Решение суда об освобождении от взыскания исполнительского сбора № 2-4083/2017 ~ М-3786/2017

Дело № 2-4083/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Пермь ДД.ММ.ГГГГ         

Индустриальный районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Ветлужских Е.А.,

с участием представителя истца по доверенности Кучукбаевой М.А.,

при секретаре Рыковой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Правительства Пермского края к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М., 3-е лицо УФССП России по Пермскому краю, об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Правительство Пермского края обратилось в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора. Указав в обоснование иска, что судебным приставом-исполнителем МО по ИОИ РД и ИИ УФССП России по Пермскому краю Коуровым А.А. за неисполнение требований исполнительного документа вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000,00 руб. к И/П № от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденного на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Ленинским районным судом г.Перми по делу №, взыскатель - гр.А. Предметом исполнительного производства И/П является возложение обязанности на Правительство Пермского края предоставить по договору найма специализированных жилых помещений, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м. в границах Октябрьского муниципального района. Процедура формирования специализированного жилищного фонда, а также строительство жилья и проведение конкурсных процедур носит объективно длительный характер. После поступления постановления о возбуждении исполнительного производства, судебному приставу-исполнителю была направлена информация о том, что предоставить гр.А. жилое помещение специализированного жилищного фонда не предоставляется возможным, ввиду отсутствия сформированного специализированного жилищного фонда.

Правительством Пермского края в рамках правовых мер, предусмотренных законом, а также конкретными действиями проявило ту степень осмотрительности, какая требовалось от должника в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.

ДД.ММ.ГГГГ Ленинским районным судом г.Перми было рассмотрено заявление Правительства Пермского края о предоставлении отсрочки исполнение решения суда, однако было отказано в удовлетворении заявленных требований.

В целях исполнения решения суда гр.А. было предложено жилое помещение в строящемся жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ гр.А. выразила предварительное письменное согласие на осмотр предложенного жилого помещения.

гр.А. была включена в предварительный список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в строящемся доме, расположенном по адресу: <адрес>.

Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2016 году, утвержденному Министром строительства и жилищно- коммунального хозяйства Пермского края, регистрация права государственной собственности на приобретенные жилые помещения в строящихся домах на территории п. Новые Ляды должна была быть произведена в апреле 2016 года.

В соответствии с письмом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении данных жилых помещений оспаривался отказ в выдаче разрешения на строительство многоквартирного дома.

Решением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ по делу № данный вопрос был разрешен.

В соответствии с письмом заместителя председателя Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № сдача указанного жилого дома переносилась на июль 2016 года.

Однако, ввиду того, что до настоящего времени жилые помещения по вышеуказанному адресу не переданы Правительству Пермского края застройщиком, по причине не зависящим от покупателя данных жилых помещений (Правительства Пермского края) гр.А. было предложено жилое помещение по адресу <адрес>, на которое она выразила согласие.

ДД.ММ.ГГГГ Ленинским районным судом г.Перми было утверждено мировое соглашение, по условиям которого Правительство Пермского края в течение 30 рабочих дней со дня вступления в силу определения суда об утверждении настоящего мирового соглашения обязано предоставить гр.А. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

В целях обеспечения жильем лиц, желающих получить жилое помещение в г. Перми, был заключен договор №.513034 от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2016 году регистрация права государственной собственности на приобретенные жилые помещения в г. Перми должна была быть произведена в декабре.

Застройщик сдал построенный жилой дом раньше запланированного срока.

ДД.ММ.ГГГГ акт приема-передачи квартир был подписан.

ДД.ММ.ГГГГ осуществлялась регистрация права собственности на жилые помещения.

ДД.ММ.ГГГГ жилье включено в спец.жил.фонд Пермского края.

ДД.ММ.ГГГГ состоялся осмотр жилых помещений для лиц из числа детей-сирот, гр.А. выразила согласие на квартиру №.

ДД.ММ.ГГГГ с гр.А. заключен договор найма специализированного жилого помещения №.

Правительство полагает, что представило доказательства осуществления конкретных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ. Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора. Просит освободить Правительство Пермского края от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 руб.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Кучукбаева М.А. на исковых требованиях настаивает.

Ответчик судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю Сахабетдинова Л.М. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Третье лицо УФССП по Пермскому краю о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, в суд представитель не явился.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 12 ГПК РФ, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на предоставление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.

Согласно п. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Пункт 3 вышеуказанной нормы ГПК РФ гласит, что неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную Федеральным законом.

В соответствии со ст. 112 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»: исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пять тысяч рублей, с должника-организации - пятьдесят тысяч рублей.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В случае принятия судом к рассмотрению, указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.

Из материалов дела следует, что решением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ по делу № на Правительство Пермского края возложена обязанность предоставить гр.А. в границах Октябрьского муниципального района Пермского края благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.

На основании выданного для исполнения указанного решения исполнительного листа судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП РД и ИИ УФССП по Пермскому краю Шубиной К.С. ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство № в отношении должника – Правительство Пермского края, срок для добровольного исполнения требований установлен до 5 дней. Должник в установленный для добровольного исполнения судебного акта пятидневный срок с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства, не исполнил решение Ленинского районного суда г. Перми.

ДД.ММ.ГГГГ СПИ МОСП по ИОИП РД и ИИ УФССП по Пермскому краю Коуровым А.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. с должника по исполнительному производству.

В соответствии с ч. 1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

Согласно п.2.1 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 11.03.2013 № 107-п Формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий финансовый год, и субсидий бюджету Пермского края, поступающих на эти цели из федерального бюджета.

Согласно п. 3.1, 3.2 Формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год.

Способы формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот:

3.2.1. приобретение жилых помещений в государственную собственность Пермского края путем заключения договоров купли-продажи жилых помещений в порядке, установленном действующим законодательством;

3.2.2. участие в долевом строительстве многоквартирных домов;

3.2.3. строительство многоквартирных домов;

3.2.4. строительство жилых домов.

Судом установлено, что Правительством Пермского края было подано заявление в Ленинский районный суд г. Перми об отсрочке исполнения решения суда.

Определением Ленинского районного с уда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления Правительства Пермского края о предоставлении отсрочки исполнения решения Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ отказано.

Кроме того, гр.А. было подано заявление в Ленинский районный суд г. Перми об изменении способа и порядка исполнения решения суда.

ДД.ММ.ГГГГ Определением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления гр.А. об изменении способа и порядка исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ отказано.

ДД.ММ.ГГГГ судебному приставу-исполнителю истцом была направлена информация в адрес судебного-пристава, в которой указано, что согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2015 г., утвержденному Министром строительства и ЖКХ Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, строительство и регистрация права государственной собственности на приобретенные жилые помещения в строящихся домах на территории Октябрьского муниципального района не планируется, следовательно, жилые помещения будут приобретаться и предоставляться в соответствии с данным планом формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2015году. Жилых помещений для предоставления и заключения договора специализированного жилищного фонда с гр.А. не имеется.

ДД.ММ.ГГГГ гр.А. выразила согласие на предоставление жилого помещения по адресу: <адрес>.

Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2016году, регистрация права государственной собственности на приобретаемые жилые помещения в строящихся домах на территории <адрес> должна быть произведена в ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно информации об исполнении плана формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в отношении данных жилых помещений оспаривался отказ в выдаче разрешения на строительство. Решение принято от ДД.ММ.ГГГГ принято в пользу застройщика. В настоящее время застройщик повторно обратился в администрацию города Перми за получением разрешения на строительство и на ввод в эксплуатацию.

В виду того, что жилые помещения по указанному адресу не переданы застройщиком Правительству Пермского края, гр.А. было предложено жилое помещение по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ гр.А. выразила согласие на предоставление ей жилого помещения по адресу: <адрес>.

Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2016году регистрация права государственной собственности на приобретаемые жилые помещения в г. Перми должна быть произведена в ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ акт приема-передачи квартиры был подписан.

ДД.ММ.ГГГГ осуществлялась регистрация права собственности на жилые помещения.

ДД.ММ.ГГГГ жилье включено в спецжилфонд Пермского края.

ДД.ММ.ГГГГ с гр.А. заключен договор найма жилого помещения № о предоставлении ей жилого помещения по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю JI.M. Сахабетдиновой вынесено постановление об окончании исполнительного производства ввиду фактического исполнения требований.

В пункте 75 Постановления от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

Согласно пункту 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Решения судов о предоставлении жилых помещений исполняются за счет средств, специально на это предусмотренных.

Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат.

В соответствии с бюджетным процессом произвольное расходование бюджетных средств не допускается. При отсутствии свободных жилых помещений и отсутствии в бюджете денежных средств, предназначенных на эти цели, Правительство Пермского края, безусловно, не могло произвольно приобрести жилое помещение для кредитора по исполнительному производству, затратив средства из других статей бюджета.

Вместе с тем, суд учитывает длительность исполнения решения суда - более трех лет.

Доказательства принятия исчерпывающих мер к исполнению требований исполнительного документа должником не представлены.

При таких обстоятельствах, учитывая степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, с учетом всех обстоятельств дела, суд считает возможным уменьшить взысканный с истца размер исполнительского сбора на одну четверть от установленного размера, т.е. до 37500 руб. (50000-25%).

Оснований для полного освобождения истца от взыскания исполнительского сбора, суд не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с Правительства Пермского края постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № - на одну четверть, т.е. до 37 500 руб.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К СУДЕБНЫМ ПРИСТАВАМ:

Решение суда об освобождении от взыскания исполнительского сбора

Правительство Пермского края обратилось в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора. Указав в обоснование иска, что в адрес Правительства Пермского края (далее - Правительство) поступило постановление судебного пристава-испол...

Решение суда об освобождении от взыскания исполнительского сбора

Правительство Пермского края обратилось в суд с заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю Сахабетдиновой ...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru