.М. Русинов

м.р. 09.10.2017г.


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ СПОРАМ:

Решение суда о прекращении права собственности

Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска обратился в суд с иском к Администрации г. Хабаровска, Нифонтову А.Ф., Краснощековой С.А. о прекращении права собственности. В обоснование заявленных требований ...

Решение суда о прекращении права собственности

Представитель Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска обратился в суд с иском к Администрации г. Хабаровска, Мот Т.П., Кириенко Е.С., Фенченко В.Ф. о прекращении права собственности. В обоснование зая...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru