Решение суда об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости № 2а-3114/2017 ~ М-3412/2017

Дело №а-3114/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        

23 ноября 2017 года                            город Омск

Первомайский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Кирилюк З.Л., при секретаре судебного заседания Абрамкиной Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бубнова О.Ю., Дятлова Э.И., Зигель З.М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Бубнов О.Ю., Дятлов Э.И., Зигель З.М. обратились в суд с названным административным иском, в обоснование требований указав, что Бубнов О.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного на нем жилого дома, находящихся по адресу: <адрес>.

Дятлов Э.И. и Зигель З.М. являются собственниками по <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный на нем жилой дом, находящихся по адресу: <адрес>.

Вид разрешенного использования указанных земельных участков – для жилищных нужд, для размещения домов индивидуальной жилой застройки.

ДД.ММ.ГГГГ после проведения кадастровых работ они произвели перераспределение принадлежащих им земельных участком и подписали соглашение.

ДД.ММ.ГГГГ они обратились в Управление Росреестра по Омской области с заявлениями о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельные участки с кадастровыми номерами № и №, образованные после перераспределения.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Омской области отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, со ссылкой на то, что образуемые земельные участки в результате их перераспределения расположены в территориальной зоне городского наземного транспорта (<данные изъяты>), которая не предусматривает градостроительным регламентом размещение домов индивидуальной жилой застройки.

Считают данный отказ незаконным, нарушающим их имущественные права, поскольку осуществление государственного кадастрового учета и государственная регистрация права на образуемые в результате перераспределения земельные участки с видом разрешенного использования, который не соответствует градостроительному регламенту для соответствующей территориальной зоны, возможны, так как вид разрешенного использования исходного земельного участка был установлен до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора видов разрешенного использования земельного участка и до вступления в силу Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области.

Просят признать незаконным решение Управления Росреестра по Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, образованных в результате перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами № и №.

Бубнов О.Ю., Дятлов Э.И., Зигель З.М., представитель административных истцов - Шарипов Г.Б., в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежащим образом.    

Представитель Управления Росреестра по Омской области Комиссаров Д.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержал доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление.

Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

В силу части 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. В частности, основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план (п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации).

В соответствии с п. 1 ст. 41 Закона о регистрации в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, перепланировки помещений государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 Закона о регистрации и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Закона о регистрации).

В соответствии п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Основания для приостановления государственной регистрации предусмотрены в статье 26 Закона о регистрации.

В соответствии с положениями п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 27 Закона о регистрации, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд (ч. 12 ст. 29 Закона о регистрации).

Из материалов дела следует, что Бубнов О.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, с разрешенным видом использования – для жилищных нужд, категория земель – земли населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес> (л.д. №).

Дятлов Э.И. и Зигель З.М. являются собственниками по <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - для жилищных нужд, находящего по адресу: <адрес> (л.д. №).

ДД.ММ.ГГГГ Бубнов О.Ю., Дятлов Э.И., Зигель З.М. подписали соглашение о перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами № и №, перераспределив площади земельных участков следующим образом: Бубнову О.Ю. переходит право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов - для жилищных нужд, для размещения домов индивидуальной жилой застройки, находящийся по адресу: <адрес>; Дятлову Э.И. и Зигель З.М. переходит по <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - для жилищных нужд, для размещения домов индивидуальной жилой застройки, находящийся по адресу: <адрес> (л.д. №).

ДД.ММ.ГГГГ Бубнов О.Ю., Дятлов Э.И., Зигель З.М. обратились в Управление Росреестра по Омской области с заявлениями о постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права двух земельных участков с кадастровыми номерами № и №, образованных при перераспределении (л.д. №).

В порядке межведомственного взаимодействия Управлением Росреестра по Омской области направлен запрос № в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска о предоставлении сведений о принадлежности к территориальной зоне земельных участков, местоположение которых установлено: ЗУ1 – <адрес>; ЗУ2 - <адрес>.

В соответствии с ответом Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ, согласно карте градостроительного зонирования территорий г.Омска, содержащейся в Правилах землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №, указанные земельные участки расположены в территориальной зоне городского наземного транспорта (<данные изъяты>) (л.д. №).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес административных истцов направлено уведомление о приостановлении осуществления кадастрового учета со ссылкой на п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации, а именно: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. Рекомендовано для устранения причин приостановления обратиться к кадастровому инженеру для внесения изменений в межевой план.

В тот же день – ДД.ММ.ГГГГ, в дополнение к ранее направленному уведомлению в адрес административных истцов направлено уведомление в котором сообщалось, что согласно ответу департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ №, образуемые земельные участки определяются в территориальной зоне городского наземного транспорта <данные изъяты>, предназначенной для размещения сооружений и коммуникаций городского наземного транспорта (автомобилей, трамваев, троллейбусов) и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов для таких объектов. Вид разрешенного использования образуемых земельных участков «для жилищных нужд, для размещения домов индивидуальной жилой застройки» не предусмотрен градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, в которой расположены формируемые участки.

ДД.ММ.ГГГГ Бубнов О.Ю. обратился в Управление Росреестра по Омской области с заявлением о предоставлении дополнительных документов на кадастровый учет, приложив межевой план, оптический компакт-диск, размер файла – <данные изъяты> МБ.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес административных истцов направлено уведомление об отказе в снятии приостановления.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Омской области в адрес административного истца направлено уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав со ссылкой на истечение срока приостановления и неустранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, а также на то, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. Указано, что в соответствии с представленным межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования образуемых земельных участков определен как «Для жилищных нужд, для размещения домов индивидуальной жилой застройки». Согласно ответу департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска от ДД.ММ.ГГГГ №, образуемые земельные участки определяются в территориальной зоне городского наземного транспорта <данные изъяты>, предназначенной для размещения сооружений и коммуникаций городского наземного транспорта (автомобилей, трамваев, троллейбусов) и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов для таких объектов. Вид разрешенного использования образуемых земельных участков «Для жилищных нужд, для размещения домов индивидуальной жилой застройки» не предусмотрен градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, в которой расположены формируемые участки. Таким образом, вид разрешенного использования вновь образованных земельных участков в межевом плане должен быть указан в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №.

Оценивая обоснованность приостановления государственного кадастрового учета изменений в отношении объекта недвижимости, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статья 22 Закона о регистрации межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 22 Закона о регистрации определено, что в межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Статьей 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

Таким образом, образованные в результате перераспределения земельные участки являются вновь образованными.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно пункту 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.

Таким образом, разрешенное использование земельных участков определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством, и подлежит регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности.

Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса).

В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков.

Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 года № 201 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее по тексту - Правила, опубликовано в газете «Третья столица» № 69/1 от 19.12.2008).

По смыслу указанных положений земельного законодательства, перераспределение земельных участков влечет прекращение существования перераспределяемых земельных участков. Соответственно, межевой план должен учитывать указанное обстоятельство.

Согласно карте градостроительного зонирования территории города Омска, содержащейся в Правилах, указанные земельные участки относятся к территориальной зоне <данные изъяты> (зона городского наземного транспорта), градостроительным регламентом которой не предусмотрен вид разрешенного использования «для жилищных нужд, для размещения домов индивидуальной жилой застройки».

Ссылки в административном иске на нормы законодательства, предусматривающие возможность использовать земельные участки, не соответствующие установленному градостроительному регламенту территориальных зон, без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, не могут быть приняты во внимание, поскольку данная норма не применима к спорным правоотношениям, поскольку не касается вновь образуемых земельных участков, постановка которых на кадастровый учет должна осуществляться в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе о необходимости использования участков в соответствии с предусмотренным градостроительным регламентом для данной территориальной зоны видом разрешенного использования.

Поскольку в представленных административными истцами для кадастрового учета документах имеется несоответствие вида разрешенного использования земельных участков «для жилищных нужд, для размещения домов индивидуальной жилой застройки» территориальной зоне <данные изъяты>, в которой данные участки расположены, после приостановления осуществления кадастрового учета и государственной регистрации права своевременно не устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления учета и регистрации права, административным ответчиком верно принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права.

В силу части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации удовлетворение судом требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными возможно в случае, если суд признает их несоответствующими нормативным правовым актам и одновременно нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В рассматриваемой ситуации отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении указанных земельных участков соответствует действующему законодательству, осуществлен в пределах полномочий регистрирующего органа, права либо свободы гражданина не были нарушены, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения заявленных Бубновым О. Ю., Дятловым Э. И., Зигель З. М. требований не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 174-180, 186, 290, 298 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

в удовлетворении административного искового заявления Бубнова О.Ю., Дятлова Э.И., Зигель З.М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании незаконными решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости, отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Первомайский районный суд г. Омска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 28 ноября 2017 года

Судья                                Решение суда не вступило в законную силу


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда о приостановлении регистрации права собственности на объект недвижимости

Костина А.А. обратилась в суд с названным административным иском, в обоснование требований указав, что на основании договора дарения, зарегистрированного в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству от дд.мм.гггг, она является собственником ...

Решение суда о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранного гражданина и отказе в выдаче патента иностранному гражданину

Таджикистан Исломудин Х. Х. обратился в Куйбышевский районный суд с административными исковыми требованиями к Управлению по вопросам миграции Управления внутренних дел России по , Управлению внутренних дел по об оспаривании решения о неразрешении ...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru