Постановление суда по ст. 8.2 КоАП РФ № 5-689/2017 | Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами

Дело №5-689/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

03 октября 2017 г. Ростов-на-Дону

Судья Советского районного суда г. Ростова-на-Дону Рощина Виктория Сергеевна (344090, г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 200/2), рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Спецавтотранс», ИНН № ОГРН № юридический адрес: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Определением Департамента Росприроднадзора по ЮФО от ДД.ММ.ГГГГ №-№ протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №-№ и другие материалы дела в отношении ООО «САТ» по ст. 8.2 КоАП РФ были переданы по подведомственности на рассмотрение Советского районного суда г. Ростова-на-Дону.

Из представленных суду протокола об административном правонарушении №-№ от ДД.ММ.ГГГГ и материалов по делу об административном правонарушении следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Департаментом Росприроднадзора по ЮФО было проведено административное расследование. ДД.ММ.ГГГГ в 09 час. 30 мин. специалистами Департамента с привлечением специалистов филиала ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по Ростовской области в присутствии представителей ООО «Спецавтотранс» был проведен осмотр территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> (территория полигона ТБО). Специалистами филиала ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по Ростовской области проведен отбор проб отходов для определения класса опасности (лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, отходы коммунальные жидкие, фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные, обтирочный материал, загрязненный нефтепродуктами, тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами, инструменты лакокрасочные загрязненные), отбор проб почвы для определения токсического влияния отходов на почву, отбор проб атмосферного воздуха. Согласно заключению по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний установлено, что отобранные отходы относятся к отходам I, III, IV классам опасности (экспертные заключения по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от ДД.ММ.ГГГГ). По результатам лабораторных исследований и в соответствии с представленными на экспертизу материалами – протоколом отбора (измерений) проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ №-№, установлено, что отобранные образцы токсичны.

ООО «Спецавтотранс» имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности от ДД.ММ.ГГГГ серия № №/П (виды работ: сбор отходов IV класса опасности, транспортирование отходов IV класса опасности, размещение отходов IV класса опасности).

В ходе проведения осмотра ДД.ММ.ГГГГ установлено следующее: на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, на юго-запад от <адрес>, расположен полигон ТБО ООО «Спецавтотранс». На момент осмотра территории данного земельного участка, эксплуатируемого ООО «Спецавтотранс», осуществлялся прием (ввоз) и размещение отходов. На территории полигона осуществляется размещение отходов, не включенных в перечень отходов, с которыми разрешается осуществлять деятельность в соответствии с конкретными видами обращения с отходами I-IV класса опасности, из числа включенных в название лицензируемого вида деятельности ООО «Спецавтотранс», а именно: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, отходы коммунальные жидкие, фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные, обтирочный материал, загрязненный нефтепродуктами, тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами, инструменты лакокрасочные загрязненные, шины пневматические отработанные.

В ходе проведения административного расследования установлено, что эксплуатация полигона ТБО ведется с нарушением требований санитарных правил, а именно: работы по очистке прилегающей территории и пожарных подъездных путей не осуществляются, территория захламлена отходами (п. 5.6 Правил); радиационный дозиметрический контроль при поступлении на полигон отходов при проведении проверки не осуществлялся, Журнал учета радиационного контроля, а также прибор отсутствовали (п. 2.5 Правил); дезинфекционный барьер для обработки ходовой части мусоровозов на момент проведения осмотра не оборудован должным образом, не эксплуатируется (п. 4.3 Правил); переносные сетчатые ограждения, необходимые для предотвращения разноса ветром легких фракций отходов и захламлению близлежащей территории, при разгрузке не применяются (п. 5.3 Правил); степень уплотнения укладываемых ТБО не контролируется; кратность прохода бульдозером для послойного уплотнения отходов не соблюдается, промежуточная изоляция рабочего слоя (каждые 2 метра) не осуществляется (п. 5.4 Правил). Полигон огорожен не по всему периметру.

Кроме того, помимо указанных нарушений при эксплуатации полигона допущены нарушения инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства РФ от 02.11.1996, а именно: мерный столб для контроля высоты отсыпаемого слоя ТБО не используется.

В связи с чем в отношении общества с ограниченной ответственностью «Спецавтотранс» был составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 8.2 КоАП РФ.

В судебное заседание явились законный представитель ООО «Спецавтотранс» – директор Кардашян Э.М., действующий без доверенности, а также защитник Иванова В.А., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, которые возражали против привлечения ООО «Спецавтотранс» к административной ответственности. Пояснили, что при осмотре территории полигона инспектором Росприроднадзора Болговой А.В. производилась фотосъемка, но фотографии в материалах дела отсутствуют. Кроме того, в присутствии директора Кардашяна Э.М. отборы проб не производились. Данный факт подтверждается протоколами отбора (измерений) проб. Все протоколы отбора проб проведены без участия понятых и отсутствует видеозапись. Инспектор Болгова А.В. нарушила ст. 26.5, ст. 27.10 КоАП РФ. Неизвестно, где и когда в действительности были взяты пробы. Более того, протоколы отбора проб не подписаны должностным лицом – инспектором Болговой А.В., а потому являются недопустимыми доказательствами. Согласно протоколам отбора проб при отборе присутствовали некие ФИО5 и ФИО6, но их подписи в протоколах отсутствуют. При этом протоколы подписаны ФИО7, на присутствие которой при отборе проб в протоколах не указано. Инспектор Болгова А.В. производила осмотр производственной базы. При осмотре спецавтотранспорта – мусоровозов она обратила внимание, что несколько единиц спецтранспорта не оборудованы знаками для транспортирования опасных грузов. Однако эти мусоровозы не эксплуатируются, так как списаны. Документы на списание были предоставлены инспектору. В материалах дела отсутствует протокол изъятия ламп люминесцентных по адресу <адрес>. Кроме того, у общества имеется договор № на услуги по транспортировке и сдаче ртутьсодержащих ламп на демеркуризацию от ДД.ММ.ГГГГ. В протоколе об административном правонарушении отсутствуют данные, указывающие о имевших место нарушениях по месту нахождения производственной базы по адресу <адрес>. Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ на территории полигона ТБО были якобы отобраны пробы почвы и воздуха. В акте отсутствуют сведения о том, что были отобраны лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, отходы коммунальные жидкие, фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные, обтирочный материал, загрязненный нефтепродуктами, тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами, инструменты лакокрасочные загрязненные. При директоре Кардашяне Э.М. никто вышеуказанные предметы не изымал, они не упаковывались и не изымались. Более того, на полигоне ТБО однозначно отсутствуют жидкие отходы, так как их никогда не принимали, а также не принимали фильтры очистки масла. В протоколе об административном правонарушении указано, что установлено, что отобранные пробы относятся к отходам 1, 3 и 4 классам опасности. В материалах дела отсутствуют сведения, указывающие, что на полигоне имелись отходы 1 класса опасности. Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ № было проведено исследование атмосферного воздуха. В протоколе об административном правонарушении обществу не инкриминируется загрязнение воздуха. Обществу инкриминируется загрязнение почвы. Протокол не был подписан законным представителем общества и Болговой А.В., отсутствует заключение эксперта, в протоколе отбора проб на последней странице имеется пустая схема, отсутствует ссылка на токсичность почвы. Общество не нарушало п. 5.6 Правил, поскольку осмотр полигона проводился в течение 20 минут, поэтому утверждение инспектора о том, что общество в течение 10 дней один раз не производит уборку защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге голословно. Инспектору был предоставлен график уборки защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге. Кроме того, в марте 2017 года была проведена проверка в отношении ООО «САТ» Роспотребнадзором и согласно постановлению о прекращении административного дела установлено, что ООО «САТ» один раз в 10 дней силами обслуживающего персонала полигона проводит осмотр территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге и в случае загрязнения обеспечивается уборка и доставка мусора на полигон. Общество не нарушало п. 2.5 Правил, поскольку полигон ТБО не относится к специальным полигонам, организованным в соответствии с основными санитарными правилами обеспечения радиационной безопасности. Общество не нарушало п. 4.3 Правил, поскольку у общества имеется установка, и инспектор Болгова А.В. видела, как автомобили при выезде обрабатываются дезинфицирующим раствором. Инспектором были сделаны фотографии, но не приобщены к делу, как и иные доказательства по делу. Общество не нарушало п. 5.3 Правил. Согласно постановлению о прекращении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ переносные сетчатые ограждения имеются. Пункт 5.4 Правил вообще звучит по-другому, а потому непонятно, что конкретно имелось ввиду, какое нарушение было совершено. При этом в экспертном заключении от ДД.ММ.ГГГГ указан процесс уплотнения и изоляции отходов. Этот процесс соответствует Правилам. Общество не нарушает п. 2.11 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, поскольку общество не использует траншейную схему. Утверждение о том, что ООО «САТ» не использует мерный столб, голословно, и инспектор это сама наблюдала. ДД.ММ.ГГГГ инспектор Болгова А.В. составила акт обследования территорий (акваторий) на предмет соблюдения природоохранных требований, который не предусмотрен КоАП РФ как доказательство. В акте не указано основание проведения обследования, номер и дата приказа, полные реквизиты основания проведения обследования. Отсутствует в графе на первом листе и указание на лиц, принимавших участие в данном не предусмотренном КоАП РФ действии. Заключения от ДД.ММ.ГГГГ №, 42, 43, 44, 45, 46 являются недопустимыми доказательствами. В заключениях указано, что к ним прилагаются графические и фотоматериалы, документы, сведения, на основании которых сделаны выводы, являющиеся их неотъемлемой частью. Графические и фотоматериалы отсутствуют в материалах дела, что говорит о недопустимости заключений экспертов, так как они получены в нарушении закона, не в полном объеме. Общество с постановлением о назначении экспертиз не было ознакомлено. При отборе проб были допущены нарушения. Нарушен порядок назначения и проведения экспертизы. Эксперту ФИО8 права и обязанности не были разъяснены. Сведений о предупреждении эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения не имеется. Кроме того, все указанные в протоколе об административном правонарушении якобы выявленные нарушения, не соответствуют действительности. В марте 2017 года по этим же обращениям анонимных граждан в отношении ООО «САТ» проводилась проверка прокуратуры и Роспотребнадзором, назначались и были проведены экспертизы на соответствие требованиям санитарного законодательства деятельности общества по сбору, транспортированию и размещению отходов на полигоне общества, также были проведены лабораторные исследования проб атмосферного воздуха и почвы, и каких либо нарушений не было выявлено, производство по делу об административном правонарушении было прекращено. Все работы по очистке прилегающей территории и пожарных подъездных путей осуществляются постоянно. Также постоянно производится уборка территории от захламления отходами. У общества имеется и представлялся инспектору прибор для осуществления радиационного дозиметрического контроля при поступлении на полигон отходов, дезинфекционный барьер для обработки ходовой части мусоровозов напротив оборудован должным образом с постоянно меняющимся раствором для дезинфекции. Имеются и постоянно применяются при разгрузке переносные сетчатые ограждения, постоянно используется мерный столб для контроля высоты отсыпаемого слоя ТБО, ведутся журналы, постоянно проводятся замеры показателей на загрязнение воздуха, вод и почвы, в том числе радиационный контроль. На полигоне бульдозером перемещаются отходы методом «надвига», при образовании слоя 0,5м осуществляется уплотнение отходов путем его прохода по уложенному слою не менее 3 раз. При образовании слоя не менее 0,25 м производится промежуточная изоляция уплотненных отходов грунтом из отвала. Полигон ООО «САТ» напротив огорожен по всему периметру. Каких-либо доказательств указанных в протоколе об административном правонарушении к материалам дела Росприроднадзором не представлено. На основании изложенного просили суд прекратить производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В судебное заседание явился представитель Департамента Росприроднадзора по ЮФО Чусов А.А., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, который просил привлечь ООО «САТ» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ. Пояснил, что в перечисленных в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ нарушениях, усматриваются признаки несоблюдения обществом экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой или иными опасными веществами. Вместе с тем в связи с увольнением проводившей проверку и составившей протокол об административном правонарушении государственного инспектора Росприроднадзора Болговой А.В. пояснить обстоятельства проводимой проверки и составления протокола об административном правонарушении в отношении ООО «САТ» не представляется возможным, как и не представляется возможным представить отсутствующие в материалах дела документы в виду их отсутствия.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, оценив представленные доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, пояснения представителя Департамента Росприроднадзора по ЮФО Чусова А.А., судья приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Департаментом Росприроднадзора по ЮФО было проведено административное расследование. Департамент Росприроднадзора по ЮФО находится по адресу: <адрес>, а потому Советский районный суд г. Ростова-на-Дону рассматривает дело по существу.

Судом установлено, что в Департамент Росприроднадзора по ЮФО поступили обращения жительницы <адрес>, направленные в Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области (от ДД.ММ.ГГГГ №-№ от ДД.ММ.ГГГГ №-ОГ, от ДД.ММ.ГГГГ №) по вопросу нарушения природоохранного законодательства РФ ООО «Спецавтотранс» в <адрес> на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> на юго-запад от <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом Росприроднадзора по ЮФО было принято определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, а также об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом Росприроднадзора по ЮФО было принято определение о назначении экспертизы.

ДД.ММ.ГГГГ с 9 час. 30 мин. до 10 час. 55 мин. в присутствии представителя ООО «САТ» Кардашяна Э.М. инспектором Росприроднадзора по ЮФО Болговой А.В. был произведен осмотр территории полигона ТБО <адрес> по адресу: <адрес>, <адрес> на юго-запад от <адрес>, о чем составлен акт обследования территории.

Согласно материалам дела специалистами Департамента с привлечением специалистов ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по Ростовской области был произведен отбор проб атмосферного воздуха, определения токсического влияния отходов на почву, определения класса опасности отходов.

ДД.ММ.ГГГГ Испытательной лабораторией Волгодонского отдела анализа и мониторинга филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Ростовской области представлен протокол испытаний (измерений) атмосферного воздуха, даны экспертные заключения по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора №.

ДД.ММ.ГГГГ Испытательной лабораторией Волгодонского отдела анализа и мониторинга филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Ростовской области представлены протоколы испытаний (измерений) проб отхода, даны экспертные заключения по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора №№.

ДД.ММ.ГГГГ Испытательной лабораторией Волгодонского отдела анализа и мониторинга филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Ростовской области представлены протоколы биотестирования проб отхода.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом Росприроднадзора по ЮФО было принято определение о продлении срока проведения административного расследования.

ДД.ММ.ГГГГ Испытательной лабораторией Волгодонского отдела анализа и мониторинга филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Ростовской области представлены протоколы биотестирования почвы.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица ООО «Спецавтотранс» в отсутствие его представителя был составлен протокол об административном правонарушении, в котором указаны следующие нарушения законодательства РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно абз. 1 ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

На основании п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п. 3.4, п. 3.6 Гигиенических требований к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления, Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322-03, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, Первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации Г.Г.Онищенко 30.04.2003, в зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить, в том числе, на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках. Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары.

Статья 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Согласно п. 1 и п. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

На основании ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В силу п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе, по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Эксплуатация полигона ТБО ведется с нарушением требований, указанных в СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2001 №16. Правила являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов.

Кроме того, при эксплуатации полигона допущены нарушения инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства РФ от 02.11.1996.

В вышеуказанном усматриваются признаки нарушения, выразившегося в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой или иными опасными веществами.

Указанные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Так, в силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 09 час. 30 мин. специалистами Департамента с привлечением специалистов филиала ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по <адрес> в присутствии представителей ООО «Спецавтотранс» был проведен осмотр территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> (территория полигона ТБО).

При этом письмом от ДД.ММ.ГГГГ № законный представитель ООО «Спецавтотранс» был уведомлен о том, что ДД.ММ.ГГГГ в 09 час. 00 мин. будет проведено обследование производственных площадок ООО «Спецавтотранс» со ссылкой на п. 3 ч. 1 ст. 27.1, ст. 27.8 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

Согласно ч. ч. 4, 5, 6 ст. 27.8 КоАП РФ об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов.

В протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми в случае их участия. В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его представителя, индивидуального предпринимателя или его представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю.

Однако в судебном заседании установлено, что в нарушение ст. 27.8 КоАП РФ протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов должностным лицом составлен не был. Акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований, представленный в материалы дела, не является таким протоколом. Кроме того, в нем не указаны сведения о юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, он не подписан понятыми. При этом видеозапись тоже не применялась, о чем свидетельствует отсутствие об этом записи в акте.

Как следует из составленного государственным инспектором Болговой А.В. акта обследования территории от ДД.ММ.ГГГГ, к нему прилагается фототаблица. Однако она к материалам дела не приложена. Явившийся в судебное заседание представитель Департамента Росприроднадзора по ЮФО пояснил, что представить отсутствующие в материалах дела документы, в том числе фототаблицу, не представляется возможным в виду их отсутствия.

Таким образом, осмотр территории был проведен должностным лицом Болговой А.В. в нарушение ст. 27.8 КоАП РФ.

Ссылка законного представителя ООО «Спецавтотранс» на то, что в акте не указано основание проведения обследования, номер и дата приказа, полные реквизиты основания проведения обследования, несостоятельна, поскольку не соответствует ст. 27.8 КоАП РФ.

Довод законного представителя ООО «Спецавтотранс» о том, что согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ на территории полигона ТБО были якобы отобраны пробы почвы и воздуха. В акте отсутствуют сведения о том, что были отобраны лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, отходы коммунальные жидкие, фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные, обтирочный материал, загрязненный нефтепродуктами, тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами, инструменты лакокрасочные загрязненные, опровергается актом обследования территории от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано на отбор проб отходов для определения класса опасности, почвы, а также произведены замеры атмосферного воздуха.

В соответствии с ч. 3 ст. 26.5 КоАП РФ о взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 2, 5, 8 ст. 27.10.КоАП РФ изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется лицами, указанными в статье 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения или в протоколе об административном задержании. Об изъятии водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), удостоверения судоводителя, удостоверения пилота делается запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения.

Протокол об изъятии вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, а также понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю.

Как следует из материалов дела, в результате отбора проб были составлены протоколы от ДД.ММ.ГГГГ №-№, №-№-№-№, №-№, №-№, №-№. Однако данные протоколы не подписаны должностным лицом Департамента Росприроднадзора по ЮФО Болговой А.В., а также лицом, у которого изъяты вещи, понятыми, поскольку они не присутствовали, видеозапись также не велась.

Таким образом, отборы проб отходов, атмосферного воздуха и почвы были произведены должностным лицом Болговой А.В. в нарушение ст. 27.10 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что акт обследования территории от ДД.ММ.ГГГГ, протоколы отбора проб от ДД.ММ.ГГГГ №-№, №-№, №-№, №-№, №-№ №-№, №-№, №-№, а также составленные на основании протоколов отбора проб протоколы испытаний от ДД.ММ.ГГГГ №-№, №-№, №-№, №-№, протокол биотестирования проб отхода от ДД.ММ.ГГГГ №-№, протокол испытаний атмосферного воздуха от ДД.ММ.ГГГГ №-АВ/2017, протоколы биотестирования почвы от ДД.ММ.ГГГГ №, №, экспертные заключения от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, №, №, №, от ДД.ММ.ГГГГ № являются недопустимыми доказательствами по делу об административном правонарушении, поскольку составлены с нарушением норм КоАП РФ.

Кроме того, указанные в протоколе об административном правонарушении нарушения санитарного законодательства и правил не нашли своего подтверждения в судебном заседании и опровергнуты представленными ООО «САТ» в материалы дела документами: актом обследования территории полигона экспертами управления Роспотребназора по РО и ФБУЗ «ЦГиЭ в РО» от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением управления Роспотребназора по РО от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении дела об административном правонарушении, заключениями ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Ростовской области», актами и протоколами лабораторных испытаний проб атмосферного воздуха, вод, почвы от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ,от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, взятых в установленном порядке на территории полигона ТБО по адресу: <адрес>, <адрес> от <адрес>,, экспертным заключением ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» при проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы по вопросу соблюдения санитарно-эпидемиологических требований при осуществлении деятельности по сбору транспортированию, размещению отходов на полигоне ТБО и соблюдения требований к содержанию полигона ТБО ООО «Спецавтотранс», согласно которого нарушений СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» не выявлено, договором на услуги по транспортировке и сдаче ртутьсодержащих ламп на демеркуризацию, журналами и графиками, уборки территории, приготовления дез.раствора, приема промышленных отходов, свидетельством о поверки прибора радиационного измеррения, фотоматериалами и другими материалами дела.

Таким образом, вмененные в вину ООО «САТ» нарушения ничем документально не подтверждены.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств в судебном заседании установлено, что протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №-№ составлен в отношении ООО «САТ» незаконно, с нарушениями материального и процессуального права.

Учитывая изложенное, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, в том числе, отсутствие состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление: о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Согласно п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае: наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.

При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о прекращении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Спецавтотранс» производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст. 29.9, 29.10, ч. 1 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Спецавтотранс», ИНН № ОГРН №, юридический адрес: <адрес>, - прекратить.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в Ростовский областной суд через Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья В.С.Рощина


 

Постановления судов по ст. 8.2 КоАП РФ

Постановление суда по ст. 8.2 КоАП РФ

Определением Департамента Росприроднадзора по ЮФО от дд.мм.гггг № протокол об административном правонарушении от дд.мм.гггг № и другие материалы дела в отношении МУП «САХ» по ст. 8.2 КоАП РФ были переданы по подведомственности на рассмотрение Сове...

Постановление суда по ст. 8.2 КоАП РФ

Определением Департамента Росприроднадзора по ЮФО от 24.05.2017 № протокол об административном правонарушении от дд.мм.гггг №/№ и другие материалы дела в отношении должностного лица ООО «САТ» - директора Шульги В.Н. по ст. 8.2 КоАП РФ были передан...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru