Решение суда о признании права собственности в порядке приватизации № 2- 1747/2013 ~ М-746/2013

Дело № 2-1747/13

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 апреля 2016 года Черемушкинский районный суд г. Москвы в составе:

судьи – Алексеева Н.А.,

при секретаре – Султановой Б.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рубаненко <данные изъяты> к ФГПУ «Управление по эксплуатации жилого фонда» УД Президента РФ о признании права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании права собственности на <адрес>, расположенную по адресу <адрес>, корпус 4, мотивируя свои требования тем, что в соответствии с ордером Управления делами Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ Рубаненко <данные изъяты> была выделена отдельная однокомнатная квартира общей площадью 49,9 кв. метров, расположенная по адресу: <адрес>.

15.08.2016г. на указанную квартиру между ФГУ «Управление по эксплуатации зданий» Управления делами Президента Российской Федерации и Рубаненко Н.Н. был заключен договор социального найма № ОК-1222/12, в соответствии с которым УД Президента России, действующее от имени Российской Федерации, владеющее указанной квартирой на праве оперативного управления и являющееся наймодателем в возникших жилищных правоотношениях передало истцу и в бессрочное владение и пользование вышеуказанное жилое помещение.

В тот же день 15.08.2016 уполномоченным органом УД Президента России квартира была передана по акту передачи жилого помещения № ОК-1222/12 во владение и пользование Рубаненко Н.Н., которая вселилась на данную жилую площадь. При этом истец выполнил все предусмотренные законом обязанности нанимателя жилого помещения в полном объеме. В настоящее время в квартире проживает истец – Рубаненко Н.Н.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 6 вышеуказанного закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. При этом в силу ст. 7 названного законодательного акта передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно ст. 4 вышеприведенного закона во взаимосвязи со ст. 12 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года. Однако, данное законодательное положение Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 июня 2006 г. N 6-П признано не соответствующим Конституции РФ.

При этом в силу п.2 ст. 2 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» статьи 1, 2, 4, 6-8Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», позволяющие гражданам приватизировать жилые помещения, утрачивают силу только с 1 марта 2016 года.

Вышеперечисленные положения жилищного законодательства с учетом вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ позволяют утверждать о том, что граждане, получившие жилье по договору социального найма после 1 марта 2005 года, так же, как и те, кто получил соответствующее жилье раньше указанного срока, имеют право приватизировать занимаемые ими жилые помещения.

Руководствуясь вышеизложенным, Рубаненко Н.Н. обратилась к уполномоченному собственником органу (УД Президента РФ) с заявлением о передаче ему в собственность в установленном законом порядке (порядке приватизации) вышеуказанное жилое помещение.

В силу ст. 8 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься уполномоченными органами по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

Между тем, до настоящего времени УД Президента не предприняло никаких мер для реализации истцом установленного законом права на приватизацию вышеуказанной квартиры, тем самым, ограничивая его в конституционном праве иметь в собственности соответствующее жилое помещение. При этом нарушение прав истца на бесплатное получение в собственность занимаемого им жилого помещения, вызвано также отсутствием государственной регистрации права собственности Российской Федерации и права оперативного управления УД Президента в отношении вышеуказанного жилья. Об этом свидетельствует письменный ответ УД Президента РФ.

Вышеизложенные обстоятельства по независящим от истца причинам не позволяют ему и дочери в установленном законом порядке приобрести занимаемое ими жилое помещение и таким образом реализовать предоставленное им статьей 35 Конституцией РФ право иметь в собственности вышеуказанную квартиру.

Вместе с тем, по аналогичным вышеизложенному обстоятельствам Верховный Суд РФ уже выразил свою правовую позицию, отраженную им в Обзоре судебной практики Верховного РФ за второй квартал 2005 г. (Опубликовано в Бюллетене Верховного Суда РФ № 12 за 2005 г.).

В частности, Верховный Суд РФ указывает на следующее толкование закона:

«В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе меть имущество в собственности.

Статья 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.

По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

В том случае, если имеется распоряжение о передаче жилых помещений в муниципальную собственность, однако по каким-либо причинам они не переданы, граждане не могут воспользоваться своим правом ни приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что соответственно нарушает положения статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

Согласно статьям 17 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда, при этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.

Следовательно, если жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма фактически не переданы в муниципальную собственность, то правособственности на указанные жилые помещения может быть признано за гражданином в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения».

В судебное заседание представитель истца явился, исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, согласно заявления просил рассмотреть настоящее гражданское дело в его отсутствие, согласно отзыва на исковое заявление ответчик не возражает против удовлетворения иска истца.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что в соответствии с ордером Управления делами Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ Рубаненко <данные изъяты> была выделена отдельная однокомнатная квартира общей площадью 49,9 кв. метров, расположенная по адресу: <адрес>.

15.08.2016г. на указанную квартиру между ФГУ «Управление по эксплуатации зданий» Управления делами Президента Российской Федерации и Рубаненко Н.Н. был заключен договор социального найма № ОК-1222/12, в соответствии с которым УД Президента России, действующее от имени Российской Федерации, владеющее указанной квартирой на праве оперативного управления и являющееся наймодателем в возникших жилищных правоотношениях передало истцу и в бессрочное владение и пользование вышеуказанное жилое помещение.

В тот же день 15.08.2016 уполномоченным органом УД Президента России квартира была передана по акту передачи жилого помещения № ОК-1222/12 во владение и пользование Рубаненко Н.Н., которая вселилась на данную жилую площадь. При этом истец выполнил все предусмотренные законом обязанности нанимателя жилого помещения в полном объеме. В настоящее время в квартире проживает истец – Рубаненко Н.Н.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 6 вышеуказанного закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. При этом в силу ст. 7 названного законодательного акта передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно ст. 4 вышеприведенного закона во взаимосвязи со ст. 12 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года. Однако, данное законодательное положение Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 июня 2006 г. N 6-П признано не соответствующим Конституции РФ.

При этом в силу п.2 ст. 2 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» статьи 1, 2, 4, 6-8 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», позволяющие гражданам приватизировать жилые помещения, утрачивают силу только с 1 марта 2016 года.

Вышеперечисленные положения жилищного законодательства с учетом вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ позволяют утверждать о том, что граждане, получившие жилье по договору социального найма после 1 марта 2005 года, так же, как и те, кто получил соответствующее жилье раньше указанного срока, имеют право приватизировать занимаемые ими жилые помещения.

Руководствуясь вышеизложенным, Рубаненко Н.Н. обратилась к уполномоченному собственником органу (УД Президента РФ) с заявлением о передаче ему в собственность в установленном законом порядке (порядке приватизации) вышеуказанное жилое помещение.

В силу ст. 8 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься уполномоченными органами по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

Между тем, до настоящего времени УД Президента не предприняло никаких мер для реализации истцом установленного законом права на приватизацию вышеуказанной квартиры, тем самым, ограничивая его в конституционном праве иметь в собственности соответствующее жилое помещение. При этом нарушение прав истца на бесплатное получение в собственность занимаемого им жилого помещения, вызвано также отсутствием государственной регистрации права собственности Российской Федерации и права оперативного управления УД Президента в отношении вышеуказанного жилья. Об этом свидетельствует письменный ответ УД Президента РФ.

Вышеизложенные обстоятельства по независящим от истца причинам не позволяют ему и дочери в установленном законом порядке приобрести занимаемое ими жилое помещение и таким образом реализовать предоставленное им статьей 35 Конституцией РФ право иметь в собственности вышеуказанную квартиру.

Вместе с тем, по аналогичным вышеизложенному обстоятельствам Верховный Суд РФ уже выразил свою правовую позицию, отраженную им в Обзоре судебной практики Верховного РФ за второй квартал 2005 г. (Опубликовано в Бюллетене Верховного Суда РФ № 12 за 2005 г.).

В частности, Верховный Суд РФ указывает на следующее толкование закона:

«В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе меть имущество в собственности.

Статья 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.

По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

В том случае, если имеется распоряжение о передаче жилых помещений в муниципальную собственность, однако по каким-либо причинам они не переданы, граждане не могут воспользоваться своим правом ни приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что соответственно нарушает положения статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

Согласно статьям 17 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда, при этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.

Следовательно, если жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма фактически не переданы в муниципальную собственность, то правособственности на указанные жилые помещения может быть признано за гражданином в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения».

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Рубаненко Н.Н., поскольку оснований для отказа в удовлетворении означенных требований не имеется.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доводов и доказательств в опровержение исковых требований истца ответчиком не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Признать за Рубаненко <данные изъяты> право собственности на №, расположенную по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца.

Судья              Н.А.Алексеев


 

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ:

Решение суда о выселении

Ким Л. обратилась в суд с иском к ДЖП и ЖФ г. Москвы о признании права собственности в порядке приватизации, мотивируя свои требования тем, что Ким Л., проживает по адресу .20.04.1999г истец была зарегистрирована по данному адресу к своему супругу...

Решение суда о восстановлении права на приватизацию, взыскании судебных расходов

Истец обратился в суд с иском к ответчику о восстановлении права на приватизацию , расположенной по адресу: , взыскании судебных расходов, мотивируя свои требования тем, что дд.мм.гггг между ней и Департаментом муниципального жилья был заключен до...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru