Решение суда о взыскании страховой суммы № 2-4297/2017 ~ М-3742/2017

№2-4297/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июля 2017 года г. Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе: председательствующего судьи Устабаев Е.Т.,

при секретаре Гриценко К.В.,

с участием представителя истца Петрова А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брусенцевой Н. А. к обществу с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Райффайзен Лайф» о взыскании страховой суммы,

УСТАНОВИЛ:

Брусенцева Н.А. обратилась в суд с вышеназванным иском, в обоснование которого ссылалась на то, что 21 марта 2014 года она написала заявление на включение в Программу страхования жизни от несчастных случаев и болезней заемщиков потребительских кредитов «Райффайзенбанк». На основании заявления между ООО «СК «Райфайзен Лайф» (Страховщик) и ЗАО «Райффайзенбанк» (Страхователь) заключен договор добровольного группового страхования, по условиям которого Страхователь оплачивал Страховщику ежемесячную страховую выплату за Застрахованное лицо (Брусенцеву Н.А.).

03 августа 2016 года произошел страховой случай... С целью получения страховой выплаты в адрес ответчика направлено заявление с приложением необходимых документов. Однако ответчик не признал наступивший случай страховым, в связи с чем в выплате страхового возмещения отказал.

Считает, что основание для отказа в выплате страховой суммы, указанное ответчиком, – обращение в лечебно-профилактические учреждения по поводу заболевания до заключения договора является незаконным, поскольку в нарушение пункта 2 статьи 945 Гражданского кодекса Российской Федерации, страховщик не воспользовался предоставленным ему правом, следовательно, сознательно принял на себя риск отсутствия необходимой для заключения договора страхования информации. Ссылаясь на то, что при заключении договора страхования истцу не было представлено документов, содержащих информацию о страховой премии и страховой сумме, просила суд взыскать с ответчика в свою пользу страховую сумму по договору страхования.

В судебном заседании Брусенцева Н.А. уточнила исковые требования, указав, что пункт 3.1.1 договора страхования, фактически предусматривающий возможность страховщика отказать в страховой выплате при наступлении страхового случая, противоречит положениям статьи 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей». На момент заключения договора страхования она (истец) не знала и не могла знать о том, что наличие ранее диагностированных заболеваний повлечет ухудшение состояния здоровья. ... Просила суд признать пункт 3.11 договора добровольного группового страхования недействительным; взыскать с ответчика в свою пользу страховую выплату в размере 262458 рублей 94 копейки в качестве страховой выплаты по договору страхования, заключенному между ООО «СК «Райфайзен Лайф» и ЗАО «Райффайзенбанк».

Определением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 27 июля 2017 года ходатайство Брусенцевой Н.А. о принятии уточненного иска удовлетворено частично, в принятии требований о признании недействительным пункта 3.11 договора добровольного группового страхования отказано.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились. В материалах гражданского дела имеются сведения о надлежащем извещении истца Брусенцевой Н.А., просившего о рассмотрении дела в свое отсутствие с участием представителя, представителя ответчика ООО «СК «Райфайзен Лайф», а также сведения о направлении судебных извещений по адресу места нахождения третьего лица АО «Райффайзенбанк», которое не получено адресатом и возвращено с отделения почтовой связи по причине истечения срока хранения.

Согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

При изложенных обстоятельствах судом признано извещение АО «Райффайзенбанк» надлежащим, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом вынесено определение о рассмотрении гражданского дела в отсутствие неявившихся лиц при имеющихся сведениях об извещении.

В судебном заседании представитель истца Петров А.Е. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Изучив материалы дела, заслушав объяснение явившегося участника процесса, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 927 Гражданского кодекса Российской Федерации страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).

Согласно статье 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор личного страхования является публичным договором.

В силу пункта 1 статьи 934 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая). Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор.

В соответствии с пунктом 1 статьи 957 Гражданского кодекса Российской Федерации договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса.

Из материалов гражданского дела следует, что 21 марта 2014 года Брусенцевой Н.А. написано заявление на включение в Программу страхования жизни от несчастных случаев и болезней заемщика потребительского кредита N, заключенного с ЗАО «Райффайзенбанк».

Страхование жизни и от несчастных случаев и болезней заемщиков потребительских кредитов ЗАО «Райффайзенбанк» осуществляется в рамках договора добровольного группового страхования жизни и от несчастных случаев и болезней заемщиков потребительских кредитов N от 30 сентября 2009 года, заключенного между ЗАО «Райффайзенбанк» и ООО «СК «Райфайзен Лайф».

В соответствии с условиями договора добровольного группового страхования, застрахованными лицами по договору являются лица, заключившие со Страхователем кредитный договор и подтвердившие свое согласие на страхование в письменном заявлении на включение в программу страхования жизни от несчастных случаев и болезней заемщиков потребительских кредитов, осуществляемую в рамках договора страхования.

Подписав заявление на включение в программу страхования БрусенцеваН.А. выразила ясное и добровольное согласие на участие в программе страхования жизни от несчастных случаев и болезней заемщиков потребительских кредитов ЗАО «Райффайзенбанк»; подтвердила и согласилась с тем, что подписывая заявление на включение в программу страхования, будет выступать застрахованным лицом по договору страхования, заключенному между ЗАО «Райффайзенбанк», являющимся страхователем, и ООО «СК «Райфайзен Лайф», являющимися страховщиком; согласилась с тем, что ЗАО «Райффайзенбанк» будут являться выгодоприобретателем по договору добровольного группового страхования; поручила ЗАО «Райффайзенбанк» ежемесячно в безакцептном порядке списывать со своего счета плату за участие в программе группового страхования. В соответствии с заявлением на включение в программу страхования, подписанным истцом 21 марта 2014 года, Брусенцева Н.А. отказалась участвовать в программе страхования и быть застрахованным лицом по программе страхования, а также выразила свое согласие с тем, что Банк, как страхователь, назначает Выгодоприобретателем себя.

Из заявления также следует, что оплата страховой премии 21 марта 2017 года внесена не была.

В соответствии с пунктом 6.2 договора страхования договор действует в отношении застрахованного лица в течение периода действий кредитного договора при условии оплаты страховых взносов в установленные договором сроки.

На основании вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что 21 марта 2014 года в договор страхования Брусенцева Н.А. включена не была.

12 июля 2017 года Брусенцевой Н.А. написано заявление на включение в программу страхования жизни от несчастных случаев и болезней заемщиков потребительских кредитов АО «Райффайзенбанк», согласилась уплачивать плату за подключение к групповому договору страхования ежемесячно в размере 1170 рублей.

Согласно выписке из списка застрахованных лиц началом действия договора страхования в отношении Брусенцевой Н.А. является 12 июля 2016 года.

Таким образом, на основании заявления от 12 июля 2016 года и в связи с уплатой первого взноса и выраженным письменным согласием на участие в Программе страхования, Брусенцева Н.А. была включена в список застрахованных лиц по договору добровольного группового страхования.

В соответствии с пунктом 6.4 договора добровольного группового страхования в случае, если задолженность по уплате страховых взносов в отношении конкретного застрахованного лица в течение льготного периода (...) не будет ликвидирована, действие договора страхования в отношении соответствующего застрахованного лица прекращается автоматически без дополнительных уведомлений о прекращении договора страхования.

Доказательств внесения платы страхового взноса после 12 июля 2016 года в материалы гражданского дела стороной истца не представлено.

Таким образом, судом установлено, что договор страхования в отношении Брусенцевой Н.А. действовал в период с 12 июля 2016 года по 11 сентября 2016 года.

Согласно пункту 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховым случаем является свершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату.

В соответствии со статьей 939 Гражданского кодекса Российской Федерации заключение договора страхования в пользу выгодоприобретателя, в том числе и тогда, когда им является застрахованное лицо, не освобождает страхователя от выполнения обязанностей по этому договору, если только договором не предусмотрено иное, либо обязанности страхователя выполнены лицом, в пользу которого заключен договор. Страховщик вправе требовать от выгодоприобретателя, в том числе и тогда, когда выгодоприобретателем является застрахованное лицо, выполнения обязанностей по договору страхования, включая обязанности, лежащие на страхователе, но не выполненные им, при предъявлении выгодоприобретателем требования о выплате страхового возмещения по договору имущественного страхования либо страховой суммы по договору личного страхования. Риск последствий невыполнения или несвоевременного выполнения обязанностей, которые должны были быть выполнены ранее, несет выгодоприобретатель.

В статье 942 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что к существенным условиям договора страхования относятся условия о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая).

Обращаясь в суд с иском, Брусенцева Н.А. указала, что в период действия договора страхования - 03 августа 2016 года произошел страховой случай...

22 августа 2016 года Брусенцева Н.А. направила в адрес АО «Райффайзенбанк» заявление о страховой выплате. В подтверждение наступления события Брусенцева Н.А. представлены медицинские документы.

В выплате страхового возмещения ответчиком отказано, поскольку, исследовав представленные документы и проанализировав имеющиеся в них сведения, страховщик сделал вывод о развитии заболевания до включения в программу страхования.

Согласно амнезу заболевания в выписках из медицинской карты: «Больной считает себя с июня 2015 года, когда стали отмечаться ..., с октября 2015 года боли усилились, отмечен ...».

...

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что заболевание... диагностировано до подключения к программе страхования.

...

В соответствии с пунктом 3.1.1 договора добровольного группового страхования события, указанные в пункте 2.2 договора, не признаются страховыми случаями, если они произошли в результате умственного или физического заболевания или отклонения (дефекта), которыми болело, по поводу которого консультировалось или получало медицинскую помощь Застрахованное лицо до вступления договора в силу.

Поскольку судом установлено, что заболевание возникло до включения Брусенцевой Н.А. в программу страхования, о чем последней было известно, заявленное событие правомерно не признано страховым, в связи с чем основания для выплаты страховой суммы отсутствуют.

В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспорима сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Доказательств того, что положения договора признаны недействительными в установленном законом порядке, стороной истца не представлено.

Кроме того довод стороны истца о том, что пункт 3.1.1 договора добровольного группового страхования противоречит статье 963 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд отклоняет, поскольку положения вышеуказанной нормы Гражданского кодекса регулирует иные правоотношения.

Доказательств нарушения страховой компанией условий договора страхования либо требований закона не представлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Брусенцевой Н. А. к обществу с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Райффайзен Лайф» о взыскании страховой суммы отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд города Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Е.Т. Устабаев

Решение в окончательной форме принято: 04.08.2017 года.

Судья: Е.Т. Устабаев


 

Решения судов в категории "Споры, связанные с личным страхованием (кроме социальных споров)"

Решение суда о взыскании страхового возмещения по договору личного страхования, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов

Колба Н.Н. обратилась в Кировский районный суд г.Томска к Публичному акционерному обществу Страховая Компания «Росгосстрах» (далее – ПАО СК «Росгосстрах»), в котором просит взыскать с ответчика страховое возмещение в размере 1 000 000 руб., компен...

Решение суда о взыскании неустойки

Истец Малахов Э.О. обратился в суд с иском к ответчику публичному акционерному обществу Страховая компания «Росгосстрах» (далее – ПАО СК «Росгосстрах») о взыскании неустойки, мотивируя свои требования тем, что дд.мм.гггг произошло дорожно-транспор...




© 2024 sud-praktika.ru | sud-praktika@mail.ru

Рейтинг@Mail.ru