Решение суда о возложении обязанности устранить нарушения законодательства по охране водных объектов № 2а-3426/2017 ~ М-3401/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 октября 2017 года                                          город Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе:

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-3426/2017 по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства по охране водных объектов,

УСТАНОВИЛ:

Братский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц обратился в Кировский районный суд г. Иркутска к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области, требуя признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, выразившееся в невыполнении мероприятий по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос протоки Застрянка в пределах г.Нижнеудинск, закреплению на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос протоки Застрянка в пределах г.Нижнеудинск, расчистке русла р.Ия в г.Тулуне Иркутской области (продолжение работ), разработке проектной документации и выполнению работ по объекту «Расчистка русла р.Чукша в районе пгт. Чунский, Иркутская область», капитальному ремонту дамбы на р.Тайшетка в г.Тайшет Иркутской области, разработке проектно-сметной документации по объекту «Инженерная защита г.Нижнеудинска от негативного воздействия реки Уда», берегоукрепительным работам на р.Бирюса в с.Талая Тайшетского района, расчистке русла р.Зуевский Ключик и его притока в г.Тайшет Иркутской области, предусмотренных Книгой № 6 Схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал, утвержденной Приказом руководителя Енисейского бассейнового водного управления от 20.11.2014г. № 183; обязать Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области устранить нарушения ч. 1 ст. 7.1, ч. 5 ст. 33, ч. 5 ст. 67.1 Водного кодекса РФ, п. 11 Правил разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006г. № 883, п.4 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009г. № 17, п.30 Методических указаний по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 04.07.2007г. № 169, и выполнить мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос протоки Застрянка в пределах г.Нижнеудинск, закреплению на местности границ водоохранных зон прибрежных защитных полос протоки Застрянка в пределах г.Нижнеудинск, расчистке русла р.Ия в г.Тулуне Иркутской области (продолжение работ), разработке проектной документации и выполнению работ по объекту «Расчистка русла р.Чукша в районе пгт. Чунский, Иркутская область», капитальному ремонту дамбы на р.Тайшетка в г.Тайшет Иркутской области, разработке проектно-сметной документации по объекту «Инженерная защита г.Нижнеудинска от негативного воздействия реки Уда», берегоукрепительным работам на р.Бирюса в с.Талая Тайшетского района, расчистке русла р.Зуевский Ключик и его притока в г.Тайшет Иркутской области, предусмотренных Книгой № 6 Схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал, утвержденной Приказом руководителя Енисейского бассейнового водного управления от 20.11.2014г. № 183 в срок до 01.08.2018г.

В обоснование административного искового заявления прокурор указал, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с планом работы на первое полугодие 2017г. проведена проверка исполнения законодательства при осуществлении государственных процедур при предоставлении лесных и водных участков в пользование, аренду в части достаточности принимаемых мер по сохранению и снижению негативного воздействия на объекты окружающей среды, выполнения в этой части водохозяйственных мероприятий и по охране водных объектов, расположенных на поднадзорной территории, в том числе предусмотренных Схемой комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал, утвержденной Приказом Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 20.11.2014г. № 183. Проверкой установлено, что на основании государственного контракта № С-13-01 от 23.08.2013г. исполнителем - Обществом с ограниченной ответственностью «Центр инженерных технологий» по поручению заказчика - Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (далее - Енисейское БВУ) в срок до 26.06.2014г. выполнены и сданы заказчику результаты оказания услуг по мероприятию «Доработка проекта СКИОВО реки Ангара, включая озеро Байкал». В соответствии с Приказом Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу от 13.11.2014г. № 1729 утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов Схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал. Согласно выводам заключения №    101, утвержденного указанным Приказом, экспертная комиссия государственной экологической экспертизы, рассмотрев материалы проекта Схемы комплексного использования и охраны водных объектов по бассейну р.Ангара, включая озеро Байкал, отмечает, что намечаемая деятельность соответствует экологическим требованиям, установленным законодательством РФ в области охраны окружающей среды. На основании Приказа руководителя Енисейского бассейнового водного управления от 20.11.2014г. № 183 утверждена разработанная Схема комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал (далее - СКИОВО). В настоящее время данная схема является общедоступной и размещена в сети «Интернет». СКИОВО содержит в своем составе книгу № 6 «Перечень мероприятий по достижению целевого состояния речного бассейна». В состав книги № 6 входит таблица № 5 «Календарный план-график реализации и финансирования институциональных мероприятий в бассейне г. Ангара». Пункт 4 таблицы № 5 предусматривает проведение мероприятия по становлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, в том числе протоки Застрянка в пределах г.Нижнеудинск на протяжении 17 км. Исполнитель мероприятия - Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области. Срок выполнения мероприятия - 2016г. Ключевая проблема, с целью устранения которой проводится мероприятие - загрязнение водных объектов. Пункт 5 таблицы № 5 предусматривает проведение мероприятия по закреплению на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных слое, в том числе протоки Застрянка в пределах г.Нижнеудинск на протяжении 17 км. Исполнитель мероприятия - Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области. Срок выполнения мероприятия - 2016г. Ключевая проблема, с целью устранения которой проводится мероприятие - загрязнение водных объектов. Книга № 6 в своем составе содержит таблицу № 7 «Календарный план - график реализации и финансирования по улучшению оперативного управления в бассейне р.Ангара», который содержит мероприятия для выполнения. Пунктом 28 таблицы № 7 предусмотрено проведение мероприятия по расчистке русла р.Ия в г.Тулуне Иркутской области (продолжение работ) на протяжении 7 км. Исполнитель мероприятия - Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области во взаимодействии с органами местного самоуправления. Срок выполнения мероприятия - 2015г. Ключевая проблема, с целью устранения которой проводится мероприятие - негативное воздействие вод. Пунктом 35 таблицы № 7 предусмотрено проведение мероприятия по разработке проектной документации и выполнению работ по объекту «Расчистка русла р.Чукша в районе пгт. Чунский, Иркутская область» на протяжении 0,8 км. Исполнители мероприятия - Енисейское бассейновое водное управление, Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области. Срок выполнения мероприятия - 2015 - 2016 гг. Ключевая проблема, с целью устранения которой проводится мероприятие - негативное воздействие вод. Пунктом 38 таблицы № 7 предусмотрено проведение мероприятия по расчистке русла р.Зуевский Ключик и его притока в г.Тайшет, Иркутская область на протяжении 11 км., в том числе ручей - 7 км., приток - 4 км. Исполнитель мероприятия - Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области. Срок выполнения мероприятия - 2016 год. Ключевая проблема, с целью устранения которой проводится мероприятие - негативное воздействие вод. Также книга № 6 предусматривает таблицу № 9 «Календарный план- график реализации и финансирования структурных мероприятий в бассейне р.Ангара». Пункт 70 таблицы № 9 предусматривает проведение мероприятия по разработке проектно-сметной документации по объекту «Инженерная защита Нижнеудинска от негативного воздействия реки Уда» на протяженности 2 км. Исполнитель мероприятия - Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области во взаимодействии с органами местного самоуправления. Срок выполнения мероприятия - 2016 год. Ключевая проблема, с целью устранения которой проводится мероприятие - негативное воздействие вод. Пункт 83 таблицы № 9 предусматривает проведение мероприятия – берегоукрепительные работы на р.Бирюса в с.Талая Тайшетского района на протяжении 2,2 км. Исполнитель мероприятия - Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области во взаимодействии с органами местного самоуправления. Срок выполнения мероприятия - 2016 год. Ключевая проблема, с целью устранения которой проводится мероприятие - негативное воздействие вод. Пункт 137 таблицы № 9 предусматривает проведение мероприятия - капитальный ремонт дамбы на р.Тайшетка в г.Тайшет на протяжении 1 км. Исполнитель мероприятия - Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области во взаимодействии с органами местного самоуправления. Срок выполнения мероприятия - 2016 год. Ключевая проблема, с целью устранения которой проводится мероприятие - негативное воздействие вод. Указанные мероприятия включены в СКИОВО на основании информации о необходимости их проведения, представленных в Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области № 06-2771/2 от 19.08.2013г., № 66-37-4022/4 от 17.06.2014г., информации администрации Чунского района Иркутской области от 22.01.2014г. № 0113. Согласно акту обследования расчистки русла реки Ия в г.Тулуне Иркутской области от 24.06.2013г. межведомственной комиссией было установлено, что фактически русло реки Ия заросло кустарником и деревьями, появились намывные острова, на отдельных участках происходит берегообрушение. Нарушена естественная поверхность линии берега в результате техногенной деятельности. В связи с этим, в целях защиты территории объектов экономики и инфраструктуры необходимо выполнить мероприятие, направленное на увеличение пропускной способности русла р.Ия, а именно расчистку и руслорегулирование, на отдельных участках предусмотреть берегоукрепление некапитального характера. В соответствии с информацией администрации Чунского района от 22.01.2014г. № 0113, адресованной директору ООО «Центр инженерных технологий» (исполнитель работ по разработке СКИОВО в соответствии с заключенным государственным контрактом) необходимо включить в СКИОВО проведение мероприятия по очистке и углублению русла реки Чукша в районе автомобильного моста, расположенного на 6 км. автомобильной дороги Чуна - Веселый, протяженность которого составляет 108,8 метров. На основании акта обследования ручья Зуевский Ключик и его притока, ручья Крутенький от 04.04.2008г., утвержденного мэром Тайшетского района, эмиссией установлено, что ручей Зуевский Ключик и его приток имеет непостоянное, извилистое русло, куда и происходит сброс поверхностных стоков, вызывающих его загрязнение и завал, что затрудняет нормальное движение воды. Частая сетка улиц, пересекающих водотоки, из-за недостаточных размеров водоперепускных сооружений вызывает подпор водоносного горизонта, что приводит к заболачиванию прилегающих территорий, а именно индивидуальных жилых домов и усадеб. Указанное свидетельствует о необходимости проведения мероприятия по расчистке русла р. Зуевский Ключик и его притока в г.Тайшет. В соответствии с информацией администрации Нижнеудинского муниципального образования от 16.04.2013г. № 1468, направленной в Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, в целях защиты населения и хозяйственных объектов от процессов, возникающих в результате периодических подтоплений и затоплений территории Нижнеудинского муниципального образования и другого отрицательного воздействия вод, связанного с затоплением при прохождении по данному участку паводков с максимальным расходом различной обеспеченности и необходимостью уменьшения вызванного ими ущерба, необходимо проведение мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод, расчистке русла реки Уда, руслорегулирующих и берегоукрепитальных работ. В соответствии с актом обследования объекта от 16.08.2011г., утвержденным мэром Тайшетского района, по результатам обследования технического состояния существующего берегоукрепительного сооружения на реке Бирюса с.Талая Тайшетского района Иркутской области установлено, что в связи с большим разрушением берегоукрепительного сооружения (ряжевой стенки) происходит постоянное и интенсивное подмывание и разрушение берега. Для прекращения затопления приречных земель, приносящего значительный материальный ущерб и угрозы затопления жилого фонда, необходимо провести мероприятия по капитальному ремонту существующих берегоукрепительных сооружений. Согласно информации администрации Тайшетского городского поселения от 21.01.2013г. № 75, направленной в Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, на территории Тайшетского городского поселения на р.Тайшетка расположено гидротехническое сооружение и пруд накопитель. Данный объект введен в эксплуатацию в 1985 г., с момента постройки и до настоящего времени работы по содержанию и ремонту гидротехнического сооружения не проводились, в связи с дефицитом финансовых средств, в результате чего возникает опасение разрушения элементов водосборных шлюзов, что может привести к затоплению федеральной трассы - М - 53 и близлежащих индивидуальных жилых домов. В связи с чем, необходимо проведение работ по «Разработке проектно-сметной документации по объекту «Капитальный ремонт дамбы на р.Тайшетка в г.Тайшет». Вместе с тем, по результатам проведенной природоохранной прокуратурой проверки установлено, что в соответствии с информациями, предоставленными Енисейским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов и Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области, водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, которые подлежат обязательному выполнению всеми органами государственной власти, в том числе исполнителем - Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области: установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных, в том числе протоки Застрянка в пределах г.Нижнеудинск на протяжении 17 км.; закрепление на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос в том числе протоки Застрянка в пределах г.Нижнеудинск на протяжении 17м.; расчистка русла р.Ия в г.Тулуне Иркутской области (продолжение работ) на протяжении 7 км.; разработка проектной документации и выполнение работ по объекту «Расчистка русла р.Чукша в районе пгт. Чунский, Иркутская область» на протяжении 0,8 км.; расчистка русла р.Зуевский Ключик и его притока в г.Тайшет, Иркутская обл. на протяжении 11 км.; разработка проектно-сметной документации по объекту «Инженерная защита г.Нижнеудинска от негативного воздействия реки Уда» на протяженности 2 км.; капитальный ремонт дамбы на р.Тайшетка в г.Тайшет. на протяжении 1 км.; берегоукрепительные работы на р.Бирюса в с.Талая Тайшетского района на протяжении 2,2 км. - до настоящего времени не выполнены. Указанное свидетельствует о нарушении Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области требований ч. 1 ст. 7.1, ч. 5 ст. 33, ч. 5 ст. 67.1 Водного кодекса РФ, п. 11 Правил разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006г. № 883, п.4 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009г. №17, п.30 Методических указаний по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов, утвержденных Приказом МИР РФ от 04.07.2007г. № 169 и невыполнении функций, возложенных на Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Иркутской области, а также по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в Федеральной собственности и полностью расположенных на территории Иркутской области.

Бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, выразившееся в невыполнении вышеуказанных водохозяйственных меропририятий и мероприятий по охране водных объектов, предусмотренных СКИОВО - капитальный ремонт дамбы на р.Тайшетка в г.Тайшет, расчистка у - э.Чукша в районе пгт. Чунский, Иркутская область, расчистка русла р.Зуевский Ключик и его притока в г.Тайшет, инженерная защита г.Нижнеудинска от негативного воздействия реки Уда, берегоукрепительные работы на р.Бирюса в с.Талая Тайшетского района, расчистка русла р.Ия в г.Тулуне Иркутской области не позволит снизить оказываемое негативное воздействие вод на население, создает угрозу затопления близлежащих от мест проведения мероприятий населенных пунктов в паводковый период, необеспечения населения и хозяйства водой, загрязнения водного объекта, причинения вреда водным биологическим ресурсам, вследствие данного загрязнения.

Определением Кировского районного суда г. Иркутска от 02.10.2017г. к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное агентство водных ресурсов.

Определением суда от 25.10.2017 г. производство по делу в части требований о признании незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, выразившееся в невыполнении мероприятий по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос протоки Застрянка в пределах г.Нижнеудинск, закреплению на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос протоки Застрянка в пределах г.Нижнеудинск, расчистке русла р.Ия в г.Тулуне Иркутской области (продолжение работ), разработке проектной документации и выполнению работ по объекту «Расчистка русла р.Чукша в районе пгт. Чунский, Иркутская область», капитальному ремонту дамбы на р.Тайшетка в г.Тайшет Иркутской области, разработке проектно-сметной документации по объекту «Инженерная защита г.Нижнеудинска от негативного воздействия реки Уда», берегоукрепительным работам на р.Бирюса в с.Талая Тайшетского района, расчистке русла р.Зуевский Ключик и его притока в г.Тайшет Иркутской области, предусмотренных Книгой № 6 Схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал, утвержденной Приказом руководителя Енисейского бассейнового водного управления от 20.11.2014г. № 183 прекращено в связи с отказом прокурора от части требований.

В судебном заседании помощник прокурора Кировского района г. Иркутска Кирчанова Е.А. по поручению поддержала заявленные требования.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области Литвинова Т.Г., заявленные требования не признала по основаниям и доводам, изложенным в письменном отзыве на административный иск.

Заинтересованные лица Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Федеральное агентство водных ресурсов в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте судебного заседания уведомлены.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса или лицами, использующими водные объекты в с соответствии с настоящим Кодексом (ч.1 ст. 7.1 Водного кодекса РФ).

Частью 1 ст. 26 Водного кодекса РФ предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе следующие полномочия: осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и неположенных на территориях субъектов Российской Федерации; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в Федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

В целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий проводятся специальные защитные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ч.1 ст. 67.1 Водного кодекса РФ).

Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса (ч.5 ст. 67.1 Водного кодекса РФ).

Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009г. № 17 утверждены Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (далее - Правила), в соответствии с п.3 которых установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водохранилищ, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водохранилищ, установленным Правительством Российской Федерации.

Согласно п.4 Правил в целях установления границ органы осу дарственной власти, указанные в пункте 3, обеспечивают:

а)    определение ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации;

б)    описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек;

в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах;

г) установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.

Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2009г. № 392/171-пп, Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в области охраны окружающей среды, недропользования, водных ношений, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.

В сфере водных отношений одной из функций Министерства (п.п. 27, 28 раздела 3 Положения) является осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в государственной собственности Иркутской области, а также водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Иркутской области; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в государственной собственности Иркутской области, а также водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Иркутской области.

Таким образом, осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в государственной собственности Иркутской области, а также водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Иркутской области; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в государственной собственности Иркутской области, а также водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Иркутской области, возложено на Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области.

Как установлено в судебном заседании, Братской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с планом работы на первое полугодие 2017г. проведена проверка исполнения законодательства при осуществлении государственных процедур при предоставлении лесных и водных участков в пользование, аренду в части достаточности принимаемых мер по сохранению и снижению негативного воздействия на объекты окружающей среды, выполнения в этой части водохозяйственных мероприятий и по охране водных объектов, расположенных на поднадзорной территории, в том числе предусмотренных Схемой комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал, утвержденной Приказом Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 20.11.2014г. № 183.

Проверкой установлено, что на основании государственного контракта № С-13-01 от 23.08.2013г. исполнителем ООО «Центр инженерных технологий» по поручению заказчика - Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (далее - Енисейское БВУ) в срок до 26.06.2014г. выполнены и сданы заказчику результаты оказания услуг по мероприятию «Доработка проекта СКИОВО реки Ангара, включая озеро Байкал».

В соответствии с Приказом Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу от 13.11.2014г. № 1729 утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов Схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал. Согласно выводам заключения № 101, утвержденного указанным Приказом, экспертная комиссия государственной экологической экспертизы, рассмотрев материалы проекта Схемы комплексного использования и охраны водных объектов по бассейну р.Ангара, включая озеро Байкал, отмечает, что намечаемая деятельность соответствует экологическим требованиям, установленным законодательством РФ в области охраны окружающей среды.

На основании Приказа руководителя Енисейского бассейнового водного управления от 20.11.2014г. № 183 утверждена разработанная Схема комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал (далее - СКИОВО). В настоящее время данная схема является общедоступной и размещена в сети «Интернет».

СКИОВО содержит в своем составе книгу № 6 «Перечень мероприятий по достижению целевого состояния речного бассейна». В состав книги № 6 входит таблица № 5 «Календарный план-график реализации и финансирования институциональных мероприятий в бассейне г. Ангара».

Пункт 4 таблицы № 5 предусматривает проведение мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, в том числе протоки Застрянка в пределах г.Нижнеудинск на протяжении 17 км. Исполнитель мероприятия - Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области. Срок выполнения мероприятия - 2016г. Ключевая проблема, с целью устранения которой проводится мероприятие - загрязнение водных объектов.

Пункт 5 таблицы № 5 предусматривает проведение мероприятия по закреплению на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных слое, в том числе протоки Застрянка в пределах г.Нижнеудинск на протяжении 17 км. Исполнитель мероприятия - Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области. Срок выполнения мероприятия - 2016г. Ключевая проблема, с целью устранения которой проводится мероприятие - загрязнение водных объектов.

Книга № 6 в своем составе содержит таблицу № 7 «Календарный план - график реализации и финансирования по улучшению оперативного управления в бассейне р.Ангара», который содержит мероприятия для выполнения. Пунктом 28 таблицы № 7 предусмотрено проведение мероприятия по расчистке русла р.Ия в г.Тулуне Иркутской области (продолжение работ) на протяжении 7 км. Исполнитель мероприятия - Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области во взаимодействии с органами местного самоуправления. Срок выполнения мероприятия - 2015г. Ключевая проблема, с целью устранения которой проводится мероприятие - негативное воздействие вод.

Пунктом 35 таблицы № 7 предусмотрено проведение мероприятия по разработке проектной документации и выполнению работ по объекту «Расчистка русла р.Чукша в районе пгт. Чунский, Иркутская область» на протяжении 0,8 км. Исполнители мероприятия - Енисейское бассейновое водное управление, Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области. Срок выполнения мероприятия - 2015 - 2016 гг. Ключевая проблема, с целью устранения которой проводится мероприятие - негативное воздействие вод. Пунктом 38 таблицы № 7 предусмотрено проведение мероприятия по расчистке русла р.Зуевский Ключик и его притока в г.Тайшет, Иркутская область на протяжении 11 км., в том числе ручей - 7 км., приток - 4 км. Исполнитель мероприятия - Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области. Срок выполнения мероприятия - 2016 год. Ключевая проблема, с целью устранения которой проводится мероприятие - негативное воздействие вод.

Также книга № 6 предусматривает таблицу № 9 «Календарный план-график реализации и финансирования структурных мероприятий в бассейне р.Ангара».

Пункт 70 таблицы № 9 предусматривает проведение мероприятия по разработке проектно-сметной документации по объекту «Инженерная защита Нижнеудинска от негативного воздействия реки Уда» на протяженности 2 км. Исполнитель мероприятия - Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области во взаимодействии с органами местного самоуправления. Срок выполнения мероприятия - 2016 год. Ключевая проблема, с целью устранения которой проводится мероприятие - негативное воздействие вод.

Пункт 83 таблицы № 9 предусматривает проведение мероприятия – берегоукрепительные работы на р.Бирюса в с.Талая Тайшетского района на протяжении 2,2 км. Исполнитель мероприятия - Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области во взаимодействии с органами местного самоуправления. Срок выполнения мероприятия - 2016 год. Ключевая проблема, с целью устранения которой проводится мероприятие - негативное воздействие вод.

Пункт 137 таблицы № 9 предусматривает проведение мероприятия - капитальный ремонт дамбы на р.Тайшетка в г.Тайшет на протяжении 1 км. Исполнитель мероприятия - Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области во взаимодействии с органами местного самоуправления. Срок выполнения мероприятия - 2016 год. Ключевая проблема, с целью устранения которой проводится мероприятие - негативное воздействие вод.

Указанные мероприятия включены в СКИОВО на основании информации о необходимости их проведения, представленных в Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области № 06-2771/2 от 19.08.2013г., № 66-37-4022/4 от 17.06.2014г., информации администрации Чунского района Иркутской области от 22.01.2014г. № 0113.

Согласно акту обследования расчистки русла реки Ия в г.Тулуне Иркутской области от 24.06.2013г. межведомственной комиссией было установлено, что фактически русло реки Ия заросло кустарником и деревьями, появились намывные острова, на отдельных участках происходит берегообрушение. Нарушена естественная поверхность линии берега в результате техногенной деятельности. В связи с этим, в целях защиты территории объектов экономики и инфраструктуры необходимо выполнить мероприятие, направленное на увеличение пропускной способности русла р.Ия, а именно расчистку и руслорегулирование, на отдельных участках предусмотреть берегоукрепление некапитального характера. В соответствии с информацией администрации Чунского района от 22.01.2014г. № 0113, адресованной директору ООО «Центр инженерных технологий» (исполнитель работ по разработке СКИОВО в соответствии с заключенным государственным контрактом) необходимо включить в СКИОВО проведение мероприятия по очистке и углублению русла реки Чукша в районе автомобильного моста, расположенного на 6 км. автомобильной дороги Чуна - Веселый, протяженность которого составляет 108,8 метров.

На основании акта обследования ручья Зуевский Ключик и его притока, ручья Крутенький от 04.04.2008г., утвержденного мэром Тайшетского района, комиссией установлено, что ручей Зуевский Ключик и его приток имеет непостоянное, извилистое русло, куда и происходит сброс поверхностных стоков, вызывающих его загрязнение и завал, что затрудняет нормальное движение воды. Частая сетка улиц, пересекающих водотоки, из-за недостаточных размеров водоперепускных сооружений вызывает подпор водоносного горизонта, что приводит к заболачиванию прилегающих территорий, а именно индивидуальных жилых домов и усадеб. Указанное свидетельствует о необходимости проведения мероприятия по расчистке русла р. Зуевский Ключик и его притока в г.Тайшет.

В соответствии с информацией администрации Нижнеудинского муниципального образования от 16.04.2013г. № 1468, направленной в Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, в целях защиты населения и хозяйственных объектов от процессов, возникающих в результате периодических подтоплений и затоплений территории Нижнеудинского муниципального образования и другого отрицательного воздействия вод, связанного с затоплением при прохождении по данному участку паводков с максимальным расходом различной обеспеченности и необходимостью уменьшения вызванного ими ущерба, необходимо проведение мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод, расчистке русла реки Уда, руслорегулирующих и берегоукрепитальных работ.

В соответствии с актом обследования объекта от 16.08.2011г., утвержденным мэром Тайшетского района, по результатам обследования технического состояния существующего берегоукрепительного сооружения на реке Бирюса с.Талая Тайшетского района Иркутской области установлено, что в связи с большим разрушением берегоукрепительного сооружения (ряжевой стенки) происходит постоянное и интенсивное подмывание и разрушение берега. Для прекращения затопления приречных земель, приносящего значительный материальный ущерб и угрозы затопления жилого фонда, необходимо провести мероприятия по капитальному ремонту существующих берегоукрепительных сооружений.

Согласно информации администрации Тайшетского городского поселения от 21.01.2013г. № 75, направленной в Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, на территории Тайшетского городского поселения на р.Тайшетка расположено гидротехническое сооружение и пруд накопитель. Данный объект введен в эксплуатацию в 1985 г., с момента постройки и до настоящего времени работы по содержанию и ремонту гидротехнического сооружения не проводились, в связи с дефицитом финансовых средств, в результате чего возникает опасение разрушения элементов водосборных шлюзов, что может привести к затоплению федеральной трассы - М - 53 и близлежащих индивидуальных жилых домов. В связи с чем, необходимо проведение работ по «Разработке проектно-сметной документации по объекту «Капитальный ремонт дамбы на р.Тайшетка в г.Тайшет».

Вместе с тем, по результатам проведенной природоохранной прокуратурой проверки установлено, что в соответствии с информациями, предоставленными Енисейским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов и Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области, водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, которые подлежат обязательному выполнению всеми органами государственной власти, в том числе исполнителем - Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области: установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных, в том числе протоки Застрянка в пределах г.Нижнеудинск на протяжении 17 км.; закрепление на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос в том числе протоки Застрянка в пределах г.Нижнеудинск на протяжении 17м.; расчистка русла р.Ия в г.Тулуне Иркутской области (продолжение работ) на протяжении 7 км.; разработка проектной документации и выполнение работ по объекту «Расчистка русла р.Чукша в районе пгт. Чунский, Иркутская область» на протяжении 0,8 км.; расчистка русла р.Зуевский Ключик и его притока в г.Тайшет, Иркутская обл. на протяжении 11 км.; разработка проектно-сметной документации по объекту «Инженерная защита г.Нижнеудинска от негативного воздействия реки Уда» на протяженности 2 км.; капитальный ремонт дамбы на р.Тайшетка в г.Тайшет. на протяжении 1 км.; берегоукрепительные работы на р.Бирюса в с.Талая Тайшетского района на протяжении 2,2 км. - до настоящего времени не выполнены.

Указанное свидетельствует о нарушении Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области требований ч. 1 ст. 7.1, ч. 5 ст. 33, ч. 5 ст. 67.1 Водного кодекса РФ, п. 11 Правил разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006г. № 883, п.4 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009г. №    17, п.30 Методических указаний по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов, утвержденных Приказом МИР РФ от 04.07.2007г. № 169 и невыполнении функций, возложенных на Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Иркутской области, а также по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в Федеральной собственности и полностью расположенных на территории Иркутской области.

Как следует из письма первого заместителя министра Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 08.06.2017г., направленного в адрес Братской межрайонной природоохранной прокуратуры, В соответствии с Перечнем мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений (далее - Перечень мероприятий), в 2017 году осуществляется работа по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос на реке Уда и протоке Застрянка в пределах города Нижнеудинск (определен победитель по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме), водохозяйственное мероприятие «Регулирование и расчистке русла р. Ия ПК 1497 км +85 - ПК 1504 км +85 в г. Тулуне Иркутской области» планируется завершить в 2017 году. Выполнение работ по закреплению на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос на реке Уда и протоке Застрянка в пределах города Нижнеудинск запланировано на 2018 год. Также, в 2014-2015 годах выполнены работы по установлению и закреплению на местности специальными информационными знаками границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос на реке Вихорева в пределах населенных пунктов Анчирикова, Бурнинская Вихоря (Бурнинск), Бикей Братск, Кузнецовка, Балага Братского района. Строительство объекта «Инженерная защита г. Нижнеудинск от негативного воздействия реки Уда» в соответствии с перечнем объектов капитального строительства государственной программы Иркутской области «Охрана окружающей среды» на 2014-2020 годы запланировано на 2020-2021 годы. Разработка проектно-сметной документации в рамках государственной программы не осуществлялась, в адрес министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области заявка от муниципального образования на финансирование разработки проектно-сметной документации по данному объекту не поступало. Объекта «Расчистка русла ручья Зуевский Ключик и его притока в г.Тайшет Иркутская область» планировался к реализации в 2016 году. После рассмотрения Росводресурсами реализация проекта была отклонена в связи с необходимостью его корректировки из-за изменения гидрологической обстановки. Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области в 2016 году был представлен на защиту бюджетных проектировок в Росводресурсы (г. Москва) пакет обосновывающих материалов корректировке проекта, по результатам которой финансирование корректировки данного мероприятия в 2017 году Росводресурсами было отклонено, поскольку необходимо подтверждение выполнения реконструкции водопропускных сооружений на водном объекте муниципальным образованием. Также была отклонена Росводресурсами реализация объекта Капитальный ремонт дамбы на р. Тайшетка в г. Тайшет» в связи с необходимостью обоснования назначения имеющегося гидротехнического сооружения. В 2015 году в рамках государственной программы Иркутской области Охрана окружающей среды» на 2014-2020 годы планировалась реализация объекта «Берегоукрепительные работы на р. Бирюса в с. Талая Тайшетского района». В связи с отсутствием положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости, средства на реализацию объекта были перераспределены. Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области планируется включение данного мероприятия в заявку на участие в конкурсном отборе региональных программ субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов, претендующих на получение средств федерального бюджета. По поводу информации о необходимости выполнения работ по увеличению пропускной способности русла р. Чукша в районе ПГТ Чунский в адрес министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области не поступало не от органов местного самоуправления, не от главного правления МЧС России по Иркутской области.

В соответствии со ст. 24 Водного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся, в том числе разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов и внесение изменений в эти схемы;

Согласно ч. 1 ст. 33 Водного кодекса РФ схемы комплексного использования и охраны водных объектов включают в себя систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании и являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов.

Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются в целях:

определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты;

определения потребностей в водных ресурсах в перспективе;

обеспечения охраны водных объектов;

определения основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод (ч.2 ст. 33 Водного кодекса РФ)

Схемами комплексного использования и охраны водных объектов устанавливаются:

целевые показатели качества воды в водных объектах на период действия этих схем;

перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране годных объектов;

водохозяйственные балансы, предназначенные для оценки количества степени освоения доступных для использования водных ресурсов в границах речных бассейнов и представляющие собой расчеты потребностей водопользователей в водных ресурсах по сравнению с доступными для использования водными ресурсами в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности (с учетом неравномерного распределения поверхностного и подземного стоков вод в различные периоды, территориального перераспределения стоков поверхностных вод, пополнения водных ресурсов подземных водных объектов);

лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности;

квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности в отношении каждого субъекта Российской Федерации;

основные целевые показатели уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод, перечень мероприятий, направленных на достижение этих показателей;

предполагаемый объем необходимых финансовых ресурсов для реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов (ч. 3 ст. 33 Водного кодекса РФ).

Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, рассматриваются бассейновыми советами и утверждаются для каждого речного бассейна уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.4 ст. 33 Водного кодекса РФ).

Схемы комплексного использования и охраны водных объектов являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления (ч.5 ст. 33 Водного кодекса РФ).

Порядок разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.6 ст. 33 Водного кодекса РФ).

Указанный порядок в настоящее время установлен постановлением Правительства РФ от 30.12.2006г. № 883.

В соответствии с ч. 2 постановления Правительства РФ от 30.12.2006г. № 883 схемы комплексного использования и охраны водных объектов - разрабатываются Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с правилами, утвержденными настоящим Постановлением (далее - Правила), методическими указаниями по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов и с учетом рекомендаций бассейновых советов и утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Методические указания по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов утверждены Приказом МПР РФ от 04.07.2007г. № - далее - Методические указания).

Схемы разрабатываются на срок не менее 10 лет и отражают количественные и качественные показатели состояния водных ресурсов и параметры водопользования по речному бассейну, подбассейнам, водохозяйственным участкам и территориям субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.2 Правил Схемы разрабатываются на срок не менее 10 лет, и отражают количественные и качественные показатели состояния водных ресурсов и параметры водопользования по речному бассейну, подбассейнам, водохозяйственным участкам и территориям субъектов Российской Федерации.

Схемами устанавливаются, в том числе перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, на обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственных систем в границах речного бассейна и достижение целевых показателей качества воды в водных объектах, разрабатываемый Федеральным агентством водных ресурсов с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (пп. «б» п.6 Правил).

Схемы реализуются органами государственной власти и органами местного самоуправления путем планирования на их основании и осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на удовлетворение фактической потребности и потребности в перспективе в водных ресурсах, планомерное сокращение антропогенного воздействия на водные объекты, обеспечение рационального использования и охраны водных объектов, а также предотвращение негативного воздействия вод (п. 11 Правил).

Проект Схемы вносится со сводным докладом «Варианты программ мероприятий по достижению целевого состояния речного бассейна, их основные экологические, технико-экономические и социальные показатели, сравнительная комплексная оценка», обосновывающим выбранный вариант программы мероприятий Схемы.

Рассмотрение Федеральным агентством водных ресурсов рекомендаций Бассейнового Совета, внесение, при необходимости, изменений в проект Схемы.

Получение заключения государственной экологической экспертизы.

Направление проекта Схемы Федеральным агентством водных ресурсов на утверждение в Министерство природных ресурсов Российской Федерации

Министерство природных ресурсов Российской Федерации утверждает Схему в месячный срок с даты поступления проекта Схемы на утверждение и передает утвержденную Схему в Федеральное агентство водных ресурсов для направления в заинтересованные органы государственной власти и органы лестного самоуправления, а также для размещения на сайте Федерального агентства водных ресурсов в сети Интернет.

Программа водохозяйственных и водоохранных мероприятий Схемы реализуется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, являющимися распорядителями средств соответствующих бюджетов, по источникам финансирования, отраженным в Программе водохозяйственных и водоохранных мероприятий Схемы (п.30 Методических указаний).

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов является необходимым условием обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Таким образом, невыполнение мероприятий по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закреплению на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, по расчистке русла рек, по капитальному ремонту дамбы, а также невыполнение берегоукрепительных работ свидетельствует о необеспечении благоприятной окружающей среды в результате загрязнения водных объектов, причинения вреда водным биологическим ресурсам и среде их обитания, затоплении близлежащих от водных объектов населенных пунктов, чем, в свою очередь, нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституцией РФ. Кроме того, в результате бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области нарушаются права неопределенного круга лиц на охрану здоровья, гарантированные ст. 41 Конституции РФ и право частной собственности на имущество, предусмотренное ст. 35 Конституции РФ. Невыполнение мероприятий по капитальному ремонту дамб, расчистке русел рек, проведению берегоукрепительных работ, необеспечение безопасности агротехнических сооружений, создаст угрозу возникновения чрезвычайной ситуации в результате риска затопления населенных территорий, близлежащих указанных водных объектов, что может способствовать причинению вреда жизни здоровья граждан, их имуществу - жилых домов, временных построек.

Исходя из системного толкования вышеуказанных законоположений, в результате бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области нарушаются интересы Российской Федерации, поскольку невыполнение указанных мероприятий создаст угрозу загрязнения водных объектов, гибели водных биоресурсов, собственником которых является государство.

Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области не исполняет требования законодательства, что не отрицается самим административным ответчиком, суд полагает, что требования прокурора обоснованы.

Представленный административным ответчиком Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в 2018 году никем не утвержден, заключенный 23.06.2017г. между Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области и ООО «ПурпеСтройИнвест» контракт № 66-05-27/17 на оказание услуг по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос Уда, Уват, Мукчут и протоке Застрянка в пределах г. Нижнеудинска Нижнеудинского района свидетельствует лишь о том, что мероприятия по установлению границ водоохранных зон со сроком оказания услуг по 01.12.2017г. будут проведены в будущем, представленный государственный контракт № 66-05-1/14, заключенный 10.02.2014г. между Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области ООО «Сибна» на выполнение водохозяйственного мероприятия «Руслорегулирование и расчистка русла р. Ия ПК 1497 км + 85 ПК 1504 км + 85 в г. Тулуне, Иркутская область» и дополнительными соглашениями к нему № 1 от 18.03.2014г., № 1 о 28.07.2014г., № 2 от 26.12.2014г., № 3 от 01.06.2015г., где в пункт 1.3 внесены изменения, которым предусмотрено выполнение указанных работ до 15.11.2016г., дополнительным соглашением № 5 от 22.07.2016г. срок выполнения работ продлен до 15.11.2017г., опровергаются материалами проверки Братской межрайонной природоохранной прокуратуры.

Доводы административного ответчика о том, что заявки о необходимости выполнения работ по увеличению пропускной способности русла р. Чукша в районе ПГТ Чунский в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области не поступало ни от органа местного самоуправления, ни от главного управления МЧС России по Иркутской области, суд признает несостоятельными, поскольку указанные мероприятия включены в Перечень программы мероприятий СКИОВО на основании письма администрации Чунского района Иркутской области от 22.01.2014г. № 0113.

Также суд признает несостоятельными доводы Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области то том, что реализация мероприятий, направленных на защиту от негативного воздействия вод населения и объектов экономики, а также на Повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, путем их приведения к безопасному техническому состоянию, осуществляется на основании потребности муниципальных образований Иркутской области и необходимость реализации тех или иных мероприятий определяется исключительно муниципальными образованиями Иркутской области, а также то, что Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области рассматривает возможность предоставления субсидии только на основании заявок от муниципальных образований, в связи со следующим.

В соответствии со Схемой комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал исполнителем мероприятий: по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных в том числе протоки Застрянка в пределах г.Нижнеудинск на протяжении 17 км.; закреплению на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос в том числе протоки Застрянка в пределах г.Ннжнеудинск на протяжении 17 км.; расчистке русла р.Ия в г.Тулуне Иркутской области (продолжение работ) на протяжении 7 км.; разработке проектной документации и выполнение работ по объекту «Расчистка русла р.Чукша в районе пгт. Чунский, Иркутская область» на протяжении 0,8 км.; расчистке русла р.Зуевский Ключик и его притока в г.Тайшет, Иркутская обл. на протяжении 11 км.; разработке проектно-сметной документации по объекту «Инженерная защита г.Нижнеудинска от негативного воздействия реки Уда» па протяженности 2 км.; капитальному ремонту дамбы на р.Чайшегка в г.Тайшет. на протяжении 1 км.; берегоукрепительным на р.Бирюса в с.Талая Тайшетского района на протяжении 2,2 км, является Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области.

В связи с тем, что Схема комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал, подлежит обязательному исполнению в установленный Схемой срок исполнителями мероприятий, Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области наделено полномочиями по проведению всех указанных мероприятий и это является непосредственной обязанностью Министерства.

Доводы административного ответчика об отсутствии достаточного финансирования на выполнение соответствующих водоохранных мероприятий не могут приниматься во внимание, поскольку отсутствие финансового обеспечения соответствующих природоохранных мероприятий не является уважительной причиной для несоблюдения требований закона о проведении мероприятий по охране водных объектов, поскольку соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности человека не может ставиться в зависимость от финансовой обеспеченности властно-публичного образования. При этом со стороны Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области активные действия для получения надлежащего финансирования из федерального бюджета с целью проведения вышеуказанных мероприятий не предпринимались, вопрос о необходимости дополнительного финансирования перед федеральными органами власти не ставился, обращения к распорядителю денежных средств не направлялись. Доказательств, подтверждающих отсутствие реальной возможности для своевременного и надлежащего исполнения указанных требований, Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области не представлено.

В целях восстановления нарушенных прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц требование прокурора о возложении на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав суд полагает подлежащим удовлетворению.

Суд учитывает, что прокурор просит установить срок для устранения допущенных нарушений до 01.08.2018г. Данный срок, по мнению суда, является разумным и применимым в данном случае для восстановления нарушенного права.

    Рассматривая вопрос о соблюдении прокурором сроков обращения в суд с настоящими требованиями, суд учитывает, что о нарушении прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, а именно о бездействии административного ответчика, прокурору стало известно из акта о результатах проверки от 19.07.2017г., поэтому обратившись в суд с настоящим административным иском 04.09.2017г. посредством почты, срок обращения в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, суд полагает, прокурором не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Требования Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области удовлетворить.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области устранить нарушения ч. 1 ст. 7.1, ч. 5 ст. 33, ч. 5 ст. 67.1 Водного кодекса РФ, п. 11 Правил разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006г. № 883, п.4 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009г. № 17, п.30 Методических указаний по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 04.07.2007г. № 169, и выполнить мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос протоки Застрянка в пределах г.Нижнеудинск, закреплению на местности границ водоохранных зон прибрежных защитных полос протоки Застрянка в пределах г.Нижнеудинск, расчистке русла р.Ия в г.Тулуне Иркутской области (продолжение работ), разработке проектной документации и выполнению работ по объекту «Расчистка русла р.Чукша в районе пгт. Чунский, Иркутская область», капитальному ремонту дамбы на р.Тайшетка в г.Тайшет Иркутской области, разработке проектно-сметной документации по объекту «Инженерная защита г.Нижнеудинска от негативного воздействия реки Уда», берегоукрепительным работам на р.Бирюса в с.Талая Тайшетского района, расчистке русла р.Зуевский Ключик и его притока в г.Тайшет Иркутской области, предусмотренных Книгой № 6 Схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал, утвержденной Приказом руководителя Енисейского бассейнового водного управления от 20.11.2014г. № 183 в срок до 01.08.2018г.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                           Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения суда изготовлен 27.10.2017г.                     Н.Н. Исакова


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда о признании незаконным бездействия по непринятию мер прокурорского реагирования и отказу устранить нарушение законодательства

Радионова И.В. обратилась в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к прокуратуре Кировского района г. Иркутска в котором просила признать незаконным бездействие прокурора Кировского района г.Иркутска по непринятию...

Решение суда о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении задержанного, подвергнутого административному аресту, питанием по установленной норме

Мартыненко И.О. обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к МУ МВД России «Иркутское», требуя признать незаконным бездействие МУ МВД России «Иркутское», выразившееся в необеспечении задержанного Мартыненк...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru