Постановление суда по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ № 5-2/2017 (5-468/2016;) | Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов

Дело № 5-2 /17

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Барнаул 9 января 2017 года

Судья Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края Фролова Н.Е., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Барнаульская генерация» (<адрес>),

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленному государственным инспектором отдела по надзору за предприятиями химического и оборонно-промышленного комплекса и транспортированием опасных веществ Сибирского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Г. на опасном производственном объекте топливное хозяйство ТЭЦ (<адрес>), рег. №, III класс опасности, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем (находящимся в эксплуатации) акционерного общества «Барнаульская генерация» (АО «Барнаульская генерация») выявлены нарушения обязательных норм и правил, обнаруженные (совершенные) ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 00 минут при осуществлении плановой выездной проверки АО «Барнаульская генерация», проведенной на основании распоряжения и.о. заместителя руководителя Сибирского управления Ростехнадзора ДД.ММ.ГГГГ № и зафиксированные в акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ а именно – не соблюдение положений нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности:

1. В АО «Барнаульская генерация» отсутствует положительное заключение экспертизы промышленной безопасности на сооружение эстакады для выгрузки мазута, находящейся на опасном производственном объекте - Топливное хозяйство ТЭЦ, рег. № №.

Отсутствует в проектной документации назначенный срок безопасной эксплуатации, фактический срок службы превышает двадцать лет (проект от 1964 года).

Нарушены требования:

Части 1 Статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

пункта 7 ФНиП «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утв. приказом Ростехнадзора от 14.11.2013г. №538, зарег. Минюстом РФ 26.12.2013г. рег. №30855 (далее ФНиП от 14.11.2013 №538).

Сливная эстакада, предназначена для обслуживания прибывающих под слив цистерн в количестве четыре вагона-цистерны с мазутом топочным и представляет собой металлоконструкцию, состоящую из нескольких узлов. Слив мазута осуществляется двумя сливщиками и производится открытым способом. Мазут при этом разогревают паром при помощи технических устройств разогрева мазута и пропарки железнодорожных цистерн (разогревающие устройства, разогревательные устройства), которые располагаются на эстакаде.

Результаты проведения экспертизы промышленной безопасности, в отсутствие в проектной документации назначенного срока безопасной эксплуатации, (фактический срок службы превышает двадцать лет, проект 1964 года), служат основанием для оценки технического состояния сооружения эстакады для выгрузки мазута, находящейся на опасном производственном объекте - Топливное хозяйство ТЭЦ, рег. № № и возможности ее дальнейшей эксплуатации.

В отсутствии достоверных сведений о техническом состоянии сооружения эстакады для выгрузки мазута невозможно выявить скрытые дефекты, запасы прочности ее конструкций, что может привести к обрушению эстакады с техническими устройствами разогрева мазута и пропарки железнодорожных цистерн, и привести к причинению вреда жизни и здоровью людей, ожогам, травмам и др.

Обрушение эстакады для выгрузки мазута может так же привести к повреждению и разрушению (разгерметизации) и опрокидыванию железнодорожных цистерн мазута топочного, значительным утечкам нефтепродукта с последующим возгоранием, взрывом, что в свою очередь может привести к причинению вреда жизни и здоровью людей и возникновению более масштабной техногенной катастрофы.

В соответствии с ГОСТ 12.1.044 «Пожаровзрывоопасность веществ и материалов» мазут является горючей жидкостью с температурой самовоспламенения 350 °С, температурными пределами распространения пламени 91-155 °С. Взрывоопасная концентрация паров мазута в смеси с воздухом составляет: нижний предел - 1,4 %, верхний - 8 %.

2. Отсутствует документация на изменение аппаратурного оформления площадки выгрузки мазута (техническое перевооружение), а именно: замену технических устройств разогрева мазута и пропарки железнодорожных цистерн (разогревающие устройства, разогревательные устройства). Проектной документацией шифр 220170 предусмотрено применение разогревательных устройств состоящих из стальных элементов, труб и металлических рукавов, по факту применяются технические устройства состоящее из элементов труб и резинотканевых рукавов.

Нарушены требования:

Статьи 8, Части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

пункта 2.5 ФНиП «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 № 96.

АО «Барнаульская генерация» допустило изменение аппаратурного оформления площадки выгрузки мазута (техническое перевооружение) без внесения изменений в проектную документацию и как следствие, без наличия положительного заключения экспертизы промышленной безопасности по проектной документации (документации).

В проектной документации по результатам анализа опасностей технологических процессов, обеспечивающих взрывобезопасность технологических процессов и безопасных условий эксплуатации опасных производственных объектов обосновывается применение технических устройств, технологического процесса, технологических режимов процесса и технологической схемы.

Экспертиза промышленной безопасности документации на техническое перевооружение дает определение соответствия приведенных в данной документации технических решений ? замене применяемых на опасном производственном объекте технических устройств, предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности.

В соответствии с ГОСТ 12.1.044 «Пожаровзрывоопасность веществ и материалов» мазут является горючей жидкостью с температурой самовоспламенения 350 °С, температурными пределами распространения пламени 91-155 °С. Взрывоопасная концентрация паров мазута в смеси с воздухом составляет: нижний предел - 1,4 %, верхний - 8 %.

Без наличия изменений в проектную документацию невозможно дать оценку уровню потенциальной опасности аварий на опасных производственных объектах вследствие произошедших изменений. Невозможно соблюдение обязательных требований, направленных на обеспечение безопасности на опасных производственных объектах, принятие мер направленных на обеспечение защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

При неправильном расчете подогревающих устройств мазут может нагреваться до температуры, равной или выше его температуры вспышки и распространения пламени, может привести к образованию взрывных концентраций мазута, возникновению нештатной, аварийной ситуации неконтролируемому взрыву, пожару, разрушению оборудования, зданий и сооружений, разливам горючего вещества. Вследствие чего возникает угроза причинения вреда жизни и здоровью персонала предприятия, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угроза чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

3. Отсутствует назначенный срок эксплуатации (службы) трубопровода мазута (от погружных насосов до мазутонасосной, трубопровод в насосной, от мазутонасосной до резервуаров, от резервуаров до мазутонасосной), в связи с отсутствием в проектной документации и паспорта.

Фактический срок эксплуатации согласно проектной документации: Проектный чертеж № 221513 «Растопочное мазутохозяйство», Проектный чертеж № 224729 «Мазутохозяйство» составляет 49 лет. Отсутствует экспертиза промышленной безопасности необходимая в связи с отсутствием в технической документации данных о сроке службы, если фактический срок службы превышает двадцать лет.

Нарушены требования:

Статьи 7, 9, 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

пункта 5.1.2 ФНиП «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 № 96;

пункт 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора № 538 от 14.11.2013, зарегистрированного Минюстом РФ 26.12.2013, рег. №30855.

Назначенный срок службы (эксплуатации) - календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация оборудования должна быть прекращена независимо от его технического состояния.

Для технологических трубопроводов проектной организацией устанавливается назначенный срок эксплуатации, что должно быть отражено в проектной документации и внесено в паспорт трубопроводов.

Продление срока безопасной эксплуатации технологических трубопроводов, выработавших назначенный срок службы, осуществляется в порядке, установленном требованиями в области промышленной безопасности, т.е. посредством проведения экспертизы промышленной безопасности.

Без наличия паспорта технологического трубопровода невозможно соблюдение обязательных требований, направленных на обеспечение безопасности применения технологических трубопроводов на опасных производственных объектах, своевременная организации и проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту технологического оборудования с учетом условий их эксплуатации, оценки вероятности и последствий отказа, требований нормативных документов, инструкций организаций-изготовителей. Невозможно принятие мер направленных на обеспечение защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

По истечению назначенного срока службы возможно возникновение скрытых (т.е. невидимых невооруженным взглядом) дефектов, которые могут привести к разгерметизации оборудования, значительному разливу горючей жидкости, выбросам горючих газов, возникновение взрыва и пожара, что приведет к разрушению оборудования. В результате чего возникает угроза причинения вреда жизни и здоровью персонала предприятия.

Действия ОАО «Барнаульская генерация» квалифицированы по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

В судебном заседании представители ОАО «Барнаульская генерация» с изложенным в протоколе согласились, просили назначить наказание в виде приостановления деятельности Объектов, на которых выявлены нарушения, на минимальный срок.

Представитель Ростехнадзора в судебном заседании настаивала на изложенном протоколе об административном правонарушении, также ходатайствовала о назначении наказания в виде приостановления деятельности.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, судья приходит к следующему.

Часть 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон), других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (ст. 3 Закона).

В соответствии с приложением №1 к указанному Закону АО «Барнаульская генерация» относится к опасным производственным объектам.

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа (ч. 1 ст. 9 Закона).

Ч.1 ст. 13 Закона предусмотрено, что экспертизе промышленной безопасности подлежат технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона; здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.

Техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации. Документация на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности. Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Не допускаются техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, либо, если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения экспертизы проектной документации такого объекта (ст.8 Закона №116-ФЗ).

Факт совершения АО «Барнаульская генерация» вменяемого правонарушения полностью подтверждается материалами дела, а именно, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки, актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ.

Данные обстоятельства представителями АО «Барнаульская генерация» не оспаривались.

Из представленных в судебное заседание договора возмездного оказания услуг № от ДД.ММ.ГГГГ и письма ООО «СТЭК» следует, что после проведенной проверки АО «Барнаульская генерация» заказало экспертизу промышленной безопасности на сооружение эстакады для выгрузки мазута, а также проведение работ по контролю металла технических устройств и оформление заключения экспертизы промышленной безопасности по трубопроводам, т.е. предприняло меры по своевременному и надлежащему устранению выявленных недостатков.

При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о наличии правовых оснований для привлечения АО «Барнаульская генерация» к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом судья соглашается с доводов представителей АО «Барнаульская генерация» о не применении к Обществу положений Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 N 96.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (статья 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Санкция части 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает для юридических лиц альтернативное наказание в виде штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу требований ст. 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей и назначается судьей только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Исходя из смысла данной нормы следует, что по характеру правоограничительного воздействия на индивидуальных предпринимателей административное приостановление деятельности является крайней мерой и применяется в исключительных случаях.

Как следует из протокола об административном правонарушении, допущенные АО «Барнаульская генерация» нарушения могут привести к негативным последствиям.

При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о том, что допущенные АО «Барнаульская генерация» нарушения создают угрозу жизни и здоровью людей, что относится к исключительным обстоятельствам и свидетельствует о необходимости административного приостановления деятельности площадки выгрузки мазута, включающей в себя эстакаду для выгрузки мазута, разогревающие устройства, разогревательные устройства; трубопровода мазута (от погружных насосов до мазутонасосной, трубопровод в насосной, от мазутонасосной до резервуаров, от резервуаров до мазутонасосной), находящихся на опасном производственном объекте – Топливное хозяйство ТЭЦ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 3.1, 3.2, 3.12, 4.1, 23.1, 26.11, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ

Признать АО «Барнаульская генерация» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде и назначить ему административное наказание в виде административного приостановления деятельности: площадки выгрузки мазута, включающей в себя эстакаду для выгрузки мазута, разогревающие устройства, разогревательные устройства; трубопровода мазута (от погружных насосов до мазутонасосной, трубопровод в насосной, от мазутонасосной до резервуаров, от резервуаров до мазутонасосной), находящихся на опасном производственном объекте – Топливное хозяйство ТЭЦ ( по адресу <адрес>), сроком на 30 суток который исчислять с 12 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ.

Исполнение назначенного административного наказания поручить судебным приставам-исполнителям.

Разъяснить АО «Барнаульская генерация», что в соответствии с частью 3 статьи. 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

Постановление подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение 10 дней со дня получения копии постановления.

Судья Фролова Н.Е.


 

Постановления судов по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ

Постановление суда по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ

Согласно протоколу об административном правонарушении № юл от дд.мм.гггг, составленному государственным инспектором отдела по надзору за подъемными сооружениями Сибирского управления Ростехнадзора Поярковым Е.Ю., дд.мм.гггг в 11 часов 00 минут на ...

Постановление суда по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ

Согласно протоколу об административном правонарушении № от дд.мм.гггг, составленному государственным инспектором отдела по надзору за объектами трубопроводного транспорта, газопотребления и газораспределения Сибирского управления Ростехнадзора З.,...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru