Решение суда о предоставлении жилого помещения детям сиротам № 2-3874/2017 ~ М-3964/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    02 октября 2017 года                                 г. Омск

    Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Щеглакова Г.Г.

    при секретаре Карамян А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Боровой Джастины Дмитриевны к Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству образования Омской области о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Борова Д.Д. обратилась в суд с названным иском к Министерству имущественных отношений <адрес>, Министерству образования <адрес> указывая, что относится к категории ребенок-сирота. Статус сироты подтверждается свидетельством о смерти матери Б.Н.Е. от ДД.ММ.ГГГГ № №, отказной отца Б.Д.Р. от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ была включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории города Омска, Омской области.

Просит обязать ответчиков предоставить ей благоустроенное жилое помещение на территории города Омска Омской области на основании договора найма специализированного жилого помещения, пригодной для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в котором оно предоставляется, не обремененное правами третьих лиц и не находящееся под арестом.

Истец Борова Д.Д. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала. Просила обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В судебное заседание представитель ответчика Министерства имущественных отношений Омской области не явился, извещен надлежащим образом. (л.д. 44). В письменном отзыве просил отказать в удовлетворении исковых требований, так как права истца не нарушены, право по предоставлению жилого помещения по договору найма не оспаривается. Считает, что в порядке очередности истцу будет предоставлено жилое помещение. (л.д.24-25).

Представитель ответчика Министерства образования Омской области в судебном заседании участие не принимал, о времени, дате и месте судебного заседания извещены надлежаще. (л.д. 43). Представили письменный отзыв на иск, согласно которому указал, что истец состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако в настоящий момент Министерство образования Омской области не является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилым помещением, на основании Постановления Правительства от 14.05.2014 г. № 98-п. В части возложения обязанности на Министерство образования Омской области по предоставлению истца благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения отказать. (л.д.20-21).

В судебном заседании представитель третьего лица Министерство строительства и ЖКК Омской области – участия не принимал, о времени, дате и месте судебного заседания извещен надлежаще (л.д.42).

Заслушав истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Статьей 1 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В судебном заседании установлено, что истец Борова Д.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Родителями истца согласно свидетельству о рождении являются Б.Д.Р. – отец, Б.Н.Е. – мать. (л.д. 7).

Как следует из свидетельства о смерти № № от ДД.ММ.ГГГГ мать истца Боровой Д.М. умерла (л.д.8).

Согласно отказной от ДД.ММ.ГГГГ, отец Б.Д.Р. отказался от удочеренной Боровой Д.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. (л.д. 9).

Постановлением Главы Администрации Щербакульского района №-п от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что мать несовершеннолетней умерла, отец дал согласие на опеку, так как находится под следствием, назначен опекун – К.Э.Е. Жилая площадь за несовершеннолетним не закреплена ввиду ее отсутствия.

Согласно справки Государственного предприятия Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» истец в числе собственников объектов недвижимости на территории Омской области не значится, право бесплатной приватизации жилого помещения на территории Омской области не использовала. (л.д. 27).

По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация в отношении Боровой Д.Д. (л.д. 46).

Таким образом, Борова Д.Д. осталась без попечения родителей, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дает следующие понятия:

- дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из указанных положений следует, что понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» трансформировано из понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», так как к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица, у которых до достижения ими 18 лет, умерли оба или единственный родитель, либо которые в возрасте до 18 лет остались без попечения единственного или обоих родителей.

В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Положениями статьи 8 вышеназванного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в законную силу с 01 января 2013 года) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Указанная статья закона является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно сведениям из Министерства образования Омской области Борова Д.Д. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилыми помещениями не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Таким образом, установлено, что истец состоит в списке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилом помещении

С учетом приведенных выше норм закона, суд считает, что истец имеет право на обеспечение жилой площадью в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с 01 января 2013 года).

Согласно ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Установлено, что постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области.

Судом установлено, что истец до сегодняшнего дня жильем не обеспечен.

В соответствии с постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п, в редакции Постановления Правительства Омской области от 14.05.2014 года № 98-п «О внесении изменений в Постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п», уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком является Министерство имущественных отношений Омской области (п. 2).

Министерство образования Омской области ежегодно не позднее 20 января текущего года направляет в Министерство имущества сведения о детях-сиротах, состоящих в списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», чье право на обеспечение жилым помещением возникло до начала текущего года, а также возникает в текущем году, по данным на 1 января текущего года по каждому муниципальному району Омской области и муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области в отдельности (п. 3), сведения о детях-сиротах, на основании которых заключается договоры найма (п. 9). Таким образом, в том числе, от исполнения Министерством образования Омской области обязанностей, предусмотренных постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п, зависит предоставление истцу жилого помещения.

Кроме этого, в п. 10 Порядка, утв. Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 г. № 284-п (с изменениями и дополнениями), сведения о детях-сиротах, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, представляются Министерством образования в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества с учетом дат рождения детей-сирот.

В случае если несколько детей-сирот, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, имеют одинаковую дату рождения, то сведения о них представляются Министерством образования Министерству имущества с учетом дат принятия решений о включении их в список.

В случае если фактическое место нахождения первого по списку лица неизвестно, после того как Министерством образования предприняты меры по его установлению, Министерство образования представляет в Министерство имущества сведения о следующем по списку ребенке-сироте для заключения с ним договора найма специализированного жилого помещения.

В случае если имеется вступившее в законную силу судебное постановление о предоставлении ребенку-сироте жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, Министерство образования представляет Министерству имущества сведения о соответствующем ребенке-сироте независимо от даты рождения такого ребенка-сироты и наличия в списке сведений о нем в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества.

В указанной связи, довод стороны ответчиков о том, что права истца не нарушены в связи с тем обстоятельством, что он уже указан в списке по предоставлению жилого помещения, не может быть принят судом, поскольку, не свидетельствует о безусловном предоставлении ему жилого помещения в установленный законом срок.

Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п (в редакции постановления Правительства Омской области от 20 мая 2013 года № 108-п) ранее предусматривалось, что уполномоченными органами исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями являлись Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.

Постановлением Правительства Омской области 14 мая 2014 года № 98-п, внесены изменения в Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденный постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п, согласно которым Министерство образования и Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области исключены из числа уполномоченных органов исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, единственным уполномоченным органом по осуществлению названной функции определено Министерство имущественных отношений Омской области.

Таким образом, суд считает Министерство имущественных отношений Омской области надлежащим ответчиком по настоящему спору.

При таких обстоятельствах, учитывая нереализованное право истца на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, а также учитывая утвержденный Правительством Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п (в редакции постановления Правительства Омской области № 98-п от 14 мая 2014 года) Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, суд полагает, что обязанность по предоставлению Боровой Д.Д. жилого помещения следует возложить на Министерство имущественных отношений Омской области в соответствии с указанным выше Порядком.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

    Обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить Боровой Джастине Дмитриевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

    Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия судьей решения в окончательной форме.

    Судья:                                    Г.Г. Щеглаков

Решение изготовлено в окончательной форме 06 октября2017 года.


 

Решения судов по предоставлению жилых помещений детям сиротам:

Решение суда о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения

ГЕВ обратилась в суд с иском к Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству образования Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о предоставлении благоустроенного жилого помещ...

Решение суда о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения

КСС обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.В обоснование исковых требований указал, что относится к ка...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru