Приговор суда по ч. 5 ст. 264 УК РФ № 1-74/2017 (1-933/2016;) | Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

№ 1-74/2017

ПРИГОВОР

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Тюмень 05 апреля 2017 года

Центральный районный суд города Тюмени в составе председательствующего – судьи Ильина А.Д.,

при секретаре Балашовой О.С.,

с участием:

государственных обвинителей: старшего помощника прокурора Центрального АО города Тюмени Авдеенко Е.Н., помощника прокурора Центрального АО города Тюмени Зиганшина Р.А.

потерпевших ФИО7, ФИО8,

подсудимого Филатова Л.Ф.,

защитников: адвоката коллегии адвокатов «Правовая защита» Насруллаева С.С., представившего удостоверение №, выданное ДД.ММ.ГГГГ и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ; адвоката Калининского филиала Тюменской областной коллегии адвокатов Дроздовой Р.Ш., представившей удостоверение № и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в общем порядке, уголовное дело № в отношении:

Филатова Л.Ф., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, ранее не судимого,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 264 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Филатов Л.Ф. совершил нарушение лицом, управляющим другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц.

Преступление им совершено в городе Тюмени при следующих обстоятельствах.

Так Филатов Л.Ф., 08.09.2016, около 14 часов 45 минут, являющийся водителем автобуса на регулярных муниципальных маршрутах ООО «Транспортная экспедиционная компания» (далее по тексту – ООО «ТЭК») (согласно приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ) имеющий водительское удостоверение №, выданное ДД.ММ.ГГГГ, с разрешенными для управления категориями «В, С, Д, СЕ» и стаж вождения по категории «Д» с 15.04.2003, управлял, на основании путевого листа от 08.09.2016 и приказа № 007 от 07.04.2016, автобусом марки «<данные изъяты> №», государственный регистрационный знак №, находящемся в исправном техническом состоянии (согласно сервисной книжки автобуса «<данные изъяты> №» последнее техническое обслуживание 05.08.2016; согласно записи журнала регистрации выхода и возврата автомобилей ООО «АвтоСевер» № от ДД.ММ.ГГГГ автобус выпущен в исправном техническом состоянии), принадлежащим «ООО «ТЭК» по договору лизинга от ДД.ММ.ГГГГ, осуществлял перевозку пассажиров по регулярному маршруту № «микрорайон Восточный – Рощинское кольцо», в том числе перевозил ФИО12 и ФИО11 Двигаясь по проезжей части ул. Республики г. Тюмени, по направлению от ул. Перекопской в сторону ул. Луначарского, Филатов Л.Ф. подъехал к остановке общественного транспорта «Набережная», расположенной напротив д. 2 по ул. Республики г. Тюмени и, остановившись возле указанного остановочного комплекса, приступил к осуществлению высадки и посадки пассажиров.

08.09.2016, около 14 часов 45 минут, находясь в вышеуказанном месте, Филатов Л.Ф., проигнорировал требования Правил дорожного движения РФ (утверждены постановлением Совета Министров – Правительством Российской Федерации № 1090 от 23.10.1993 в ред. от 23.07.2016) (далее ПДД РФ), предусмотренные п.п. 1.3, 1.5, 22.7 согласно которым: участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами; участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда; водитель обязан осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки, а также нарушил положения должностной инструкции водителя автобуса на регулярных муниципальных маршрутах (утверждена директором ООО «ТЭК» 01.12.2015, с которой Филатов Л.Ф. ознакомлен 07.04.2016), согласно п.п. 2.2, 2.7, 2.13 которой, водитель должен знать ПДД РФ, порядок работы с микрофоном, автоинформатором и информационной системой оповещения пассажиров, правила пассажирских перевозок, в соответствии с п.п. 3.9, 3.14, 3.17 водитель обязан обращать внимание на работу агрегатов и систем автобуса, открывать при посадке и высадке пассажиров все двери, следить за посадкой и высадкой, начинать движение от остановки убедившись, что высадка и посадка пассажиров закончена и двери автобуса закрыты.

В нарушение вышеуказанных требований Филатов Л.Ф. 08.09.2016, около 14 часов 45 минут, управляя автобусом марки «<данные изъяты> №», государственный регистрационный знак № и, находясь на остановочном комплексе «Набережная», напротив д. 2 по. Республики г. Тюмени, заведомо зная, что из автобуса через пассажирские двери выходят пассажиры, не удостоверился в том, что все пассажиры, покинули салон автобуса, не предвидя возможности наступления общественно опасных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия, одновременно начал движение на автобусе и стал закрывать пассажирские двери, одна из которых (расположенная по середине) не закрылась, ввиду того, что пассажиры ФИО12 и ФИО11, приступили к выходу из автобуса, до начала его движения и в момент закрытия створок дверей, находились между ними, в связи с чем, двери сработали на ФИО12 и ФИО11, как на препятствие, после чего, открылись обратно. В этот же момент ФИО12 и ФИО11, не имея возможности остановить свое движение, выпали в открытые двери набирающего скорость автобуса, после чего, водитель Филатов Л.Ф., услышав крик пассажиров о случившемся, произвел остановку транспортного средства.

В результате дорожно-транспортного происшествия пассажиру ФИО12 причинены телесные повреждения (согласно заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ): тупая травма головы в виде перелома правой теменной кости с переходом на правую височную и клиновидную кости, перелома правой стенки верхней стенки правой глазницы (лобная кость), острой субдуральной гематомы объемом 70 мл. над левыми затылочной, теменной, височной и лобной долями; ушиб головного мозга, с локализацией контузионного очага в полюсе правой лобной доле; субарахноидальные кровоизлияния над выпуклыми поверхностями обоих полушарий головного мозга, над нижней поверхностью правой лобной доли, червем мозжечка с переходом на его полушария; кровоизлияния в желудочки головного мозга; кровоизлияния в мягкие ткани затылочной области с переходом в теменную область справа; кровоподтек верхнего века правого глаза, которые причинили тяжкий вред здоровью, по признаку опасности для жизни; закрытый перелом правой бедренной кости, который причинил тяжкий вред здоровью по признаку значительной стойкой утраты общей трудоспособности свыше 30%, которые возникли в пределах нескольких десятков минут до поступления в ГБУЗ ТО «ОКБ №» ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 33 минуты от ударного воздействия тупого (тупых) предмета (предметов) с неограниченной травмирующей поверхностью, вероятнее всего, одномоментно, при падении с незначительной высоты и ударе задней правой поверхностью тела о плоскость. Кроме того, при экспертизе ФИО12 были обнаружены переломы 2 – 5 правых ребер и 2 – 4 левых ребер по среднеключичным линиям, которые вероятнее всего образовались в результате реанимационных мероприятий (непрямой массаж сердца). Смерть ФИО12 наступила в результате перелома костей свода и основания черепа с кровоизлияниями под оболочки и в желудочки головного мозга, от которых последняя скончалась при доставлении ее ГБУЗ ТО «ОКБ №» в 15 часов 33 минуты.

Кроме того, пассажиру ФИО11 причинены телесные повреждения (согласно заключения эксперта №а от ДД.ММ.ГГГГ) тупая травма головы в виде перелома правой теменной кости с переходом на затылочную и височные кости, острой субдуральной гематомы объемом 100 мл (клинически) над левыми лобной, теменной и височными долями, ушиба головного мозга с локализацией контузионных очагов в левой височной и лобной долях, субарахноидальных кровоизлияний над полюсом левой лобной доли и над червем мозжечка с переходом на его полушария, кровоизлияния в мягкие ткани теменной области справа, кровоподтека вокруг левого глаза, которые возникли в пределах нескольких десятков минут до поступления в ГБУЗ ТО «ОКБ №» ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 30 минут от ударного воздействия тупого предмета с неограниченной травмирующей поверхностью, вероятнее всего, при падении с незначительной высоты и ударе теменной областью справа о плоскость и причинили тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Смерть ФИО11 наступила 09.10.2016 от тупой травмы головы с развитием двусторонней серозно-гнойной пневмонии и полиорганной недостаточности.

Таким образом, Филатов Л.Ф., 08.09.2016 около 14 часов 45 минут управляя автобусом марки «<данные изъяты> №», государственный регистрационный знак №, приступил к движению из кармана остановочного комплекса «набережная», расположенного напротив д. 2 по ул. Республики г. Тюмени, не предвидя возможности наступления общественно опасных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия, проигнорировал требования п.п. 1.3, 1.5, 22.7 ПДД РФ, в результате чего, причинил ФИО12 и ФИО11 телесные повреждения, от которых последние скончались.

В судебном заседании подсудимый Филатов Л.Ф. вину в совершении данного преступления признал полностью, суду пояснил, что его водительский стаж с 1991 года. Автобусами он управляет с 2010 года. Изначально он работал в АО «Автосервер», а с 2012 года стал работать в ООО «ТЭК». Он управлял разными автобусами. Когда устроился на работу, то его знакомили с должностными обязанностями. По графику он должен был работать два дня через 2, но фактически, раз водителей не хватало, он работал 5 дней подряд. На автобусе «<данные изъяты>» он стал работать с апреля 2016 года. Автобус был новый. Технических неполадок у автобуса не было. В автобусе было три двери, каждая из которых открывалась своей кнопкой. 08 сентября 2016 года он возвращался на конечную точку со стороны Восточного микрорайона. Он подъехал к остановке «ДК Строитель», увидел бабушку с дедушкой, которые сели в автобус. Он, в основном, старался при закрытии и открытии двери ориентироваться на датчики, так как обзор зеркал ограничен. Он подъехал к остановке «Набережная» и открыл дверь. Сначала вышла девушка, за ней молодой человек. Он посмотрел в салон, никто не выходил, все пассажиры стояли. Он нажал кнопку на закрытие двери, двери пошли на закрытие, посмотрел на таймер, таймер потух. После этого он спокойно включил скорость и тронулся. Не выехав из кармана, проехав 2-3 метра, ему постучали в кабину, он остановился и увидел, посмотрев на право, что на остановке лежат два человека. Он сразу выбежал, начал вызывать скорую. Затем он включил аварийный сигнал, поставил аварийный знак и стал ждать скорую и сотрудников ГИБДД. В зеркало заднего вида автобуса виден только верх салона. В тот момент в салоне было примерно 30 человек. Стоявшие между передней и средней дверями пассажиры ограничивают видимость в зеркало. Кроме того, было солнце, и перегородка между ним и салоном автобуса отсвечивала. Когда стал закрывать дверь, то в салонное зеркало он не посмотрел, в этом его вина, он положился на датчик. Он дождался когда датчик погаснет, после этого поехал. Он ехал спокойно, также спокойно выезжал с остановки. Когда он вышел из автобуса, то понял, что дедушка шагнул в открытую дверь, а бабушка хотела задержать последнего, но тот все же упал и головой ударился о бордюр. Когда он остановился, потерпевшие от автобуса лежали на расстоянии примерно 20-30 см. Потерпевшие находились в районе задних дверей. После падения потерпевшие лежали на бордюре, были еще живы. Он осознаете, что произошло и раскаивается. Он встречался с разрешения следователя, с потерпевшими, просил прощения, хотел возместить моральный вред, но те сказали, что взыскивать будут с его работодателя. Также он был готов возместить материальные затраты на погребение в сумме 47 тысяч рублей, но потерпевшие отказались, так как должна была выплатить деньги страховая компания и работодатель. Во избежание произошедшего, он не должен был полагаться на датчик, а должен был посмотреть в салон, убедиться, что дверь закрылась. Датчик закрытия дверей был в рабочем состоянии и если он погас, значит дверь должна была быть закрыта, но оказалась открыта. В тот день была ясная погода. Автобус был в исправном состоянии. Перед выходом на рейс механик производил осмотр, но индикатор дверей никто не осматривал.

Из показаний Филатова Л.Ф., данных им в ходе производства предварительного следствия при допрос в качестве обвиняемого 02.11.2016 /т. 2 л.д. 183-190/, в установленном законом порядке, после разъяснения всех прав, в присутствии адвоката, оглашенных в судебном заседании по ходатайству государственного обвинителя, в связи с существенными противоречиями, в порядке ч. 1 ст. 276 УПК РФ, следует, что с предъявленным обвинением он согласен, вину признает в полном объеме, так как понимает, что, нарушив правила дорожного движения, по своей невнимательности и не осторожности, начал движение автобуса, не убедившись, что его двери закрыты, хотя знает, что должен начинать движение, только при полностью закрытых дверях и когда пассажиры не выходят из автобуса. Состоит в должности водителя автобуса в ООО «Авто-север», осуществляет перевозки пассажиров по маршруту № 30 «микрорайон Восточный – Рощинское кольцо». 08.09.2016, около 06 часов 15 минут, он заступил на смену, перед которой прошел медицинский осмотр, после чего, совместно с механиком, произвел осмотр закрепленного за ним автобуса «<данные изъяты> №» с государственным регистрационным знаком №, никаких нареканий к системам автобуса не было, все работало исправно. В журналы медицинского осмотра и выезда транспортных средств были внесены соответствующие записи. Совместно с ним в тот день работала кондуктор ФИО2. Погода ДД.ММ.ГГГГ была ясная, солнечная, асфальт сухой. Никаких проблем с автобусом в течении рабочего дня не возникало. Около 15 часов 00 минут, он подъехал к остановочному комплексу «набережная», расположенному напротив д. 2 по ул. Ленина г. Тюмени, где произвел остановку, после чего, открыл двери автобуса, пассажиры начали выходить из него. Затем он посчитал, что все вышли и нажал кнопку закрытия дверей, одновременно начал движение, не убедившись, что все двери полностью закрыты, хотя мог это сделать. Он сразу же переключил свое внимание и взгляд на левое зеркало бокового вида, чтобы убедиться в том, что нет помехи при выезде из кармана. На панель приборов он не смотрел, также не слышал сигнал, которым сопровождается нажатие кнопки стоп из салона, поскольку в момент выезда был сконцентрирован на боковом зеркале, при этом считает, что ее могли и не нажимать. Проехав несколько метров, услышал крики пассажиров автобуса, а также стук в стекло, он посмотрел в правое зеркало и увидел, что на проезжей части лежат мужчина и женщина, после чего остановил автобус, выбежал на улицу к указанным мужчине и женщине, начал звонить в скорую медицинскую помощь. Про следы крови он ничего не помнит, так как был растерян от случившегося. Затем приехали сотрудники полиции, мужчину и женщину увезли бригады скорой помощи. Он остался на месте происшествия, сотрудники полиции произвели замеры. Дополнительно пояснил, что в содеянном раскаивается, вину в происшедшем признает, о содеянном сожалеет. Более подобного никогда допущено не будет.

Также, по ходатайству защитника, в связи с существенными противоречиями, в порядке ч. 1 ст. 276 УПК РФ, в судебном заседании были оглашены показания Филатова Л.Ф., данные им в ходе производства предварительного следствия при допросах в качестве подозреваемого 14.09.2016 и 18.10.2016 /т. 2 л.д. 156-159, 160-165/, в установленном законом порядке, после разъяснения всех прав, в присутствии адвоката, из которых следует, что он работает в ООО «ТЭК» в должности водителя автобуса с марта 2016 года, до этого времени работал водителем автобуса в ООО «Автосевер». В ООО «ТЭК» за ним закреплен автобус «<данные изъяты> №» государственный регистрационный знак №, осуществляющий перевозку пассажиров по городскому маршруту №. Перед выездом на линию он проходит контрольного механика и медицинского работника, после прохождения которого в путевом листе ставится отметка. 08.09.2016 около 06 часов 40 минут он прошел осмотр механика и мед. работника и выехал на линию (маршрут). Автобус на момент выезда был в технически исправном состоянии, также неисправностей не было и в течении рабочего дня. В этот день с ним работала кондуктор по имени ФИО2. 08.09.2016 около 14 часов 45 минут он управлял вышеуказанным автобусом и двигался по маршруту № 30, а именно по ул. Республики со стороны ул. Перекопская в направлении ул. Ямская г. Тюмени. На тот момент в автобусе находилось приблизительно 40 человек. В автобусе имеется 25 посадочных мест. В автобусе был установлен видеорегистратор, который производил видеозапись как внутри салона, так и вид спереди дороги. Он подъехал на остановочный комплекс «Набережная», расположенный в районе д. 2 ул. Республики, для осуществления посадки и высадки пассажиров. Остановившись на остановке, он открыл с помощью кнопки двери автобуса, всего автобус имеет три двери для пассажиров, не считая водительской двери. Нажав кнопку, на автобусе открылись все три двери. При открытии дверей, на панели загорается индикатор красного цвета, при закрытии дверей индикатор погасает. Остановившись, он открыл двери, на остановке вышли три человека, один человек через задние двери, двое через средние двери. На этой остановке в автобус никто из новых пассажиров не заходил. После того как трое пассажиров вышли, он посмотрел в зеркало ведущее обзор салона, убедился, то на высадку больше никого нет, также посмотрел в правое зеркало заднего вида, где на посадку также пассажиров не было, нажал на кнопку закрытия дверей, после чего лампа индикатора погасла, обозначая, что двери автобуса закрылись и он, посмотрев в левое зеркало заднего вида, для того, чтобы убедится в отсутствии помех при выезде с остановочного комплекса начал движение, в этот момент ему постучали в окно пассажиры и потребовали остановиться. Он сразу остановился, посмотрел в правое зеркало заднего вида и увидел, что у края кармана остановки лежат два человека. Также он обратил внимание на двери, что обе створки средних дверей открыты. После этого, он сразу вышел из автобуса и побежал к лежащим людям, которыми оказались пожилая женщина и пожилой мужчина, они являлись пассажирами автобуса, которые насколько он помнит, сели в автобус на остановке ДК «Строитель». Женщина и мужчина находились без сознания, со своего телефона он вызвал скорую помощь. По приезду скорой помощи пострадавших увезли в больницу. Ни у кого из пассажиров данные и номера телефонов в суете он не записал. По приезду сотрудников ГИБДД, с его участием производились замеры, со всеми замерами и схемой места ДТП он согласен. Спиртные напитки и наркотические вещества он не употреблял, находился в трезвом состоянии, на месте ДТП сотрудники ГИБДД провели ему тест на алкоголь, тест показал, что он трезв. Дверь автобуса могла не закрыться по причине воздействия (блокирования) пассажиром на дверь, то есть при воздействии на дверь. Дверь автоматически идет на открытие, при этом лампа индикатора указывает, что двери закрыты.

После оглашения показаний Филатов Л.Ф. пояснил, что он в достаточной степени не убедился в том, что, начиная движение, двери были закрыты и, что никто не шел на высадку.

Помимо признания своей вины, вина подсудимого Филатова Л.Ф. в совершении данного преступления подтверждается совокупностью следующих доказательств, исследованных судом в ходе судебного следствия.

Так из показаний потерпевшей ФИО8, данных ею в судебном заседании, следует, что о смерти матери ФИО12 она узнала на следующий день от врачей. В целом состояние здоровья ФИО12 было удовлетворительное, соответствовало возрасту, видела нормально, со слухом проблем не было. Координация движений нарушена не была, имела хроническое заболевание, связанное с сердцем. По состоянию здоровья ФИО11 пояснила, что он состоял на учете у врача психиатра, диагноз не знает. Что касается слуха, то иногда приходилось повысить голос, чтобы он слышал. Координация движений у него нарушены не были, в целом состояние удовлетворительное. О том, что произошло, она узнала от следователя, когда приходила к нему. Ранее подобного с ними не случалось. Мама всегда ездила на автобусе одна. Филатов приходил к ней и извинялся за содеянное. Она не требует с Филатова возмещения ущерба, и просила строго его не наказывать.

Из показаний потерпевшего ФИО7, данных им в судебном заседании следует, что 08.09.2016 его мама, ФИО12 со своим братом ФИО11, поехали на прием к врачу в Кожно-венерологический диспансер. ФИО12 сопровождала ФИО11, поскольку она ухаживала за ним в виду его состояния здоровья. ДД.ММ.ГГГГ ему позвонила сестра Зуева Татьяна и сообщила, что ФИО12 и ФИО11 нет дома. После этого, он забрал сестру и они поехали искать тех. Когда они обратились в ОКБ № <адрес>, им сообщили, что после ДТП ФИО11 госпитализирован, а ФИО12 от полученных травм скончалась. О том, что мама и дядя выпали из автобуса, он узнал в больнице от врачей. Подробности происшествия им позже сообщил следователь. Мать никогда не просила его о помощи при передвижении по городу. Он не требовал с ФИО1 возмещения причиненного морального вреда. Просил назначить Филатову наказание на усмотрение суда.

Согласно показаний свидетеля ФИО13, данных им в судебном заседании, 08.09.2016 около 15 часов 10 минут из дежурной части ГИБДД по Тюменской области поступило сообщение, что в результате ДТП пострадали люди, которые госпитализированы в ОКБ №. Он сразу же отправился в ОКБ №, чтобы опросить пострадавших, но в связи с тяжестью полученных телесных повреждений, опросить их по обстоятельствам происшедшего не представилось возможным. Об этом он сообщил в дежурную часть и отправился на рабочее место, для составления справки по обстоятельствам происшедшего. К нему для дачи объяснений приезжал Филатов Л.Ф., который пояснил, что у него не закрылась дверь.

Свидетель ФИО14 в судебном заседании пояснила, что она состоит в должности диспетчера ООО «Авто-север», у которого заключено субподрядное соглашение с ООО «ТЭК», которое осуществляет деятельность по организации пассажирских перевозок. Она выпускает автобусы в рейс, в случае каких-либо проблем по работе во время рейса, она принимает и регистрирует сообщения от водителей в журнале диспетчерской службы, после чего передает информацию в «гортранс». При выходе на работу 11.09.2016, ей стало известно, что 08.09.2016 из автобуса «Нефаз» выпали пассажиры, которые находятся в больнице. 08.09.2016, утром, она выдавала Филатову путевой лист и документы на автобус, после чего Филатов прошел медицинский осмотр и выехал на рейс. Она сдала свою смену в 9 часов утра 08.09.2016. Филатова она может охарактеризовать, как ответственного человека.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО15, пояснил, что ранее он состоял в должности специалиста по безопасности движения, а с сентября 2016 занимал должность главного механика ООО «Авто-север». В должностные обязанности в качестве главного механика входило: следить за техническим состоянием автобусов; руководство работой контрольных механиков; общее руководство техническими работниками. Автобусы проверяются на входе и выходе на линию контрольным механиком. У автобусов проверяются тормоза, освещение, общее техническое состояние транспортного средств, ходовая часть, работоспособность индикаторов кабины водителя, работа кнопок. После проведения предрейсовой проверки транспортного средства запись вносится в журнал контрольных механиков, по техническому состоянию транспортного средства. ДД.ММ.ГГГГ ему позвонил директор ФИО16 и сообщил, что из автобуса выпали пассажиры. ДТП произошло на остановке «набережная». Он взял фотоаппарат и выехал на место происшествия. Когда он приехал, то пострадавших уже не было, их увезли в больницу. Автобус стоял на выезде из кармана. На месте также были сотрудники ДПС. Следов тормозного пути на месте ДТП не было. Погода была хорошая, асфальт сухой. Филатов проходил инструктаж по технике безопасности при управлении автобусом. Состояние автобуса, которым управлял Филатов, было идеальным. Он может охарактеризовать Филатова, как порядочного человека.

ФИО17, допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля, пояснила, что 08.09.2016 она сала в автобус № 30, на остановке «океан», в автобусе она сидела за средней дверью. Автобус ехал как обычно, людей было не много, стояли всего несколько человек. Подъезжая к остановке «набережная», она приготовилась выходить, водитель затормозил, открыл двери и она начала выходить. Водитель в остановочный карман не заезжал. За ней выходили пожилые мужчина и женщина, которые какое-то время стояли за ней в очереди, перед тем как выйти. Как только она вышла из автобуса, он резко начал движение, при этом она услышала крики людей, обернулась и увидела, что автобус начал набирать скорость, при этом двери закрыты не были. Бабушка и дедушка в этот момент выходили из автобуса параллельно друг другу и во время набора скорости выпали из автобуса. Проехав около 5 метров, автобус остановился. В этот момент, бабушка с дедушкой находились на земле, дедушка лежал ближе к ней. Она подбежала к нему, посмотрела и начала звонить в скорую помощь. В это же время, у дедушки из головы потекла кровь. Бабушка лежала дальше, затем вышел водитель автобуса.

В связи с существенными противоречиями, по ходатайству государственного обвинителя, в порядке ч. 3 ст. 281 УПК РФ, в судебном заседании были оглашены показания несовершеннолетнего свидетеля ФИО17, данные ею в ходе предварительного следствия 20.10.2016 /т. 1 л.д. 186-197/, в установленном законом порядке, из которых следует, что 08.09.2016 она сала в автобус №30, на остановке «океан», в автобусе она сидела она за средней дверью, ей надо было выходить на остановке «набережная». Автобус ехал как обычно, людей было не много, стояли всего несколько людей. Подъезжая к остановке «набережная», она приготовилась выходить, водитель резко затормозил, подъехав к остановке, она схватилась за поручень, после чего начала выходить, за ней выходили пожилые мужчина и женщина, при этом они какое-то время стояли за ней в очереди, перед тем как выйти. Как только она вышла из автобуса, он резко начал движение, при этом она услышала возгласы людей, резко обернулась, увидела, что автобус начал набирать скорость, при этом двери полностью закрыты не были, в этот момент бабушка выходила из автобуса, а дедушка выходил вслед за ней, дедушка держал бабушку под руку, во время набора скорости, бабушка, как бы выпала из автобуса, а дедушка выпал вслед за ней, так как он держал ее. После падения из автобуса, бабушку протащило по земле, так как она пыталась зацепиться за что-то в автобусе, а дедушка пытался ее затащить обратно, но они не смогли удержаться и оба выпали из него. В этот момент она слышала, что люди кричат водителю, что бы он остановился. Проехав около 3 метров, автобус остановился. В этот момент, бабушка с дедушкой находились на земле, дедушка лежал ближе к ней, на боку, она подбежала к нему, присела, в этот момент так же выбежали все люди из автобуса и тоже подошли, кто к дедушке, кто к бабушке, начали звонить в скорую помощь, она так же пыталась дозвониться в 14 часов 49 минут, но не смогла. В это же время, у дедушки из головы потекла кровь. Бабушка лежала дальше, затем вышел водитель автобуса, все присутствующие сказали ему, что бы он установил знак аварийной остановки, что он и сделал.

После оглашения показаний свидетель их полностью подтвердила, пояснив, что разногласия связаны с большим промежутком времени, прошедшим с указанных событий. Указанные показания свидетель ФИО17 также подтвердила и в ходе проверки ее показаний на месте, что подтверждается протоколом от 02.11.2016 /т. 1 л.д. 198-208/.

Из показаний свидетеля ФИО18, данных им в судебном заседании, следует, что 08.09.2016 около 15 часов 00 минут в дежурную часть ГИБДД поступило сообщение о том, что по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, д. 2, из автобуса выпали пассажиры. Он, совместно с ФИО19, отправились на место происшествия. По прибытию на место ДТП был обнаружен автобус. Автобус был расположен частично на остановке, в конце, частично на проезжей части, пострадавших на месте происшествия не было, последних увезла скорая. На месте находился водитель автобуса Филатов Л.Ф., следственная группа. ФИО19 составлял схему дорожно-транспортного происшествия, а он внес в бланк сведения о водителе и понятых, участвовавших при осмотре, замечаний ни от кого не поступало. После составления схемы он понял, что автобус при движении не закрыл двери и из салона выпали пассажиры. На проезжей части, в самом кармане для остановки, имелись следы вещества бурого цвета, похожие на кровь. Водитель автобуса Филатов Л.Ф. пояснил, что перед началом движения закрыл дверь, после чего начал движение, а когда услышал, что люди кричат, остановился, понял, что произошло падение пассажиров. Следов тормозного пути не было. Погода на момент ДТП была ясной и солнечной, асфальт сухой.

По ходатайству государственного обвинителя, в порядке ч. 1 ст. 281 УПК РФ, с согласия подсудимого и защитника, в судебном заседании были оглашены показания свидетеля ФИО2, данные ею в ходе производства предварительного следствия 20.10.2016 /т. 2 л.д. 5-9/, из которых следует, что в должности кондуктора в ООО «ТЭК» она проработала всего два дня, 07.09.2016 и 08.09.2016. С Филатовым Л.Ф. начала работать 07.09.2016, 08.09.2016 смена началась примерно в 07 часов 00 минут, по маршруту № 30. Перед выходом на линию Филатов Л.Ф. прошел медицинский осмотр. 08.09.2016 она заметила, что средние двери автобуса с первого раза не закрывались. Когда дверь не закрывалась в автоматическом режиме, она нажимала специальную кнопку оповещения водителя, после чего водитель при помощи включения и выключения клавиши открытия-закрытия дверей, закрывал дверь. Филатов Л.Ф., являясь водителем автобуса, не просил ее удостовериться, что дверь закрыта, прежде чем приступать к движению. Падение ФИО11 и ФИО12 произошло на остановке «набережная», но как именно это произошло, она пояснить не может, так как стояла спиной к дверям, и только услышав крики людей, обернулась и увидела, что женщина выпала на улицу. В какой момент выпал мужчина она не видела, а женщина была зажата в средней двери, и после того, как водитель остановил автобус и открыл двери она выпала. Ранее зажатие людей в дверях указанного автобуса не происходило.

Согласно показаний свидетеля ФИО20, данных ею в ходе производства предварительного следствия 18.10.2016 /т. 1 л.д. 161-165/, оглашенных в судебном заседании по ходатайству государственного обвинителя, с согласия подсудимого и защитника, в порядке ч. 1 ст. 281 УПК РФ, 08.09.2016, около 14 часов 30 минут, она направлялась по делам, для этого пришла на остановку «океан», чтобы сесть в автобус маршрута № 30. Около 14 часов 45 минут она находилась в указанном автобусе, который произвел остановку на остановочном комплексе «набережная», расположенном напротив д. 2 по ул. Республики г. Тюмени. До указанной остановки она ехала стоя, но, когда освободились места, она решила сесть, при этом заняла место с левой стороны от линии входа через вторую дверь. Выход из автобуса находился прямо перед ней. К дверям подходили пожилые мужчина и женщина, которые направлялись к выходу. Шли пожилые мужчина и женщина в общем потоке пассажиров. В тот момент, когда они находились между дверей и начали выходить, автобус резко начал набирать скорость и одновременно с этим, закрывать двери. Она сразу же начала нажимать на кнопку «стоп», которая была расположена с правой стороны от нее, зажимала ее и давила, но никакой реакции на это не последовало. Двери сработали на указанных мужчину и женщину, как на препятствие, но не зажали их, а остались полуоткрытыми, при этом мужчина и женщина, не имели возможности остаться в салоне автобуса, так как уже сделали шаг на улицу и автобус начал набирать скорость. В этот же момент мужчина и женщина выпали из автобуса. Это произошло на глазах у пассажиров, все были в недоумении, поднялся крик и через несколько секунд автобус остановился. У нее сложилось впечатление, что водитель торопился выехать, пока у него нет помехи с левой стороны. После того, как автобус остановился, все пассажиры вышли на улицу, мужчина и женщина, которые выпали, лежали на проезжей части, возле мужчины были следы крови. От вида крови ей стало плохо, поэтому она не осталась смотреть, села в следующий автобус и уехала.

Указанные показания свидетель ФИО20 подтвердила в ходе проверки показаний на месте, а также в ходе следственного эксперимента, что подтверждается протоколами соответствующих следственных действий от 01.11.2016, которые были исследованы в судебном заседании /т. 1 л.д. 168-177, 178-185/.

Свидетель ФИО16, показания которого, данные в ходе производства предварительного следствия 19.10.2016 /т. 2 л.д. 60-65/, были оглашены в судебном заседании по ходатайству государственного обвинителя, с согласия подсудимого и защитника, в порядке ч. 1 ст. 281 УПК РФ, пояснил, что он является директором ООО «Авто-север», основной вид деятельности общества - пассажирские перевозки. Между ООО «Авто-север» и ООО «ТЭК» заключен договор на участие в осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам г. Тюмени № от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, он является директором ООО «ТЭК» и его единственным учредителем, которому принадлежат все транспортные средства автопарка. Техническое обслуживание транспорта осуществляет ООО «Авто-север». Пред рейсовый и после рейсовый осмотр транспортных средств проводятся контрольным механиком ООО «Авто-север», которые работают посменно. По результатам осмотров вносятся записи в журнал регистрации выхода и возврата автомобилей. В журнале указывается исправность транспортного средства. Контроль за работой механика осуществляет главный механик. За техническое состояние транспортных средств отвечает главный механик ООО «ТЭК». Контрольный механик проверяет все механизмы автобуса, в том числе в тот день была проведена проверка. При включении зажигания загорается табло, где в случае неполадки сообщается об ошибке. ДД.ММ.ГГГГ диспетчер рабочей смены сообщила о случившемся, а именно, что произошло падение пассажиров из салона автобуса, под управлением Филатова Л.Ф., подробностей не сообщала. После выяснилось, что падение произошло в результате открывания двери, при каких обстоятельствах это произошло, ему не известно.

ФИО21, допрошенный в ходе предварительного следствия 19.10.2016 /т. 1 л.д. 209-213/, показания которого, были оглашены в судебном заседании по ходатайству государственного обвинителя, с согласия подсудимого и защитника, в порядке ч. 1 ст. 281 УПК РФ, пояснил, что 08.09.2016, около 15 часов 00 минут, в дежурную часть поступило сообщение о падении пассажиров в автобусе вблизи д. 2 по ул. Республики г. Тюмени, после чего он совместно с инспектором ФИО18 направились к месту происшествия, на служебном автомобиле. Примерно в 15 часов 20 минут они прибыли к д. 2 по ул. Республики г. Тюмени, где при выезде из кармана остановочного комплекса «набережная» обнаружили транспортное средство автобус «<данные изъяты> №» государственный регистрационный знак №, который являлся участником дорожно-транспортного происшествия. Пассажиров, упавших из автобуса, на тот момент на месте не было, они были госпитализированы, об этом сообщил водитель автобуса Филатов Л.Ф. После чего, совместно с ФИО18 он приступил к осмотру места происшествия, где были обнаружены пятна бурого цвета, похожие на кровь. На это место водитель указал, как на место падения пассажиров. На место ДТП также была вызвана группа, состоящая из эксперта и следователя. Филатов Л.Ф. пояснил, что, подъехав на остановочный комплекс он остановился, высадил пассажиров, нажал кнопку закрытия дверей и начал движение в сторону выезда из кармана. Также Филатов Л.Ф. пояснил, что по-видимому данные пассажиры поздно заметили, что это их остановка и приступили к выходу, ввиду чего сработал датчик, что дверь не закрывается. При движении автобуса, пассажиры начали выходить, в результате чего произошло падение пассажиров на проезжую часть и бордюр. Им была составлена схема ДТП, произведены замеры места происшествия, с участием водителя и понятых. Общая обстановка на месте происшествия возможно соответствует объяснениям, указанным водителем. Автобус мог спокойно выехать, так как первая полоса от остановочного комплекса, является выделенной для движения маршрутных транспортных средств. Автобус был расположен передней частью в сторону ул. Ямская, под углом, так как осуществлял выезд. Следы тормозного пути отсутствовали, предположительно из-за не большой скорости автобуса. На момент происшествия погода была ясная, сухой асфальт, дождя не было. На месте ДТП еще находились: представитель службы безопасности ООО «ТЭК», ФИО22, следователь и эксперт.

Из показаний свидетеля ФИО23, данных им в ходе производства предварительного следствия 01.11.2016 /т. 2 л.д. 14-20/, оглашенных в судебном заседании по ходатайству государственного обвинителя, с согласия подсудимого и защитника, в порядке ч. 1 ст. 281 УПК РФ, следует, что он является главным конструктор ПАО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ. В его должностные обязанности входит: организация работ по конструкторскому сопровождению изготовления опытных образцов; организация работ по конструкторскому сопровождению серийного производства; организация работы по совершенствованию конструкций узлов, агрегатов, систем и автотранспортных средств в серийном производстве; организация работы по разработке перспективных конструкций узлов, агрегатов, систем и АТС с применением современных информационных технологий; обеспечение соответствия новых и модернизированных конструкций техническим заданиям, стандартам, требованиям рациональной организации и охраны труда, нормам техники безопасности; освоение перспективных конструкторских разработок, новейших материалов и другое. Первая модель автобуса «<данные изъяты>» на базе шасси № разработана ОГК ОАО «<данные изъяты>» в 2000 году, которые производятся с 2001 года. Производственные дефекты выявляются: в процессе производства, при приёмке службой качества соответствие КД и на операции «сдачи» автобуса; проведении обкатки и настройки/проверки всех узлов и агрегатов. Основные производственные дефекты устраняются до выпуска. На протяжении всего времени выпуска автобусов и по сегодняшний день отслеживается эксплуатация выпускаемой техники, собираются замечания, на основании которых проводится ряд конструкторских доработок, касающихся каркаса кузова, пассажирских сидений, остекления, поручней и прочих узлов, направленных на повышение безопасности, долговечности и повышение потребительских свойств. Для устранения выявленных замечаний в эксплуатации направлялись бригады для устранения или отзывалась техника в сервисный центр. Также вносятся изменения в конструкцию автобуса, связанные с постоянными изменениями нормативных документов, повышением требований к автобусам. Автобус оснащён тремя сдвоенными дверями распашного типа. Конструкция дверей состоит из непосредственно дверных створок, покупного пневмопривода и рычажного механизма, передающего движение от привода на створки. Привод дверей электропневматический. Конструкция дверей данного типа применяется на автобусах с 2001 г. Основные дефекты дверей: повышенный износ трущихся элементов, излом кронштейна направляющего пальца, выпирание створки двери при закрытии, недостаточная герметичность и прочие. Открытие дверей в штатном режиме производится непосредственно с места водителя, а именно с клавиш управления на боковой панели приборов, посредством нажатия кнопок, отвечающих за открытие и закрытие, как каждой двери в отдельности, так и путем общего открывания и закрывания всех дверей одновременно. Установленные клавиши имеют черный цвет, обозначаются символом «двери» светлого оттенка и имеют подсветку при включении габаритных огней, либо ближнего или дальнего света. При открывании любой из салонных дверей, на центральной панели приборов места водителя загорается индикатор красного цвета с символом двери и светится постоянно до тех пор, пока все двери транспортного средства не закроются полностью, после чего индикатор положения дверей гаснет. Работа органов управления дверями на автобусе «<данные изъяты> №» VIN № ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, в поставленном комплекте имеет идентичное управление и полностью совпадает с вышеуказанным описанием работы механизма. Дополнительной индикации о том, что дверь открылась при срабатывании от препятствия, на водительском месте и в салоне автобуса нет, так как в этом случае основной сигнализатор красного цвета положения дверей продолжает гореть до полного закрытия всех дверей автобуса. Индикационные обозначения срабатывания дверей на препятствия отсутствуют. При открытых в дверях горят лампы, которые подают сигнал о том, что двери открыты. Для исключения травмирования пассажира все пассажирские двери оснащены механизмом противозащемления: при нажатии кнопки закрытия дверей на панели приборов в кабине водителя срабатывает пневмопривод, посредством которого закрываются створки дверей. При нажатии кнопки запускается таймер – начинает отсчитываться время стандартного закрытия двери. При попадании постороннего предмета (пассажира) между створками, дверь не приходит в запланированное время в конечное положение (не срабатывает концевой выключатель), система понимает, что зажат пассажир и автоматически даётся команда на полное открытие дверей. Индикация на препятствие не срабатывает, а показывает только открытые двери. На центральной панели приборов находится панель, содержащая обозначения открытия/закрытия дверей. Панель всегда находится перед водителем автобуса, но индикации на препятствие отсутствует, перед водителем автобуса горит сигнальная лампа, которая предупреждает, что двери автобуса, находится в открытом состоянии. Для обзора зон дверей в салоне предусмотрено внутри салонное зеркало, для обзора зон дверей вне салона – правое зеркало заднего вида. Автобус оборудован зеркалами заднего вида, левым и правым и одним внутрисалонным зеркалом в кабине водителя. Все зеркала, установленные на данной модели автобуса, сферического типа, устойчивы к вибрациям и ударам, а также к климатическим факторам. При открывании двери, непосредственно над дверью загорается фонарь, подсвечивающий ступени и зону подножки (работающий фонарь является косвенным признаком открытой двери). Для обеспечения безопасности посадки/высадки пассажиров на створках дверей предусмотрены поручни для рук. На ступени установлен алюминиевый лист с противоскользящим рифлением. Кромки ступеней окантованы выступающим алюминиевым профилем, окрашенным в контрастный (жёлтый) цвет. В базовой комплектации автобуса вспомогательное оборудование не предусмотрено. По требованию Заказчика могут быть установлены камеры вне и внутри салона с выводом на дисплей у водителя или система полной видеорегистрации. Автобус «<данные изъяты> №» VIN № ДД.ММ.ГГГГ года изготовлен в базовой комплектации без дополнительных опций согласно спецификации службы продаж автобусов (СПА) ПАО «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ. Отсутствие индикации открытия/закрытия, срабатывания на препятствие возможно, только если лампа разбита, лампа может быть разбита только при физическом воздействии. Технические неполадки могут возникнуть, только если панель не будет работать полностью. Перегорание одной лампы невозможно, так как на приборах установлены светодиодные лампы. Индикация закрытия дверей горит до того момента, пока двери автобуса открыты. Диагностируется автобус при его зажигании, все лампочки загораются, после чего они гаснут.

Кроме показаний подсудимого, потерпевших и свидетелей вина Филатова Л.Ф. в совершении преступления также подтверждается материалами уголовного дела.

Так из рапорта об обнаружении признаков преступления № 8251 от 09.09.2016 следует, что 08.09.2016, около 14 часов 45 минут, на ул. Республики в районе д. 2 г. Тюмени, произошло падение пассажиров ФИО11 и ФИО12 из автобуса марки «<данные изъяты> №» государственный регистрационный знак АО 517 72 под управлением Филатова Л.Ф. /т. 1 л.д. 11/.

Согласно рапорта № от ДД.ММ.ГГГГ, в дежурную часть полка ДПС ГИБДД УМВД России по Тюменской области 08.09.2016 в 15 часов 45 минут из ОКБ № <адрес> поступила информация о том, что гражданину ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оказана медицинская помощь. Диагноз: «ОЧМТ, ОП обеих конечностей, ТТЖ, кома», госпитализирован, гражданке ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оказана медицинская помощь. Диагноз: «ОЧМТ, политравма, кома», госпитализирована. Телесные повреждения граждане ФИО11 и ФИО12 прилучили в результате ДТП, имевшего место ДД.ММ.ГГГГ на ул. Республики д. 2, с участием автобуса «<данные изъяты>» государственный регистрационный знак № /т. 1 л.д. 12/.

Как следует из протокола осмотра места происшествия от 08.09.2016, была осмотрена проезжая часть улицы Республики напротив дома № 2 г. Тюмени. В ходе осмотра были обнаружены два пятна бурого цвета, первое на расстоянии 2,3 метра до края проезжей части и 11,7 метром до угла преломления остановочного комплекса и проезжей части. Второе на расстоянии 1,8 метров до края проезжей части и 8,9 метров до угла преломления /т. 1 л.д. 22-25/.

Из протокола осмотра места происшествия от 02.11.2016, следует, что был осмотрен автобус «<данные изъяты> №» государственный регистрационный знак №. В ходе осмотра установлено наличие у автобуса трех пассажирских выходов, работоспособность табло, расположенного под рулем водителя. При запуске двигателя все индикации демонстрируют работоспособное состояние, в салоне автобуса над каждой дверью имеется кнопка «стоп», кроме того, кнопка «стоп» расположена с правой стороны у пассажирского кресла за второй пассажирской дверью /т. 1 л.д. 28-46/.

В ходе выемки, что подтверждается протоколом от 19.10.2016, в каб. № 2 СО по Центральному АО г Тюмень СУ СК РФ по Тюменской области, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Северная, д. 2/2, ФИО16 добровольно выдал: сервисную книжку автобуса «<данные изъяты>№»; журнал регистрации выхода и возврата автомобилей; журнал пред рейсового медицинского осмотра; договор № на 7 листах и дополнительные соглашения к нему на 3 листах; приказы о приеме на работу Филатова Л.Ф., ФИО15, ФИО16, ФИО24 на 4 листах; приказ о закреплении автобуса на 1 листе; должностные инструкции на водителя, диспетчера, специалиста по охране труда, главного механика, медицинского работника, контрольного механика в 6 подшивках; графики работы на сентябрь 2016 на 4 листах; копию ПТС; копию устава ООО «ТЭК»; акт служебного расследования; диск с видео записью; видео регистратор и кабель к нему /т. 2 л.д. 70-76/, которые 20.10.2016 были осмотрены /т. 2 л.д. 77-141/ и в этот же день приобщены к материалам уголовного дела в качестве вещественных доказательств /т. 2 л.д. 142-144/.

В ходе осмотра изъятых документов было установлено, что между Филатовым Л.Ф. и ООО «ТЭК» был заключен трудовой договор. За Филатовым Л.Ф. был закреплен автобуса «<данные изъяты>№» государственный регистрационный знак №, который под управлением последнего 08.09.2016 вышел на линию в исправном состоянии. По возвращению автобуса имеется отметка ДТП.

Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО12 были причинены следующие телесные повреждения: тупая травма головы в виде перелома правой теменной кости с переходом на правую височную и клиновидную кости, перелома правой стенки верхней стенки правой глазницы (лобная кость), острой субдуральной гематомы объемом 70 мл. над левыми затылочной, теменной, височной и лобной долями, ушиба головного мозга с локализацией контузионного очага в полюсе правой лобной доле, субарахноидальных кровоизлияний над выпуклыми поверхностями обоих полушарий головного мозга, над нижней поверхностью правой лобной доли, червем мозжечка с переходом на его полушария, кровоизлияния в желудочки головного мозга, кровоизлияния в мягкие ткани затылочной области с переходом в теменную область справа, кровоподтека верхнего века правого глаза, которая причинила тяжкий вред здоровью, по признаку опасности для жизни; закрытый перелом правой бедренной кости, который причинил тяжкий вред здоровью по признаку значительной стойкой утраты общей трудоспособности свыше 30%, которые возникли в пределах нескольких десятков минут до поступления в ГБУЗ ТО «ОКБ №» ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 33 минуты от ударного воздействия тупого (тупых) предмета (предметов) с неограниченной травмирующей поверхностью, вероятнее всего, одномоментно, при падении с незначительной высоты и ударе задней правой поверхностью тела о плоскость. Кроме того, при экспертизе ФИО12 были обнаружены переломы 2 – 5 правых ребер и 2 – 4 левых ребер по среднеключичным линиям, которые вероятнее всего образовались в результате реанимационных мероприятий (непрямой массаж сердца). Смерть ФИО12 наступила в результате перелома костей свода и основания черепа с кровоизлияниями под оболочки и в желудочки головного мозга, от которых последняя скончалась при доставлении ее ГБУЗ ТО «ОКБ №» в 15 часов 33 минуты /т. 1 л.д. 54-57/.

Из заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО25 были причинены следующие телесные повреждения: тупая травма головы в виде перелома правой теменной кости с переходом на затылочную и височные кости, острой субдуральной гематомы объемом 100 мл. (клинически) над левыми лобной, теменной и височными долями, ушиба головного мозга с локализацией контузионных очагов в левой височной и лобной долях, субарахноидальных кровоизлияний над полюсом левой лобной доли и над червем мозжечка с переходом на его полушария, кровоизлияния в мягкие ткани теменной области справа, кровоподтека вокруг левого глаза, которые возникли в пределах нескольких десятков минут до поступления в ГБУЗ ТО «ОКБ №» ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 30 минут, от ударного воздействия тупого предмета с неограниченной травмирующей поверхностью, вероятнее всего, при падении с незначительной высоты и ударе теменной областью справа о плоскость и причинили тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Смерть ФИО11 наступила от тупой травмы головы с развитием двусторонней серозно-гнойной пневмонии и полиорганной недостаточности /т. 1 л.д. 76-82/.

Исследовав материалы уголовного дела, такие как: протоколы осмотра места происшествия от 08.09.2016 и 02.11.2016; протокол осмотра предметов (документов) от 20.10.2016; протоколы проверки показаний на месте от 02.11.2016; протокол следственного эксперимента от 02.11.2016 и заключения экспертов № 2976 от 03.10.2016 и № 3355 от 01.11.2016, выслушав и огласив подсудимого Филатова Л.Ф., потерпевших ФИО8 и ФИО7, а также, заслушав и огласив показания свидетелей ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО17, ФИО2, ФИО20, ФИО16, ФИО21 и ФИО23, суд находит, что именно Филатов Л.Ф., 08.09.2016, около 14 часов 45 минут, управляя технически исправным автобусом «<данные изъяты>№» государственный регистрационный знак №, нарушив п.п. 1.3, 1.5, 22.7 Правил дорожного движения РФ, начиная движение от остановочного комплекса «набережная», проявив преступную небрежность, не убедился, что двери автобуса закрыты, вследствие чего произошло падение из автобуса пассажиров ФИО11 и ФИО12 и в результате данного дорожно-транспортного происшествия вышеуказанным лицам были причинены телесные повреждения, от которых последние скончались.

Виновность подсудимого нашла свое подтверждение исследованными в судебном заседании доказательствами, которые судом признаны относимыми, достоверными и допустимыми, полученными в соответствии с соблюдением требований закона. Оснований для признания доказательств недопустимыми, не имеется.

Указанные выше нарушения Правил дорожного движения РФ подсудимым Филатовым Л.Ф. находятся в причинно-следственной связи с наступившими последствиями в виде причинения смерти по неосторожности ФИО11 и ФИО12

Действия подсудимого Филатова Л.Ф. суд квалифицирует по ч. 5 ст. 264 УК РФ – как нарушение лицом, управляющим другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц.

При назначении наказания подсудимому, в соответствии с требованиями ст.ст. 6, 60 УК РФ, суд учитывает общественную опасность содеянного, личность подсудимого, его семейное и имущественное положение.

Филатова Л.Ф. совершил преступление, в силу ч. 3 ст. 15 УК РФ относящееся к категории преступлений средней тяжести.

С учетом фактических обстоятельств совершенного преступления и его степени общественной опасности, оснований для снижения категории тяжести данного преступления, в соответствии с требованиями ч. 6 ст. 15 УК РФ, суд не находит.

По месту регистрации и проживания участковым уполномоченным полиции и соседями Филатов Л.Ф. характеризуется положительно (т. 2 л.д. 205, 207), также Филатов Л.Ф. положительно характеризуется МАОУ СОШ №, на учете в наркодиспансере и у психиатра не состоит (т. 2 л.д. 197, 198), ранее привлекался к административной ответственности в области безопасности дорожного движения (т. 2 л.д. 196).

Обстоятельствами, в силу положений п. «г,к» ч. 1, ч. 2 ст. 61 УК РФ смягчающими наказание подсудимого, суд признает: наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка; оказание медицинской помощи потерпевшим непосредственно после совершения преступления; полное признание вины, раскаяние в содеянном; принятие мер по заглаживанию причиненного преступлением материального ущерба и морального вреда; публичное принесение извинений потерпевшим.

Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимого, предусмотренных ст. 63 УК РФ, судом не установлено.

С учетом обстоятельств содеянного, данных о личности подсудимого, который в целом характеризуется положительно, однако ранее привлекался к административной ответственности в области безопасности дорожного движения, влияния назначаемого наказания на исправление подсудимого и условия его жизни, наличия смягчающих и отсутствия отягчающих наказание обстоятельств, в силу своего внутреннего убеждения, а также для достижения целей назначаемого наказания, суд полагает возможным и справедливым назначить Филатову Л.Ф. наказание в виде лишения свободы, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами.

При назначении наказания подсудимому суд также учитывает положения ч. 1 ст. 62 УК РФ.

Оснований для применения при назначении наказания положений ст. 64 УК РФ, не имеется.

Вид исправительного учреждения определить в соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 58 УК РФ.

Вопрос о вещественных доказательствах разрешить в соответствии со ст. 81 УПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307 – 309 УПК РФ, суд,

ПРИГОВОРИЛ

Филатова Л.Ф. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 264 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 3 (три) года 6 (шесть) месяцев, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами сроком на 3 года, с отбыванием наказания в колонии-поселении.

К месту отбывания наказания, назначенного по приговору суда осужденному Филатову Л.Ф. прибыть самостоятельно, в соответствии с предписанием территориального органа уголовно – исполнительной системы Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области, за счет государства.

Срок отбывания наказания исчислять со дня прибытия осужденным Филатовым Л.Ф. в колонию – поселение, при этом время следования осужденного к месту отбывания наказания в соответствии с предписанием, предусмотренным ст. 75.1 УИК РФ, засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день.

Меру пресечения Филатову Л.Ф. – подписку о невыезде и надлежащем поведении оставить прежней до вступления приговора в законную силу.

Вещественные доказательства:

приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ; приказ № от ДД.ММ.ГГГГ; должностную инструкцию №, утвержденную ДД.ММ.ГГГГ; акт служебного расследования от ДД.ММ.ГГГГ; график работы водителей автобусов на сентябрь 2016 года; устав ООО «Транспортная экспедиционная компания», хранящиеся в камере вещественных доказательств следственного отдела по Центральному АО г. Тюмень СУ СК РФ по Тюменской области, - вернуть по принадлежности ООО «ТЭК»;

копию ПТС; сервисную книжка автобуса «<данные изъяты>№» гос. рег. знак №; журнал пред рейсового медицинского осмотра; журнал регистрации выхода и возврата автомобилей; соглашение о изменении договора № на организацию и транспортное сопровождение регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; дополнительные соглашения о внесении изменений в договор № от ДД.ММ.ГГГГ на участие в осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам <адрес>; договор № на участие в осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам <адрес>; график работы водителей автобусов на сентябрь 2016 года, хранящиеся в камере вещественных доказательств следственного отдела по Центральному АО г. Тюмень СУ СК РФ по Тюменской области, - вернуть по принадлежности ООО «АвтоСевер»;

CD-диск с записью с видеорегистратора – хранить при уголовном деле.

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Судебную коллегию по уголовным делам Тюменского областного суда в течение 10 суток со дня его провозглашения путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Центральный районный суд города Тюмени.

В случае подачи апелляционной жалобы осужденный вправе в течение 10 суток со дня вручения ему копии приговора и в этот же срок со дня вручения ему копии апелляционного представления или апелляционной жалобы, затрагивающих его интересы, ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.

Председательствующий А.Д. Ильин


 

Приговоры судов по ч. 5 ст. 264 УК РФ

Приговор суда по ч. 5 ст. 264 УК РФ

Гамбель С.С. совершилнарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть трех лиц.Преступление совершено подсудимым в при следующих обстоятельствах:дд.мм.гггг, примерно в 00 часов 40 минут, Гамбе...

Приговор суда по ч. 5 ст. 264 УК РФ

АБДУРАХМОНОВ Ж.Б., являясь лицом, управляющим автомобилем, нарушил правила дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц, а именно:28 апреля 2017 года около 11 часов 00 минут он (АБДУРАХМОНОВ Ж.Б.), управляя технически исправным ...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru