Решение суда о признании права собственности на самовольную постройку № 2-5365/2017 ~ 04605/2017

Дело № 2-5365/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Оренбург 12 октября 2017 года

Центральный районный суд г. Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Наумовой Е.А.,

при секретаре Елагиной Е.В.,

с участием третьего лица и представителя истца по доверенности Карпова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карповой О.К. к администрации г. Оренбурга о признании права собственности на самовольную постройку,

УСТАНОВИЛ:

Карпова О.К. обратилась в суд с иском к администрации г. Оренбурга указав, что она является собственником жилого дома литер <адрес> полезной площадью 55 кв.м. и литер <адрес> полезной площадью 14 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. В 2005 году с целью улучшения жилищных условий ею были снесены вышеуказанные дома и самовольно возведен двухэтажный индивидуальный жилой дом литер <адрес> общей площадью 204,8 кв.м., жилой площадью 111,4 кв.м, на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>.

В соответствии с заключением санитарно-эпидемиологической экспертизы от 30 августа 2017 года жилой дом литер <адрес> расположенный по адресу: <адрес> соответствует действующим санитарным правилам и нормам.

Согласно заключению ООО «Союз экспертов» от 24.07.2017 г. общее техническое состояние объекта оценивается как работоспособное. На основании результатов проведенного обследования строительных конструкций здания, эксплуатационная надежность, пригодность строительных конструкций достаточна для условий нормальной эксплуатации, при которой отсутствует угроза жизни и здоровью граждан при эксплуатации объекта.

Согласно заключению ООО «Союз экспертов» от 25.07.2017 г. объект соответствует требованиям пожарной безопасности.

Карпова О.К. обратилась в Управление градостроительства и архитектуры департамента градостроительства и земельных отношений Администрации г. Оренбурга с целью узаконить самовольно возведенное строение, однако ею получен отказ, в связи с тем, что административный порядок легализации самовольно возведенного строения законодательством не предусмотрен.

Ссылаясь на ст. 222 Гражданского кодекса РФ истец просит суд сохранить двухэтажный индивидуальный жилой дом литер <адрес>, расположенный по адресу: <адрес> реконструированном виде общей площадью 204,8 кв.м., признать за ней право собственности на двухэтажный индивидуальный жилой дом литер <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 204,8 кв.м.

Истец Карпова О.К. о дне судебного заседания извещена надлежащим образом, в суд представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии.

В судебном заседании представитель истца по доверенности, являющийся также третьим лицом по делу, Карпов А.Н. исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме. Суду пояснил, что самовольно возведенный объект домовладения соответствуют санитарным, строительным и пожарным нормам. Спора с соседями по границам земельного участка нет.

Представитель ответчика администрации г. Оренбурга в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. В представленном суду письменном отзыве, пояснил, что признание права собственности на самовольную постройку возможно в порядке установленном ст. 222 ГК РФ с учетом согласования границ земельного участка со смежными землепользователями, при наличии положительных заключений о соответствии указанной постройки санитарным, строительным, пожарным нормам и правилам. Просил рассмотреть дело в их отсутствие.

На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Суд, выслушав представителя истца – третье лицо, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В силу ч. 1, 2 ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

В соответствии с ч. 3 ст. 222 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Из постановления Пленума Верховного суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно абз. 3 п. 26 вышеуказанного постановления, если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Договором купли-продажи от 07 мая 2003 года подтверждено, что ФИО3 продала, а Карпова О.К. купила жилые дома, расположенный по адресу: <адрес>. Истцом получены свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Из технического паспорта ГУП «ОЦИОН» от 28.07.2016 года следует, что на земельном участке располагались жилые дома литер <адрес> и литер <адрес>, записаны за Карповой О.К. на основании договора от 07.05.2003 г., свидетельства о государственной регистрации права от 23.05.2003 г. № и на основании договора от 07.05.2003 г., свидетельства о государственной регистрации права от 23.05.2003 г. №. Законные дома снесены. Сведениями об исключении их из реестров жилищного фонда предприятие не располагает. В 2005 г. самовольно возведен двухэтажный индивидуальный жилой дом литер А2

Как следует из заключений санитарно - эпидемиологической экспертизы № от 30 августа 2017 года по результатам исследований дозиметрического и радиометрического контроля, воздуха закрытых помещений, воды питьевой централизованного водоснабжения в жилом доме литер <адрес> по адресу: <адрес> соответствует ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест», СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

Согласно заключению ООО «Союз экспертов» от 26.07.2017 г. существенных нарушений норм пожарной безопасности, предъявляемых для здания, расположенного по адресу: <адрес>, не выявлено. Фактические параметры, характеризующие противопожарную безопасность объекта экспертизы, обеспечены соблюдением установленных нормативных требований противопожарной защиты объекта.

В соответствии с заключением ООО «Союз экспертов» от 26.07.2017 г. общее техническое состояние здания, расположенного по адресу: <адрес> предварительно оценивается как работоспособное. На основании результатов проведенного обследования строительных конструкций здания, расположенного по адресу: <адрес>, эксплуатационная надежность, пригодность строительных конструкций достаточна для условий нормальной эксплуатации, при которой отсутствует угроза жизни и здоровью граждан при эксплуатации объекта.

Также материалами дела подтверждено, что Карпов А.Н., действующий на основании доверенности, обращался по вопросу легализации самовольной постройки в Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга.

Ответом от 01 февраля 2017 года № 1-24-2/3719 разъяснено, что по результатам проведенного 19.01.2017 года заседания комиссии по регулированию вопросов самовольного строительства, а также самовольного занятия земельных участков садоводческими, огородническими дачными некоммерческими объединениями граждан, гаражно-строительными, погребными кооперативами, расположенных за пределами границ земельных участков на территории муниципального образования «город Оренбург», было принято решение о возможности признания права собственности на самовольно возведенного индивидуального жилого дома литер <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> порядке установленным ст. 222 Гражданского кодекса РФ, при наличии правоустанавливающих документов на земельный участок, положительных заключений о соответствий указанной постройки санитарным, строительным, пожарным нормам и правилам, при несоблюдении требований п.5.3.4.СП.30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» предоставить в суд согласие смежных землепользователей.

Таким образом, истцом учтены разъяснения, содержащиеся в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 г. № 10/22.

Согласно ч. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ, при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Суду предоставлено градостроительное заключение о функциональном назначении земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ функциональное назначение строения литер <адрес> – размещение жилых помещений. Рассматриваемый земельный участок расположен в территориальной зоне <адрес> – застройки домами смешанной конструкции.

ФИО4, ФИО5 в представленных заявлениях пояснили, что являются смежными землепользователями с участком истца, против удовлетворения исковых требований Карповой О.К. не возражают, спора по границам строения и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес> между ними нет.

При решении вопроса о возможности признания за Карповой О.К. права собственности на самовольно возведенный пристрой, суд также руководствуется Федеральным законом от 30.06.2006 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества». Данным нормативным актом предусмотрен упрощенный режим регистрации (признания со стороны государства) прав собственности граждан не только на земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства до введения в действие Земельного Кодекса РФ, но и на жилые дома, возведенные на указанных земельных участках, в соответствии с которым единственно требуемым основанием для регистрации (признания) права собственности граждан на указанные земельные участки признаны любые документы, удостоверяющие права граждан на спорные земельные участки, а для регистрации прав на жилой дом таким основанием является документ, подтверждающий факт существования объекта недвижимого имущества и содержащий его описание. Причем до 01 марта 2015 года для признания права собственности на такие объекты не требуется разрешения на строительство и на ввод построенного объекта в эксплуатацию. В целях обеспечения исполнения норм права об упрощенном порядке оформления права собственности на перечисленные в законе объекты недвижимого имущества законодателем введен запрет на истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации (признания государством) права собственности граждан на указанные объекты.

Учитывая предусмотренный законом уведомительный (декларативный) характер регистрации права собственности граждан на подобные объекты в упрощенном порядке, а также то, что гражданам не может быть отказано в легализации подобных построек в период действия законодательства об упрощенном порядке регистрации прав, суд находит, что исковые требования Карповой О.К. являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Доказательств, свидетельствующих о том, что сохранение произведенного Карповой О.К. строения будет нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, а также же создавать угрозу жизни и здоровью граждан, суду не представлено, а также же не установлено таковых и судом в ходе рассмотрения дела по существу.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о возможности удовлетворения исковых требований Карповой О.К.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

исковые требования Карповой О.К. удовлетворить.

Сохранить двухэтажный индивидуальный жилой дом литер <адрес>, расположенный по адресу: <адрес> реконструированном виде общей площадью 204,8 кв.м.

Признать за Карповой О.К. право собственности на двухэтажный индивидуальный жилой дом литер <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 204,8 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Е.А. Наумова

Решение изготовлено в окончательной форме 16 октября 2017 года.


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ СПОРАМ:

Решение суда о признании права собственности на самовольную постройку

Асанова Г.Ф. обратилась в суд с иском к администрации г. Оренбурга указав, что она является собственником жилого дома, литер АА1А2, полезной площадью 59,3 кв.м., расположенного по адресу: . Асанова Г.Ф. переоборудовала (утеплила) чердачное простра...

Решение суда о признании недействительными решения уполномоченных членов СНТСН «Мирное» от 13 августа 2016 года, от 26 ноября 2016 года, решения общего собрания от 02.04.2017 года

Хренов Б.А. обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что является членом СНТСН «Мирное» и председателем правления СНТ СН «Мирное». 02.04.2017 состоялось общее собрание членов и садоводов – пользователей СНТ СН «Мирное» решение которого он пр...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru